Программа лекционного курса для студентов исторического отделения Часть История советской культуры Лектор доктор ист наук, профессор В. Л. Соскин

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

для студентов исторического отделения

Часть 2. История советской культуры

Лектор – доктор ист. наук, профессор В. Л. Соскин

3‑й курс, пятый семестр

Теория и методология культуры.

Происхождение понятия «культура». Исторические предпосылки современных представлений о культуре. Марксистские (и иные) трактовки культуры: антропологический, философский и социологический подходы к изучению. Классификация культурных феноменов. Культура как предмет исторического изучения. Структура культуры.

Развитие культуры в годы революции и гражданской войны.

Новый подход к изучению советской культуры – модель двух тенденций (демократической и тоталитарной) как метод познания культурных противоречий. Российское культурное наследие – опыт дореволюционного развития. Февральская революция 1917 г. как начало новой эпохи в развитии культуры. Специфика периода между двумя революциями. Октябрьская революция как начало социалистической «культурной революции». Характеристика основных принципов и методов осуществления большевистской культурной политики. Особенности культурной жизни в годы «военного коммунизма». Начальная фаза формирования советского типа культуры.

Развитие культуры в годы новой экономической политики в сопоставлении с предшествующим периодом революции.

Переход к нэпу и культура. Положение в сфере культуры в начале 1920‑х гг. Финансовый кризис и его последствия. Осуществление мер силового и идеологического воздействия на интеллигенцию со стороны партии и государства: История «сменовеховства». Ликвидация автономии высшей школы. «Философский пароход» – трагедия российской интеллигенции. Борьба с «церковной контрреволюцией».

Общее образование – строительство новой школы. Периодизация первого советского десятилетия, особенности отдельных этапов. Революция и учительство. Формирование аппарата управления – Наркомпрос и его местные отделы. Реформирование школьной системы – структура, содержание обучения и воспитания. Изменения в характере эволюции школы после преодоления финансового кризиса (1923–1927 гг.).

Советская массовая культура (внешкольное просвещение). Идеологическая функция массовой культуры. Особенности функционирования отдельных видов: ликвидация неграмотности, культурно-просветительная работа, средства массовой информации, патриотическая пропаганда.

Высшее образование и наука. Значение дореволюционного опыта. Особенности развития отраслей в различные исторические периоды: революция, гражданская война, нэп. Взаимоотношения ученых и власти как характеристика большевистской политики в отношении интеллигенции.

Художественная культура: социально-политический аспект. Особенности развития в начале ХХ в. «Серебряный век». Февраль 1917 г. – время нереализованной свободы. Художественная культура на сломе эпох: период большевистской революции и гражданской войны. Художники и революция, развитие общественности. Проблема Протектората. Старое и новое в советской художественной политике эпохи нэпа. Методы партийного руководства, дискуссии по проблемам искусства. Цензурная политика. Особенности развития отдельных отраслей: литературный процесс, изобразительное искусство, театр.

Положение религии и церковный раскол. Антирелигиозная пропаганда в массах.

Культурное развитие в конце 1920‑х – 1930‑е гг.

Новые политические и идеологические условия развития культуры периода реконструкции народного хозяйства. Решающий этап «культурной революции» как часть построения «сталинского социализма». Мобилизационный характер использования культурных средств в интересах политики. Перестройка системы управления культурой, осуществление прямого партийного руководства.

Особенности развития основных отраслей культуры. Народное образование: борьба с неграмотностью, школьное строительство, развитие профессионального образования – от низшего и среднего до высшего

Наука – количественные и качественные характеристики. Дискриминация научной интеллигенции, репрессии. Успехи и противоречия в развитии науки. Роль науки в укреплении военного потенциала СССР. Положение общественных наук, их идеологизация. Художественная культура. Перестройка художественных союзов на основе консолидации и подчинения политическому режиму. Искусство как средство идеологического воздействия. Особенности развития отдельных отраслей: литературы, изобразительного искусства, театра, кино.

Массовое просвещение, его виды и методы. Формирование общественного сознания с помощью пропагандистских средств. «Новый человек» как результат культурной революции, его противоречивая сущность. Культурный уровень масс накануне войны.

Культура России в период Великой Отечественной войны и в послевоенный период (1941–1953 гг.)

Перестройка системы культурной работы в связи с войной. Мобилизация культурных ресурсов на нужды фронта. Эвакуация в тыл культурных учреждений западных районов. культурные потери вследствие немецкой оккупации. Культурная жизнь тыла. Новое состояние взаимоотношений интеллигенции и власти перед лицом общей угрозы существованию Родины. Изменения в положении религии и церкви. Доминирование патриотических мотивов в идеологической деятельности, массовой работе.

Положение учреждений образования – школьного, профессионального, высшего. Наука на службе войны, заслуги ученых в достижении победы. Специфика развития отраслей художественной культуры. Восстановление деятельности культурных учреждений на освобожденных территориях. Основные характеристики изменения общественного сознания как результат войны.

Культурная жизнь в период «позднего сталинизма» (1945–1953). Новые настроения в обществе победителей. Реакция власти, усиление административно-командных методов руководства культурой. Влияние «холодной войны» на культуру. Активизация идеологических кампаний, начало полосы преследования инакомыслия. Борьба с космополитизмом, особенности ее в разных отраслях культуры. Оживление государственного антисемитизма.

