В. А. Шнирельман «Чистильщики московских улиц»

Российская Академия Наук

Институт этнологии и антропологии

им. Н. Н. Миклухо-Маклая

Московское бюро по правам человека

В. А. Шнирельман

«Чистильщики московских улиц»:

скинхеды, СМИ и общественное мнение

Работа выполнена по проекту «Анализ распространенных стереотипов в молодежной среде, выработка и реализация мер по преодолению влияния их негативного аспекта» в рамках среднесрочной городской целевой программы «Москва многонациональная: формирование гражданской солидарности, культуры мира и согласия (2005-2007 гг.)»

Москва

2007

Оглавление:

Как это начиналось

Политическая поддержка

Культ насилия и его создатели

Скинкультура и ее развитие

Скинхеды и их благожелатели

СМИ и мигранты

Скинхеды и власть

Арийская идеология и идентичность скинхедов

Реакция правоохранительных органов

«Расовая война» на городских улицах

Наказание или поощрение?

Некоторые итоги

Как это начиналось

Зимой 1997 г. журналисты популярной газеты «Московский комсомолец» решили поставить достаточно рискованный эксперимент. Они подготовили фальсифицированный плакат о некоей Республике Виргиния, где якобы власть захватили темнокожие расисты, установив режим террора для местных белых. К этому они добавили фотографии известных на Западе людей – политиков, деятелей культуры и пр. Вооружившись этими материалами, они решили объехать ряд московских вузов, чтобы собрать подписи якобы в защиту «белых узников» расистского режима. Посетив пять московских вузов, включая МГУ, они сумели собрать более 50 подписей, обнаружив не только поразительное невежество части студенческой молодежи, но и откровенно расистские взгляды, бытующие у некоторых будущих российских интеллектуалов1. Если даже московское студенчество не обладает иммунитетом от расизма, то что можно сказать о подростках? Задав этот вопрос, мы неизбежно приходим к теме скинхедов.

В ноябре 2005 г., когда парижские пригороды полыхали от беспорядков, устроенных иммигрантами, в России активно обсуждался вопрос о том, возможно ли и здесь такое. Тогда газета «Комсомольская правда» организовала опрос по Интернету. Его результаты оказались неожиданными: 30% из 400 его участников были убеждены в том, что, если в России и начнутся погромы, то их устроят не иммигранты, а скинхеды. С этим согласился и приглашенный газетой эксперт2. То же подтверждали опубликованные незадолго до этого результаты всероссийского опроса, проведенного Левада-Центром. Тогда социологи обнаружили, что 57% россиян опасались превращения молодежных движений в отряды погромщиков, причем каждый четвертый (26%) считал, что ими могут стать скинхеды или национал-патриоты3. А еще раньше опрос, устроенный газетой «Московские новости», показал, что 83% ее читателей верили в возможность кавказских погромов4. Иными словами, в первые годы нового века скинхеды стали заметной силой, игнорировать которую было уже невозможно.

Парадокс состоит в том, что называющие себя патриотами и защитниками русской культуры скинхеды многое заимствовали у западных праворадикальных движений. Это касается как идеологии, так символики и атрибутики. Ведь движение скинхедов берет свое начало в Великобритании 1960-х гг. Тогда это были молодые парни из бедных кварталов, подчеркивавшие свое неприятие сытого буржуазного общества. Они культивировали свою контркультуру, важным элементом которой являлись музыкальные ритмы «регги» (reggae) или «ска» (ska), привезенные чернокожими иммигрантами с Ямайки. В 1970-х гг. некоторые группы скинхедов превратились в фанатов «арийской» рок-музыки «Ой» (Oi) и стали исповедовать свойственную ей расовую идеологию. Их кумиром сделался создатель этой музыки, руководитель рок-группы Skrewdriver («Отвертка») Ян Стюарт Дональдсон, или просто Ян Стюарт (1958-1993), большой поклонник Гитлера и один из активных участников движения «Белая сила», отказавшийся участвовать в движении «Рок против расизма» и назвавший свой стиль «Роком против коммунизма». В начале 1980-х гг. в Англии и Германии в контексте праворадикальной культуры скинхедов сложилось широкое неонацистское музыкальное рок-движение, в котором почетное место заняли языческие мотивы. Установив тесные связи с германскими правыми радикалами, Ян Стюарт культивировал у своих поклонников нацистскую символику, включая увлечение «нордической мифологией». По примеру англичан подобные расистские «арийские» рок-группы возникли в начале 1980-х гг. и в Германии, где они выступали за чистоту крови и активно вели антииммигрантскую пропаганду. Они воспевали мифических арийских предков, преклонялись перед «Асгардом», представляли викингов «защитниками белой расы» и использовали эвфемизм «одинизм» как маску для «гитлеризма». Это движение достигло своего пика в 1992-1993 гг., когда со словами популярной рок-песни на устах немецкие скинхеды принялись убивать африканцев5.

