Программа вступительных испытаний по истории россии авторы составители: д и. н., проф. В. Н. Захаров, к и. н., доц. Д. Б. Лошков Москва 2011 г

Великая Отечественная война советского народа 1941-1945 гг.

Нападение Германии на СССР. Приграничные сражения Красной Армии.

Создание Государственного Комитета Обороны (ГКО) и Ставки Верховного Главнокомандования. Мобилизация материальных и людских ресурсов на отпор врагу.

Героическая борьба советских воинов против захватчиков. Причины поражений Красной Армии в начальный период войны.

Патриотический подъем народа. Народное ополчение.

Эвакуация людских и материальных ресурсов на восток. Перестройка экономики для нужд фронта. Освоение и выпуск военной техники и вооружений. Трудовой подвиг рабочих, колхозников и интеллигенции. Всенародная помощь фронту. Партизанская война и действия подпольщиков в тылу врага. Патриотическая деятельность церкви. Жизнь народа в годы войны. Сталинская депортация народов. Судьба военнопленных.

Фашистский “новый порядок” на оккупированных территориях. Сопротивление оккупантам. Коллаборационизм.

Важнейшие битвы и сражения. Московская битва. Разгром германских войск под Сталинградом. Начало коренного перелома в ходе войны. Курская битва. Завершение коренного перелома в ходе войны. Снятие блокады Ленинграда. Наступательные операции советских войск в 1944–1945 гг. Операция “Багратион” по освобождению Белоруссии. Освободительный поход Красной Армией в страны Восточной Европы. Берлинская операция. Акт о капитуляции Германии. Освобождение Праги. Окончание Великой Отечественной войны. Решающий вклад СССР в победу над фашизмом. Советские полководцы: Г.К. Жуков, А.М. Василевский, К.К. Рокоссовский, И.С. Конев, И.Х. Баграмян, А.И. Еременко и др.

Создание антигитлеровской коалиции. Поставки по “ленд-лизу”. Переговоры об открытии второго фронта. Тегеранская конференция. Открытие второго фронта в Нормандии (операция Оверлорд). Крымская (Ялтинская) и Берлинская (Потсдамская) конференции.

Кампания Советских Вооруженных Сил на Дальнем Востоке. Капитуляция Японии. Окончание Второй мировой войны. Величие и цена победы. Итоги и последствия войны.

СССР в 1945–1991 гг.

Основные задачи послевоенного восстановления страны. Источники капиталовложений: конверсия, репарации, внутренние займы, налоги. Приоритет в развитии отраслей тяжелой промышленности. Послевоенная деревня: положение в сельском хозяйстве.

Трудности со снабжением населения продовольственными и промышленными товарами. Отмена карточной системы, денежная реформа, ежегодное снижение розничных цен. Итоги послевоенного восстановления.

Демографическая ситуация в стране. Реэвакуация и репатриация.

Наука и образование в первые послевоенные годы. Достижения отечественной культуры. Кампании против “низкопоклонства перед Западом” и против “космополитов”.

Постановления ЦК ВКП(б) о журналах “Звезда” и “Ленинград”, о кино, театральном творчестве, музыке.

Сталинский режим в новых условиях. Апогей культа личности Сталина. Возобновление массовых репрессий. ГУЛАГ. “Ленинградское дело”. “Мингрельское дело”. “Дело врачей”. XIX съезд КПСС и его решения. Перемены в партийном руководстве. Смерть Сталина и реакция советского общества.

Изменения в мире после окончания второй мировой войны. Факторы раскола союза держав-победительниц и начало “холодной войны”. Создание блока НАТО. Образование ФРГ и ГДР. СССР и страны народной демократии. Образование Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Ликвидация СССР американской монополии на ядерное оружие.

Разрыв отношений с Югославией. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи с КНР. СССР и война в Корее.

“Коллективное руководство” после смерти Сталина: Г.М. Маленков, Н.С. Хрущев, Л.П. Берия. Арест и казнь Берии.

