Учебник для вузов по специальности "Менеджмент"

1.4. Некоторые терминологические тонкости

Errare humanum esf

(Человеку свойственно ошибаться).

Латинская пословица

Для каждой отрасли знаний характерен свой исторически сложившийся специфический категориальный и терминологический аппарат. Появление новых научных терминов должно быть обосно­ванным, практически целесообразным, вводить в круг новых про­блем или раскрывать новые аспекты старых. Эклектичная, подчи­ненная лишь моде и не имеющая разумного научного обоснования новая метафорическая терминология может привести к отрыву со­временного знания от его исторических корней, традиций и к ут­рате данной наукой своей специфики, терминологической точнос­ти и строгости. Это не очередной призыв к борьбе с "безродным космополитизмом", а естественное желание оградить язык науки, как и русский язык в целом, от неоправданной вестернизации.

С началом перестройки на русскую речь обрушился поток иностранных слов и терминов в основном американского происхожде­ния, причем этот ничем не обоснованный и безжалостный процесс засорения русского языка вдохновлен не только современными предпринимателями, но, как это ни странно, учеными, деятелями искусства и культуры. О необходимости защиты и охраны русского языка говорилось на Всемирном Русском Соборе (1993 г.), IX съез­де писателей (1994 г.), в Федеральном законе "О национально-культурной автономии" (1996 г.), на многочисленных собраниях и конференциях.

За последние годы во многих странах ширится движение взащиту родного языка от американизмов и принимаются соответ­ствующие законы. Французская Академия, например, доказала необходимость запрета на употребление иностранных терминов, если во французском языке имеются адекватные обозначения по­нятий и явлений. В законодательном порядке из делового и науч­ного обращения изъято более 2 тысяч неоправданных заимствований (есть, правда, и курьезы — за употребление такого слова, как, например, "джинсы", взимается солидный штраф). Защища­ют свой родной язык в Италии, Саудовской Аравии и в ряде других стран, с искренним сочувствием к современным проблемам русского языка высказался испанский ученый М. Б. Гарсия Альва­рес: "Современный русский язык буквально задыхается от варва­ризмов — слов, заимствованных из иностранных языков".

Менеджмент, менеджер начинают все более энергично вы­теснять из нашего лексикона привычные слова "управление", "ру­ководитель", "управляющий". Равноценна, правомочна ли эта за­мена?

Управление, как функция любых организованных систем, обеспечивает поддержание деятельности и реализацию целей системы и по своему смыслу несколько шире понятия "менеджмент", хотя многие специалисты считают эти понятия синонимами. Общеизвес­тно, что в основе термина "менеджер" лежит английский глагол to manage — управлять, происходящий от латинского manus — рука, хотя есть мнение, что глагол to manage первоначально означал "искусство объезжать лошадей" [23]. Менеджер — профессиональ­ный управляющий, человек, обладающий специальными знания­ми, талантом и определенными навыками в области организации производства и управления. Менеджер не является владельцем фирмы, хотя и может владеть частью ее акций, он работает по найму независимо от уровня управления, его профессиональной подготовки и практического опыта работы.

Все работники государственной конкурсной профессиональ­ной службы США подразделяются на 18 рангов. С 1-го по 8-й — низший персонал (конторские служащие, машинистки, стеногра­фистки), их руководители (supervisors) занимают должности от 9-го до 12-го ранга, руководители среднего звена (manager) — с 13-го по 15-й, а высшие руководители аттестуются на должности 16—18-го рангов (executives). Таким образом, собственно менед­жеры, руководители среднего звена государственной иерархии США, составляют около 14% от 2,8 млн. служащих федеральных органов управления. Кроме того, необходимо учесть значительное количество менеджеров, работающих в частных компаниях Аме­рики [81].

