Учебник для вузов по специальности "Менеджмент"

К

КАНАЛЫ СВЯЗИ — совокупность устройств, предназначен­ных для передачи и приема информации, одно из основных поня­тий теории связи и кибернетики.

КАНАЛЫ СБЫТА — важная составляющая организации сбыта продукции. Основная характеристика К. с. — количество промежу­точных уровней, т.е. посредников, получивших право на сбыт про­дукции.

КАТАРСИС (от греч. katharsis — очищение) — по Аристоте­лю, очищение духа при помощи "страха и сострадания", а также эстетическое воздействие искусства на человека; в теории психо­анализа один из методов психотерапии, в физиологии — облегче­ние после большого напряжения мыслей и чувств.

КВОТА — 1) норма, количественное ограничение экспорти­руемых товаров; 2) доля прибыли членов картеля, определяемая в соответствии со степенью их участия в производстве и сбыте про­дукции.

КИБЕРНЕТИКА (от греч. kybernetike — искусство управле­ния) — наука об управлении, регулировании, связи, приеме, об­работке и выдаче информации в любых сложных динамических системах.

КОМПРОМИСС — достижение соглашения путем взаимных уступок и согласования спорных позиций, взглядов, мнений.

КОНКУРЕНЦИЯ — борьба между производителями товаров, предприятиями торговли за более выгодные условия реализации продукции и получение максимальной прибыли, действенный ме­ханизм регулирования общественного производства и ценообразо­вания.

КОНСЮМЕРИЗМ — общественное движение в защиту прав потребителей, за охрану окружающей среды, против хищническо­го бизнеса.

КОНТРОЛЬ — комплекс методов, позволяющих сравнить достигнутые результаты с запланированными. Основные требования к К. — оперативность, гласность и объективность; в психологичес­ком аспекте К. должен выполнять не только карательные функ­ции, но и должен быть формой проявления внимания к труду ра­ботника, фактором мотивации его трудовой деятельности.

КОНФЛИКТ — столкновение мнений, оценок, позиций, противоборствующих сил, очевидное свидетельство неблагополучия в коллективе.

КОНФОРМИЗМ (от лат. conformis — подобный) — социаль­но-психологический феномен, выражающийся в готовности чело­века соглашаться с мнением коллектива, приспосабливаться к об­щественному мнению, избегать проявления своего несогласия и споров, пассивно принимать существующий порядок вещей.

КООРДИНАЦИЯ — одна из функций управления, направ­ленная на обеспечение взаимосвязи действий управляющего и про­изводственного персонала, согласование действий, приведение управленческих решений в соответствие с поставленными зада­чами.

Л

ЛИДЕР (от англ. leader — ведущий руководитель) — личность, пользующаяся авторитетом, большим влиянием в коллективе. Не всегда руководитель предприятия является одновременно и лиде­ром, хотя это сочетание особенно желательно.

ЛИЦЕНЗИЯ (от лат. licentia — право, свобода) — разреше­ние на выполнение какого-нибудь вида деятельности (право на ведение внешнеторговых операций, использование изобретения, на рыбную ловлю или охоту и т.п.).

ЛОГОРРЕЯ — одностороннее непрерывное говорение, при ко­тором собеседник практически лишен возможности как-то вмешать­ся или хотя бы комментировать разговор.

M

МАРКА ТОВАРНАЯ — система символов, знаков, эмблем, применяющаяся для идентификации товара известного произво­дителя и позволяющая отличать товар от изделий конкурентов.

МАРКЕТИНГ — наука управления предприятием, изучаю­щая методы наиболее полного удовлетворения потребностей обще­ства в товарах и услугах в условиях рыночных отношений.

МЕНЕДЖМЕНТ (от англ. to manage — управлять) — управ­ление производством, промышленно-торговой фирмой в условиях рыночной экономики. Менеджер является профессиональным уп­равляющим, обладающим специальными знаниями, способностя­ми и навыками в области организации производства и управления.

МЕТОДЫ ИСКУССТВА УПРАВЛЕНИЯ — совокупность при­емов, позволяющих человеку принимать нетривиальные решения в условиях дефицита информации, способы достижения постав­ленных целей в производственных и межличностных отношениях.

МЕТОДЫ САМОВОСПИТАНИЯ — система приемов, позво­ляющих выполнять сложный процесс самоанализа, целенаправлен­но сравнивать свое поведение с критериями совести, чести, дос­тоинства, самооценка адекватности поступков своим нравственным целям и возможностям, развитие лучших, социально ценных свойств личности.