Положение народного образования. Восстановление образовательной сети, преодоление материальных трудностей. Противоречия в развитии науки. Достижения крупных научных школ, развитие оборонных направлений, борьба за достижение паритета со странами Запада в создании атомного и ракетного оружия. Отрицательное влияние командных методов руководства на развитие отдельных наук, потери и отставание в биологии, кибернетике, медицине. Дискуссии в науке, роль в них Сталина. Догматизм общественных наук. Развитие отраслей художественной культуры. Смысл и характер отдельных «проработочных» кампаний. Успехи и слабости творческой деятельности писателей, художников, драматургов.

Культура в 1953 – середине 1980‑х гг.

Период «оттепели». Смерть Сталина, изменения в политической обстановке. Оживление культурной жизни, изменения в структуре органов управления, деятельности творческих союзов. Начало полосы реабилитации репрессированных деятелей культуры. Непоследовательный характер борьбы с «культом личности Сталина», поведение Хрущева по отношению к интеллигенции. Роль ХХ съезда КПСС в разрушении идеологии и практики сталинизма. «Откатные» тенденции в культурной политике. Поколение «шестидесятников», их роль в борьбе за демократизацию культуры. начало размывания культурной изоляции от Запада. Первые ростки молодежной субкультуры.

Специфика развития отраслей – народного образования, высшей школы. Ускоренное развитие науки – заметный поворот в научной политике. Создание новых научных центров, особая роль Сибирского Отделения АН СССР (1957 г.). Поддержка оборонных научных направлений. Изменения в положении биологической науки. Первые шаги в перестройке общественных наук.

Новая полоса в развитии художественной культуры, литературные «прорывы», борьба с консерваторами. Всплеск поэтического творчества. Появление бесцензурной литературы. Роль произведений А. И. Солженицына. Киношедевры 50‑х гг., театральное возрождение. Художественные выставки.

Вторая фаза периода – от середины 60‑х гг. до середины 80‑х гг. Два десятилетия «застоя». Отличие политики периода от политики периода «оттепели». Противоречие между внешней картиной относительного благополучия и нарастающим загниванием политической системы, расширение влияния неофициальной культуры.

«Охранительная» политика Брежнева, репрессии диссидентов, новая волна эмиграции (и высылки) деятелей культуры. Развитие бюрократических методов руководства культурой. Позитивные изменения в школьном строительстве, высшем образовании, науке. Недостатки и пороки в их развитии как проявление административно-командных тенденций в культурной политике. Появления интеллектуальной оппозиции в ученой среде. Начало политической деятельности физика А. Сахарова.

Новые явления в художественной культуре. Творческая специфика в развитии отдельных отраслей. Попытки власти остановить нарастание протестных выступлений литераторов, художников, деятелей театра. Методы их пресечения, новые высылки за границу в период правления Андропова. Формирование внутренней оппозиции режиму, углубление процесса «двойного сознания». Вызревание условий для принципиального обновления государственной системы. Роль в этом интеллигенции. Положение культуры в канун «перестройки». Перестройка как предтеча краха советского строя в начале 1990‑х гг.

Библиографический список

Документы, мемуары и работы современников, обобщающие курсы, основные и дополнительные монографии, статьисм. «Рабочую программу для студентов-историков» Часть III. Период с 1917 г. до наших дней. Новосибирск, НГУ, 2002.

Специальные исследования

Великая Октябрьская социалистическая революция и становление советской культуры. 1917–1927. М., 1985.

Советская культура в реконструктивный период. 1928–1941. М., 1988.

История русской культуры. IX–XX вв. / Под ред. Л. В. Кошман: Учеб. пособие. М., 2002.

Соскин В. Л. Революция и культура. 1917–1920 гг. Новосибирск, 1994.

Соскин В. Л. Современная историография советской интеллигенции России. Новосибирск, 1996.

Соскин В. Л. Переход к нэпу и культура. 1921–1923 гг. Новосибирск, 1997.

Соскин В. Л. Общее образование в Советской России: первое десятилетие. Ч. 1: 1917–1923 гг., Новосибирск, 1998.

Соскин В. Л. Общее образование в Советской России: первое десятилетие. Ч. 2: 1923–1927 гг. Новосибирск, 1999.

Соскин В. Л. Высшее образование и наука в Советской России: первое десятилетие. 1917–1927 гг. Новосибирск, 2000.

Соскин В. Л. Советская художественная культура (1917–1927 гг.): социально-политический аспект. Ч. 1: Художественная культура на сломе эпох: период революции и гражданской войны. Новосибирск 2002.

Соскин В. Л. Советская художественная культура (1917–1927 гг.): социально-политический аспект. Ч. 2: Развитие художественной культуры в условиях новой экономической политики (1920‑е гг.). Новосибирск, 2003.

Российская советская культура: 1917–1927 гг.: Очерки социальной истории. Новосибирск, 2004.

  1. Программа лекционного курса для студентов исторического отделения Часть История Сибири: советский и постсоветский периоды 4 й курс, седьмой семестр

    Программа
    Внешние границы Сибири в конце XIX – начале XX в. Территориальные «утраты» Сибири в начале 1920-х годов. Изменения внутренних границ региона в 1920 – первой половине 1940‑х годов: создание национально-территориальных образований; ликвидация
  2. Г. А. Будник Формирование интеллигенции в высшей школе Российской Федерации

    Документ
    Будник Г.А. Формирование интеллигенции в высшей школе Российской Федерации. 1945 – 1991 гг. / ГОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.
  3. В. В. Петрик управление культурой сибири

    Документ
    П 304 Управление культурой Сибири в условиях советской системы (1918–1991 гг.): хрестоматия / сост. В.В. Петрик; Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011.

Другие похожие документы..