Менеджер работает прежде всего в хозяйственной, произ­водственно-рыночной сфере, и если в России руководитель иден­тифицируется с первым лицом предприятия, директором или на­чальником крупного структурного подразделения, то на Западе менеджер не является первым руководителем или предпринима­телем, "менеджеры занимают определенные должности в каче­стве руководителей определенных организационных подразделе­ний" [86]. Менеджер работает в хозяйственной, рыночной сфере и в соответствии с этим имеет свои определенные цели и функции. В европейско-американском понимании директор (первый руководитель) должен заниматься в основном стратегическим управлением, а оперативное управление он возлагает на заместителей; в России же директор решает практически все вопросы, являясь втом чис­ле и менеджером. В 1991 г. социолог С. Д. Мартынов писал: "...отли­чие советского хозяйственного руководителя от западного менед­жера очень значительно, и говорить о советском менеджере мож­но весьма условно, перспективно, т.е. в прогнозном варианте". С этим мнением можно согласиться, и в дальнейшем тексте моно­графии термины "управление", "руководитель" сознательно будут применяться чаще, чем "менеджмент" и "менеджер".

Современные предприниматели России имеют перед глазами наглядный пример передовых стран, процветающих фирм и стали понимать важность изучения их опыта, их передовой управлен­ческой технологии. Стало наконец очевидным, что для осуществ­ления радикальных перемен в обществе, для решительных эко­номических преобразований необходима адекватная им система управления, которая смогла бы на базе рыночных отношений и новых морально-этических позиций обеспечить эффективность про­изводства, удовлетворить потребности населения. Для подготовки профессиональных управленческих кадров в России начали функ­ционировать сотни школ и курсов менеджмента, маркетинга и биз­неса, введены специальные дисциплины в программы большин­ства вузов, расширяется прием слушателей в академии и высшие школы международного бизнеса и управления. Велик соблазн ре­шить проблему подготовки специалистов в области управления быстро и просто: есть опыт международного менеджмента и соот­ветствующая учебная литература, есть Права Человека и "Его Величество Закон"; перенести все это на русскую землю — и про­блема будет решена. Увы, не так все просто. Тем более что у нас всегда "хотели, как лучше, а получилось, как всегда".

Есть еще одна деликатная тема для размышлений — как стать профессиональным менеджером? Какой колледж, институт или академию нужно окончить, какие дисциплины нужно изучить? Ведь недавно в перечне специальностей Государственного образо­вательного стандарта появилась специальность "менеджмент". Ви­димо, всем уже ясно, что управление во всех сферах деятельно­сти, от государственного управления и до управления любым кол­лективом, настоятельно требует профессионализма. Управле­ние — сложная наука, имеющая свои фундаментальные принци­пы, методы, технические средства, от телефона до современного компьютера, и каждый специалист в области управления обязан владеть этими методами и средствами. Необходимо глубоко знать технологию и специфические особенности производства, где рабо­тает специалист по управлению, существуют правовые аспекты управления, социальные, философские, нравственные, психоло­гические, методологические... Необходимы высокая культура и ши­рокое общее образование, необходим опыт работы в области уп­равления. И, наконец, если управление — не только наука, но и искусство, то необходим талант, без которого искусство мертво.

Как обучать бывшего школьника науке и искусству управле­ния? Понятно, что он должен будет знать основные принципы, функции и современные теории управления, маркетинг, психоло­гию, технику и технологию управления, способы воздействия на личность и коллектив, но как быть с такими базовыми дисципли­нами, как математика, физика, химия и другими отраслями зна­ния, которые обязательно изучают в технических или экономи­ческих вузах? И как определить у абитуриента наличие способно­стей, таланта, необходимых для искусства управления? Ведь не примут выпускника школы в консерваторию обучаться вокалу или игре на скрипке, если у него нет способностей.

Напрашивается вывод: в каждом вузе необходимо изучать теорию и технику управления среди других обязательных дисцип­лин, но основное внимание следует уделять изучению базовой специальности — экономики, энергетики, строительства и т.п. И лишь после приобретения производственного опыта и при яв­ных способностях к управлению следует обучать теории и искусст­ву управления в полном объеме с получением второго высшего образования или в системе повышения квалификации.

