Положение детей-сирот и меры по их поддержке 37 Положение детей-инвалидов и меры по их социальной поддержке 44

Администрация Томской области

Ежегодный доклад

«О положении детей в Томской области»

2008 год

Томск

2009

Содержание

Введение 3

Основные демографические характеристики 3

Уровень жизни семей с детьми 4

Состояние здоровья детей 9

Состояние питания детей 15

Образование и воспитание детей 22

Организация отдыха и оздоровления детей 29

Трудовая занятость подростков 30

Развитие социального обслуживания семьи и детей 35

Положение детей-сирот и меры по их поддержке 37

Положение детей-инвалидов и меры по их социальной поддержке 44

Положение детей вынужденных переселенцев и детей мигрантов 49

Профилактика безнадзорности несовершеннолетних, социального сиротства 50

Предупреждение преступности и правонарушений несовершеннолетних 53

Положение несовершеннолетних, отбывающих наказание

в воспитательных колониях 58

Заключение 66

Приложение. Статистические данные,

характеризующие положение детей в Томской области 69

В В Е Д Е Н И Е

Доклад «О положении детей в Томской области» содержит анализ основных аспектов положения детей в Томской области в 2008 году, а также меры по его улучшению. Доклад подготовлен в целях обеспечения органов государственной власти и местного самоуправления объективной и систематизированной информацией о положении детей и тенденциях его изменения для определения приоритетных направлений деятельности, разработки необходимых мероприятий по обеспечению прав детей, их защиты и развития.

Доклад основывается на официальных материалах Комитета записи актов гражданского состояния, Департаментов по вопросам семьи и детей, здравоохранения, труда и занятости населения, общего образования Томской области, Управления начального профессионального образования Томской области, Департаментов социальной защиты населения, по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области, Департамента по культуре Томской области, Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Томской области, Управления внутренних дел Томской области, Управления федеральной миграционной службы России по Томской области, Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Томской области.

В докладе освещены вопросы уровня жизни семей с детьми, состояния здоровья, питания, образования, воспитания и развития детей, организации отдыха, оздоровления, трудовой деятельности детей и подростков, детской преступности.

Особое внимание уделено проблемам детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, вопросам профилактики детской безнадзорности и социального сиротства, созданию условий для развития новых форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В приложении к Докладу приведены статистические показатели, характеризующие динамику изменения положения детей за 2006-2008 годы.

Основные демографические характеристики

Общая численность постоянного населения Томской области на начало 2008 года составляла 1038,5 тыс. человек (из них детей в возрасте до 18 лет – 194197). По сравнению с 2001 годом число жителей уменьшилось на 15,8 тыс.

Характерной чертой депопуляции является естественная убыль населения, обусловленная превышением числа умерших над числом родившихся.

Рождаемость в 2008 году по отношению к 2007 году увеличилась на 6,8 %, смертность населения увеличилась на 0,7%. В абсолютных цифрах в 2008 году родилось 13372 детей, что на 853 человека больше, чем в 2007 году, умерло на 100 человек больше, чем в 2007 году.

В истекшем году показатель уровня младенческой смертности снизился на 0,4 промилле. Показатель смертности детей в возрасте до одного года на 1000 родившихся в 2008 году составил 10,8 промилле (в 2007году - 11,2 промилле).

В 2008 году по отношению к 2007 году уменьшилось число заключенных браков и разводов: соответственно 2,2 и 2,7%.

Увеличилось число неоформленных браков. В 2008 году у незамужних женщин родилось 2448 детей или 18,1 % от общего числа рождений, в 2007 году – 2395 ребенка или 19,1 %.

На 0,3% увеличилось количество детей, зарегистрированных у несовершеннолетних матерей (2008 год - 263 ребенка, 2007 – 253).

Уменьшилось число детей, оставшихся без одного из родителей после развода родителей. Таких детей зарегистрировано 3793, что на 237 меньше, чем в 2007 году.

В сравнении с 2007 годом миграционный процесс характеризуется сокращением на 8,7%. На 01.01.2009 в Томской области проживает 306 семей вынужденных переселенцев (740 человек, в том числе 35 детей), что на 55,6 % меньше в сравнении с 2007 годом.

Таким образом, при росте рождаемости и увеличении смертности населения демографическая ситуация в области на начало 2009 года характеризовалась продолжающимся процессом естественной убыли населения, обусловленным превышением числа умерших над числом родившихся.

Уровень жизни семей с детьми

Негативные явления в экономике в конце 2008 года вызвали необходимость оптимизации расходов предприятий. Работодатели снизили расходы на оплату труда за счет перевода работающих на сокращенную рабочую неделю, отправки сотрудников в отпуска без содержания, уменьшения соцпакетов.

Система важнейших индикаторов уровня жизни населения включает в себя следующие основные показатели: среднедушевой денежный доход, покупательная способность денежных доходов населения (отношение доходов населения к величине прожиточного минимума), величина прожиточного минимума, заработная плата, индекс потребительских цен и другие.

