Образовательный стандарт республики беларусь

Цифровая электроника

Системы счисления и методы кодирования, применяемые в цифровых устройствах. Основы булевой алгебры, минимизация логических схем с помощью логических функций и карт Карно. Схемотехника базовых логических элементов транзисторно-транзисторной логики (ТТЛ), логики на комплементарных транзисторах (КМОП), эмиттерно-связанной логики (ЭСЛ). Основные интегральные микросхемы ТТЛ, КМОП и ЭСЛ. Комбинационные цифровые устройства: дешифраторы, муль­типлексоры, шифраторы, постоянные запоминающие устройства (ПЗУ), программируемые логические матрицы (ПЛМ), программируемые логические интегральные схемы (ПЛИС), сумматоры, компараторы двоичных чисел, микросхемы контроля четности. Последовательностные устройства: триггеры, счетчики, регистры, оперативные запоминающие устройства (ОЗУ). Импульсные цифровые устройства: одновибраторы, мультивибраторы, триггеры Шмитта, генераторы, управляемые напряжением. Цифровые устройства промыш­ленной электроники: цифровые фазовращатели, синтезаторы час­тот, фазовые и частотные импульсные детекторы, помехоустойчи­вые кодеры и декодеры на базе полиномиальных счетчиков, сигна­турные анализаторы цифровых устройств.

В результате изучения дисциплины обучаемый должен:

знать:

– системы счисления и способы кодирования, применяемые в цифровой электронике;

– основы булевой алгебры;

– способы минимизации логических схем;

– методы анализа и синтеза комбинационных, последовательностных и импульсных устройств;

уметь:

– анализировать процессы, происходящие в цифровых схемах, при различных режимах эксплуатации;

– использовать цифровые интегральные микросхемы при проектировании устройств промышленной электроники.

Теория автоматического управления

Задачи и основные понятия автоматического регулирования: объект, регулируемая величина, уставка, регулятор. Классификация систем автоматического регулирования. Типовые и особые звенья систем автоматического управления (САУ). Виды соединений звеньев. Структурные схемы САУ. Эквивалентные преобразования структурных схем. Виды и свойства обратных связей в САУ. Установив­шийся режим статических и астатических систем. Влияние возмуще­ний и помех. Алгебраические и частотные критерии устойчивости. Амплитудно-фазовые характеристики. Логарифмические частотные характеристики. Понятие о синтезе САУ. Последовательная и параллельная коррекция САУ. Критерии качества процесса регулирования САУ. Расчет САУ по показателям качества. Типовые регуляторы САУ. Нелинейные системы управления. Импульсные и цифровые системы управления. Измерительные и исполнительные элементы САУ.

В результате изучения дисциплины обучаемый должен:

знать:

– схемы, временные и частотные характеристики типовых звеньев систем автоматического управления;

– принципы построения основных видов САУ;

– методы анализа САУ;

уметь:

– выбирать структуру и технические средства САУ при заданных требованиях к характеристикам и показателям качества управления и регулирования;

– анализировать устойчивость и качество САУ.

Микроэлектроника и микросхемотехника

Основные технологические операции при производстве гиб­ридных интегральных схем. Элементы гибридных интегральных схем – резисторы и конденсаторы. Основные технологические опе­рации при производстве полупроводниковых интегральных микросхем (ИМС). Элементы полупроводниковых ИМС – диоды, рези­сторы, конденсаторы, транзисторы. Схемотехника, анализ основ­ных характеристик и расчет каскадов интеграль­ных микросхем. Интегральные источники постоянного тока и опорного напряже­ния. Термокомпенсация и термостабилизация. Операционные усилители в интегральном исполнении: назначение, классификация, структурные схемы, схемотехника универсальных и прецизионных операционных усилителей, шумовые параметры. Назначение, схемотехника, ос­новные параметры и примеры применения типовых аналоговых ИМС – стабилизаторов и компараторов напряжения, аналоговых ключей, устройств выборки и хранения, аналоговых перемножителей сигналов, цифро-аналого­вых и аналого-цифровых преобразователей, микросхем для устройств связи.

В результате изучения дисциплины обучаемый должен:

знать:

– основные принципы, методы и средства реализации технологических процессов производства интегральных микросхем;

– структурные схемы и особенности схемотехники интегральных микросхем;

уметь:

– измерять электрические характеристики и определять основные технические параметры аналоговых интегральных микросхем;

– применять интегральные микросхемы при проектировании радиоэлектронных схем.

