Отчет по результатам исследования «Создание производства древесного угля в Ханты-Мансийском автономном округе Югре»

Сообщество независимых консультантов

Отчет «Создание производства древесного угля в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре»

ОТЧЕТ

по результатам исследования

«Создание производства древесного угля в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре»

Ханты-Мансийск 2010

Содержание

Содержание 2

Глава 1. Программа исследования 3

1.1. Программа исследования 3

1.2. Инструменты сбора данных (источники информации) 5

1.3. Модель выборки 6

Глава 2. Оценка ситуации по созданию производства древесного угля 7

2.1. Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих производство древесного угля в субъектах Российской Федерации 7

2.2. Изучение существующих практик субъектов Российской Федерации в области производства древесного угля 8

2.3. Анализ хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность по производству древесного угля на территории Уральского федерального округа 12

2.4. Технологии и требования, предъявляемые к производству древесного угля 17

2.5. Наличие существующего кадрового потенциала и потребности в кадрах для данного вида экономической деятельности 21

2.6. Уровень обеспеченности сырьем для производства древесного угля в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре 22

2.7. Уровень потребления древесного угля в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре 24

2.8. Оценка рынка, потенциальных потребителей древесного угля 28

Глава 3. Заключительная часть 29

3.1. Наиболее благоприятное месторасположение хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере производства древесного угля на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 29

3.2. Выводы о целесообразности развития деятельности по производству древесного угля в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре 30

3.3. Разработка проектов законодательных актов, обеспечивающих поддержку и развитие производства древесного угля в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре 32

Приложение 1. Контактные данные производителей угля древесного лиственных пород в Уральском федеральном округе с объемами производства 33

Приложение 2. ГОСТ 7657-84 37

Приложение 3. СанПин 47

Глава 1. Программа исследования

1.1. Программа исследования

Цель

Цель проводимого исследования – определение целесообразности создания производства древесного угля на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и определение условий, в которых данное производство будет экономически выгодным.

Проблема

На сегодняшний день в лесопромышленном комплексе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в процессе первичной переработки леса образуется значительное количество невостребованных остатков, которые можно было бы использовать при производстве древесного угля. Вместе с тем, древесный уголь, который потребляется населением и предприятиями автономного округа, производится за пределами округа и в его цене велика транспортная составляющая.

Задачи

Основными задачами, которые будут решаться в ходе исследования, выступают:

1. Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих производство древесного угля в субъектах Российской Федерации

2. Изучение существующих практик субъектов Российской Федерации в области производства древесного угля (для анализа предполагаются территории, где наиболее развито данное направление)

3.Анализ хозяйствующих субъектов (субъекты малого и среднего предпринимательства, индивидуальные предприниматели), осуществляющих деятельность по производству древесного угля в Уральском федеральном округе:

  • географическое расположение хозяйствующих субъектов осуществляющих деятельность по производству древесного угля в автономном округе;

  • оценка влияния органов власти муниципальных образований и автономного округа на развитие производства древесного угля;

  • определение барьеров, препятствующих развитию деятельности по производству древесного угля на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

  • оценка потенциала автономного округа в развитии производства древесного угля

4. Определение существующего кадрового потенциала и потребности в кадрах для данного вида экономической деятельности

5. Изучение уровня обеспеченности сырьем для производства древесного угля в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

6. Изучение уровня потребления древесного угля в автономном округе

7. Оценка рынка, потенциальных потребителей древесного угля

8. Составление перечня технологий и требований, предъявляемых к производству древесного угля в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

9. Определение наиболее благоприятного месторасположения хозяйствующих субъектов осуществляющих деятельность в сфере производства древесного угля на территории автономного округа

10. Разработка выводов о целесообразности развития деятельности по производству древесного угля в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре

11. Разработка проектов законодательных актов, обеспечивающих поддержку и развитие производства древесного угля в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Сроки

Исследование планируется осуществлять в два этапа:

  • На первом этапе, в срок до 18 января 2010 года, будут решены задачи 1-8 и подготовлена аналитическая записка по итогам решенных задач.