Г.М.Маленков и Н.С.Хрущев: две программы социально-экономического развития страны. Начало политической реабилитации. ХХ съезд КПСС. Доклад Хрущева о культе личности Сталина и его последствиях. Разгром последней антипартийной группы на июньском (1957г.) пленуме ЦК КПСС. “Дело” Г.К. Жукова на октябрьском (1957 г.) пленуме ЦК.

Освоение целинных земель. Лозунг “Догнать и перегнать Америку”. Реорганизация МТС и продажа техники колхозам. Начало закупки зерна за границей.

Проблемы ускорения научно-технического прогресса. Использование атомной энергии в мирных целях. Развитие ракетной техники и успехи в освоении космоса. Ликвидация отраслевых министерств и создание совнархозов.

Повышение жизненного уровня населения. Массовое жилищное строительство в городах. Введение обязательного 8-летнего образования с обучением рабочим профессиям.

Прекращение войны в Корее. Создание Организации Варшавского Договора (ОВД). Нормализация отношений с Югославией. Военное вмешательство в Венгрию. СССР и Суэцкий кризис. Установление дипломатических отношений с ФРГ и Японией. Ближний Восток и Южная Азия во внешнеполитической стратегии СССР.

ХХ съезд КПСС (1956 г.) и Программа КПСС (1961 г.) о мирном сосуществовании стран с разными политическими системами.

Ракетно-ядерное перевооружение Советских Вооруженных сил и сокращение численности армии. Втягивание СССР в гонку ядерных вооружений с Америкой. Активизация отношений со странами “третьего мира”. Поддержка антиколониальных восстаний в Африке. “Берлинская стена”. Кубинский ракетный кризис. Ухудшение отношений с Китаем. Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой.

Противоречивость в политике властей в отношении культуры. “Оттепель” в культурной и духовной жизни. Массовая молодежная культура. Публикация за границей романа “Доктор Живаго” и “дело” Б. Пастернака. “Жизнь и судьба” В. Гроссмана. Роль журналов “Новый мир”, ”Октябрь”, “Юность” в общественно-культурной жизни общества. Выставка художников в Манеже и встречи руководителей партии с творческой интеллигенцией. Новые темы в кино и театре.

Вывод об окончательной победе социализма в СССР. Программа КПСС 1961 года – программа построения коммунизма через 20 лет. Научно-техническая революция: достижения и противоречия.

Провал хрущевских планов строительства коммунизма. Рост недовольства среди номенклатуры. Партийный переворот 1964 г. Восстановление прежних органов управления и ликвидация совнархозов. Создание Комитета народного контроля.

Положение в сельском хозяйстве. Мартовский (1965 г.) пленум ЦК КПСС и меры по подъему сельского хозяйства. Экономическая реформа в промышленности. Восстановление отраслевого принципа управления народным хозяйством. Строительство ВАЗа, КАМАЗа, БАМа, Атоммаша. Создание научно-производственных объединений. Наращивание топливно-энергетического комплекса и развитие Единой энергетической системы. А.Н. Косыгин - Председатель Совета Министров СССР.

Нарастание кризисных явлений в экономике. Приоритетное развитие ВПК. Зависимость экономики от экспорта нефти и газа. Свертывание экономической реформы и усиление административных методов руководства народным хозяйством. Затратный характер советской экономики. Комплексная программа развития Нечерноземья и принятие Продовольственной программы - попытки преодоления кризиса в агросфере.

Укрепление сплоченности социалистических стран, оказание поддержки странам Азии, Африки, Латинской Америки; проведение политики мирного сосуществования.

СССР и война США во Вьетнаме. Попытки наладить отношения с Китаем. Советско-китайский вооруженный конфликт на острове Даманском. “Пражская весна” 1968 г. Борьба сверхдержав за влияние в “третьем мире”.

Достижение к началу 70-х гг. военно-стратегического паритета между СССР и США. Разрядка напряженности между СССР и странами Запада. Подписание советско-американских договоров об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1). Совещание по безопасности и сотрудничеству в Хельсинки и его решения. Ввод советских войск в Афганистан и его последствия. Новый виток гонки вооружений.

