Образовательный стандарт республики беларусь

Основы защиты информации

Системная и правовая методология защиты информации: основные понятия и терминология, классификация угроз информационной безопасности, классификация методов защиты информации. Организационные методы защиты информации: государственное регулирование в области защиты информации, лицензирование деятельности юридических и физических лиц по защите информации, сертификация и аттестация средств защиты и объектов информации, управление рисками, физическая защита информации, комбинированные методы защиты информации. Технические каналы утечки информации. Пассивные методы защиты информации от утечки по техническим каналам. Активные методы защиты информации от утечки по техническим каналам. Программно-техническое обеспечение защиты информации: алгоритмы шифрования, электронная цифровая подпись, защита информации в электронных платежных системах, методы разграничения доступа и способы их реализации. Защита объектов от несанкционированного доступа: интегральные системы безопасности, противодействие техническим средствам разведки.

В результате изучения дисциплины обучаемый должен:

знать:

– системную методологию, правовое и нормативное обеспечение защиты информации;

– организационные и технические методы защиты информации;

– активные и пассивные мероприятия по защите информации и средства их реализации;

– основы криптологии;

– технические каналы утечки информации их обнаружение и обеспечение информационной безопасности;

уметь:

– проводить анализ вероятных угроз информационной безопасности для заданных объектов;

– определять возможные каналы утечки информации;

– обоснованно выбирать методы и средства блокирования каналов утечки информации;

– качественно оценивать алгоритмы, реализующие криптографическую защиту информации, процедуры аутентификации и контроля целостности;

– разрабатывать рекомендации по защите объектов различного типа от несанкционированного доступа.

Основы управления интеллектуальной собственностью

Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. Промышленная собственность. Патентная информация. Патентные исследования. Введение объектов интеллектуальной собственности в гражданский оборот. Коммерческое использование объектов интеллектуальной собственности. Защита прав авторов и правообладателей. Разрешение споров в области интеллектуальной собственности.

В результате изучения дисциплины обучаемый должен:

знать:

  • основные понятия и термины в сфере интеллектуальной собственности;

  • основные положения международного и национального законодательства об интеллектуальной собственности;

  • порядок оформления и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности;

  • методики патентного поиска, обработки результатов;

уметь:

  • проводить патентные исследования (патентно-информационный поиск, в том числе с использованием сети Интернет),

  • проводить анализ патентной информации, оценивать патентоспособность и патентную чистоту технических решений;

  • оформлять заявки на выдачу охранных документов на объекты промышленной собственности;

  • оформлять договора на передачу имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности;

  • управлять интеллектуальной собственностью в организации.

Организация производства и управление предприятием

Промышленное предприятие как производственная система. Производственный процесс и принципы его организации во времени и в пространстве. Организация автоматизированного производства. Организация вспомогательных цехов и обслуживающих хозяйств предприятия. Организация управления качеством продукции. Организация труда, его нормирование, заработная плата на предприятии. Организация, планирование и управление процессами создания и освоения новой техники (СОНТ). Организация внутризаводского планирования. Основы организации прогнозирования и бизнес-планирования производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Управление предприятием.

В результате изучения дисциплины обучаемый должен:

знать:

    • организацию, планирование и управление работой основных, вспомогательных цехов и обслуживающих хозяйств предприятия;

    • методы организации, нормирования и оплаты труда работников предприятия;

    • основы организации работ по созданию и освоению новой техники и технологии;

    • организационные и методические основы управления предприятием;

уметь:

    • организовывать производственные и трудовые процессы;

    • решать практические задачи по внутрипроизводственному планированию работы в основных, вспомогательных цехах и обслуживающих хозяйствах предприятия;

– принимать и оценивать эффективность управленческих решений.

Основы энергосбережения

Основные понятия. Энергетические ресурсы Республики Беларусь. Возобновляемые и невозобновляемые источники энергии. Источники энергии. Структура энергосбережения. Энергетическое хозяйство. Вторичные энергетические ресурсы. Транспортирование и аккумулирование тепловой и электрической энергии. Энергосбережение в системах потребления энергоресурсов. Экологические аспекты энергетики и энергосбережения. Энергосбережение в зданиях и сооружениях. Нормирование потребления энергии. Республиканская программа энергосбережения.

В результате изучения дисциплины обучаемый должен:

знать:

– свойства возобновляемых и невозобновляемых энергетических ресурсов Республики Беларусь и их природный потенциал;

– источники вторичных энергетических ресурсов, направления их использования;

– организацию и управление энергосбережением на производстве путем внедрения энергетического менеджмента по оценке эффективных инвестиций в энергосберегающие мероприятия на основе анализа затрат;

уметь:

– экономно и рационально использовать все виды энергии на рабочем месте;

– рассчитывать энергоэффективность энергоустановок и использование вторичных энергетических ресурсов;

– владеть приемами и средствами управления энергоэффективностью и энергосбережением.