Микропроцессорная техника

Базовые понятия и определения микропроцессорной техники: микропроцессор, микроЭВМ, микропроцессорная система (МПС), микроконтроллер, однокристальный микроконтроллер. Классификация микропроцессоров, основные варианты их архитектуры. Общая структура и принципы функционирования МПС. Система команд и способы адресации операндов. Интерфейсы МПС. Классификация и структура однокристальных микроконтроллеров. Семейства микроконтроллеров. Процессорное ядро микроконтроллера, память программ и данных, порты ввода/вывода, таймеры и процессоры событий, интерфейсы. Система команд микроконтроллеров. Проектирование устройств на однокристальных микроконтроллерах. Основные этапы разработки. Разработка аппаратных средств. Разработка и отладка программного обеспечения, программные симуляторы. Методы и средства совместной отладки аппаратных и программных средств: внутрисхемные эмуляторы, отладочные платы, мониторы отладки, эмуляторы ПЗУ, специализированные отладочные интерфейсы. Программирование процедур обработки данных, выполнение математических операций над целыми и дробными числами в форматах с фиксированной и плавающей запятой, программирование типовых процедур управления и контроля, сопряжения с индикаторами, клавиатурой, аналого-цифровыми и цифро-аналоговыми преобразователями. Применение языка С для разработки программного обеспечения.

В результате изучения дисциплины обучаемый должен:

знать:

– характеристики и типы микропроцессоров;

– назначение и основные параметры элементов микропроцессорных систем;

– структуру однокристальных микроконтроллеров и принципы работы микропроцессорных устройств на их базе;

– методы сопряжения микропроцессорных систем с внешними устройствами;

уметь:

– проектировать микропроцессорные устройства, реализующие заданные функции управления и обработки информации;

– разрабатывать программное обеспечение для микроконтроллерных устройств и выполнять его отладку.

Конструирование радиоэлектронных средств

Условия эксплуатации радиоэлектронных средств (РЭС). Климатические, механические и радиационные факторы, влияющие на работу РЭС. Методы конструирования, иерархия базовых конструкций, компоновочные схемы, критерии компоновки. Основные этапы и стадии проектирования РЭС, конструкторская документация. Проектирование типовых конструкций первого уровня – электронных узлов на печатных платах. Алгоритмы решения схемно-топологических задач: компоновки (разрезания и покрытия) и размещения элементов, трассировки соединений. Элементы разъемных электрических соединений. Принципы эргономики и технического дизайна в проектировании конструкций верхних уровней. Порядок формирования технических условий на электронные устройства. Способы защиты аппаратуры от механических воздействий, вибрационные модели несущих конструкций. Механизмы теплообмена, расчет теплового сопротивления конструкции. Обеспечение нормального теплового режима работы РЭС, выбор системы и характеристик устройств охлаждения. Конструктивные методы защиты РЭС от внутренних и внешних электромагнитных помех. Надежность РЭС. Основные свойства надежности, показатели надежности восстанавливаемой и невосстанавливаемой аппаратуры. Структурные, конструкторско-технологические и эксплуатационные способы обеспечения и повышения надежности. Формулирование требований к надежности, оценка надежности РЭС как сложного объекта, проектирование комплекта запасных изделий и принадлежностей. Комплексная оценка качества электронных изделий: показатели назначения и надежности, безопасности и эргономики, технологичности и патентно-правовые; комплексная оценка качества конструкции.

В результате изучения дисциплины обучаемый должен:

знать:

  • основные задачи, методы и этапы конструкторского проектирования РЭС, возможности и средства автоматизации;

  • принципы конструирования РЭС с учетом воздействия внешних факторов;

  • основные конструкторские документы, принципы обеспечения качества, в том числе технологичности, конструкции РЭС;

уметь:

  • выбирать методы конструирования и компоновочные схемы РЭС;

  • проектировать электронные узлы на печатных платах с применением средств автоматизации;

  • анализировать условия эксплуатации РЭС, выбирать методы ее защиты от внешних воздействий.

Преобразовательная техника

Источники питания устройств промышленной электроники: анализ и расчет схем силовых выпрями­телей, сглаживающих фильтров, стабилизаторов напряжения и тока. Элементы силовой преобразовательной техники: инверторы, конверторы. Характеристики формы информационно-измерительных сигналов. Преобразователи формы информационного сигнала на основе схем с операционными усилителями (ОУ): схемы масштабирования, измерительные выпрямители, модуляторы, демо­дуляторы, логарифмический и антилогарифмический усилители, идеальные диоды на основе ОУ, измерители среднего значения переменного напряжения, фазочувствительные выпрямители, усилители-ограничители. Генераторы сигналов специальной формы. Первичные датчики – преобразователи неэлектрических величин. Измерительные цепи для датчиков физических величин, способы повышения чувствительности и точности.

