Учебно-методический комплекс по дисциплине «Русский язык и культура речи» для слушателей академии по специальности: 08. 05. 04 «Государственное и муниципальное управление»

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ» (СЗАГС)

ФИЛИАЛ В г. КАЛИНИНГРАДЕ

Кафедра общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Русский язык и культура речи»

для слушателей академии по специальности:

08.05.04 - «Государственное и муниципальное управление»

Рассмотрен и утвержден на заседании кафедры от 25 августа 2005 года, протокол № 1

Калининград, 2004 г.

СОСТОЯНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Блок 1

№ п/п

Наименование раздела учебно-методического комплекса

Наличие

(есть или нет)

Дата утверждения после разработки или изменения

Потребность в разработке или изменении

1

Выписка из образовательного стандарта

Есть

2

Информация о целях и задачах курса

Есть

3

Информация о видах занятий и методике обучения

Есть

4

Информация о видах контроля

Есть

5

Учебно-тематический план курса

Есть

6

Образовательная программа дисциплины

Есть

7

Список рекомендуемой литературы

Есть

8

Планы практических занятий с указанием литературы

Есть

9

Словарь терминов

Есть

10

Контрольные вопросы по каждой теме образовательной программы и по всему курсу

Есть

11

Материалы для тестовой системы

Есть

12

Методические рекомендации по изучению дисциплины для слушателей

Есть

1

ТРЕБОВАНИЯ

К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ  "ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ"

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Русский язык как способ существования русского национального мышления и русской культуры, нуждающейся в охране и правильном использовании. Русский язык как знаковая система передачи информации. Русский язык конца ХХ века. Новые явления в русском языке. Понятие коммуникативное качество речи - основное теоретическое понятие учения о культуре речи. Способы нормирования русского литературного языка. Виды и причины языковых ошибок и коммуникативных неудач.

Условия функционирования разговорной речи и роль внеязыковых факторов. Сфера функционирования, видовое разнообразие, языковые черты официально-делового стиля. Взаимопроникновение стилей. Специфика элементов всех языковых уровней в научной речи. Жанровая дифференциация, отбор языковых средств в публичном стиле.

Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи.

Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи.

Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

Основные единицы общения (речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие). Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

Культура речи и совершенствование грамотного письма и говорения (литературное произношение, смысловое ударение, функции порядка слов, словоупотребление). Невербальные средства коммуникации. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

2

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Цель изучения дисциплины – подготовить специалистов-управленцев, для которых овладение речевой и языковой культурой поведения – одно из обязательных условий развития профессиональных качеств. Владение навыками хорошей речи позволяет обучающимся адекватно воспринимать устную и письменную речь, понимать сказанное, улавливать суть поставленной проблемы, грамотно формулировать собственные мысли, корректно вести диалог, грамотно подготовить публичное выступление, работать в широком смысле этого слова с деловыми бумагами. Все эти умения, без исключения, являются важнейшим инструментом в профессиональной деятельности государственного служащего, отражают его общую культуру.

В связи с этим учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» должна решать следующие задачи:

- дать теоретические знания в области нормативного и целенаправленного употребления языковых средств в деловом и научном общении;

- сформировать практические навыки и умения в области составления различных типов текстов, предотвращения и корректировки возможных языковых и речевых ошибок, адаптации текстов для устного или письменного изложения;

- сформировать умения, развить навыки общения в различных ситуациях общения;

- совершенствовать культуру речевого поведения, необходимую для государственного служащего.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен:

и м е т ь п р е д с т а в л е н и е о месте и роли родного языка в системе ценностей, о хорошей и правильной речи, о функциональных стилях современного русского литературного языка и их взаимодействии, о типологии ошибок в письменном тексте, о языке как средстве выражения национальной культуры;

з н а т ь основные требования, предъявляемые к связной устной и письменной речи, основные определения и термины с целью предотвращения речевых и прочих ошибок в устных и письменных текстах, нормы культуры речи, требования, предъявляемые к деловому общению;

у м е т ь грамотно в орфографическом, пунктуационном и речевом отношении оформлять письменный текст, используя словари, и справочники, владеть всеми видами правки текстов научного и официально-делового стилей, пользоваться богатствами языка в процессе коммуникации, ориентироваться в различных речевых ситуациях, адекватно реализовывать свои коммуникативные намерения.

3

ВИДЫ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Основными видами учебных занятий в ходе изучения курса «Русский язык и культура речи» являются лекции, практические занятия и самостоятельная работа.

