Примерная программа история и философия науки Рекомендуется для направления подготовки 111100 «зоотехния»

Министерство образования и науки Российской Федерации

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

История и философия науки

Рекомендуется для направления подготовки –

111100 «ЗООТЕХНИЯ»

Квалификация (степень) выпускника

Магистр

Звание «магистр-инженер»

Москва 2011

  1. Цели и задачи освоения дисциплины «История и философия науки»

Цель изучения дисциплины – формирование у студентов (магистров) представлений о тенденциях исторического развития науки и об ее основных мировоззренческих и методологических проблемах.

Задачи дисциплины:

  • дать представление об основных научных проблемах и дискуссионных вопросах в изучении науки;

  • выработка у студентов способности к рациональному критическому восприятию идей, ценностей, установок, относящихся к миру науки.

  • освоение студентами общие закономерности и конкретное многообразие форм функционирования истории и философии науки;

  • понимание динамики взаимоотношений «наука-власть-общество»;

  • подготовить студентов к применению полученных знаний при осуществлении конкретных социальных исследований

  1. Место дисциплины «История и философия науки» в структуре ООП:

Учебная дисциплина «История и философия науки» базируется на дисциплинах «Философия», «Философские проблемы в биологии», «Социология», «История», «Культурология», «Психология и педагогика».

Приступая к изучению дисциплины «История и философия науки» студент должен иметь достаточные знания в области философии, истории, социологии, культурологии.

Приступая к изучению дисциплины «История и философия науки» студент должен продемонстрировать следующие знания и умения:

  • владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

  • уметь логически верно, аргументировано и ясно, строить устную и письменную речь;

  • уметь использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных наук;

  • использовать основные технические средства в профессиональной деятельности: работать на компьютере и в компьютерных сетях, использовать универсальные пакеты прикладных компьютерных программ;

  • проявлять творческие качества;

  • заботится о качестве выполняемой работы;

  • уметь работать самостоятельно и в команде.

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины «История и философия науки»:

Выпускник по направлению подготовки «Зоотехния» с квалификацией (степенью) «магистр» в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы должен обладать следующими компетенциями:

а) общекультурные (ОК)

  • способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;

  • способность проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности;

  • способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности.

б) профессиональные (ПК):

производственно-технологическая деятельность;

  • способность формировать и решать задачи в производственной и педагогической деятельности, требующие углубленных профессиональных знаний;

организационно-управленческая деятельность:

  • способность к разработке проектов и управлению ими;

  • способность к организации научно-исследовательской деятельности;

научно–исследовательская деятельность:

  • способность формировать решения, основанные на исследованиях проблем, путем интеграции знаний из новых или междисциплинарных областей;

педагогическая деятельность:

  • способность и готовность использовать современные психолого-педагогические теории и методы в профессиональной и социальной деятельности;

  • способность к изучению и решению проблем на основе неполной или ограниченной информации;

проектная деятельность:

  • способность к разработке научно-обоснованных систем ведения и технологий отрасли;

  • изучение философии науки как вузовской учебной дисциплины способствует формированию у студентов представления о науке как о сложном, многомерном и во многом противоречивом процессе, который развивается в современном мире и радикально изменяющем наше общество.

В результате освоения дисциплины «История и философия науки» обучающийся должен:

знать:

  • место истории и философии наук (науковедения) в системе гуманитарных дисциплин;

  • проблемы возникновения науки, структуру, динамику, уровни и формы научного знания;

  • специфику объекта, предмета и метода, структуру науковедения как науки, историю её становления и развития;

  • об основных концепциях современной философии науки;

  • основные средства и методы научного познания;

  • основные проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук;

  • общие закономерности научной деятельности по производству научных знаний;

  • историко-философские и социокультурные традиции в формировании науковедения.

  • роль ветеринарии (биологии, зоотехнии, сельского хозяйства, товароведения) в процессе накопления и осмысления научных знаний.

уметь:

  • использовать полученные сведения и навыки по истории и философии науки в научной, профессиональной и общественной деятельности.

  • оценивать и давать обоснованный критический анализ различным научным теориям, гипотезам и пр.

  • выделять основные доминанты развития той или иной науки, глубинную взаимосвязь её положений с выводами других наук, философскими идеями и вненаучными факторами.

  • показать взаимосвязь различных сфер жизни людей, их влияние на науку.

владеть:

  • навыками анализа достижений науки;

  • навыками рассуждений по науковедческой проблематике;

  • набором наиболее распространённой научной и философской терминологии и навыками её точного и эффективного использования в устной и письменной речи.