Сегодня общепризнано, что наибольшей жестокостью и бескомпромиссностью отличается скин-движение Восточной Европы. Если в Западной Европе среди скинхедов встречаются левые, анархисты и даже геи, то в странах Восточной Европы скин-движение приняло откровенно неонацистский и расистский облик и в его идеологии странным образом сочетаются радикальный национализм и лозунги «Белой силы». Жертвами восточноевропейских скинхедов чаще всего становятся цыгане6.

В СССР первые скинхеды появились в конце 1980-х гг. в Прибалтике, где они считали своей целью «борьбу с оккупационным режимом». Многие из них гордились родственниками, воевавшими против СССР в рядах Ваффен-СС, и, как бы подчеркивая связь поколений, носили особые кепки из джинсовой ткани, напоминавшие фуражки эсэсовцев. Но с распадом СССР и образованием в Прибалтике самостоятельных государств ничто уже не подпитывало их энтузиазм, и он быстро сошел на нет7.

Политическая поддержка

В России расистская идеология тоже не остается бесхозной, и, начиная с 1990-х гг., ею открыто руководствуются некоторые, пусть и карликовые, но весьма шумные политические партии и движения8. В начале 1990-х гг. лозунг «выдворения непрошенных “черных” гостей с русской земли» отстаивала Национально-республиканская партия России, выступавшая тогда «за честь русской нации» и «твердый порядок в государстве». В одной из выпущенных ею листовок русский народ изображался жертвой собственной терпеливости и мягкости. Авторы листовки представляли его строителем и убеждали, что плоды его творчества противоправно присвоили другие. По их словам, все блага в Москве доставались приезжим: якобы чеченцы, азербайджанцы и грузины жили в Москве в десятки раз лучше, чем русские; якобы кавказцам было много легче, чем русским, завести квартиру в столице; и, наконец, якобы львиная доля преступлений здесь совершалась выходцами с Кавказа и из Средней Азии. Листовка заканчивалась утверждением о том, что Третья мировая война уже началась и что у русских нет выбора: «или мы раздавим ползучую гидру тюрко-кавказских “братьев”, или она с сатанинской беспощадностью растопчет нас…»9 Иными словами, идеологи партии пытались мобилизовать против мигрантов все аргументы, типичные для «нового расизма» в Западной Европе. Однако в те годы такие партии с их радикальной идеологией оставались на обочине общественно-политической жизни, и некому было воплощать их призывы в жизнь, ибо скинхедам еще только предстояло появиться на сцене.

Сегодня обстановка коренным образом изменилась, и приведенные выше лозунги находят сочувствие и понимание не только у городских обывателей, но и у политиков, чиновников и журналистов10. Например, лидер Народной национальной партии (ННП), москвич А. К. Иванов (Сухаревский), руководствующийся теми же идеями, активно привлекает к себе скинхедов и готовит их к борьбе за «спасение белой расы». Этот деятель является экзотической фигурой в русском националистическом движении. В 1994 г. недоучившийся военный, бывший экономист и кинорежиссер, являвшийся с 1992 г. есаулом Московской Казачьей Заставы, создал ННП (тогда она называлась Движением народных националистов), основанную на откровенно расистской идеологии. 6 декабря 1997 г. в Петербурге прошел ее Третий съезд, в работе которого приняли участие еще 28 националистических партий и казачьих движений. Поэтому этот съезд был одновременно провозглашен Четвертым съездом русских националистов. Своим достижением ННП провозгласила состоявшееся на съезде объединение с Национально-республиканской партией России под руководством петербуржца Ю. А. Беляева и на этом основании объявила себя «самой многочисленной и мощной организацией русских в России». Это было попыткой создать, действительно, общероссийскую организацию русских националистов; в ней, по утверждению самих руководителей, насчитывалось более 60 региональных отделений и 2000 активистов. Беляев получил в ней место председателя Центрального совета ННП11. Заместителем Иванова по партии стал В. Ю. Попов, издатель расистского журнала «Наследие предков» и газеты «Эра России».

