Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент организаций»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

МАРКЕТИНГ В ТУРИЗМЕ

Учебно-методический комплекс для студентов специальности

080507 «Менеджмент организаций»

Тюмень, 2010

Содержание

1. Пояснительная записка ….………………………………………....…….3

  1. Тематический план…….…………..………………………………...........4

  2. Планы семинарских занятий …..………………………………….…......6

  3. Тематика контрольных работ .….……………………………………. 10

  4. Тематика курсовых работ…………………….………………………….11

  5. Контрольные вопросы к экзамену……………………………................12

  6. Библиографический список………………………………………...……13

Пояснительная записка

Учебная программа по курсу «Маркетинг в туризме» разработан для студентов очной и заочной форм обучения по специальности «Менеджмент организации»

Цель курса «Маркетинг в туризме»: обучение студентов основам теорий и практики маркетинговой деятельности в туризме. Теоретические основы даются применительно к деятельности туристских фирм. Однако многие методологические подходы можно использовать и в маркетинге гостиничных, ресторанных и транспортных предприятий, связанных с производством и продажей туристских услуг.

Задачи курса: изучить сущность, содержание и основные понятия маркетинга в туризме; специфику маркетинга туристских услуг; концепция маркетинга в туризме; маркетинговые исследования и этапы его проведения; сегментацию рынка туристских услуг; формирование маркетинговой стратегии; комплекс маркетинговых коммуникаций; организация и контроль маркетинга туристского предприятия.

Требование к усвоению курса: изучение маркетинга в туризме нацелено на формирование знаний и навыков, создающих основу для глубокого понимания процессов, происходящих в национальной российской экономике, на предприятиях туристской сферы.

Студент, освоивший курс «Маркетинг в туризме» должен:

владеть понятийным аппаратом курса, инструментарием анализа сферы туризма;

знать особенности маркетинга в туризме, проведение маркетинговых исследований туристского рынка;

иметь представление об особенностях туристского маркетинга;

понимать роль маркетинга в продвижении турпродукта;

уметь применять в профессиональной деятельности различные методы и формы маркетинговых исследований в сфере туризма.

Программа курса «Маркетинг в туризме» рассчитана на 144 часа, из которых 38 отводится на лекции, а 34 на семинарские занятия. На самостоятельную работу студентов отводится 72 часа

Форма отчётности – экзамен.

Тематический план курса «Маркетинг в туризме»

для студентов дневной и заочной форм обучения

п/п

Темы занятий

Л

С

СРС

1.1.

Введение. Предмет и задачи курса.

Раздел 1. Основные понятия маркетинга в туризме

Социально-экономическая сущность маркетинга

2

2

3

1.2.

Специфика маркетинга в туризме

2

2

3

1.3.

Сущность и содержание маркетинга в туризме

2

2

3

1.4.

Основные концепции маркетинга в туризме

2

2

3

2.1.

Раздел 2. Система маркетинговых исследова-

ний в туризме

Маркетинговые исследования в туризме. Цели, задачи и этапы его проведения.

2

2

4

2.2.

Правила и формы проведения маркетинговых

исследований.

2

2

3

3.1.

Раздел 3. Направления маркетинговых иссле-

дваний в туризме

Исследование среды маркетинга туристского

предприятия.

2

2

3

3.2.

Маркетинговые исследования туристского рынка

2

2

3

3.3.

Маркетинговые исследования туристского

продукта.

2

2

3

3.4.

Маркетинговые исследования конкурентов

2

2

3

3.5.

Маркетинговые исследования потребителей

туристских услуг.

2.

2

3

4.1.

Раздел 4. Формирование маркетинговой

стратегии в туризме.

Маркетинговая продуктовая стратегия туристского предприятия.

2

2

3

4.2.

Маркетинговая ценовая стратегия туристского предприятия

2

2

3

4.3.

Маркетинговая сбытовая стратегия туристского предприятия

2

2

3

5.1.

Раздел 5. Пропаганда и реклама в туризме

Особенности пропаганды и рекламы в сфере туризма

2

2

3

5.2.

Виды и средства рекламы

2

2

3

6.1.

Раздел 6. Организация и контроль маркетинговой деятельности в туризме.

Стратегическое планирование маркетинговых

исследований. Организация службы маркетинга в туристской фирме.

2

3

7.1

7.2

Раздел 7. Система маркетинговой информации туристского предприятия

Классификация маркетинговой информации

Система внутренней и внешней информации

2

2

2

3

3

Итого: 38 34 72

Планы семинарских занятий по курсу:

«Маркетинг в туризме»

Тема 1.

Социально-экономическая сущность маркетинга.

1. Определение и сущность понятия «маркетинг».

2. Маркетинг как экономический процесс.

3. Маркетинг как хозяйственная и управленческая функция.

