Образовательные программы теория и методика преподавания русского языка и литературы 2009/10 учебный год

ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ

РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ЛИТЕРАТУРЫ,

РУССКОГО И ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

УТВЕРЖДАЮ

Ректор ВОИПКиПРО

__________________

Профессор Ю.А. Савинков

« 21 » 12 2009 год

Дополнительные профессиональные

образовательные программы

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА

ПРЕПОДАВАНИЯ

РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

2009/10 учебный год

Выпуск 2

ВОРОНЕЖ 2009

УДК 74.266

ББК 70(07)

Д68

Ответственный редактор

Н.Г. Корниенко

Д68

Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания русского языка и литературы. 2009/10 уч. год. – Выпуск 2. – Воронеж :
ВОИПКиПРО, 2009. – 104 с.

Дополнительные профессиональные образовательные программы для повышения квалификации учителей русского языка и литературы отражают современные подходы к формированию содержания общего образования и составлены на основе требований действующего государственного образовательного стандарта.

Программы составлены на модульной основе и предполагают возможность выбора учителями русского языка и литературы модулей и блоков для включения их в учебно-тематический план курсов повышения квалификации.

Используются со второго семестра 2009/10 учебного года.

Печатается по решению кафедры литературы, русского и
иностранных языков ВОИПКиПРО.

УДК 74.266

ББК 70(07)

ã ВОИПКиПРО, 2009

Блок

«РУССКИЙ ЯЗЫК И МЕТОДИКА

ЕГО ПРЕПОДАВАНИЯ»

Пояснительная записка

Язык – живой организм, подверженный постоянным изменениям. Современный русский язык находится под большим давлением иноязычной лексики, а также просторечий, сленга и даже ненормативной лексики. В этих условиях учителю особенно важно быть в центре этих процессов и контролировать их влияние на учащихся.

Цель – познакомить учителей русского языка и литературы с основными процессами, происходящими в современном русском языке.

Задачи: обрисовать современную языковую ситуацию; показать роль учителя на современном уроке в процессе модернизации образования; выявить основные требования к современному уроку русского языка.

Формы работы: лекции, практические и семинарские занятия, круглые столы.

Форма контроля – контрольная работа.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во

часов

Форма

занятия

1.

Актуальные проблемы изучения

русского языка в условиях модернизации образования

2

1

1

лекция

практика

круглый стол

2.

Трудные случаи орфографии

1

2

1

лекция

практика

лабораторная работа

3.

Стилистика и культура речи

2

2

практика

лабораторная работа

4.

Языковой анализ текста

2

2

практика

посещение уроков

5.

Требования к современному уроку

русского языка

1

1

1

1

практика

круглый стол

контрольная работа

посещение уроков

6.

УМК по русскому языку на базовом

и профильном уровне

1

1

1

1

лекция

практика

круглый стол

посещение уроков

Итого

24

Содержание тем

Тема 1. Актуальные проблемы изучения русского языка в условиях модернизации образования.

Особенности содержания предмета «Русский язык». Роль русского языка в развитии и воспитании личности ребенка. Русский язык – государственный язык РФ – средство межнационального общения граждан. Его роль в повседневной жизни и профессиональной деятельности, приобщение учащихся к культуре русского народа. Отбор содержания и построения курса углубленного изучения русского языка.

Тема 2. Трудные случаи орфографии.

Трудные случаи орфографического разбора. Обращение к этимологическому анализу. Орфографическая грамотность – часть речевой компетенции учащихся. Принципы русской орфографии и реализация их в школьном курсе русского языка. Явление интерференции и пути его преодоления. Организация работы по формированию орфографических умений и навыков учащихся.

Тема 3. Стилистика и культура речи.

Язык и речь. Стилистика и ее подразделы. Соотношение и взаимодействие литературного языка и языка художественной литературы в аспекте культуры речи. Коммуникативные ошибки и их предупреждение. Стили речи. Словари и пособия как источники нормализации и совершенствования речи. Лексические, фразеологические и грамматические средства разных стилей.

Тема 4. Языковой анализ текста.

Комплексный анализ текста. Специфика художественного текста и особенности его анализа. Лексико-стилистический анализ художественного текста. Семантизация лексики. Система языковых средств. Лингвистический анализ отдельных средств выразительности художественного текста.

Тема 5. Требования к современному уроку русского языка.

Создание условий эффективного учебно-воспитательного процесса. Преподавательская компетентность. Техника объяснений. Учебное взаимодействие. Создание продуктивной атмосферы на уроке. Типы уроков. Учет возрастных особенностей интеллектуального развития учащихся. Учет специфики учебного материала при выборе формы работы. Приемы активизации умственной деятельности учащихся на уроках русского. Урок как организационная форма обучения.

Тема 6. УМК по русскому языку на базовом и профильном уровне.

Анализ действующих УМК по русскому языку в средних и старших классах. Отличие УМК под ред. Т.А. Ладыженской от УМК под ред. М.М. Разумовской и В.В. Бабайцевой. Учебники по русскому языку для старших классов Л.М. Рыбченковой и А.И. Власенкова; А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой. Преимущества каждого из УМК. Использование учебников и пособий на базовом и профильном уровне.