Все виды лекций (академическая, эвристическая, лекция-практикум) составляют основу теоретического обучения и призваны дать обучающимся систематизированные основы научных знаний по дисциплине, концентрировать внимание слушателей на основных направлениях применения полученных знаний на практике.

Практические занятия со слушателями проводятся по наиболее сложным вопросам (темам) учебной программы, с целью углубленного изучения дисциплины, привития слушателям навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации, формирования и развития у них научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументировать излагать и отстаивать свое мнение. Применение в ходе занятий приемов эвристики и практикума имеет целью соединение теории и практики, оперативное применение студентами полученных теоретических знаний в конкретных ситуациях профессиональной деятельности, что будет способствовать привитию им необходимых для успешной управленческой деятельности навыков.

Важным звеном во всей системе обучения является самостоятельная работа слушателей. В широком смысле под ней следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности обучаемых как в отсутствии преподавателя, так и в контакте с ним. Она является основным видом учебных занятий на всех формах обучения и имеет целью закрепить и углубить полученные знания, поиск и приобретение новых знаний, выполнение учебных заданий, выполнение контрольной работы, подготовку к ее защите и предстоящему экзамену. Преподаватель призван оказывать в этом методическую помощь слушателям и осуществлять руководство их самостоятельной работой.

4

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Текущий контроль проводить путем выборочного опроса на лекциях и практических занятиях. Результаты контроля отражать в журнале учета учебных занятий.

Итоговый контроль осуществить в форме экзамена по окончании изучения учебной дисциплины.

К экзамену допускаются студенты, получившие положительные оценки по всем видам контроля, предусмотренного учебной программой.

Оценка, полученная на экзамене, проставляется в приложении к диплому.

5

  1. Доклад опубликован на сайте гимназии (2)

    Доклад
    В настоящее время сетевое взаимодействие между образовательными учреждениями города Кирово-Чепецка обеспечивается за счет межшкольного учебного комбината, межшкольных факультативов, профильного (экологического) лагеря.
  2. Доклад о результатах деятельности муниципальной системы образования г. Владимира за 2009 2010 г г. и основных направлениях развития в 2011 2013 годах

    Доклад
    В последнее время все более возрастает роль образования, так как качество жизни человека тесно связано с качеством его образования. В связи с этим растет интерес общества к результатам образования, появляется множество инициатив, направленных
  3. Отчет о работе Северо-Западного окружного управления образования и окружного методического центра за 2009-2010 учебный год

    Содержательный отчет
    Во исполнение постановления Правительства Москвы «О ходе подготовки образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы к новому 2010-2011 учебному году» управлением образования, префектурой, управами районов,
  4. Отчет о самообследовании фгоу спо «Донецкий государственный промышленно-гуманитарный техникум»

    Содержательный отчет
    В 2008 году в соответствии с графиком прохождения комплексной экспертизы Рособрнадзора Донецкий государственный промышленно-гуманитарный техникум (ДГПГТ) подлежит Государственной аттестации, что является обязательным условием для осуществления
  5. Учебно-методический комплекс для студентов отделения заочного обучения специальности

    Учебно-методический комплекс
    008 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫЙ ПЛАН 3 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК 5 ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ 18 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ 3 ФИЛОСОФИЯ 5 Д) Сократ 31 КУЛЬТУРОЛОГИЯ 33 ЭКОНОМИКА 35 МАТЕМАТИКА 3 ИНФОРМАТИКА 39 ФИЗИКА 41 ХИМИЯ 44 БИОЛОГИЯ
  6. 2 Средняя заработная плата по категориям сотрудников в сравнении с предыдущим годом

    Документ
    На заседаниях Ученого совета ТГУ в 2008 году было рассмотрено и принято 85 решений. Была продолжена разработка нормативных документов, регулирующих организацию и обеспечение научного, учебного, финансово-экономического и кадрового процессов.
  7. Отчет о результатах самообследования. Государственное бюджетное образовательное учреждение

    Содержательный отчет
    Самообследование государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Пашковский сельскохозяйственный колледж» Краснодарского края, проведено рабочей группой на основании приказов директора по колледжу от 19.
  8. Отчёт о результатах самообследования по специальностям высшего профессионального образования

    Содержательный отчет
    В соответствии с приказом ректора НОУ ВПО «Сибирская академия управления и массовых коммуникаций (институт)» (далее НОУ ВПО САУМК(И от 11.12.2010 г. № 15 в институте была создана комиссия по анализу по показателям вуза и по подготовке
  9. Учебно-методический комплекс по специальности 030501 «Юриспруденция» (17)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс разработан на основе действующего уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального

Другие похожие документы..