Литература:

основная [ 1,2 ]; дополнительная [ 1,3,4 ]

Тема 2.

Туристский маркетинг, его особенности.

1. Специфика маркетинга в туризме.

2. Характеристика туристского продукта.

3. Основные виды маркетинга и сферы их применения.

Литература:

основная [ 1,2,3 ]; дополнительная [1,2,3,4 ]

Тема 3.

Основные концепции маркетинга в туризме.

1. Условия для применения маркетинга в России.

2. Принципы российского маркетинга в туризме.

3. Основные концепции маркетинга в туризме.

Литература:

основная [ 1,2,3,4 ]; дополнительная [1,3,4 ]

Тема 4.

Маркетинговые исследования в туризме.

Цели, задачи и этапы его проведения.

1. Сущность, содержание и направления маркетинговых исследований.

2. Методы и этапы проведения маркетинговых исследований.

Литература:

основная [ 1,2,4,5 ]; дополнительная [1,3,5 ]

Тема 5.

Формы и правила проведения маркетинговых исследований.

1. Основные направления маркетинговых исследований.

2. Формы организации маркетинговых исследований.

3. Правила и процедуры маркетинговых исследований.

Литература:

основная [ 1,2,4,5 ]; дополнительная [3,5 ]

Тема 6.

Исследование среды маркетинга туристского предприятия.

1. Анализ внутренней среды.

2. Изучение внешней среды.

Литература:

основная [ 1,2,4,6 ]; дополнительная [1,3,5 ]

Тема 7.

Маркетинговые исследования туристского рынка.

1. Структура туристского рынка.

2. Оценка конъектуры рынка.

3. Определение емкости рынка.

«Экономпресс», 1998. – с. 9-20.

Литература:

основная [ 1,2,4,6 ]; дополнительная [1,2,4,5 ]

Тема 8.

Маркетинговые исследования туристского продукта.

1. Структура туристского продукта.

2. Жизненный цикл туристского продукта.

Литература:

основная [1,2,4,5 ]; дополнительная [1,2,3,5 ]

Тема 9.

Маркетинговые исследования конкурентов.

1. Конкурентная среда туристского предприятия.

2. Элементы анализа конкурентов.

3. Конкурентная карта рынка.

Литература:

основная [ 1,2,4,5 ]; дополнительная [1,3,4,5 ]

Тема 10.

Маркетинговые исследования потребителей туристских услуг

1. Модель поведения потребителя.

2. Мотивы поведения потребителей.

3. Процесс принятия решения о приобретении туристской услуги.

Литература:

основная [1,2,3,4 ]; дополнительная [1,3,4,5 ]

Тема 11.

Маркетинговая продуктовая стратегия туристского предприятия.

1. Формирование продуктовой стратегии.

2. Этапы разработки турпродукта.

3. Внедрение турпродукта на рынок.

Литература:

основная [ 1,2,3,4,5 ]; дополнительная [1,2,3,5 ]

Тема 12.

Маркетинговая ценовая стратегия туристского предприятия.

1. Цена и ценообразование.

2. Цели ценообразования.

3. Методы и этапы разработки ценовой стратегии.

Литература:

основная [1,2,4,5,8 ]; дополнительная [1,3,4,5 ]

Тема 13.

Маркетинговая сбытовая стратегия туристского предприятия.

1. Формирование сбытовой стратегии.

2. Этапы разработки сбытовой стратегии.

3. Каналы сбыта турпродукта.

4. Стимулирование сбыта.

Литература:

основная [1,2,4,5 ]; дополнительная [1,3,4,5 ]

Тема 14.

Особенности пропаганды и рекламы в сфере туризма.

1. Сущность и цели туристской пропаганды и рекламы.

2. Направления туристской пропаганды и рекламы.

3. Этапы подготовки и проведения туристской пропаганды.

4. Выставки и ярмарки в системе маркетинга.

Литература:

основная [ 1,2,4,5,8 ]; дополнительная [1,3,4,5 ]

Тема 15.

Виды и средства рекламы в туризме.

1. Особенности рекламы в сфере туризма.

2. Виды туристской рекламы.

3. Основные этапы осуществления рекламной деятельности.

4. Планирование и разработка рекламного бюджета.

5. Средства распространения туристской рекламы.

Литература:

основная [ 1,2,4,5,8 ]; дополнительная [1,3,4,5 ]

Тема 16.

  1. Организация и контроль маркетинговой деятельности в туризме.

Литература:

основная [ 1,2,3,4 ]; дополнительная [1,3,4,5 ]

Тема 17.

  1. Роль маркетинговой информации туристского предприятия.

  2. Система внутренней и внешней информации.

Литература:

основная [ 1,2,4,5,8 ]; дополнительная [1,3,4 ]

Темы контрольных работ

  1. Сущность туристского маркетинга.

  2. Маркетинговые исследования в туризме.