Удивительна и по-своему трагична судьба одной из самых замечательных отраслей знания — кибернетики, науки о един­стве информационных и управленческих процессов в любых систе­мах: технических устройствах, живых организмах и человеческих организациях. Осмеянная и охаянная в 50-х годах советской фило­софией "буржуазная лженаука", отождествляющая якобы челове­ка и машину, человеческое сознание и функции кибернетических систем, в настоящее время забыта и как будто по чьей-то коман­де вычеркнута из перечня важнейших научных дисциплин. В пос­ледние годы кибернетика практически даже не упоминается в тру­дах американских, европейских и российских авторов, хотя имен­но кибернетика, созданная на основе естественнонаучных достижений в области теории автоматического регулирования, электро­ники, теории информации, математической логики, теории алго­ритмов, является основой современных концепций теории управ­ления. Этот несправедливый пробел в эволюции управления как науки принципиально устраняется введением в состав этой моно­графии специального раздела.

Аналогичная ситуация возникла и с автоматизированными системами управления (АСУ). После всеобщего одобрения и излишнего, пожалуй, бума вновь как бы по взмаху чьей-то дири­жерской палочки даже сама аббревиатура "АСУ" выпала из лек­сикона ученых и практиков, зачеркнуты многолетние плодотвор­ные труды отечественных специалистов. Но ведь основные прин­ципы и методология АСУ как совокупность экономико-математи­ческих методов, компьютерной техники и организационных комплексов, обеспечивающих оптимальное управление сложными технологическими процессами, сохранили свою актуальность и се­годня.

Вопросы для самопроверки:

1. Каковы основные причины политического и экономического кризиса в России?

2. Какие новые требования предъявляются к современной си­стеме государственного и производственного управления?

3. Профессионализм и дилетантство в управлении.

4. В чем разница между творческой и репродуктивной дея­тельностью?

5. Существует ли принципиальная разница между терминами "управление" и "менеджмент"?

Глава 2. Характерные особенности теории и

практики управления

2.1. Управление — наука и искусство

Чем дальше, тем искусство становится более научным, а наука — более художественной; расставшись у основания, они встретятся когда-нибудь на вершине.

Г. Флобер

Управление — древнейшее искусство и новейшая наука. Спе­циалисты в области управления сходятся во мнении, что управле­ние является частью больших политических, экономических, тех­нологических, социальных и этических систем и основывается на собственных концепциях, принципах и методах, т.е. имеет серьез­ный научно-методический фундамент.

Любая наука представляет собой совокупность знаний и не­престанного поиска новых данных о природе и обществе с целью понять и объяснить явления и законы природы, частью которой является сам человек. В новом сложном явлении наука стремится определить его основу, которая обычно бывает гениально проста, открыть закономерности, скрывающиеся в кажущемся хаосе. Глав­ным в теории является не подробное описание исследуемого объек­та, а изучение его основных свойств, выявление общих законов, связей для того, чтобы обеспечить принципиальную возможность установления новых знаний.

Теория управления имеет свой, только ей присущий предмет исследований — она изучает закономерности организации управ­ленческого процесса и возникающие во время этого процесса от­ношения между людьми, определяет методологические приемы, соответствующие специфике объекта исследований, разрабатывает систему и методы активного воздействия на объект управле­ния и определяет способы предвидения и прогнозирования изучае­мых процессов. Регистрация и систематизация явлений, раскры­тие закономерностей и определение причинных связей между ними для разработки практических выводов и рекомендаций — основная задача любой науки, в том числе и науки управления.