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ — способы обеспечения непрерыв­ного и целенаправленного воздействия на управляемый объект, которым может быть технологическая установка, коллектив или отдельная личность.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ — система обобщенных взглядов на окружающую действительность, убеждения, идеалы, принципы, формирующая нормы поведения, интересы и отношение к обществу.

МОДА (от лат. modus — мера, правило) — преобладание определенных вкусов в какой-либо сфере жизни или культуры. М. на короткий срок отражает вкусы некоторых слоев общества на внешнее оформление предметов быта, одежды, обуви, а также на художественные произведения.

МОДЕЛИРОВАНИЕ — исследование явлений, процессов пу­тем создания их моделей, один из основных методов теории позна­ния; в теории управления особую роль играют методы экономико-математического моделирования, которые позволяют провести многовариантный анализ ситуации или процесса и разработать для реализации оптимальный план действий.

МОНОПОЛИЯ — исключительное право на какой-либо вид деятельности, на промышленное производство или торговую дея­тельность.

МОРФОЛОГИЯ — наука о структуре и форме. Методы М. применяются для анализа и синтеза организационных структур управления.

МОТИВАЦИЯ — побуждения, стимулирующие деятельность человека или коллектива, направленные на достижение индиви­дуальных потребностей или общих для организации целей.

Н

НАЦИЯ (от лат. natio — племя, народ) — историческая, куль­турная и территориальная общность людей. Искусство управления рекомендует учитывать Н. принадлежность личности в процессе общения.

НОРМА УПРАВЛЕНИЯ — установленное эксперименталь­но и организационно оформленное среднее количество сотрудни­ков, подчиненных одному руководителю. Н. у. зависит от сложности управляемого процесса, оснащенности труда руководителя техни­ческими средствами управления, знаний и опыта руководителя.

О

ОРГАНИЗАЦИЯ — обеспечение взаимодействия частей целого. О. как функция управления обеспечивает упорядочение тех­нической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности управляемой системы на всех ее иерархичес­ких уровнях.

ОХЛОКРАТИЯ (от греч. ochlos — толпа, чернь) — власть тол­пы, беззаконие, создающее условия для возникновения бунта и других противоправных действий.

П

ПАТЕРНАЛИЗМ (от лат. pater — отец) — основная часть уче­ния "школы человеческих отношений", утверждающая важность и целесообразность установления между работодателем и исполни­телем психологического консенсуса, общих задач и интересов.

ПЛАНИРОВАНИЕ — разработанный порядок, последователь­ность осуществления каких-либо мероприятий, выполнения работ. В управлении П. является важнейшим этапом подготовки и реали­зации программы действий, который определяет цели, а также методы и средства, необходимые для выполнения поставленных задач.

ПОЗИТИВИЗМ — одно из направлений философии, утвер­ждающее, что подлинные (позитивные) знания являются резуль­татом исследований специализированных отраслей научных зна­ний и стоят вне мировоззренческих проблем.

ПОПУЛИЗМ (от лат. populus — народ) — одна из форм общественного поведения государственных, политических деятелей, рассчитанная на приобретение популярности в обществе путем эффектной подачи на собраниях, митингах, в прессе простейших и понятных массам идей.

ПОДСИСТЕМА — выделенная из системы часть целого (декомпозиция), обладающая информационными связями с другими подсистемами управленческой структуры.

ПРАГМАТИЗМ (от греч. pragmatos — дело, действие) — практическая полезность деятельности, направленная на решение практических задач и удовлетворяющая в основном лишь основные потребности личности или общества.

ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ (от лат principium — начало, основа) — основные исходные положения, определяющие законо­мерности формирования управляемой системы: ее структуру, ме­тоды воздействия на коллектив, систему мотивации и стимулиро­вания, особенности технологии и технического оснащения управ­ленческого труда.

ПРИОРИТЕТ (от лат. prior — первый, старший) — первен­ство во времени в осуществлении какой-либо деятельности, пер­венство в реализации изобретений, открытий и новых технологий.

ПСИХОАНАЛИЗ — одно из направлений "глубинной" психо­логии и психотерапии, которое рассматривает влияние на поведе­ние людей бессознательных влечений и мотиваций и изучает пси­хическую структуру личности.

Р

РЕГУЛИРОВАНИЕ — одна из основных функций управле­ния, обеспечивающая поддержание постоянства или изменение по намеченному плану основных параметров производственного про­цесса.

РЕКЛАМА (от лат. reclamо — выкрикиваю) — выдача потре­бителю информации о потребительских свойствах товара. Р. явля­ется одним из составляющих маркетинговой деятельности пред­приятия и требует от исполнителей профессионализма и творчес­кой фантазии.

РЕКРЕАЦИЯ — методы, позволяющие восстановить силы человека, затраченные им в процессе трудовой деятельности.

