Образовательный стандарт республики беларусь

5 Квалификационная характеристика специалиста

5.1 Сфера профессиональной деятельности

Сфера профессиональной деятельности специалиста:

– проектирование электронных систем, приборов и устройств промышленного и бытового назначения;

– проектирование, эксплуатация и обслуживание информационно-измерительных и управляющих систем производственных процессов;

– монтаж, наладка, обслуживание и метрологический контроль электронных систем, установок и приборов;

– подготовка профессиональных кадров в области промышленной электроники.

5.2 Объекты профессиональной деятельности

Объектами профессиональной деятельности специалиста являются: электронные системы контроля, измерения и управления технологическими процессами; системы сбора, обработки и передачи информации; предприятия по производству, обслуживанию и ремонту электронной техники; предприятия, обслуживающие магистральные и локальные сети, радиопередающие, радиоприемные и радиотелевизионные центры, автоматические телефонные станции; научно-исследовательские и проектные организации, службы КИП и автоматики, метрологии и автоматизированных систем управления промышленных предприятий и отдельных производств; учреждения образования.

5.3 Виды профессиональной деятельности

Выпускник вуза после адаптации до 1 года должен быть компетентным в следующих видах деятельности:

  • производственно-технологическая;

  • ремонтно-эксплуатационная;

  • монтажно-наладочная;

  • проектно-конструкторская;

  • научно (экспериментально) - исследовательская;

  • организационно-управленческая;

  • инновационная

5.4 Задачи профессиональной деятельности

Выпускник вуза должен быть компетентен решать следующие профессиональные задачи:

  • проектирование отдельных элементов и радиоэлектронных систем в целом;

  • внедрение новых технологий;

  • монтаж, наладка, аттестация и ремонт устройств промышленной электроники;

  • разработка контрольно-измерительных приборов и информационно-управляющих систем;

  • повышение эффективности технологических процессов и производственной деятельности;

  • обеспечение работоспособности обслуживаемого радиоэлектронного оборудования;

  • обучение и повышение квалификации персонала.

5.5 Состав компетенций

Подготовка специалиста должна обеспечивать формирование следующих групп компетенций:

академических, включающих способность и умение учиться, знания и умения, приобретенные в результате изучения дисциплин, предусмотренных учебным планом;

социально-личностных, включающих культурно-ценностные ориентации, знание идеологических, нравственных ценностей общества и государства, умение следовать им;

профессиональных, включающих знания и умения формулировать проблемы и решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в избранной сфере профессиональной деятельности.

6 Требования к уровню подготовки выпускника

6.1 Общие требования к уровню подготовки

6.1.1 Выпускник должен иметь достаточный уровень знаний и умений в области социально-гуманитарных, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, дисциплин специализации для осуществления социально-профессиональной деятельности.

6.1.2 Выпускник должен уметь непрерывно пополнять свои знания, анализировать исторические и современные проблемы социально-экономической и духовной жизни общества, знать идеологию белорусского государства, нравственные и правовые нормы, уметь учитывать их в своей профессиональной деятельности и жизнедеятельности.

6.1.3 Выпускник должен владеть государственными языками (белорусским, русским), одним или несколькими иностранными языками, быть готовым к постоянному профессиональному, культурному и физическому самосовершенствованию.

6.2 Требования к академическим компетенциям

Выпускник должен обладать следующими академическими компетенциями:

  • уметь работать самостоятельно и постоянно повышать свой профессиональный уровень;

  • применять полученные базовые научно-теоретические знания для решения научных и практических задач в области создания и совершенствования инновационных технологий;

  • иметь навыки организации проведения исследования, информационного обеспечения, а также системного и сравнительного анализа;

  • осуществлять комплексный подход к решению профессиональных проблем;

  • разрабатывать бизнес-планы технологических задач;

  • использовать технические и программные средства вычислительной техники;

  • уметь создавать и использовать в своей деятельности объекты интеллектуальной собственности;

  • применять методы математической статистики при обработке данных эксперимента в своей области научных исследований;

  • уметь грамотно оформлять различные документы и излагать результаты исследований;

  • формулировать и выдвигать новые идеи.