Практическая деятельность человечества не сводится только к общественному производству, она охватывает все стороны жиз­ни, развивает материальную и духовную культуру общества. На­ука обычно опережает запросы практики, позволяет предвидеть новые явления, но при всей своей самостоятельности теория во многом зависит от практики, ищет в ней подтверждений или опро­вержений своих концепций — великий процесс восхождения мыс­ли от абстрактного к конкретному. Практика оперирует непрелож­ными, объективно-истинными фактами, хотя сами по себе они не могут решить проблемы. Гипотезы, предположения, интуитивные догадки могут рассыпаться, не выдержав критерия практики, но факты, послужившие основой для построения гипотез, остаются незыблемыми и лишь переходят из одной системы знания в дру­гую. История развития теории управления с ее находками и пора­жениями, созданием новых оригинальных гипотез и отторжением их практикой подтверждает эту мысль. Наука располагает мощны­ми средствами познания мира — методом анализа, т.е. расчлене­ния явления на его составные части, свойства, ступени развития, и методом синтеза — обобщения, составления цельной картины изучаемого процесса. Анализ предшествует синтезу, их объединя­ет органическая, внутренне необходимая связь.

Теория управления персоналом или наука об административ­ном управлении далеко не всегда может, к сожалению, опираться на дедуктивные и экспериментальные методы исследований, так как изучаемые явления нельзя изолировать от влияния внешней среды и побочных факторов. Помимо анализа и синтеза наука (и особенно искусство) располагает еще одним удивительным, таин­ственным инструментом — интуицией. Несомненно, что интуиция базируется на эмпирическом и теоретическом знании изучаемого явления, но внезапность срабатывания механизма интуиции, "оза­рение", остается загадкой, и надежда, что интуиция, как универ­сальная отмычка, способна вскрыть сейфы кладовых знаний, со­вершенно иллюзорна. Интуиция — результат напряженной работы человеческой мысли, постоянного, настойчивого поиска решения проблемы. Так было и со знаменитым яблоком Ньютона, и со сном Менделеева, и с музыкальными находками композиторов. Интуи­тивной находке еще предстоит пройти сложный путь от замысла, идеи, гипотезы до вердикта практики.

  1. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по специальности "Менеджмент". 2-е изд., изм и доп

    Список учебников
    В книге действительного члена Международной академии наук (Мюнхен, Германия), профессора В. И. Кнорринга впервые в отечествен­ной и зарубежной педагогической литературе процессы управления рассматриваются не только с позиции теории,
  2. Учебники для ссузов

    Учебники
    Единая всероссийская спортивная классификация 2007-2010 гг. ЗИМНИЕ ВИДЫ СПОРТА. / сост. А.К. Аветисян, Ю.Е. Осташенко, А.Н. Чесноков. - М.: Советский спорт, 2008.
  3. Программа междисциплинарного государственного экзамена по направлению подготовки «Менеджмент организации»

    Программа
    Программа государственного итогового междисциплинарного экзамена профессиональной подготовки менеджера по специальности 080507 «Менеджмент организации».
  4. Обеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой по заявленным к лицензированию образовательным программам (кафедра «Менеджмент») n п/п

    Программа
    Уровень, ступень образования,вид образовательной программы (основная/дополнительная), направление подготовки, специальность, профессия, наименование предмета,
  5. Программа итогового междисциплинарного экзамена для студентов очной (заочной) формы обучения по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»

    Программа
    В соответствии с законами Российской Федерации «Об образовании» (1995), «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996), а также Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений
  6. Обеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой по специальности 030301. 65 «Психология» n п/п

    Документ
    Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика. Игорь Сергеевич Барчуков, Авенир Александрович Нестеров. – Москва: Академия, 2006.
  7. Учебник для вузов международный менеджмент (1)

    Список учебников
    М43 Международный менеджмент / Под ред. Пивоварова С. Э., Тарасевича Л. С., Майзеля А. И. — СПб: Питер, 2001. —576 с.: ил. — (Серия «Учебники для вузов»).
  8. Учебник для вузов международный менеджмент (2)

    Список учебников
    Второе издание учебника включает дополненный базисный материал по международ­ному бизнесу, освещающий с учетом специфики российской экономики зарубежную прак­тику и методику формирования стратегических и оперативных решений в международном менеджменте.
  9. Программа междисциплинарного экзамена по специальности 080105. 65 Финансы и кредит

    Программа
    Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080105.

Другие похожие документы..