РЕЛАКСАЦИЯ — расслабление или существенное снижение мускульной и психической активности человека, позволяющие обес­печить отдых, покой при переутомлении.

РЕФЛЕКСИЯ — самонаблюдение, глубокое размышление, направленное на осмысление поступков и своего общественного поведения.

РИТОРИКА — разработанная античными мыслителями нау­ка об ораторском искусстве и о мастерстве излагать мысли устно и письменно.

С

СБЫТ — система организационных, маркетинговых и торго­вых мероприятий по реализации на рынке каких-либо товаров. Решения по организации С. продукции весьма ответственны, так как они в конечном итоге определяют успех производственной и торговой деятельности предприятия.

СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА — изучение продавцом потребностей общества и определение той доли рынка сбыта по пред­метно-товарному и демографическому принципу, которая может быть успешно освоена продавцом.

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ — освобождение, независимость индивидуального и общественного сознания от влияния религии, обращение, отказ от власти и собственности религиозной в пользу светской.

СИНЕРГИЯ (от греч. synergos — совместный, согласованный) — особенность сложных систем, в которых сумма составляющих ее элементов, свойства и возможности целого превышают свойства и возможности ее частей. Это уникальное свойство больших систем особенно ярко выражается в их самоорганизации и возможности влиять на поведение системы путем воздействия на ограниченное число параметров.

СКЕПТИЦИЗМ — философское учение, основанное на вы­ражении сомнения в существовании надежных критериев истины и в непогрешимости основных религиозных и философских догм; крайняя форма С. — агностицизм.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ — подготовка и реали­зация генеральной, основной программы, направленной на дости­жение цели в любой области деятельности. С. у. обеспечивает спо­собы и формы планирования, подготовки, а также методы осуще­ствления управляющего воздействия на объект управления для достижения поставленных целей.

СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИОННАЯ — форма организации иерархической системы, обеспечивающая устойчивую взаимосвязь между составляющими систему элементами. Основные типы орга­низационных структур: линейная, функциональная, матричная, дивизионная, продуктовая.

Т

ТАРИФ ТАМОЖЕННЫЙ — налог, которым облагаются то­вары, ввозимые в страну. Т. т. не только способствует пополнению государственной казны, но и служит защите интересов отечествен­ных производителей.

ТЕЗАУРУС (от греч. thesauros — сокровище) — словарь, ал­фавитный перечень, в котором единицы текста заменяются стан­дартизированными словами и выражениями.

ТИПОЛОГИЯ — способ расчленения и классификации объек­тов системы по какому-то основному, кардинальному признаку, что позволяет установить общность связей, функций элементов исследуемой управленческой структуры.

ТОВАР — продукт труда, изготовленный для продажи. Това­ром может быть физический предмет, услуга, технология — важно, что этот товар необходим покупателю и продавец стремится удовлетворить спрос на товар возможно более полно.

ТОВАРНЫЙ ЗНАК — система символов, легко узнаваемых знаков и эмблем, объединяемых понятием торговая марка, и обес­печенная правовой защитой. Т. з. является одним из объектов про­мышленной, фирменной собственности.

У

УЧЕТ — сбор и обработка информации о наличии и рацио­нальном использовании материальных, финансовых и трудовых ресурсов предприятия для оптимизации планирования и управле­ния. Основные виды У. — статистический, бухгалтерский, опера­тивно-производственный. Анализ динамики производственных по­казателей позволяет определить тенденции развития производства.

Ф

ФАКТОРИНГ — способ ведения финансовых расчетов по схе­ме предприятие — экспортер, при котором платежные документы выставляются не покупателю, а банку — посреднику, располо­женному в стране покупателя.

ФРАНЧАЙЗИНГ — юридически оформленные долговремен­ные партнерские отношения между крупной "материнской" ком­панией (франчайзер) и фирмой-оператором, реализующей продук­цию (франчайзи). Пример франчайзинга — компания "Макдоналдс", передающая владельцам ресторанов отлаженную технологию и мобильную рекламу.

ФРУСТРАЦИЯ — стойкое состояние угнетенности и расстрой­ства человеческой психики, разочарования, потери веры и жиз­ненных ориентиров. Возникает при неудовлетворенности работой, своим социальным положением, при появлении непредвиденных трудностей и проявляется в душевной напряженности, обидчивос­ти и даже в крайней агрессивности.

Х

ХАРИЗМА (от греч. charisma — милость, божественный дар) — исключительная одаренность, обаяние; X. личность — авторитет­ный человек, обладающий исключительными качествами: мудрос­тью, праведностью, смелостью.