Контрольные процедуры

Контрольная работа – конспект урока с применением инновационных технологий (из опыта работы).

Список литературы

  1. Валгина Н.С. Актуальные процессы в современном русском языке : учебное пособие / Н.С. Валгина. – М., 2001.

  2. Гаврилова Г.Ф. Изучение грамматики русского языка в школе / Гаврилова Г.Ф. [и др.]. – Ростов-на-Дону.

  1. Колесов В.В. Жизнь происходит от слова... / В.В. Колесов. – СПб. : Златоуст, 1999.

  2. Протченко И.Ф. Словари русского языка / И.Ф. Протченко. – М., 1996.

  3. Русский язык конца ХХ столетия (1985–1995) / под ред Е.А. Земской. – М. : Языки русской культуры, 1996.

6. Сборник нормативных документов. Русский язык / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2006. – 96 с.

7. Скворцов Л.И. Культура русской речи / Л.И. Скворцов. – М., 1995.

  1. Современный русский литературный язык / под ред. П.А. Леканта. – М., 1997.

Блок

«РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ

МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

НА ТЕРРИТОРИИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ»

Пояснительная записка

На современном этапе идёт интенсивный процесс модернизации образования. Учитель должен быть знаком с основными его этапами и содержанием.

Цель – познакомить учителя русского языка и литературы с особенностями преподавания русской литературы в условиях перехода на предпрофильную подготовку и профильное обучение.

Задачи:

- познакомить с алгоритмом предпрофильной подготовки;

- сформировать навыки создания программ электива-9;

- показать методику работы по подготовке к ЕГЭ и ИГА.

Формы деятельности: лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, посещение открытых уроков.

Форма контроля – контрольная работа.

Блок рассчитан на 18 часов аудиторных, 6 часов – консультации.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во

часов

Форма

занятия

1.

Предпрофильная подготовка и профильное обучение

1

1

1

1

лекция

практика

лабораторная работа

контрольная работа

2.

Внутришкольная и независимая оценка

качества образования по русскому языку

в 9 и 11 классах

2

2

практика

лабораторная работа

3.

Внутришкольная и независимая оценка

качества образования по литературе

в 9 и 11 классах

1

1

1

1

практика

лабораторная работа

круглый стол

посещение уроков

4.

Методика подготовки к олимпиадам

и конкурсам

1

1

4

практика круглый стол

консультации

5.

Традиционные и нетрадиционные уроки

1

1

2

2

лекция

круглый стол

посещение уроков

консультации

Итого

24

  1. Образовательные программы теория и методика преподавания русского языка и литературы 2009/10 учебный год (2)

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания русского языка и литературы. 2009/10 уч. год. – Воронеж : ВОИПКиПРО, 2009.
  2. Образовательные программы теория и методика преподавания иностранных языков 2009/10 учебный год Выпуск 2 воронеж 2009 (1)

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания иностранных языков. 2009/10 уч. год. – Выпуск 2. – Воронеж :ВОИПКиПРО, 2009.
  3. Образовательные программы теория и методика преподавания иностранных языков 2009/10 учебный год Выпуск 2 воронеж 2009 (2)

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы для повышения квалификации учителей иностранных языков отражают современные подходы к формированию содержания общего образования и составлены на основе требований действующего
  4. Программа дисциплины Пропедевтический курс по теории и методике преподавания русского языка и литературы для студентов специальности

    Программа дисциплины
    В методике как науке есть проблемы, которые, исходя из их специфики, могут решаться только на основе взаимодействия учебных предметов. Такова проблема совершенствования речевой и читательской деятельности учащихся.
  5. Программа дисциплины «Практикум по методике преподавания русского языка и литературы» (факультатив) для специальности (2)

    Программа дисциплины
    В основе дисциплины — исторически сложившаяся методо­логия лингвистического знания, достижения современных наук развитии языковой личности школьника, ориентация на социо- и лингвокультуроведческий, коммуникативный, функциональный подходы,
  6. Образовательные программы теория и методика преподавания музыки 2009/10 учебный год Выпуск 2 воронеж 2009

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания музыки. 2009/10 уч. год. – Выпуск 2. – Воронеж : ВОИПКиПРО, 2009.
  7. Программа теория и методика обучения русскому языку

    Документ
    Цель преподавания дисциплины: обеспечить теоретико-практическую подготовку студентов-филологов к обучению русскому языку в школе и воспитанию учащихся средствами этого предмета.
  8. Образовательные программы теория и методика преподавания музыки 2009/10 учебный год воронеж 2009 удк 785 ббк 85. 315

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика преподавания музыки. 2009/10 уч. год. – Воронеж : ВОИПКиПРО, 2009. – 24 с.
  9. Программа дисциплины теория и методика обучения русскому языку и литературе для специальности 050301. 65 русский язык и литература «Разработано»

    Программа дисциплины
    Современный мир предъявляет кардинально новые требования к содержанию образования. Как в России, так и в большинстве стран провозглашена концепция опережающего образования, появилась новая парадигма образования, согласно которой образовательная

Другие похожие документы..