Идеология партии основана на, так называемом, «русизме». В начале апреля 2001 г., встречаясь в Самаре со своими поклонниками, Иванов (Сухаревский) так объяснял им свою позицию: «Наша идеология базируется на сугубо научных достижениях – антропологии и психологии. Мы – не фашисты и не расисты. Мы – русисты, а это подразумевает истинную власть русского народа… Мы не хотим крови, но защищать русскую нацию необходимо с оружием в руках. Я уже предлагал после терактов, устроенных чеченцами, сесть на самолет и разбомбить всех представителей этой нации»12. В одном из своих интервью он отметал обвинение в сознательной организации погромов и драк и объяснял их «стихийным всплеском расового сознания», «естественной формой протеста русской молодежи»13. Однако внимательное изучение его собственной деятельности по целенаправленному формированию у молодежи расового сознания приводит к иному выводу. Ведь, в своей программной книге «Моя вера – русизм!» он так обращался к читателю: «Ты должен стать расистом». И продолжал: «Русский, знай – счастье в Расе, раствориться в Кровной общности – значит самому стать всей Расой»14. Он отрицал «местечковый национализм», доказывал «кровное родство расы» и заявлял, что «раса выше нации»15. Он провозглашал «братство белых народов», мечтал о «белой революции» и утверждал, что «миром должны править белые люди». При этом, не имея иной поддержки, он хотел опираться на скинхедов, видя в них «будущее нашей страны»16. А в своих лекциях для скинхедов он прямо говорил о «расовой войне» и о необходимости депортации «черных» с территории «белых»17. Взяв в 2000 г. себе в заместители скинхеда С. Токмакова, он мечтал организовать скинхедов и легально создать из них нечто вроде «штурмовых отрядов»18. Очевидно, все это говорит отнюдь не о спонтанном всплеске ненависти или «естественном протесте». Любопытно, что в беседе с журналисткой Токмаков, с одной стороны, выставлял себя противником не только погромов, но и вообще насилья, а с другой, мечтал о возможности организации под его началом массовых молодежных драк19.

Своим символом ННП взяла изображение несколько модифицированного христианского креста20, однако откровенный расизм и вера руководителя партии одновременно в Христа Спасителя и Непобедимое Солнце (т. е. солнцепоклонничество) не позволяют назвать эту партию православной, христианской. По своим взглядам, она скорее может рассматриваться как неоязыческая с расистским уклоном. И вовсе не случайно в первой половине 2000-х гг. она активно работала с симпатизирующими неоязычеству скинхедами. Этому немало поспособствовало то, что в 1999 г., будучи в заключении, Иванов (Сухаревский) близко сошелся с Токмаковым, лидером скингруппы «Русская цель»21. Кстати, как-то разоткровенничавшись в беседе с журналисткой, Токмаков признался, что его путь в скинхеды начался с обсуждения с друзьями «Влесовой книги» и вопросов язычества22.

Для приема скинхедов в свою партию Иванов (Сухаревский) разработал целый ритуал, получивший название «День креста» и обычно проходивший без лишних свидетелей в подмосковном лесу. Ритуал сопровождался криками «Зиг хайль!», «Россия для русских! Москва для москвичей!», «Смерть кавказцам и жидам!» и нацистским приветствием под лозунгом «Слава Руси!» Обращаясь к новому пополнению, вождь с гордостью называл их представителями «белой расы» и «расистами»: «Вы не бандиты, вы расисты, вы чистопородные! Вы имеете право быть хозяевами!» Он призывал формировать «расовое сознание» и обещал в вознаграждение за самоотверженную борьбу «мировое господство белой расы». В соответствии с нацистской традицией ритуал включал сожжение креста под музыку Рихарда Вагнера, а скинхеды клялись «блюсти чистоту крови» и «биться с врагами Святой Руси во имя торжества белой расы»23.