6.3 Требования к социально-личностным компетенциям

Выпускник должен иметь следующие социально-личностные компетенции:

  • иметь высокую гражданственность и патриотизм, знать права и соблюдать обязанности гражданина;

  • иметь способность к социальному взаимодействию и межличностным коммуникациям;

  • знать и соблюдать нормы здорового образа жизни;

  • иметь способность к критике и самокритике;

  • уметь работать в коллективе;

  • использовать знания основ социологии, физиологии и психологии труда;

  • иметь способность находить правильные решения в условиях чрезвычайных ситуаций.

6.4 Требования к профессиональным компетенциям

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями по видам деятельности, быть способным:

в производственно-технологической, ремонтно-эксплуатационной и монтажно-наладочной:

  • в составе группы специалистов разрабатывать технологическую документацию, принимать участие в создании стандартов и нормативов;

  • разрабатывать стендовое и тестирующее оборудование для технологического процесса производства радиоэлектронных средств промышленной электроники;

  • в составе группы специалистов осуществлять метрологическую аттестацию и сертификацию изготавливаемых радиоэлектронных средств промышленной электроники;

  • знать и уметь пользоваться современными средствами документооборота конструкторской документации на производстве, обосновывать и уметь вносить изменения в конструкторскую документацию;

  • в составе группы специалистов проводить сертификацию радиоэлектронных средств промышленной электроники;

  • контролировать соблюдение норм охраны труда, техники безопасности при работах в электроустановках, требований противопожарной безопасности;

  • выявлять причины повреждений элементов в ходе технологического процесса производства радиоэлектронных средств промышленной электроники, вести их учет, разрабатывать предложения по их предупреждению;

  • обеспечивать обучение персонала, работающего с электрооборудованием, правилам безопасности и осуществлять своевременную проверку знаний;

  • используя эксплуатационную документацию, проводить пуско-наладочные работы радиоэлектронных средств промышленной электроники в соответствии с правилами и нормами; подбирать соответствующее оборудование, аппаратуру, приборы и инструменты и использовать их при проведении пуско-наладочных работ радиоэлектронных средств промышленной электроники;

  • пользоваться современными контрольно-измерительными приборами для контроля правильности и качества монтажных операций;

  • организовывать и вести монтаж, наладку, испытания элек­тронного оборудования промышленных объектов, информацион­ных каналов и каналов связи, устройств автоматики, контрольно-измерительных приборов и систем;

в проектно-конструкторской и научно (экспериментально) - исследовательской:

  • в составе группы специалистов по разработке радиоэлектронных средств промышленной электроники или самостоятельно разрабатывать перспективный план развития новой техники, выполнять его технико-экономическое обоснование;

  • анализировать перспективы и направления развития элементной базы радиоэлектронных средств промышленной электроники и современных технологий производства;

  • уметь выбирать структуру и элементную базу радиоэлектронных средств промышленной электроники, оптимальную по технико-экономическим показателям;

  • в составе группы специалистов или самостоятельно разрабатывать конструкторскую документацию на проектируемые радиоэлектронные средства промышленной электроники;

  • разрабатывать технические задания на проектируемый объект радиоэлектронных средств с учетом результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

  • осуществлять авторский надзор при производстве радиоэлектронных средств промышленной электроники в пределах соответствующей компетенции;

  • рассчитывать и анализировать режимы работы как отдельных узлов, так и законченных изделий радиоэлектронных средств, намечать пути их совершенствования;

  • оценивать вклад отдельных элементов радиоэлектронных средств промышленной электроники в надежность и долговечность законченных изделий, в удовлетворение потребительских качеств;

  • составлять эквивалентные схемы замещения отдельных элементов и радиоэлектронных средств промышленной электроники в целом;

  • оценивать помехоустойчивость проектируемых радиоэлектронных средств промышленной электроники;

  • применять на практике различные мероприятия для повышения электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств промышленной электроники;

  • анализировать технологичность принимаемых проектно-конструкторских решений в соответствии с технологическими возможностями предприятия;

  • выявлять патентную чистоту технических решений;

  • намечать основные этапы научных исследований;

  • организовывать работу по подготовке научных статей, сообщений, рефератов и заявок на изобретения и лично участвовать в ней;

  • подготавливать техническую документацию к тендерам, проводить экспертизу тендерных материалов и консультаций заказчиков проектов по этим материалам;