В 2008 году индекс потребительских цен (тарифов) на товары и платные услуги составил 112,4%, что ниже уровня 2007 года (108,2%). В структуре потребительских цен прирост на продовольственные товары сложился ниже 2007 года на 1,6 процентных пункта, а непродовольственные товары увеличились на 1,9 процентных пункта. Прирост цен на платные услуги в 2008 году сложился ниже на 0,5 процентных пункта.

Одним из показателей уровня жизни населения является прожиточный минимум – минимальный стандарт потребления при фиксированном наборе товаров и услуг и жестко закрепленной нормативной базе, зависящий от изменения потребительских цен на региональном рынке товаров и услуг.

Расчет величины прожиточного минимума в Томской области проводится в соответствии с Законом Томской области «О потребительской корзине и порядке установления величины прожиточного минимума в Томской области» (№235-ОЗ от 29.12.2005) и Порядком расчета величины прожиточного минимума, утвержденным постановлением Администрации Томской области от 31.03.2006 № 41а.

Среднегодовая величина прожиточного минимума по Томской области в 2008 году составила 4812 рублей и увеличилась по сравнению с 2007 годом на 22,7%.

Изменения абсолютных значений величины прожиточного минимума по социально-демографическим группам населения в 2007-2008 годах:

Среднегодовая величина ПМ

за 2008 г., руб.

Величина ПМ

за 2007 г., руб.

Абсолютный прирост, руб.

Темп роста,

%

На душу населения

4812

3919

893

122,8

Трудоспособное население

5168

4196

972

123,2

Пенсионеры

3663

2989

674

122,5

Дети

4554

3741

813

121,7

В конце 2008 года 3,3 тыс. человек в Томской области работали в режиме неполного рабочего времени, 586 работников находились в простое по вине администрации, 115 работников – в вынужденных отпусках. За 2008 год уровень зарегистрированной безработицы достиг 2,2%, тогда как в октябре еще составлял 1,66%.

Среднедушевые денежные доходы населения в 2008 году составили 13615 рублей, увеличившись на 114,6% по сравнению с 2007 годом, рост в реальном выражении составил 101,1%.

Однако уровень реальных располагаемых доходов в 2008 году ниже уровня 2007 года (99,8% - 2008 год, 109,9% - 2007 год).

В декабре 2008 года реальные располагаемые денежные доходы населения Томской области составили всего 80,6% по отношению к декабрю 2007 года (в 2007 году – 120,5%). Снижение доходов было обусловлено:

  1. Замедлением темпов роста доходов от занятости в условиях высокой инфляции;

  2. Сокращением потребительского спроса населения и возможности доступа к кредитным ресурсам в условиях финансово- экономического кризиса. Учет доходов осуществляется через расходы населения: в декабре 2008 года оборот розничной торговли снизился на 14,5%, тогда как в декабре 2007 года прирост составил 8,5%; существенно снизилась доступность кредитов для населения; расходы населения на приобретение жилья в декабре 2008 года уменьшилась на 73%; в структуре расходов населения существенно сократилась доля средств (до 53,7%), направляемая на приобретение товаров и услуг (в среднем за год – 68,7%).

  3. Снижением доли сбережений населения во вкладах и ценных бумагах. По данным Центрального банка России в декабре 2008 года объем сбережений по вкладам и ценным бумагам в Томской области сократился на 28,8% по сравнению с декабрем 2007 года.

Численность экономически активного населения в Томской области уменьшилась на 6,5 тыс. человек и составила 554,5 тыс. человек.

В органы службы занятости населения обратилось в поисках работы 45,9 тыс. человек, что на 10,1% меньше, чем в 2007 году.

На 1 января 2009 года на учете в органах службы занятости состояли 12,0 тыс. безработных граждан (на 01.01.2008 года – 15,4 тыс. человек), из них 9,0 тысяч - жители сельской местности (75,1% от общего числа безработных граждан, состоявших на учете).

Среди безработных граждан, состоявших на учете в органах службы занятости на начало 2009 года: 91 несовершеннолетний граждан в возрасте 16 -17 лет (на 01.01.2008 года – 166 человек), 73 человек из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (на 01.01.2008 года – 91 человек). Безработные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей- инвалидов составили 4,0 тыс. человек, что на 27,0% меньше аналогичного показателя 2008 года, из них 16,5% – многодетные и одинокие родители.

На период поиска работы материальную поддержку в виде выплаты пособия по безработице получали 36,3 тыс. безработных граждан (в 2007 году – 47,3 тыс. человек). Из них 21,3 тыс. женщин (58,7%), молодежь в возрасте 16-29 лет – 12,5 тыс. человек (34,4%).

Общие затраты из федерального бюджета на выплату пособий по безработице в 2008 году составили 212,6 млн. рублей (в 2007 году – 252,2 млн. рублей).

В 2008 году доля безработных граждан, получавших пособие в минимальном размере, составила 75,1% от общей численности безработных граждан, получавших пособие по безработице (в 2007 году – 74,1%).

