Планы семинарских занятий и методические указания по курсу для студентов всех специальностей и направлений Санкт-Петербург

ФИЛОСОФИЯ

Планы семинарских занятий и методические указания по курсу

для студентов всех специальностей и направлений

Санкт-Петербург

2010

Министерство образования и науки Российской Федерации

_____________________

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ЛЕСОТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ С.М. КИРОВА

________________________________________________________________________

ФИЛОСОФИЯ

Планы семинарских занятий и методические указания по курсу

для студентов всех специальностей и направлений

Санкт-Петербург

2010

Рассмотрены и рекомендованы к изданию кафедрой философии

Гуманитарного факультета Санкт-Петербургской лесотехнической

академии имени С.М.Кирова 8 июня 2010 г.

Составители:

кандидат философских наук, доцент Д.Е. Любомиров

кандидат философских наук, доцент Н.А. Антипин

кандидат философских наук, доцент А.А. Дюранов

кандидат философских наук, доцент П.Г. Выжлецов

кандидат философских наук, доцент С.О. Петров

кандидат философских наук, доцент О.В. Сапенок

старший преподаватель Е.В. Соколова

Ответственный редактор

кандидат философских наук, доцент Д.Е. Любомиров

Рецензент

кафедра философии СПбГЛТА

Методические материалы предназначены для студентов всех

факультетов и форм обучения, изучающих дисциплину «Философия»

Темплан 2010 г. Изд. №

ОГЛАВЛЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ

УКАЗАНИЯ ПО КУРСУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ

  1. Оглавление………………………………………………….4

  1. Введение…………………………………………………….5

  1. Государственный стандарт по дисциплине

«Философия» для нефилософских специальностей……..6

  1. Программа дисциплины «Философия»……………………7

  1. Планы семинарских занятий………………………………12

  1. Список литературы………………………………………...29

  1. Как подготовиться к зачету и экзамену по философии …31

  1. Экзаменационные вопросы…………………………………32

Введение

Преподавание курса философии в вузе имеет своей целью формирование мировоззренческой и методологической культуры будущего специалиста и гражданина.

В ходе обучения ставятся задачи:

- познакомить студента с сущностью (основными разделами, проблемами) философии, ее ролью в жизни человека и общества, важнейшими этапами развития философской мысли, главными направлениями и течениями современной философии;

- научить студента ориентироваться в наиболее общих вопросах бытия и познания, проблемах ценностей, свободы и смысла жизни, самостоятельно формулировать, анализировать, обосновывать и, при необходимости, отстаивать свои убеждения, использовать философские понятия и методы в ходе профессиональной деятельности, в процессе принятия решений и ведения дискуссий.

Учебная дисциплина «Философия» изучается на всех факультетах академии в основном на 2 – 4 курсах после таких гуманитарных дисциплин, как история и культурология, которые подготавливают студента к восприятию теоретически и терминологически более сложного философского материала.

Курс включает в себя исторический и систематический разделы, дающие в совокупности представление об основных этапах развития философских знаний и их современном состоянии.

Предлагаемая работа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта, а также структуры и опыта преподавания учебной дисциплины «Философия» в Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии и имеет своей целью оказать методическую помощь студенту на всех этапах его самостоятельной и аудиторной работы.

Д.Е.Любомировым написаны: тема 1, тема 2 (занятие 1,2), тема 7;

Е.В.Соколовой – тема 2 (занятие 3, 4);

А.А.Дюрановым – тема 2 (занятия 5, 6);

С.О.Петровым – темы 3, 6;

Н.А.Антипиным – темы 4, 10;

О.В.Сапенок – темы 5, 9;

П.Г.Выжлецовым – тема 8.

Государственный стандарт знаний по дисциплине «Философия» для студентов нефилософских специальностей

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.

Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространство, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.

Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

ПРОГРАММА учебной дисциплины «Философия»

Наименование тем и их содержание

1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

Понятие мировоззрения. Мировоззрение как мироощущение и миропонимание. Отношение человека к миру как основной вопрос мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское, их взаимосвязь. Структура мировоззрения и место в ней философии. Всеобщность, рациональность и проблемность философского постижения мира. Предмет философии как философская проблема. Специфика философского вопрошания. Философские вопросы как функции философии. Социальные функции философии, ее разделы и основные философские направления.