в организационно-управленческой:

  • работать с юридической литературой и трудовым законодательством;

  • организовывать работу малых коллективов исполнителей для достижения поставленных целей, планировать фонды оплаты труда;

  • контролировать и поддерживать трудовую и производственную дисциплину;

  • составлять документацию (графики работ, инструкции, планы, заявки, деловые письма и т.п.), а также отчетную документацию по установленным формам;

  • взаимодействовать со специалистами смежных профилей;

  • анализировать и оценивать собранные данные;

  • разрабатывать, представлять и согласовывать представляемые материалы;

  • вести переговоры, разрабатывать контракты с другими заинтересованными участниками;

  • готовить доклады, материалы к презентациям и представительствовать на них;

  • пользоваться глобальными информационными ресурсами;

  • владеть современными средствами телекоммуникаций;

в инновационной:

    • разрабатывать бизнес-планы создания новых технологий в области радиоэлектроники;

    • оценивать конкурентоспособность и экономическую эффективность разрабатываемых технологий;

    • проводить опытно-технологические работы при освоении новых технологий, опытно-промышленную проверку и испытания разрабатываемых материалов и изделий;

    • составлять договора на выполнение научно-исследовательских работ, а также договора о совместной деятельности по освоению новых технологий;

    • готовить проекты лицензионных договоров о передаче прав на использование объектов интеллектуальной собственности.

7 Требования к образовательной программе и ее реализации

7.1 Состав образовательной программы

7.1.1 Образовательная программа должна включать: учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных, производственных и преддипломной практик, порядок выполнения курсовых и дипломных проектов (работ), программу государственной аттестации, которые должны соответствовать требованиям настоящего стандарта.

7.1.2 Образовательная программа подготовки выпускника должна предусматривать изучение студентом следующих циклов:

  • социально-гуманитарных дисциплин;

  • естественнонаучных дисциплин;

  • общепрофессиональных и специальных дисциплин;

  • дисциплин специализации.

    1. Требования к разработке образовательной программы

7.2.1 Максимальный объем учебной нагрузки студентов не должен превышать 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной работы.

7.2.2 Объем обязательных аудиторных занятий студентов, определяемый вузом с учетом специальности, специфики организации учебного процесса, оснащения учебно-лабораторной базы, информационного, учебно-методического обеспечения, должен быть установлен в пределах 24-36 часов.

7.2.3 В часы, отводимые на самостоятельную работу по учебной дисциплине, включается время, предусмотренное на подготовку к экзаменам.

7.2.4 При разработке учебного плана вуз имеет право изменять количество часов, отводимых на освоение учебного материала: для циклов дисциплин – в пределах 5 %, для дисциплин, входящих в цикл, – в пределах 10 % без превышения максимального недельного объема нагрузки студента и при сохранении требований к содержанию, указанных в настоящем стандарте. Для интегрированного обучения указанные изменения определяются степенью интеграции учебных планов вуза и ссузов.

  1. Образовательный стандарт республики беларусь (14)

    Образовательный стандарт
    Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза, требования к содержанию образовательной программы и ее реализации, требования
  2. Образовательный стандарт республики беларусь (8)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, самостоятельная
  3. Образовательный стандарт республики беларусь (11)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, самостоятельная
  4. Образовательный стандарт республики беларусь (16)

    Образовательный стандарт
    Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза,
  5. Образовательный стандарт республики беларусь (22)

    Образовательный стандарт
    Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза, требования к содержанию образовательной программы и ее реализации, требования
  6. Образовательный стандарт республики беларусь (31)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, самостоятельная
  7. Образовательный стандарт республики беларусь (32)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, издательско-полиграфический комплекс, инженер-программист-системотехник, информационная система, информационная технология, итоговая государственная аттестация, зачетная единица, знания, качество
  8. Образовательный стандарт республики беларусь (34)

    Образовательный стандарт
    Настоящий образовательный стандарт устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза, требования к содержанию образовательной программы и ее реализации, требования
  9. Образовательный стандарт республики беларусь (1)

    Образовательный стандарт
    Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, квалификационная характеристика, требования, знания, умения, способности, компетенции, образовательная программа, типовой учебный план, учебная программа дисциплины, самостоятельная работа, зачетная

Другие похожие документы..