Социально-демографическая структура общества. Рост городского населения и проблемы, связанные с урбанизацией. Роль интеллигенции в обществе. Повышение жизненного уровня народа и дефицит продовольственных и промышленных товаров. Возникновение новой формы духовной оппозиции - диссидентства. А.И. Солженицын и А.Д. Сахаров.

Усиление идеологизации культуры. Появление деревенской прозы: Ф. Абрамов, В. Белов, Б. Можаев. Феномен бардов: В. Высоцкого, Б. Окуджавы и др. Роль телевидения в общественно-культурной жизни. Театр и кинематограф. Изобразительное искусство. Элитарная и массовая культура. Введение всеобщего среднего образования. Высшая школа. Рост культурных потребностей населения.

Конституция СССР 1977 г. и объявление о создании “развитого социалистического общества”. Провозглашение новой исторической общности - “советский народ” и нерешенность многих проблем в межнациональных отношениях. Падение авторитета партии и ее лидера.

Ю.В. Андропов – надежды на укрепление государственных начал. Борьба с коррупцией в среде партноменклатуры. Правление К.У. Черненко – курс на консервацию системы.

М.С. Горбачев генеральный секретарем ЦК КПСС. Курс на ускорение социально-экономического развития и активизацию человеческого фактора. Антиалкогольная кампания. ХХVII съезд КПСС - курс на перестройку и обновление социализма. Чернобыльская катастрофа. Школьная реформа. Введение госприемки продукции, принятие законов об индивидуальной трудовой деятельности и кооперативах. Начало формирования частного сектора в сфере торговли и услуг. Возникновение коммерческих банков. Легализация теневой экономики. Программа “500” дней.

Ухудшение экономической ситуации. Дефицит государственного бюджета, инфляция, снижение реальных доходов населения. Введение талонной системы распределения продуктов. Появление безработицы и первые забастовки.

Политика гласности и ее влияние на духовную жизнь общества. ХIХ партконференция. Октябрьский пленум ЦК КПСС (1987 г.) – начало противостояния Ельцин - Горбачев. Съезды народных депутатов СССР. I Съезд народных депутатов России и Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Б.Н. Ельцин - председатель Верховного Совета РСФСР. М.С. Горбачев – президент СССР.

Нарастание межнациональных конфликтов. Создание народных фронтов. Борьба республик Прибалтики за выход из СССР. Погромы в Сумгаите, Фергане, вооруженные столкновения в Нагорном Карабахе, Абхазии. События в Тбилиси и в Вильнюсе. “Парад суверенитетов”.

Системный кризис центральной власти. Переговоры в Новоогареве. Референдум о сохранении СССР. Августовские события 1991 г. ГКЧП: его цели и причины поражения. Запрет деятельности КПСС. Беловежские соглашения о роспуске СССР. Образование Содружества Независимых Государств.

“Новое политическое мышление” и внешнеполитические инициативы М.С. Горбачева. Поворот в советско-американских отношениях: договоренности о дальнейшем сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) и уничтожении ракет среднего и меньшего радиуса действия. Договор об обычных вооруженных силах в Европе. Вывод советских войск из Афганистана. Нормализация советско-китайских отношений. “Бархатные революции” в странах Восточной Европы и распад социалистической системы. Роспуск СЭВ и ОВД. Объединение Германии. Потеря СССР внешнеполитической инициативы. Распад СССР и его геополитические последствия.

Россия в 1992–2010 гг.

Провозглашение государственного суверенитета России. Б.Н. Ельцин - Президент РФ. Противоборство в высших эшелонах власти и конституционный кризис 1992–1993 гг. Референдум 25 апреля 1993 г. Указ 1400 “О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации”. События 3–4 октября 1993 г. в Москве. Конституция России 1993 г. Формирование новых органов власти. Политические партии и блоки. Выборы в Государственную думу (1993, 1995, 1999 гг.) и президента РФ (1996 г.). Становление нового федерализма. Этносоциальные проблемы в регионах. Война в Чечне. Хасавюртовское соглашение. Контртеррористическая операция в Чечне.