Место и роль философии в культуре. Философия как самосознание человека, общества и эпохи. Философия и религия. Философия и искусство. Философия и наука. Философия как учение о сущем и должном. Философия и общечеловеческие ценности. Структура философского знания: философия (ее основные разделы), философские дисциплины (этика, эстетика и т.д.), философские проблемы различных наук и сфер бытия (философия образования, физики, права, биологии и т.д.). Философия как гуманитарное знание. Философия, глобальные проблемы и судьбы человечества.

2. СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ШКОЛЫ И ЭТАПЫ ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Возникновение и развитие основных философских направлений в ранней философии Востока и Запада. Философские школы Древней Индии. Древний Китай: конфуцианство и даосизм. Основные школы античной философии (милетская, пифагорейская, элейская, атомистическая, эпикурейская, киническая, стоическая). Философские взгляды Платона и Аристотеля.

Религиозный характер философии средневековья: патристика и схоластика. Теоцентризм философских систем Аврелия Августина и Фомы Аквинского.

Проблемы человека как личности, натурфилософии и социального развития в возрожденческой философской мысли (Пико делла Мирандола, Н. Кузанский, Н. Макиавелли).

Научная революция ХУП века и философия Нового времени. Эмпиризм /Ф. Бэкон/ и рационализм / Р. Декарт/ как ведущие методологические установки эпохи.

Философия Просвещения. Классики немецкой философии / И. Кант, Г. Гегель/ о проблемах диалектики познания, природы и истории.

Истоки, основные идеи и эволюция философии марксизма.

Основные направления и особенности развития русской философии ХIХ - ХХ веков. П.Я. Чаадаев, славянофилы и западники, Н.Г. Чернышевский, русская религиозно-философская мысль /В Соловьев, Н. Бердяев/, русский космизм / Н. Федоров и др./

Иррационалистическое направление в западной философии ХIХ столетия. Волюнтаризм А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.

Ведущие течения западной философии ХХ - XXI веков / неопозитивизм, феноменология, экзистенциализм, персонализм, неотомизм, фрейдизм, философская антропология и др./

3. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ

Онтология как учение о бытии. Основные виды бытия (материальное, идеальное, социальное, человеческое) и их взаимосвязь.

Бытие и проблема субстанции. Виды субстанций. Монизм, дуализм и плюрализм в понимании бытия и субстанции. Проблема субстанции и развитие естествознания. Понятия материального и идеального.

Понятие движения. Движение и покой. Движение и развитие. Многообразие форм движения, их качественная специфика и взаимосвязь. Редукционизм и его ограниченность.

Пространство и время, их основные характеристики. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Многообразие пространственно-временных отношений в различных видах бытия. Парадоксы пространства и времени.

Взаимосвязь философии и науки в познании мира. Научные, философские и религиозные картины мира.

4. СОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

Проблема сознания в философии. Сознание как сущностное свойство и отличительный признак человека: его происхождение, природные и социальные предпосылки. Сознание и отражение. Эволюция форм отражения в неживой и живой природе. Психика животных и сознание человека.

Сознание как регулятор человеческой деятельности. Сознание и труд. Сознание и общение. Сознание и познание. Сознание – идеальное конструирование реальности. Идеальность сознания. Роль языка в становлении и развитии сознания. Знак и значение. Проблема моделирования мышления. Действительность, мышление, логика и язык.

Сознание как способ существования человеческого «Я». Структура сознания. Самосознание и личность. Взаимосвязь сознательного и бессознательного в поведении человека. Разум и эмоции. Индивидуальное и общественное сознание.

5. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

Специфика философского подхода к познанию. Сознание и познание. Основные гносеологические установки: оптимизм, агностицизм, скептицизм.

Познание как исторически развивающееся отношение человека к миру. Структура познавательного процесса. Субъект и объект познания. Познание, практика, творчество.

Познание как отражение и знаковая деятельность. Многообразие форм познания /обыденное и теоретическое, вненаучное и научное и др./ Знание и вера. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Чувственное и рациональное в познании, их формы и взаимосвязь. Проблема истины. Истина и заблуждение. Когерентная, корреспондентная, прагматическая, конвенционалистская и деятельностная концепции истины. Диалектика абсолютного и относительного в познании. Критерии истины. Истина и ценность.