В результате изучения дисциплины обучаемый должен:

знать:

– основные принципы построения схем источников питания;

– характеристики формы сигналов;

– типовые схемы информационных преобразователей;

уметь:

– анализировать устройства преобразования сигналов;

– проектировать схемы источников питания, элементов силовой преобразовательной техники, преобразователей формы информационного сигнала, генераторов сигналов специальной формы;

– проектировать измерительные цепи для датчиков физических величин.

7.5.5 Цикл дисциплин специализации

Требования к знаниям и умениям по дисциплинам и курсам специализаций устанавливаются в соответствии с образовательной программой.

7.6 Требования к содержанию и организации практик

Практики (общеинженерная, технологическая, преддипломная) являются частью образовательного процесса подготовки специалистов, продолжением учебного процесса в производственных условиях и проводятся на промышленных предприятиях, в учреждениях, организациях различных отраслей. Практики направлены на закрепление в производственных условиях знаний и умений, полученных в процессе обучения в вузе, овладение навыками решения социально-профессиональных задач, производственными технологиями. Практики организуются с учетом будущей специальности и специализации.

Практика общеинженерная

Ознакомление с будущей профессией и ее местом в отрасли. Ознакомление с различными прикладными объектами промышленной электроники на предприятиях, организациях и учреждениях. Ознакомление с особенностями построения оборудования электронного профиля, схемами его включения в основные производственные и технологические процессы сбора информации, автоматизации, контроля и управления. Ознакомление с лабораторными и промышленными измерительными приборами, системами математического, функционального и схемотехнического моделирования. Ознакомление со структурой административного и оперативного управления предприятиями, правилами внутреннего распорядка.

По решению вуза общеинженерная практика может проводиться в течение учебных семестров.

Практика технологическая

Изучение в производственных условиях технологии разработки, изготовления опытных образцов, производства и применения электронных устройств, изделий, систем. Изучение нормативной документации. Приобретение практических навыков по обслуживанию, ремонту и диагностике устройств промышленной электроники при выполнении производственных заданий на конкретных рабочих местах. Практическая деятельность под руководством квалифицированных работников предприятий и организаций. Изучение правил технической эксплуатации оборудования и техники безопасности. Изучение вопросов метрологии, стандартизации и сертификации.

Практика преддипломная

Целью преддипломной практики является закрепление полученных в процессе обучения знаний и практических навыков в области проектирования и эксплуатации устройств промышленной электроники. Освоение в практических условиях принципов организации и управления производством, анализа экономических показателей, мероприятий по повышению надежности и экономичности элементов электронных систем.

Изучение требований к разработке проектных решений, ознакомление с конкретными проектами различных объектов с учетом специализации. Приобретение практических навыков постановки, анализа и решения инженерных задач, связанных с разработкой темы дипломного проектирования. Ознакомление с современным уровнем научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ по теме дипломного проектирования. Проведение сравнительного анализа аналогичных устройств по результатам литературного и патентного поисков, обоснование требований технического задания на дипломный проект (работу).

8 Требования к обеспечению качества образовательного процесса

8.1 Требования к кадровому обеспечению

Научно-педагогические кадры вуза должны:

  • иметь высшее образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин, и, как правило, соответствующую научную квалификацию (степень, звание);

  • систематически заниматься научной и научно-методической деятельностью;

  • не реже 1 раза в 5 лет проходить повышение квалификации.

8.2 Требования к учебно-методическому обеспечению

Учебно-методическое обеспечение подготовки специалиста должно соответствовать следующим требованиям:

  • все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены: учебно-методической документацией по всем видам учебных занятий; учебной, методической, справочной и научной литературой; информационными базами и доступом к сетевым источникам информации; наглядными пособиями, мультимедийными, аудио-, видеоматериалами;

  • обеспечивать доступ для каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, соответствующим по содержанию полному перечню дисциплин учебного плана;

  • иметь методические пособия и рекомендации по изучаемым дисциплинам и всем видам учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов.

Учебно-методическое обеспечение должно быть ориентированно на разработку и внедрение в учебный процесс инновационных образовательных систем и технологий, адекватных компетентностному подходу в подготовке выпускника вуза (вариативных моделей управляемой самостоятельной работы студентов, учебно-методических комплексов, модульных и рейтинговых систем обучения, тестовых и других систем оценивания уровня компетенций студентов).