  • На втором этапе, в срок до 8 февраля 2010 года будут решены задачи 9-11 и подготовлен итоговый отчет о проведенном исследовании.

Регион исследования

Основным регионом, который будет изучен в ходе исследования, является Ханты-Мансийский автономный округ – Югра. Однако, поскольку в настоящее время древесный уголь поставляется на территорию округа из соседних регионов, то будут подробно изучены также производства древесного угля, которые есть в регионах Уральского федерального округа. Также учитывая, что в Ямало-Ненецком автономном округе нет собственного производства древесного угля, и на сегодняшний день он завозится из отдаленных регионов, то этот округ будет изучен с точки зрения потенциального рынка сбыта.

Товары-заменители (субституты)

Поскольку теоретически древесный уголь может применяться в широком перечне производств, то у него имеется большое количество товаров-заменителей. Так, например, в животноводстве древесный уголь может использоваться для профилактики анемии у поросят на первых днях жизни, однако на практике для решения этих задач применяют вакцины. В черной металлургии субститутом древесного угля является каменный уголь, причем последний дешевле в использовании, а потому в настоящее время почти все сталеплавильные заводы отдают предпочтение именно ему.

Древесный уголь также используется в некоторых технологиях отчистки воды, в фармацевтике, в химической промышленности и в процессе производства цветных металлов.

Все товары-заменители, которые есть в различных сферах применения древесного угля, будут изучены и проведено их сравнение с древесным углем.

Поставщики оборудования для производства

Поскольку в ходе исследования необходимо определить целесообразность открытия производства древесного угля в автономном округе, то необходимо будет исследовать рынок поставки оборудования для производства древесного угля. Полученные данные позволят соотнести затраты на организацию производства с вероятной прибылью от функционирования данного производства.

Отрасли-потребители древесного угля

Древесный уголь может быть использован в следующих отраслях промышленности:

  1. Цветная металлургия

  2. Химическая промышленность

  3. Производство кристаллического кремния

  4. Производство активированного угля

  5. В животноводстве как кормовая добавка

  6. Ликероводочная промышленность

  7. Общественное питание

  8. Изготовление косметики

  9. Черная металлургия

  10. Электротехническая промышленность

Каждая из этих отраслей, а также бытовое использование древесного угля, будут изучены с точки зрения объемов потребления, а также требований, предъявляемых к продукции со стороны субъектов работающих в отрасли. Это поможет получить данные о местонахождении основной массы потребителей и об объемах древесного угля, востребованного на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Предприятия-производители древесного угля (Конкуренты)

По нашим данным, на сегодняшний день на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры нет производителей древесного угля. Поэтому основной задачей в данном разделе будет изучение производств, находящихся на территории других регионов, входящих в Уральский федеральный округ (юг Тюменской области, Свердловская, Челябинская и Курганская области).

1.2. Инструменты сбора данных (источники информации)

Основные источники данных, которые будут использоваться в ходе исследования:

  • Федеральная служба государственной статистики

  • Федеральная таможенная служба

  • Открытые источники информации

  • Ранее проводимые исследования

  • Данные органов власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, хозяйствующих субъектов экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

  • Законодательная и нормативная база, регулирующая производство древесного угля и его реализацию потребителям

Данные Федеральной Службы Государственной Статистики

Данные Федеральной Службы Государственной Статистики позволяют оценить рынок по следующим показателям:

  • общий объем и динамика производства продукции;

  • объем производства продукции по регионам;

  • объем производства продукции по компаниям-производителям.

Использование данных Федеральной службы государственной статистики позволяет подробно проанализировать динамику производства продукции не только в целом по стране, но и по отдельным федеральным округам, регионам и компаниям.

Данные Федеральной Таможенной Службы

Данные Федеральной Таможенной Службы позволяют оценить рынок с точки зрения экспорта товара.

Анализ экспорта подразумевает оценку его динамики, направления экспорта (страны-получатели).

Открытые источники информации

В качестве открытых источников информации будут использоваться данные материалов Интернет, электронных баз данных, данные периодических изданий.