  3. Специфика маркетинга в туризме.

  4. Маркетинговая информационная система.

  5. Маркетинговые исследования туристского рынка.

  6. Маркетинговые исследования турпродукта.

  7. Маркетинговые исследования турпредприятия.

  8. Маркетинговые исследования конкурентов.

  9. Сегментация рынка.

  10. Разработка бюджета маркетинга.

  11. Каналы сбыта турпродукта

  12. Ценообразование турпродукта.

  13. Организация личной продажи турпродукта.

  14. Стимулирование сбыта турпродукта.

  15. Роль рекламы и пропаганды в продвижении турпродукта.

  16. Виды рекламы.

  17. Средства рекламы.

  18. Пропаганда в комплексе маркетинговых коммуникаций.

  19. Реклама в комплексе маркетинговых коммуникаций.

  20. Стимулирование сбыта в комплексе маркетинговых коммуникаций.

  21. Личная продажа в комплексе маркетинговых коммуникаций.

  22. Формирование маркетинговой политики в турфирме.

  23. Сегментирование туристского рынка.

  24. Концепция маркетинга в туризме.

  25. Исследование среды маркетинга туристского предприятия.

Темы курсовых работ

  1. Роль маркетинга в продвижении турпродукта.

  2. Маркетинговые исследования и этапы его проведения.

  3. Концепции маркетинга в туризме.

  4. Стратегия турфирм по разработке и продвижению турпродукта.

  5. Ценовая стратегия турфирм.

  6. Сбытовая стратегия турфирм.

  7. Маркетинговая коммуникационная стратегия турпредприятия.

  8. Конкурентоспособность на туристском рынке.

  9. Имидж турфирм.

  10. Роль рекламы и пропаганды в продвижении турпродукта.

  11. Корпоративная культура турпредприятия.

  12. Международный туристский маркетинг.

  13. Брэндинг в туризме.

  14. Исследование среды маркетинга туристского предприятия.

  15. Маркетинговое исследование туристского рынка.

  16. Маркетинговое исследование туристского продукта.

  17. Маркетинговое исследование конкурентов.

  18. Маркетинговое исследование потребителей туристских услуг.

  19. Маркетинговое продуктовая стратегия туристского предприятия.

  20. Стимулирование сбыта на рынке туристских услуг.

  21. Фирменный стиль туристского предприятия.

  22. Маркетинг регионов и туристских центров.

Вопросы к экзамену по курсу

«Маркетинг в туризме»

1. Определение и сущность маркетинга в туризме.

2. Специфика маркетинга в туризме.

3. Основные виды маркетинга и сферы их применения.

4. Социально-экономическая сущность маркетинга в туризме.

5. Маркетинг в туризме как хозяйственная и управленческая функция.

6. Основные концепции маркетинга в туризме.

7. Цели и задачи маркетинговых исследований в туризме.

8. Методы и этапы проведения маркетинговых исследований.

9. Формы и правила проведения маркетинговых исследований в туризме.

10. Исследование среды маркетинга туристского предприятия.

11. Маркетинговые исследования туристского рынка.

12. Маркетинговые исследования туристского продукта.

13. Маркетинговые исследования конкурентов.

14. Маркетинговые исследования потребителей туристских услуг.

15. Сегментация рынка.

16. Формирование продуктовой стратегии в турфирме.

17. Этапы разработки турпродукта и внедрение его на рынок.

18. Цена и ценообразование. Технология расчета цен.

19. Этапы разработки ценовой стратегии.

20. Стимулирование сбыта.

21. Каналы сбыта турпродукта.

22. Коммуникационная стратегия турпредприятия.

23. Сущность и цели туристской пропаганды и рекламы.

24. Особенности пропаганды и рекламы в сфере туризма.

25. Этапы подготовки и проведения туристской пропаганды.

26. Пропаганда и общественное мнение как средство стимулирования прод-

вижения турпродукта.

27. Личная продажа как средство стимулирования продвижения турпродукта.

28. Виды туристской рекламы.

29. Средства распространения туристской рекламы.

30. Планирование и разработка рекламного бюджета.

31. Выставки и ярмарки в системе маркетинговых коммуникаций.

32. Организация и контроль маркетинговой деятельности в туризме.

33. Организация службы маркетинга в туризме.

34. Международный туристский маркетинг.

Библиографический список

Основная литература

1. Бутко, И. И.Маркетинг в туризме : учеб. пособие / И. И. Бутко, В. А.

Ситников, Е. А. Ситников. – Москва : Наука-спектр, 2010. – 410 с.

2. Дурович, А. П. Маркетинг в туризме : учеб. пособие для студентов вузов /

А. П. Дурович, 3-е изд.. – Минск : Новое знание, 2003. – 495 с.

3. Восколович, Н. А. Маркетинг туристских услуг : учебное пособие / Н. А.