Добровольная отставка Б.Н. Ельцина. Президентские выборы 2000 г. В.В. Путин - Президент РФ ( в 2004 г. переизбран на второй срок). Политические реформы. Создание семи федеральных округов. Реорганизация Совета Федерации. Создание Госсовета. Закон о государственных символах России - гербе, флаге, гимне. Административная реформа: изменение структуры и состава правительства РФ, новый порядок избрания глав субъектов Федерации и выборов в Государственную Думу по партийным спискам. Создание Общественной палаты РФ.

Федеральный закон о политических партиях 2001 г. Выборы в Государственную Думу 2003, 2007 гг. Победы пропрезидентской партии “Единая Россия”.

Президентские выборы 2008 г. – победа Д.А. Медведева. Назначение В.В. Путина Председателем Правительства РФ – подтверждение преемственности курса развития страны.

Программа перехода к рынку Е.Т. Гайдара (1992 г.) – либерализация цен. Ваучерная приватизация. Реформа банковской системы и рост коммерческих банков. Появление “финансовых пирамид”. Передел государственной собственности. Формирование класса собственников.

Неуправляемый характер социально-экономических процессов. Спад производства во всех отраслях экономики. Развал наукоемких производств и ВПК. Вхождение России в мировую экономику в качестве ее топливно-сырьевого сектора. Деноминация рубля. Дефолт 17 августа 1998 г.

Разгосударствление и перевод на рыночные рельсы естественных монополий - электроэнергетики, железнодорожного транспорта, газовой отрасли. Закон 2003 г. об обороте земель сельхозназначения. Стабилизация экономики, рост золотовалютных резервов и увеличение Стабилизационного фонда за счет экспорта энергоносителей.

Мировой экономический кризис и пути выхода из него.

Поляризация общества: слой собственников и снижение реальных доходов большинства населения страны. Ухудшение демографической ситуации в стране. Безработица, рост цен на товары и услуги. Принятие нового Трудового кодекса. Жилищный кодекс и реформа жилищно-коммунального хозяйства. Постепенное улучшение положения в социальной сфере. Образ и стиль жизни различных слоев населения.

Роль средств массовой информации в жизни общества. Образование, наука и культура в условиях рынка. Утечка “мозгов” за границу. Кинематограф, театр, Государство и религия. Закон “О свободе совести и о религиозных объединениях”.

Изменение геополитического положения России в начале 1990-х гг. Проблема расширения НАТО на Восток. Договор СНВ-2 между Россией США. Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП) и Совместная декларация между РФ и США о новых стратегических отношениях.

Многовекторность внешней политики России во второй половине 1990 -х гг. Принятие новой Концепции внешней политики России (2000 г.). Развитие двухсторонних связей с государствами Европы, Америки, Азии. Сотрудничество с Китаем. Проблема Курильских островов во взаимоотношениях с Японией. Протест России против военной операции НАТО в Югославии. Сотрудничество со странами мира в антитеррористической борьбе. Позиция России и война США в Ираке.

Развитие отношений с ближайшими соседями - членами СНГ. Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии (1996 г.).

Грузинская агрессия на Северном Кавказе (2008 г.), признание независимости Южной Осетии и Абхазии.

Рекомендуемая литература:

  1. История России с древнейших времен до 1861 г./ под ред. Н.И. Павленко. М., 2007.

  2. История России с древнейших времен до конца ХVIII в./ Отв. ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. М., 2006.

  3. История России с начала ХIX в. до начала ХХI в. /Отв. ред. А.Н. Сахаров. М., 2006.

  4. История России с древнейших времен до наших дней в вопросах и ответах. А.А. Данилов. М., 2009.

  5. Новейшая история Отечества. ХХ в.: В 2 т./ Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. М., 2004.

  6. История России. Орлов А..С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М., 2010.

  7. Энциклопедия для детей. Т.5. История России и ее ближайших соседей. Ч.1. От древних славян до Петра Великого. М., 2007; Ч. 2. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ. М., 2006; Ч. 3. ХХ век. М.,2008.

  8. Справочник школьника. 5-11 классы. Гуманитарные науки. М., 2008.

  9. Политическая культура России ХХ века. И.Б. Орлов, М., 2006.

  10. История России с позиции разных идеологий: учебное пособие./ Под ред. Б.В. Личмана. Ростов-на-Дону, 2007.