Ранее проводимые исследования

В распоряжении рабочей группы есть исследования рынка древесного угля, которые проводились ранее. В частности:

  1. Маркетинговое исследование «Рынок древесного угля в России», август 2009 года, автор «Академия конъюнктуры промышленных рынков», г. Москва

  2. Маркетинговое исследование «Исследование спроса на древесный уголь в Уральском федеральном округе», июнь 2005 года, автор ООО «Консалтинговая фирма «Лекс», г. Тюмень

Данные исследования позволяют получить представление о динамике рынка древесного угля в Уральском федеральном округе, а также о состоянии рынка древесного угля в России в целом и в отдельных регионах в частности.

Данные органов власти автономного округа, хозяйствующих субъектов экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

В ходе исследования будут использованы аналитические материалы, которые предоставят органы власти автономного округа (Департамент лесного хозяйства, Департамент инвестиций, науки и технологий, а также Департамент охраны окружающей среды и экологической безопасности автономного округа)

Законодательная база по древесному углю

Анализ законодательной базы по древесному углю, в том числе ГОСТов, и возможных региональных законов о поддержке лесоперерабатывающей отрасли в целом и производстве древесного угля в частности, помогут определиться в вопросах требований, предъявляемых к процессу производства древесного угля, а также изучить практику стимулирования создания подобных производств в регионах России.

1.3. Модель выборки

Модель выборки – это технология, по которой из всей генеральной совокупности отбирается выборочная совокупность, репрезентирующая всю генеральную совокупность. Данная технология применяется в тех исследованиях, где генеральная совокупность слишком велика, чтобы проводить сплошное изучение.

В случае исследования рынка древесного угля, на котором в автономном округе нет ни одного действующего производства, а на территории Уральского федерального округа расположено 72 производства, из которых более половины мелкие и работают на внутренние нужды предприятия, построение модели выборки нецелесообразно. В данном случае необходимо сплошное исследование всех производителей древесного угля в Уральском федеральном округе.

  1. Отчет по результатам исследования «Создание производства древесного угля в Ханты-Мансийском автономном округе Югре» (2)

    Содержательный отчет
    3.3. Разработка проектов законодательных актов, обеспечивающих поддержку и развитие производства древесного угля в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре 32
  2. Отчет Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа Югры о результатах деятельности Правительства Ханты-Мансийского автономного округа Югры в 2011 году Презентация (формат ppt, 6,8 Мб)

    Содержательный отчет
    Отчет ГубернатораХанты-Мансийского автономного округа – Югрыо результатах деятельности ПравительстваХанты-Мансийского автономного округа – Югрыв 2011 году
  3. Заседание Думы Ханты-Мансийского автономного округа Югры. Докладывает

    Заседание
    О проекте закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Об организации деятельности розничных рынков на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры" (второе чтение).
  4. Итоги социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа Югры за 2010 год

    Документ
    В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 14 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 июля 2007 года № 99-оз «Об отдельных вопросах организации и осуществления бюджетного процесса в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»,
  5. Комплексная безопасность несовершеннолетних часть 1 Правовые акты Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа Югры, л окальные акты органов исполнительной власти Ханты-Манси йск

    Документ
    Е.Н. Степичева, главный специалист Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
  6. Краско М. Г. Директор Департамента труда и социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

    Документ
    Снисаренко В.А. – Заместитель директора, начальник Управления по труду Департамента труда и социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
  7. Ханты-мансийского автономного округа югры (1)

    Документ
    Во исполнение Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29 января 2011 года №
  8. Стратегия социально экономического развития ханты-мансийского района до 2020 года

    Документ
    1.1 Анализ нормативных актов Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, регламентирующих разработку программных документов, определяющих стратегическое планирование развития на долгосрочную перспективу 6
  9. Программа дистанционного обучения и сопровождения потенциальных и действующих усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей и патронатных воспитателей по заочной форме

    Программа
    ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ И ДЕЙСТВУЮЩИХ УСЫНОВИТЕЛЕЙ, ОПЕКУНОВ (ПОПЕЧИТЕЛЕЙ), ПРИЕМНЫХ РОДИТЕЛЕЙ И ПАТРОНАТНЫХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ

Другие похожие документы..