Восколович, 2-е изд. – Москва : ЮНИТИ, 2009. – 208 с.

4. Дурович, А. П., Копанев, А. С. Маркетинг в туризме : учеб. пособие / под

общей ред. З. М. Горбылевой. – Минск : Экономпресс, 1998. – 400 с.

5. Дурович, А. П. Маркетинговые исследования в туризме : учебное пособие

/ А. П. Дурович. – Санкт-Петербург : Питер, 2008. – 384 с.

6. Джанджугазова, Е. А. Маркетинг туристских услуг : учебное пособие для

студ. высш. учеб. заведений / Е. А. Джанджугазова. – Москва : Академия,

2006. – 224 с.

7. Малков, М. И. Оценка эффективности маркетинговых исследований / М.

И. Малков. – Москва : Наука-спектр, 2009. – 53 с.

8. Сафронова, Е. В. Маркетинг в туризме : учебное пособие / Е. В. Сафроно-

ва, А. В. Яцук. – Москва: Альфа-М, 2009. – 240 с.

Дополнительная литература

1. Дашкова, Т. Л.Маркетинг в туристическом бизнесе : учеб. пособие / Т. Л.

Дашкова. - Москва : Дашков и К, 2010. – 71 с.

2. Квартальнов, В. Л. Туризм : учеб. / В. А. Квартальнов. – 2-е изд., испр. –

Москва : Финансы и статистика, 2007. – 336 с.

3. Котлер, Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм : учеб. для вузов / Ф.

Котлер, Д. Боуэн, Д. Мейкенз. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва :

ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 1063 с.

4. Янкевич, В. С. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме : рос-

сийский и международный опыт / В. С. Янкевич, Н. Л. Безрукова. –

Москва : Финансы и статистика, 2005. – 415 с.

5. Дубович, А. П. Маркетинговые исследования в туризме : учеб. пособие /

А. П. Дубович. – Санкт-Петербург : Питер, 2008. – 384 с.

Интернет - ресурсы

  1. Маркетинг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.dist-cont.ru

  2. Маркетинг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.marketing72.ru

  3. Маркетинг: основы и стратегии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.mngt.ru

  4. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

  5. Энциклопедия маркетинга [Электронный ресурс]. – Режим доступа : www.marketing.spb.ru

  1. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент организаций» (5)

    Учебно-методический комплекс
    Страноведение: учебно-методический комплекс для студентов специальности: «Менеджмент организации» (Сост. Л.В. Селиванова; ФГОУ ВПО «Тюменская академия культуры, искусств и социальных технологий», Институт сервиса и социально-культурных
  2. Учебно-методический комплекс для студентов специальностей 080507 «Менеджмент организации»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» включает в себя тематический план; содержание курса; задания для семинар­ских и практических занятий, самостоятельной работы студентов;
  3. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент организаций» (6)

    Учебно-методический комплекс
    История туризма: учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент организаций»/ Сост. И.Н. Приходько; ФГОУ ВПО «ТГАКИСТ», Институт сервиса и социально-культурных коммуникаций, кафедра менеджмента туризма и гостиничного бизнеса.
  4. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» (3)

    Учебно-методический комплекс
    Менеджмент туризма: учебно-методический комплекс для студентов специальности «Менеджмент организации». /Сост. Л.В.Селиванова; ФГОУ ВПО «ТГАКИиСТ», Институт сервиса и социально-культурных коммуникаций, кафедра менеджмента туризма и гостиничного бизнеса.
  5. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент организаций» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Основы менеджмента: учебно-методический комплекс для студентов специальности «Менеджмент организаций» / Сост. Л.Н. Захарова, Л.Н. Кошетарова, В.Е. Селиванов; ФГОУ ВПО «ТГАКИСТ», Институт сервиса и социально-культурных коммуникаций,
  6. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент организаций» (3)

    Учебно-методический комплекс
    Стандартизация и сертификация в индустрии туризма и гостеприимства: учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент организаций»/ Сост.
  7. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент организаций» (4)

    Учебно-методический комплекс
    Социально-экономическая география мира: учебно-методический комплекс/ автор-составитель И.В. Ивачев, А.Ю. Солодовников; ФГОУ ВПО «ТГАКИСТ», Институт сервиса и социально-культурных коммуникаций, кафедра менеджмента туризма и гостиничного бизнеса.
  8. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Менеджмент гостиничных предприятий: учебно-методический комплекс для студентов специальности «Менеджмент организации» / Составитель Е.М.Редькина; ФГОУ ВПО «ТГАКИСТ», Институт сервиса и социально-культурных коммуникаций, кафедра менеджмента
  9. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Организация обслуживания в гостиничных комплексах: учебно-методический комплекс для студентов специальности «Менеджмент организации» / Составитель Е.М.

Другие похожие документы..