Физические основы электронной техники

Элементы квантовой механики и теории поля. Электромагнитные поля в веществе. Корпускулярно-волновые свой­ства света. Волновые свойства частиц. Волновое уравнение. Применение уравнения Шредин­гера. Движение частиц через потенци­альный барьер. Линейный гармонический ос­циллятор. Электрон в атоме водорода. Туннельный эффект. Основные понятия статистической физики. Момент импульса частиц. Макроскопическая система. Статические распределения. Электронный газ в металле. Введение в физику твердого тела, элементы теории проводимости, модель твердого тела, кристаллическая ре­шетка, колебания решетки. Обратная решетка. Зоны Бриллюэна. Эффект Зеебека. Физика полупроводников. Диффузионные явления, проводимость полупроводни­ков. Контактные явления. Кон­такт двух металлов. Контакт металла и по­лупроводника. Контакт полупроводников с проводимостью разного типа. Физика генерации монохроматических излучений. Лазеры, светодиоды.

В результате изучения дисциплины обучаемый должен:

знать:

– основные свойства электромагнитного поля в веществе;

– основные понятия квантовой механики, статистической физики и физики твердого тела;

уметь:

– записывать и решать волновое уравнение, уравнение Шредингера;

– использовать при анализе функционирования радиоэлектронных средств основные явления физики твердого тела.

Электронные приборы

Физика полупроводников: электропроводность твердого тела, распределение Ферми, температурный потенциал, токи в полупроводниках n- и p-типа, уравнения диффузии, ток рекомбинации. Теория р-n перехода: больцмановское равновесие, зонная диаграмма р-n перехода, инжекция и экстракция, ширина р-n перехода, вольт-амперная характеристика идеализированного р-n перехода и реального диода, температурная зависимость параметров реального диода, тепловой ток, виды пробоя. Полупроводниковые диоды: выпрямительные диоды, варикапы, стабилитроны, стабисторы, импульсные диоды, диоды Шоттки, сверхвысокочастотные (СВЧ)-диоды. Биполярные транзисторы: активный нормальный режим работы, распределение зарядов в базе, токи в транзисторе, модель Эберса-Молла, малосигнальные параметры, транзистор как линейный четырехполюсник, h-параметры и их связь с физическими параметрами транзистора, динамические и тепловые модели биполярного транзистора, транзистор Шоттки. Основные схемы включения полупроводниковых диодов и биполярных транзисторов. Методы задания рабочего режима транзистора, статическая и динамическая линии нагрузки, термостабилизация точки покоя. Полевые транзисторы с управляющим р-n переходом. Металл-диэлектрик- проводник (МДП)-транзисторы с индуцированным и встроенным каналом, транзисторы со статической индукцией, IGBT-транзисторы и модули. Тиристоры: динисторы, тринисторы, симисторы. Оптоэлектронные полупроводниковые приборы: светодиоды, фотодиоды, фототранзисторы, фототиристоры, диодные и транзисторные оптопары. Приборы с зарядовой связью. Акустоэлектронные приборы. Пьезоэлектронные приборы. Электровакуумные приборы. Электрон­ные лучевые трубки.

В результате изучения дисциплины обучаемый должен:

знать:

– физические основы функционирования электронных приборов, их конструкции, состав и классификацию;

– методы экспериментального определения характеристик электронных приборов;

уметь:

– определять требования к предельно-допустимым параметрам полупроводниковых приборов в различных режимах работы;

– рассчитывать параметры моделей электронных приборов.

Моделирование электронных устройств

Основные этапы проектирования устройств и систем промышленной электроники. Классификация методов моделирования. Узловой анализ активных цепей. Методы формирования уравнений, описывающих электрическую цепь­: формирование уравнений на основе метода узловых потенциалов, теории графов, табличный метод формирования уравнений, модификация табличного метода. Моделирование основных электронных компонентов. Чувствительность к малым и большим изменениям параметров. Минимизация чувствительности активной цепи. Применение вероятностных и имитационных методов в моделировании электронных устройств. Устройства промышленной электроники как объект оптимизации. Общая характеристика оптимизационных методов и этапы оптимизации: выбор критерия оптимизации, построение функции цели, формулировка ограничений.