8.3 Требования к материально-техническому обеспечению

Высшее учебное заведение должно:

  • располагать материально-технической базой, соответствующей санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение лабораторных, практических и научно-исследовательских работ, предусмотренных учебным планом;

  • соблюдать нормы обеспечения учебной и методической литературой;

  • обеспечить каждого студента возможностью работы на персональном компьютере не менее 50 часов в учебный год;

  • обеспечить доступ студентов и преподавателей к сети Интернет и локальным сетям вузов, оказывать поддержку развитию электронных учебных ресурсов по профилям подготовки студентов, а также проведению учебных занятий с использованием сетевых технологий

  • обеспечить материально-технические условия для самообразования и развития личности студента, для чего иметьсоответствующие нормативам читальные залы, компьютерные классы, залы для занятий физической культурой, в том числе во внеаудиторное время; пункты питания.

Оснащение оборудованием должно обеспечивать проведение лабораторных и практических работ по учебным дисциплинам в соответствии с учебным планом.

8.4Требования к организации самостоятельной работы студентов

Устанавливаются в соответствии с Положением о самостоятельной работе студентов, утвержденным Министерством образования.

Самостоятельная работа студентов (СРС) организуется деканатами, кафедрами, преподавателями вузов в соответствии с Положением о самостоятельной работе студентов, утвержденным Министерством образования. Учебно-методическое управление (отдел) совместно с деканатами факультетов проводит координацию планирования, организации и контроля СРС в вузе. Самостоятельная работа осуществляется в виде аудиторных и внеаудиторныхформ по каждой дисциплине учебного плана. На основании бюджета времени в соответствии с образовательными стандартами, учебными планами, рабочими программами учебных дисциплин устанавливаются виды, объем и содержание заданий по СРС. По каждой учебной дисциплине разрабатывается учебно-методический комплекс (УМК) с материалами, помогающими студенту в организации самостоятельной работы, включающий:

– учебную программу дисциплины;

– учебную литературу (учебник, учебное пособие, курс лекций, задачник, руководство по выполнению лабораторных работ и справочник);

– задания для самостоятельной работы студентов, тренажеры;

– методические указания по самостоятельной работе, включая выполнение курсовых проектов (работ).

Для оценки качества самостоятельной работы студентов осуществляется контроль за ее выполнением. Формы контроля самостоятельной работы студентов устанавливаются вузом (собеседование, проверка и защита индивидуальных расчетно-графических заданий, коллоквиумы, контрольные работы, защита курсовых проектов (работ), тестирование, принятие зачетов, устный и письменный экзамены, и т.д.).

8.5 Требования к организации идеологической и воспитательной работы

Высшее учебное заведение должно проводить последовательную работу по формиро­ванию у студентов ценностных ориентаций, норм и правил поведения на основе государст­венной идеологии, идей гуманизма, добра и справедливости. Выпускник должен обладать гражданской зрелостью, правовой и политической культурой, уважать закон и бережно от­носится к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина.

Идеологическая и воспитательная работа со студентами организуется в соответствии с нормативным и программно-методическим обеспечением учебно-воспитательного процесса работы в высшем учебном заведении, правовую основу которого составляют Конституция Республики Беларусь, Законы Республики Беларусь, Указы Президента Республики Беларусь в области молодежной политики, соответствующие государственные социально-значимые программы, требования и рекомендации Министерства образования Республики Беларусь.

Приоритетным направлением идейно-воспитательной работы в высшем учебном за­ведении является гражданско-патриотическое и идейно-нравственное воспитание обучаю­щихся.

Важнейшими принципами осуществления воспитательной работы со студентами являются:

  • согласованность требований к содержанию и методам обучения и воспитания сту­дентов, обеспечивающих учебную и социальную активность;

  • вовлечение студентов с учетом их интересов и возможностей на основе принципа самоуправления в социально-значимую работу, организацию учебно-воспитательного про­цесса, способствующих приобретению ими организационно-управленческих, коммуникатив­ных умений, опыта решения задач;

  • укрепление семьи и повышение ее престижа в обществе, осознание основных демо­графических проблем общества и формирование у молодежи установок здорового образа жизни;

  • духовно-нравственное воспитание, знание культурного наследия, профилактика правонарушений.

Формирование единого процесса воспитания должно быть построено через педагоги­ческое управление процессом развития личности и включать учебно-воспитательную работу, профессиональную направленность воспитательной работы выпускающих кафедр, проведение воспитательной работы социально-гуманитарными и общеобразовательными кафедрами, деятельность института кураторов учебных групп, воспитательную работу в сту­денческих общежитиях, развитие студенческого самоуправления, методическое обеспечение воспитательного процесса.