Демонстрационный вариант тестовых заданий

Задание 1. Определите последовательность правления князей династии Рюриковичей.

1. Олег.

2. Ольга.

3. Рюрик.

4. Святослав.

5. Ярополк.

Задание 2. Установите последовательность событий.

1. Битва на р. Калке.

2. Восстание древлян.

3. Невская битва.

4. Разгром Святославом Хазарского каганата.

5. Первое упоминание о Москве.

Задание 3. Сгруппируйте события культурной жизни России по векам.

A. XIV – XV вв.

B. XVI в.

C. XVII в.

1. Открытие первого высшего учебного заведения.

2. Первые театральные представления.

3. Начало каменного строительства в Москве.

4. Начало книгопечатания.

5. Творчество Андрея Рублева.

Задание 4. Установите последовательность принятия документов.

1. «Манифест о вольности дворянской».

2. Жалованные грамоты дворянству и городам.

3. «Наказ» Уложенной комиссии.

4. Указ об учреждении Сената.

5. Манифест об освобождении крестьян.

Задание 5. Выберите решение Петра I на столетия изменившее положение церкви в государстве

1. введение должности местоблюстителя патриаршего престола

2. учреждение Синода

3. назначение патриарха царем

4. секуляризация церковных земель

Задание 6. Установите последовательность событий первой поло-

вины XIX века.

1. Парижский мир.

2. Восстание Семёновского полка.

3. Убийство А.С. Грибоедова.

4. Пленение Шамиля.

5. Оборона Севастополя.

Задание 7. Определите, о каких событиях говорится в документах:

1. 1812 г.

2. 1825 г.

3. 1851 г.

4. 1853 г.

5. 1855 г.

А) Я принимаю теперь в операцию со всеми силами линию, посредством которой, начиная с дорог Тульской и Калужской, партиями моими буду пересекать всю линию неприятельскую, растянутую от Смоленска до Москвы, и тем самым, отвращая всякое пособие, которое бы неприятельская армия с тыла своего иметь могла, и обратив на себя внимание неприятеля, надеюсь принудить его оставить Москву и переменить всю свою операционную линию.

В) …бомбы, перелетая через… суда, попадали в город, и первое загоревшееся здание было австрийское консульство. Русские корабли в дыму, как в облаках, извергали смерть и огонь. Турки не могли более бороться, они начали садиться на гребные суда, спасаясь на берег; другие, расклёпывая цепи, бросались на отмели и оттуда спасались в плавь. В 4-м часу всё было кончено…

С) С тех пор при всех огромных средствах, которыми располагали наши враги, беспрерывно подвозившие на многочисленных судах свои подкрепления, артиллерию и снаряды, все усилия их преодолеть наше мужество и постоянство в продолжении одиннадцати с половиной месяцев оставались тщетными…

Задание 8. Сгруппируйте памятники русской архитектуры XIX века по их месторасположению.

A. Москва

B. Санкт-Петербург

1. Храм Христа-Спасителя.

2. Казанский собор.

3. Манеж.

4. Особняк Морозовых.

5. Исаакиевский собор.

6. Главное адмиралтейство

Задание 9. Крымская война. Восстановите последовательность событий

1. Взятие Баязета.

2. Сражение у реки Альма.

3. Синопкое сражение

4. Взятие Карса.

5. Взятие Севастополя.

Задание 10. Сгруппируйте деятелей русской культуры по сферам

деятельности.

A. Архитектура.

B. Живопись.

C. Скульптура.

D. Музыка и театр.

1. К.П. Брюллов.

2. А.И. Воронихин.

3. М.И. Глинка.

4. А.Д. Захаров.

5. А.А. Иванов.

6. И.П. Мартос.

7. Б.И. Орловский.

8. К.И. Росси.

9. П.А. Федотов.

10. М.С. Щепкин.

Задание 11. Определите период, в котором имели место перечисленные явления:

1. 1917–1921.

2. 1921–1929.

3. 1929–1939.

1. Введение продразверстки.

2. Введение продналога.

3. Восстановление народного хозяйства.

4. Экономическая разруха

5. Деятельность комбедов.