В результате изучения дисциплины обучаемый должен:

знать:

– этапы моделирования электронных устройств;

– основные методы составления уравнений, описывающих электрическую цепь;

– методы построения и преобразования математических моделей элементов электронных схем;

уметь:

– выбирать оптимальный метод составления уравнений, описывающих электрическую цепь, и производить их решение;

– определять чувствительность характеристик схемы к изменению параметров элементов схемы;

– составлять целевые функции при оптимизации параметров электронных устройств;

– применять алгоритмы моделирования устройств промышленной электроники.

Теоретические основы информационно-измерительной техники

Классификация и математическое описание информационных сигналов. Характеристики детерминированных сигналов. Спектральный анализ. Принцип работы анализатора спектра. Понятия временных окон и их использование при измерении спектров сигналов. Корреляционный анализ детерминированного сигнала. Виды модуляции, модулированные сигналы и способы их получения. Теорема Котельникова и ее практическое применение. Основные характеристики случайных сигналов: математическое ожидание, дисперсия, корреляци­онная функция и спектральная плотность мощности. Методы измерения основных характеристик случайных сигналов. Понятие дискретного сигнала. Анализ информационных сигналов с использованием дискретного преобразования Фурье (ДПФ). Восстановление сигнала по ДПФ. Понятие о быстром преобразовании Фурье (БПФ). Цифровая фильтрация информационно-измерительных сигналов. Оптимальная линейная фильтрация сигнала на фоне помех. Основные понятия теории обнару­жения и оценки параметров сигналов на фоне помех. Преобразование частоты и детектирование модулированных сигналов. Принципы адаптивной фильтрации.

В результате изучения дисциплины обучаемый должен:

знать:

– свойства информационных сигналов и методы их математического описания;

– принципы дискретизации сигналов и методы анализа дискретных сигналов;

– принципы цифровой фильтрации сигналов;

– принципы обнаружения и измерения параметров сигналов на фоне шумов;

уметь:

– использовать аналитическое описание информационных сигналов;

– определять параметры информационных сигналов при помощи спектрального и корреляционного анализа;

– рассчитывать параметры цифровых фильтров.

Аналоговая электроника

Обобщенные схемы электронных усилителей, основные пара­метры. Классификация усилителей по виду амплитудно-частотной характеристики. Однокаскадные усилители на биполярных транзисторах в схеме включения с общей базой, с общим эмиттером и общим коллектором: малосигнальные схемы замещения, расчет по постоянному току, линии нагрузки и временные диаграммы сигналов, усилительные параметры. Ис­точники тока на биполярных и полевых транзисторах. Усилители с динамической нагрузкой. Эффект Мил­лера и способы его снижения. Усилители на полевых транзисторах. Классификация усилителей мощности. Классы усилителей А, В, АВ, С, D, Е, комбинированные классы: схемотехника, характеристики, энергетические парамет­ры. Диффе­ренциальный усилитель. Параметры дифференциального усилителя для дифференциального и синфазного сигналов. Коэффициент ослабления синфазного сигнала. Операционные усилители (ОУ) – основные параметры и характеристики. Отрицательная обратная связь в усилителях. Виды обратной связи. Повторитель напряжения, неинвертирующий и инвертирующий усилители на ОУ. Функциональные усилители на ОУ. Генераторы сигналов синусоидальной формы.

В результате изучения дисциплины обучаемый должен:

знать:

– параметры и характеристики типовых усилительных устройств;

– основные схемотехнические методы проектирования усилительных устройств;

– свойства линейных систем с отрицательной обратной связью;

уметь:

– производить расчет схем однокаскадных усилителей на транзисторах, предварительных усилителей, усилителей мощности, источников тока;

– производить анализ схем с отрицательной обратной связью.

  1. Образовательный стандарт республики беларусь (14)

    Образовательный стандарт
    Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза, требования к содержанию образовательной программы и ее реализации, требования
  2. Образовательный стандарт республики беларусь (8)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, самостоятельная
  3. Образовательный стандарт республики беларусь (11)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, самостоятельная
  4. Образовательный стандарт республики беларусь (16)

    Образовательный стандарт
    Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза,
  5. Образовательный стандарт республики беларусь (22)

    Образовательный стандарт
    Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза, требования к содержанию образовательной программы и ее реализации, требования
  6. Образовательный стандарт республики беларусь (31)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, самостоятельная
  7. Образовательный стандарт республики беларусь (32)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, издательско-полиграфический комплекс, инженер-программист-системотехник, информационная система, информационная технология, итоговая государственная аттестация, зачетная единица, знания, качество
  8. Образовательный стандарт республики беларусь (34)

    Образовательный стандарт
    Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза, требования к содержанию образовательной программы и ее реализации, требования
  9. Образовательный стандарт республики беларусь (1)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, самостоятельная работа, зачетная

Другие похожие документы..