Высшее учебное заведение должно быть комфортным и безопасным для пребывания студентов, отличаться благоприятным морально-психологическим климатом, соблюдением действующих санитарно-гигиенических норм и правил, а также осуществлять общественно-­политические, культурные и спортивные мероприятия. Ведущая роль в идеологической и воспитательной работе принадлежит профессорско-преподавательскому составу и личному примеру преподавателя.

8.6 Общие требования к контролю качества образования и средствам диагностики

Для аттестации студентов и выпускников на соответствие их персональных достижений поэтапным или конечным требованиям стандарта создаются фонды оценочных средств и технологий, включающие типовые задания, контрольные работы, критериально-ориентированные тесты достижений.

Оценка знаний студента на курсовых экзаменах, курсовых дифференцированных зачетах, при защите курсовых проектов (работ), сдаче зачетов по практикам, защите дипломных проектов (работ) производится по 10-балльной шкале. Для оценки знаний и компетентности студентов используются критерии, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь.

Для контроля качества образования используются следующие средства диагностики:

  • типовые задания;

  • критериально-ориентированные тесты по отдельным разделам дисциплины и дисциплине в целом;

  • письменные контрольные работы;

  • устный опрос во время занятий;

  • составление рефератов по отдельным разделам дисциплины с использованием монографической и периодической литературы;

  • расчетно-графические работы;

  • коллоквиумы;

  • выступления студентов на семинарах по разработанным ими темам;

  • защита курсовых проектов (работ);

  • защита отчетов по производственным практикам;

  • письменный экзамен, устный экзамен;

  • защита дипломного проекта (работы).

9 Требования к итоговой государственной аттестации выпускника

9.1 Общие требования

9.1.1 Итоговая аттестация выпускника включает государственный экзамен по специальности и специализации, защиту дипломного проекта (работы), позволяющие определить теоретическую и практическую готовность выпускника к выполнению социально-профессиональных задач.

9.1.2 Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, проводятся в соответствии с образовательной программой первой ступени высшего образования, установленной настоящим стандартом

9.2 Требования к государственному экзамену

Государственный экзамен по специальности и специализации проводится на заседании Государственной экзаменационной комиссии.

Программа и порядок проведения государственного экзамена по специальности и специализации разрабатываются вузом в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь.

9.3 Требования к дипломному проекту (работе)

Требования к структуре, содержанию, объему и порядку защиты дипломного проекта (работы) определяются вузом на основании настоящего образовательного стандарта и Положения об итоговой государственной аттестации выпускников, утвержденного Министерством образования.

Приложение

(информационное)

Библиография

Об образовании в Республике Беларусь. Закон Республики Беларусь от 29 октября 1991 г. № 1202-Х11 (в редакции Закона от 19 марта 2002 г. № 95-З).

Об основных направлениях развития национальной системы образования. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 апреля 1999 г. № 500.

Положение о ступенях высшего образования. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2002 г. № 1419 «Об утверждении Положения о ступенях высшего образования».

Руководители разработки стандарта

Ректор вуза-разработчика

Гомельского государственного

технического университета

имени П.О. Сухого С.И. Тимошин

Руководитель коллектива

разработчиков Ю.В. Крышнев

СОГЛАСОВАНО

Первый заместитель Министра образования

Республики Беларусь А.И. Жук

Эксперты:

Председатель КНМС УМО вузов И.М. Жарский

Председатель УМО вузов

Республики Беларусь по образованию

в области информатики и радиоэлектроники М.П. Батура

  1. Образовательный стандарт республики беларусь (14)

    Образовательный стандарт
    Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза, требования к содержанию образовательной программы и ее реализации, требования
  2. Образовательный стандарт республики беларусь (8)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, самостоятельная
  3. Образовательный стандарт республики беларусь (11)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, самостоятельная
  4. Образовательный стандарт республики беларусь (16)

    Образовательный стандарт
    Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза,
  5. Образовательный стандарт республики беларусь (22)

    Образовательный стандарт
    Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза, требования к содержанию образовательной программы и ее реализации, требования
  6. Образовательный стандарт республики беларусь (31)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, самостоятельная
  7. Образовательный стандарт республики беларусь (32)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, издательско-полиграфический комплекс, инженер-программист-системотехник, информационная система, информационная технология, итоговая государственная аттестация, зачетная единица, знания, качество
  8. Образовательный стандарт республики беларусь (34)

    Образовательный стандарт
    Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза, требования к содержанию образовательной программы и ее реализации, требования
  9. Образовательный стандарт республики беларусь (1)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, самостоятельная работа, зачетная

Другие похожие документы..