Средний размер пособия по безработице составил 1,2 тыс. рублей, минимальный размер – 1015,3 рублей в южных и 1171,5 рублей в северных районах области.

2431 безработному гражданину (в 2007 году – 6287 человек), утратившим право на получение пособия по безработице и нуждавшимся в материальной поддержке, оказана материальная помощь в размере не выше минимальной величины пособия по безработице, увеличенного на районный коэффициент. Затраты на материальную помощь из средств федерального бюджета составили 6004,8 тыс. рублей (в 2007 году – 14452,2 тыс. рублей).

Средний размер затрат из средств федерального бюджета на социальную поддержку одного безработного гражданина (выплата пособия по безработице и оказание материальной помощи безработным гражданам, утратившим право на получение пособия по безработице) составил 5,9 тыс. рублей (в 2007 году – 5,0 тыс. рублей).

Органы службы занятости активно проводили работу по содействию в трудоустройстве безработных граждан, в том числе через реализацию активных мероприятий содействия занятости населения. При содействии органов службы занятости нашли доходное место и, следовательно, улучшили свое материальное положение 29,4 тыс. человек (в 2007 году – 31,1 тыс. человек). Из них: женщины составили 15,0 тыс. человек, многодетные и одинокие родители – 873 человека и 390 человек из числа детей – сирот, детей, оставшихся без опеки родителей, несовершеннолетние граждане до 18 лет – 110 человек.

В целях повышения уровня и качества жизни населения в Томской области реализуются программы адресной социальной помощи малообеспеченным слоям населения, привлекаются средства внебюджетных фондов, оказывается гуманитарная и спонсорская помощь.

В 2008 продолжена реализация мер социальной поддержки для семей с несовершеннолетними детьми, направленных на повышение качества жизни детей и улучшение демографической ситуации Томской области.

Федеральным законом от 25 октября 2007 года №233-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» с 1 января 2008 года установлены два новых вида пособия для жен военнослужащих, проходящих военную службу по призыву: беременным женам военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, выплачивается единовременное пособие в размере 14000 рублей, а на ребенка в возрасте до 3-х лет военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, - ежемесячное пособие в размере 6000 рублей, с начислением на суммы пособий районного коэффициента, действующего по месту жительства семьи. На территории Томской области эти пособия получили 3 беременные женщины и 16 семей с детьми, на общую сумму 750,0 тыс. рублей.

  1. Regions ru 7 в югре начала работу Всероссийская конференция по негосударственному пенсионному обеспечению. 7 Regnum 7

    Документ
    ру 11 Бедность от государства 11 Гудок 13 ЛЕНТА НОВОСТЕЙ. 13 Известия 14 ИЗВЕСТИЯ. 14 ИТАР-ТАСС 15 Лишь 10 проц населения РФ сами заботятся о будущих пенсиях - президент Национальной ассоциации пенсионных фондов 15 Красное знамя 15
  2. Regions ru 6 в югре начала работу Всероссийская конференция по негосударственному пенсионному обеспечению. 6 Regnum 6

    Документ
    Особенности негосударственного пенсионного обеспечения и пути его дальнейшего развития в России обсуждают участники второй Всероссийской конференции, которая открылась сегодня в Ханты-Мансийске.
  3. Содержани е (9)

    Документ
    Нормативные правовые акты по организации деятельности в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах
  4. «Доступное и комфортное жилье гражданам России» (2)

    Документ
    Иск и решение суда об обязании администрации муниципального образования предоставить Ветровой Елене Семеновне по договору социального найма благоустроенное жилое помещение стр.
  5. Состав проектных материалов (2)

    Документ
    2.7.3. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны,
  6. Отчет об исполнении плана социально-экономического развития города Новосибирска на 2009 год

    Содержательный отчет
    Основными итогами социально-экономического развития города в 2009 году являются: сохранение, в условиях кризиса экономики, доходов населения, обеспечение нормальной жизнедеятельности города, в том числе социальной и коммунальной инфраструктуры,
  7. Сердобского района (2)

    Решение
    Руководствуясь п.1 ч.10 ст. 35 и ст.44 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими редакциями), ст.
  8. Доклад о результатах деятельности моу «Средняя общеобразовательная школа №6»

    Доклад
    Цель публичного доклада – показать общественности, органам представительной власти о результатах, потенциале и условиях функционирования школы, проблемах и направлениях развития.
  9. Отчет по итогам 2009-2010 учебного года. Моу «сош №2»

    Содержательный отчет
    В 1970 году при Нижневартовском РОНО образовалась Мегионская восьмилетняя школа. 01.09.1973г. на основании решения Райисполкома восьмилетняя школа была переименована в Среднюю школу №2.
  10. Положение детей-сирот и меры по их поддержке 37 Положение детей-инвалидов и меры по их социальной поддержке 43

    Доклад
    Доклад «О положении детей в Томской области» содержит анализ основных аспектов положения детей в Томской области в 2009 году, а также меры по его улучшению.

Другие похожие документы..