Иванов (Сухаревский) задумался о привлечении к своему движению скинхедов еще в 1996 г., когда выходившая под эгидой молодежного крыла его партии газета «Русский реванш» начала печатать информацию о западных скинхедах и опубликовала расистскую заметку Яна Стюарта. Своим девизом эта газета взяла нацистский лозунг «Бог, Труд, Нация» и в соответствии с нацистской идеологией определила нацию как «мистическую материю», «общность по крови». Она призывала «разбудить расовые базовые нордические архетипы» и «стать Русскими в первозданном северно-арийском смысле этого имени». Целью объявлялось превращение Евразии в «Арийский Простор, континентальную Империю Свастики»24.

Впрочем, в начале 1999 г. партия пережила кризис, когда по решению суда была закрыта газета «Я - русский», а Иванов (Сухаревский) был приговорен судом к полутора годам тюремного заключения за «разжигание межнациональной розни». После этого В. Попов и Ю. Беляев с ним рассорились, и ряды его последователей заметно поредели. В начале 2000-х гг. Иванов (Сухаревский) окончательно сделал ставку на скинхедов, создал организацию «Скинхед» и стал у них культовой фигурой. Но 3 октября 2003 г. он получил многочисленные травмы и потерял один глаз после того, как у него в руках разорвалось самодельное взрывное устройство. После этого его активность резко снизилась.

Другой примечательной фигурой является бывший милиционер Ю.А. Беляев, входивший в первой половине 1990-х гг. в руководство Национально-республиканской партии России (НРПР) и после раскола, произошедшего в 1994 г., возглавивший ее организации в Санкт-Петербурге. Тогда Беляев был близок с В.Н. Безверхим, основателем первого в Петербурге неоязыческого объединения, «Союза венедов», исповедовавшего нацистскую идеологию. Беляев даже предлагал тому взять на себя роль одного из аналитических центров НРПР для выработки «идеологических и методологических основ русского национального движения»25. Но позднее он стремился всячески дистанцироваться от «дедушки русского фашизма», связь с которым могла его скомпрометировать26. После его размолвки с Ивановым (Сухаревским) его группа с 2001 г. существует автономно как «Партия свободы».

Беляев – человек дела и сторонник решительных действий. Проработав десять лет в милиции, в конце 1991 г. он стал одним из создателей «Русского национального легиона» при уже известной нам НРПР. В легион принимались лишь «славяне, ... имеющие твердые национальные и государственные (имперские) убеждения». Члены этой полувоенной организации принимали участие в боевых действиях в Сербии, Приднестровье, Южной Осетии и Абхазии и, по словам Беляева, всегда готовы были поддержать того, кто попытается установить в стране «твердый порядок»27. В середине 1990-х гг. Беляев был замечен в тесных контактах с петербургским отрядом ставропольского казачества, известным своим шовинизмом и связями с криминальными структурами28. Именно Беляев был одним из организаторов первых праворадикальных рок-концертов в Петербурге29 и создателем идеологии для местного скиндвижения30.

Скинхедов пытался организовать и использовать главный редактор московского журнала «Русский хозяин», юрист А. Червяков, одно время подумывавший о создании из них и футбольных фанатов общественного движения «Русский хозяин». В частности, он поддерживал контакты с бандой «Кровь и честь», отличившейся на погроме в Ясенево весной 2001 г.31 А в Орле шефство над бритоголовыми взял на себя филиал шовинистической «Русской партии»32. Накануне парламентских выборов 2003 г. среди радикалов, привлеченных в партию «Народная воля» С. Бабурина, оказался и скинхед С. Токмаков33. Поэтому вице-премьер правительства Москвы В. Шанцев был недалеко от истины, когда, пытаясь объяснить погром в Царицыно, сказал, что бритоголовые «кем-то используются», и предложил искать «кукловодов»34. Проблема лишь в том, что специально искать их не требовалось, ибо к тому времени они уже были хорошо известны.