Научное и вненаучное знание. Научное познание, его структура, методы и формы. Критерии научности.

Научные революции и смены типов рациональности. Рост научного и технического знания в современном мире. Сциентизм и антисциентизм. Наука и техника в третьем тысячелетии.

  1. ДИАЛЕКТИКА КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПОСОБ ПОСТИЖЕНИЯ МИРА

Диалектика как учение и метод познания и преобразования изменяющегося мира. Диалектика и метафизика. Понятие развития в философии и науке. Проблема критериев развития.

Основные законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания.

Категории диалектики. Принцип системности и его раскрытие в категориях «часть-целое», «система – элемент - структура», «форма - содержание». Современный системный подход. Закономерности динамические и статистические. Принцип детерминизма и его раскрытие посредством категорий «причина-следствие», «необходимость-случайность», «возможность-действительность». Детерминизм лапласовский и вероятностный. Индетерминизм. Проблема самоорганизации бытия в философии и науке.

7. ОБЩЕСТВО КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Общество как объект социального познания. Специфика философского исследования общества, влияние мировоззренческих установок на его понимание. Структура общества, его элементы и системообразующие факторы.

Уровни организации общества как оформление и закрепление социального опыта действующего человека: материально-производственного, политического, духовного; их взаимосвязь. Проблемы социальной детерминации. Гражданское общество и государство.

Философская проблематика исторического процесса. Смысл и направленность истории, ее единство и многообразие. Поиски движущих сил общественного развития. Человек и исторический процесс: свобода и необходимость в истории.

  1. Программа, планы семинарских занятий и методические указания по изучению курса Для студентов гф

    Программа
    Социально-культурный сервис и туризм на транспорте: Программа, планы семинарских занятий и методические указания по изучению курса/ Университет ГА. С.
  2. Методика подготовки и написания реферата по политологии методические указания и рекомендации для студентов всех специальностей

    Реферат
    Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки студентов к семинарским занятиям, а также для выполнения рефератов в рамках контролируемой самостоятельной работы.
  3. Планы семинарских занятий и методические указания для студентов дневных факультетов на 2009/10 уч год Челябинск

    Планы семинарских занятий
    История Отечества: планы семинарских занятий и методические указания для студентов дневных факультетов на 2009/10 уч. год/ составители: М.В. Сапронов, Н.
  4. Методические указания по изучению курса для студентов всех специальностей Санкт-Петербург

    Методические указания
    Методические указания рекомендованы студентам СПбГАСЭ, изучающим курс «Отечественная история». Они разработаны в соответствии с Государственным образовательным стандартом.
  5. Учебник для студентов всех специальностей и направлений подготовки высших учебных заведений

    Список учебников
    Самостоятельная учебно-научная деятельность студентов: психофизиологические и организационно-методические основы: Учебник для студентов всех специальностей и направлений подготовки высших учебных заведений.
  6. Методические указания к изучению курса «Политология» для студентов всех специальностей и всех форм обучения под ред проф. В. Ф. Цымлова

    Методические указания
    Методические указания разработаны в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта в помощь студентам по курсу “Политология” для всех форм обучения.
  7. Методические указания к изучению курса для студентов нефилологических специальностей заочной формы обучения

    Методические указания
    Русский язык и культура речи : методические указания к изучению курса для студентов нефилологических специальностей заочной формы обучения / сост. Г. И.
  8. Учебно-методический комплекс по курсу. Часть Тематический план занятий. Часть 1 (1)

    Учебно-методический комплекс
    Курс «История русской культуры» предназначен для студентов всех факультетов, которые реализуют образовательную программу по направлению «История». Курс предназначен прежде всего для студентов факультетов истории, политологии и права,
  9. Учебно-методический комплекс по курсу. Часть Тематический план занятий. Часть 1 (2)

    Учебно-методический комплекс
    Курс «История русской культуры» предназначен для студентов всех факультетов, которые реализуют образовательную программу по направлению «История». Курс предназначен прежде всего для студентов факультетов истории, политологии и права,

Другие похожие документы..