6. Приватизация мелких предприятий.

7. Победа колхозного строя в деревне.

8. Создание «трудовых армий».

9. Создание промышленных гигантов.

10. Стахановское движение.

Задание 12. Расшифруйте сокращения:

1. РСДРП______________________________________________________

2. ВЦИК_______________________________________________________

3. РКСМ_______________________________________________________

4. КВЖД_______________________________________________________

5. МТС________________________________________________________

Задание 13. Расставьте в последовательности события.

1. Контрнаступление советских войск под Сталинградом.

2. Оборона Сталинграда.

3. Операция «Багратион».

4. Операция «Цитадель».

5. Провал наступления под Харьковом.

Задание 14. Вычеркните из каждого столбика лишнее имя.

1. Л.И. Брежнев

2. Ю.В. Андропов.

3. К.У. Черненко.

4. М.С. Горбачев.

5. А.Н. Косыгин.

1. Г.Е. Львов.

2. А.Ф. Керенский.

3. Н.Н. Духонин.

4. П.Н. Милюков.

5. А.И. Гучков.

Задание 15. Выберите русских историков ХХ века.

1. А.И. Опарин.

2. Б.А. Рыбаков.

3. В.И. Вернадский.

4. В.С. Соловьев.

5. Е.В. Тарле.

6. Л.В. Черепнин.

7. М.В. Нечкина.

8. М.Н. Покровский.

9. Н.И. Вавилов.

10. П.Л. Капица.

Ответы.

Задание 1. Определите последовательность правления князей династии Рюриковичей.

максимально 5 баллов

3 1 2 4 5

Задание 2. Установите последовательность событий.

максимально 5 баллов.

2 4 5 1 3

Задание 3. Сгруппируйте события культурной жизни России по векам.

максимально 10 баллов

А – 3,5; В – 4; С – 1, 2.

Задание 4. Установите последовательность принятия документов.

максимально 5 баллов

4 1 3 2 5

Задание 5. Выберите решение Петра I на столетия изменившее положение церкви в государстве

максимально 4 балла

2

Задание 6. Установите последовательность событий первой поло-

вины XIX века.

максимально 5 баллов

2 3 5 1 4

Задание 7. Определите, о каких событиях говорится в документах:

максимально 6 балла

1 – А

4 – В

5 – С

Задание 8. Сгруппируйте памятники русской архитектуры XIX

века по их месторасположению.

максимально 6 баллов

А — 1, 3, 4. В — 2, 5, 6

Задание 9. Крымская война. Восстановите последовательность событий

максимально 5 баллов

3 1 2 5 4

Задание 10. Сгруппируйте деятелей русской культуры по сферам деятельности.

максимально 20 баллов

A – 2, 4, 8; B – 1, 5, 9; C – 6, 7; D – 3, 10.

Задание 11. Определите период, в котором имели место перечисленные явления:

максимально 5 баллов

1—1,4,5,8; 2—2,3,6; 3—7,9,10

Задание 12. Расшифруйте сокращения:

максимально 10 баллов

1. Российская социал-демократическая рабочая партия.

2. Всероссийский центральный исполнительный комитет.

3. Российский коммунистический союз молодежи.

4. Китайско-восточная железная дорога.

5. Машинотракторная станция.

Задание 13. Расставьте в последовательности события.

максимально 5 баллов

5 2 1 4 3.

Задание 14. Вычеркните из каждого столбика лишнее имя.

максимально 4 балла

а) 5; б) 3

Задание 15. Выберите русских историков ХХ века.

максимально 5 баллов

2, 5, 6, 7, 8

ИТОГО 100 баллов.

  1. Программа вступительных испытаний магистерская программа «Историческое образование» (1)

    Программа
    Периодизация российской истории, ее критерии. Эпохи мировой истории и истории России. Древняя и Средневековая Русь: как соотносятся эти понятия? Периоды в истории русского средневековья.
  2. Программа вступительных испытаний магистерская программа «Историческое образование» (2)

    Программа
    История России и история Европы и мира. Проблема своеобразия исторического пути России. Вопрос об общем, особенном и типичном в российском историческом процессе.

Другие похожие документы..