Действительно, сегодня скинхедов собирает вокруг себя неонацистский «Славянский Союз» (СС) Д. Демушкина. Последний начинал в 1995 г. в одной из первых московских скингрупп «Белый бульдог», а затем в течение ряда лет занимал руководящие должности в РНЕ, пока в 1999 г. не дозрел до организации своего собственного движения35. Сегодня он водит дружбу с некоторыми депутатами Госдумы и держит у себя молодежное отделение, состоящее из скинхедов. Но, если кто-либо из них совершает убийство и оказывается в поле зрения правоохранительных органов, он с легкостью от них отрекается36. Правые радикалы заботятся о «повышении» образовательного уровня скинхедов, и известный идеолог А.Н. Севастьянов иной раз читает им лекции о расо- и этногенезе, из которых они делают вывод о своей принадлежности к «высшей расе», которая противостоит якобы генетически иным и потому «ущербным» обитателям Африки и Азии37.

  1. В. А. Шнирельман «чистильщики московских улиц» (3)

    Книга
    Работа выполнена по проекту «Анализ распространенных стереотипов в молодежной среде, выработка и реализация мер по преодолению влияния их негативного аспекта» в рамках среднесрочной городской целевой программы «Москва многонациональная:
  2. В. А. Шнирельман «Чистильщики московских улиц» (2)

    Документ
    Работа выполнена по проекту «Анализ распространенных стереотипов в молодежной среде, выработка и реализация мер по преодолению влияния их негативного аспекта» в рамках среднесрочной городской целевой программы «Москва многонациональная:
  3. В. А. Шнирельман «чистильщики моско вских улиц»

    Книга
    Работа выполнена по проекту «Анализ распространенных стереотипов в молодежной среде, выработка и реализация мер по преодолению влияния их негативного аспекта» в рамках среднесрочной городской целевой программы «Москва многонациональная:
  4. Сергей Беликов

    Документ
    НАЦИ-боевики. Участие молодёжи в деятельности боевых террористических организаций как дестабилизирующий фактор межнациональных отношений в современной России.
  5. Бюллетень новых поступлений в Фундаментальную библиотеку январь 2008 г

    Бюллетень
    В бюллетень вошла учебная, учебно-методическая, научная и художественная литература, поступившая в Фундаментальную библиотеку в январе 2008 г. Материал расположен в систематическом порядке по отраслям знаний, внутри разделов – в алфавитно-хронологическом.
  6. Похоже, что в социальных и гуманитарных науках спрос на идеи есть всегда, и всегда есть неудовлетворенность их современным арсеналом. Вэтнологии и социально-кул

    Документ
    Похоже, что в социальных и гуманитарных науках спрос на идеи есть всегда, и всегда есть неудовлетворенность их современным арсеналом. В этнологии и социально-культурной антропологии за 20 лет с лишним лет моего руководства институтом
  7. Современный политический экстремизм: понятие, истоки, причины, идеология, организация, практика, профилактика и противодействие. Рук авт колл. Дибиров А. Н. З., Сафаралиев Г. К. Махачкала. 2009. С

    Реферат
    Дибиров А.-Н.З., Сафаралиев Г.К., Пронский Л.М., Ханбабаев К.М., Яхьяев М.Я., Баранов М.В., Барис В.В., Барис Е.В., Билалов Б.А., Бобков А.Н., Дибиров З.
  8. Слово о «голом (или не вполне голом) короле»

    Документ
    Цивилизационный подход рассматривается критически с точки зрения как научной методологии, так и его социальной значимости. Автор показывает, что этот подход не только не отвечает научным требованиям и страдает очевидной декларативностью,
  9. Этнологические и антропологические исследования в академической науке (1)

    Документ
    В 2003 г. Институт этнологии и антропологии РАН (ИЭА РАН) отметил 70-летие. К этой дате в журнале «Новая и новейшая история» была опубликована статья В.

Другие похожие документы..