ХОЛДИНГ — способ осуществления контроля совместной деятельности предприятий обычно одной отрасли производства путем владения контрольного пакета акций или других ценных бумаг при сохранении членами холдинговой компании хозяйственной и пра­вовой самостоятельности.

Э

ЭКСТРАВЕРТНОСТЬ — по К. Юнгу, психологическая осо­бенность личности, ориентированной на внешний мир, проявляю­щей интерес к деятельности с внешними объектами.

ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ — метод, допускающий распространение выводов, полученных при изучении части целого, на другую его часть, что позволяет установить общие тенденции развития изу­чаемого явления.

ЭМБАРГО — наложение государством запрета на ввоз ино­странными фирмами отдельных видов товаров (например, оружия, наркотиков, продуктов низкого качества и т.п.) или на вывоз дра­гоценных металлов, иностранной валюты.

1 Кнорринг В.И. Искусство управления. – М.. 1997.

1 Только в марте 1996 г. разбирались два международных конфликта: о поставке в Россию из США куриных окорочков, содержащих вредные для здоровья людей добавки (гормон роста, антибиотики, тиреостатики) и о производстве в Великобритании говядины, зараженной вирусом "коровьего бешенства".

1 В СССР отдельные ведомства имели банки данных в своей области деятельности, но они не были общедоступными.

1 Таблица приводится по книге: Егоршин А.П. Управление персоналом.

1 Римский клуб был создан в 1968 г. как международная неправительственная организация, объединяющая ученых, политических деятелей, специалистов в области управления, экспертов и т.д. Организатор — вице-президент компании "Оливетти" Аурелио Печчеи.

1 За последние годы в нашем обществе явно наметился рост интереса к дореволюционному прошлому России, к судьбе аристократии, дворянско­го сословия, которое, увы, обречено на окончательное вымирание. Те­перь часто слышишь добрые, справедливые слова в адрес дворянства, сыгравшего колоссальную роль в истории государства Российского и так безжалостно уничтоженного за годы советской власти. Но как прекрасно сказал Андрей Георгиевич Битов: "Это сытая либерально-каннибальская справедливость в отношении наверняка поверженного и даже переварен­ного противника: покойничек был неплох на вкус..."

1 Если число всех сочетаний из п различных идей по r будет

то это число по всем rбудет

1 Любопытно, что обоняние воспринимается правым полушарием мозга и расположенной там лимбической системой (Р-формация) и способно воздействовать на самые сокровенные глубины мозга, хранящие память о начале животного мира на Земле.

  1. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по специальности "Менеджмент". 2-е изд., изм и доп

    Список учебников
    В книге действительного члена Международной академии наук (Мюнхен, Германия), профессора В. И. Кнорринга впервые в отечествен­ной и зарубежной педагогической литературе процессы управления рассматриваются не только с позиции теории,
  2. Учебники для ссузов

    Учебники
    Единая всероссийская спортивная классификация 2007-2010 гг. ЗИМНИЕ ВИДЫ СПОРТА. / сост. А.К. Аветисян, Ю.Е. Осташенко, А.Н. Чесноков. - М.: Советский спорт, 2008.
  3. Программа междисциплинарного государственного экзамена по направлению подготовки «Менеджмент организации»

    Программа
    Программа государственного итогового междисциплинарного экзамена профессиональной подготовки менеджера по специальности 080507 «Менеджмент организации».
  4. Обеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой по заявленным к лицензированию образовательным программам (кафедра «Менеджмент») n п/п

    Программа
    Уровень, ступень образования,вид образовательной программы (основная/дополнительная), направление подготовки, специальность, профессия, наименование предмета,
  5. Программа итогового междисциплинарного экзамена для студентов очной (заочной) формы обучения по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»

    Программа
    В соответствии с законами Российской Федерации «Об образовании» (1995), «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996), а также Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений
  6. Обеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой по специальности 030301. 65 «Психология» n п/п

    Документ
    Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика. Игорь Сергеевич Барчуков, Авенир Александрович Нестеров. – Москва: Академия, 2006.
  7. Учебник для вузов международный менеджмент (1)

    Список учебников
    М43 Международный менеджмент / Под ред. Пивоварова С. Э., Тарасевича Л. С., Майзеля А. И. — СПб: Питер, 2001. —576 с.: ил. — (Серия «Учебники для вузов»).
  8. Учебник для вузов международный менеджмент (2)

    Список учебников
    Второе издание учебника включает дополненный базисный материал по международ­ному бизнесу, освещающий с учетом специфики российской экономики зарубежную прак­тику и методику формирования стратегических и оперативных решений в международном менеджменте.
  9. Программа междисциплинарного экзамена по специальности 080105. 65 Финансы и кредит

    Программа
    Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080105.

Другие похожие документы..