  • техникой работы с научными текстами.

  • навыками применение научной методологии в изучении медико-биологических явлений.

4. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1 семестр

Аудиторные занятия (всего)

32

32

В том числе:

Лекции

8

8

Практические занятия (ПЗ)

Семинары (С)

24

24

Лабораторные работы (ЛР)

Самостоятельная работа (Всего)

112

112

В том числе

Курсовой проект (работа)

Расчётно-графические работы.

Реферат

1

Вид промежуточной аттестации

экзамен

экзамен

Общая трудоемкость дисциплины

часы

зачётные единицы

\

144

4

144

4

5. Содержание дисциплины «История и философия науки».

5.1. Содержание разделов дисциплины «История и философия науки»

Раздел 1. Наука как способ познания мира.

1.1. Философия науки, ее предмет и основные проблемы.

Понятие «наука». Предмет философии науки. Наука как форма духового производства. Важнейшие аспекты бытия науки: наука как система знаний, как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Критерии научности и основные особенности научного познания.

Главные отличительные признаки науки. Основания науки и их структура. Идеалы и нормы научного познания.

Структура научного познания. Научная картина мира. Уровни научного познания. Общие закономерности развития науки. Научная картина мира и ее функции. Структура научной картины мира. Исторические формы научной картины мира. Научное и ненаучное познание. Наука и общество. Личность и наука. Наука и паранаука.

1.2. Философско-методологический анализ науки.

Эволюция философских подходов к анализу науки. Общенаучные подходы в исследовании: структурный, системный, функциональный, информационный, алгоритмический, вероятностный. Позитивистская традиция в философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда.

Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки.

Объект и предмет исследования. Цель и задачи в структуре научного исследования. Виды эмпирического и теоретического исследования. Методы эмпирического исследования. Методы теоретического исследования. Роль науки в жизни современного общества и в формировании личности. Формы организации науки. Отношение науки с обществом, властью и бизнесом.

Предвидение и прогноз в науке. Язык науки. Обоснование результатов исследования. Виды обоснования. Методы систематизации научных знаний (классификация и типологизация и т.д.)

  1. Примерная программа научно-исследовательская ( научно-производственная) практика рекомендуется для направления подготовки 111100 «зоотехния»

    Примерная программа
    Целью научно-исследовательской (научно-производственной) практики является формирование у магистров общекультурных, личностных и профессиональных компетенций, направленных на закрепление и углубление теоретической подготовки, овладение
  2. Примерная программа научно-исследовательская работа рекомендуется для направления подготовки 111100 «зоотехния»

    Примерная программа
    Целью научно-исследовательской работы является формирование у магистров общекультурных, личностных и профессиональных компетенций, направленных на приобретение навыков планирования и организации научного эксперимента и умений выполнения
  3. Примерная программа наименование дисциплины «философия» Рекомендуется для направления подготовки

    Примерная программа
    3. Обучение студентов ориентированию в истории философии, чтобы они могли прослеживать в многообразии и постоянном обновлении взглядов философов единство, воспроизведение и дальнейшую проработку «вечных» тем.
  4. Примерная программа наименование дисциплины «История» Рекомендуется для направления подготовки

    Примерная программа
    - показать противоречивый характер социальных, политических и экономических процессов, происходивших в нашей стране в различные исторические периоды, дать представление об отношении к ним и роли в них различных социальных групп, классов,
  5. Примерная программа наименование дисциплины «экономика» Рекомендуется для направления подготовки

    Примерная программа
    Дисциплина «Экономика» имеет своей целью сформировать у студентов экономическое сознание, дать представление (необходимый объем знаний) об экономических отношениях в обществе, искусстве хозяйствования, сущности и появлении экономических законов.
  6. Рабочая программа учебной дисциплины педагогика (1)

    Рабочая программа
    Целями учебной дисциплины «Педагогика» является усвоение студентами основ общей педагогики, дидактики и теории воспитания, а практической – формирование общепедагогических умений.
  7. Чеченский государственный университет (8)

    Основная образовательная программа
    ООП бакалавриата, реализуемая в ЧГУ по направлению «Агрономия» и профилю подготовки «Агрономия» для программ бакалавриата представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную с учетом требований рынка труда на основе
  8. Чеченский государственный университет (15)

    Основная образовательная программа
    ООП бакалавриата, реализуемая в ЧГУ по направлению «Агрономия» и профилю подготовки «Агрономия» для программ бакалавриата представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную с учетом требований рынка труда на основе
  9. Об утверждении Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования (2)

    Документ
    1. Утвердить прилагаемое Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования.

Другие похожие документы..