Учебник для вузов по специальности "Менеджмент"

1.2. Новые требования к управлению

Большого напряжения и великой страсти требует наука от человека.

И. П. Павлов

Управление, в широком понимании этого термина, — непре­рывный процесс воздействия на объект управления (личность, коллектив, технологический процесс, предприятие, государство) для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов. Каждый специалист в области управления обязан владеть теорией, практикой и искусством управления, уметь четко определять цели своей деятельности, определять стратегию и тактику, необходимые для их достижения, принимать управленческие решения и нести персональную ответственность за них.

Принципиальные изменения в политической и экономической жизни страны, развитие демократических принципов управления общественным и частным производством настоятельно требуют от руководителей предприятий и государственных служащих глубо­кого изучения современных методов и форм управления трудовы­ми коллективами. Функции руководителя значительно усложни­лись. Теперь он не только обязан думать о производственном и хозяйственном управлении своим предприятием, фирмой, но и постоянно решать перспективные, стратегические вопросы, которые раньше решались на уровне главка или министерства. Без изучения рынка, без поиска места для своих товаров на нем, без инновационных вложений и банковского кредита предприятие обречено, в условиях рыночных отношений оно погибнет в конкурен­тной борьбе. Рынок имеет в своей основе демократические принци­пы, так как он не может нормально развиваться без самостоятель­ности производителей и потребителей, без равноправия всех форм собственности и свободы выбора. Рыночная конкуренция уже сей­час стала механизмом отбраковки всех нежизненных форм производства и торговли, при ней обречены все неэффективные формы и методы хозяйствования. Для создания цивилизованного рынка не обязателен тотальный переход от государственной собственнос­ти к частной, достаточно законодательно закрепить за предприя­тием право распоряжаться своей продукцией и своим имуществом.

Жизнь ставит перед руководителем такие проблемные зада­чи, как внедрение новых технологий, организация выпуска но­вых, конкурентоспособных товаров, не формальное, афактичес­кое внимание к качеству выпускаемой продукции, решение комп­лекса социальных вопросов, поиск новых методов стимулирования труда, развитие самоуправления и одновременно укрепление еди­ноначалия и дисциплины. И еще одно новое и очень важное — риск, ответственность. Сейчас в руках руководителя и аппарата управления судьба предприятия; помогать отстающему, как было раньше, никто не будет. Ушла в прошлое такая форма социально­го паразитизма, как хозяйственное иждивенчество, когда госу­дарство оплачивало просчеты и разгильдяйство отстающих предприятий. Руководители вынуждены самостоятельно решать целый ряд новых производственных проблем: определение стратегичес­ких целей и задач управления, разработка детальных планов для достижения этих целей, декомпозиция задач на конкретные опе­рации, координация деятельности предприятия с другими компа­ниями и фирмами, постоянное совершенствование иерархической структуры, оптимизация процедуры принятия управленческих решений, поиск наиболее эффективных стилей управления и со­вершенствование мотивации действий сотрудников.

Появилась и успешно развивается новая тенденция в практи­ке управления — оказалось, что успешная работа предприятия, получение им высоких прибылей и высокая конкурентоспособность во многом зависят от культуры организации. Все крупные и про­цветающие фирмы мира имеют свою особенную, глубоко проду­манную культуру организации, т.е. целый комплекс правил, тра­диций, ритуалов и символов, которые постоянно дополняются и совершенствуются. Все это дало основание утверждать, что на­ступает время "культурной революции в управлении".

Становится все более очевидным, что методы управления должны охватывать практически все стороны жизни общества. Обоснованно закрепляются понятия общего и специального менедж­мента (о терминологических тонкостях — немного позже): общий менеджмент — управление социально-экономическими процесса­ми (на федеральном или региональном уровне, управление мини­стерскими, коммерческими и банковскими структурами и т.п.); специальный — управление объектами, имеющими особые, спе­цифические черты (финансовый, муниципальный, инвестицион­ный и т.п.). Однако функции и объекты управления в этих струк­турах не определены с необходимой точностью, особенно по вертикали государственной организационной структуры, что приво­дит к значительному количеству дублирующих друг друга органов управления на всех уровнях власти.

Другой особенностью современной теории и практики управ­ления является тенденция распространения маркетинговых мето­дов работы на деятельность некоммерческих организаций. В систе­мах государственного и муниципального управления все чаще применяются методы маркетинговых исследований, работа по биз­нес-планам, развиваются новые виды специального менеджмента: финансовый, муниципальный, инвестиционный и т.п. В России пе­ред руководителями возникли новые, неведомые ранее трудности из-за нестабильности (а может быть, и отсутствия?) правовой базы в стране — ведь на ниве законотворчества увлеченно трудятся Государственная Дума, сам Президент, органы юстиции и право­порядка и, конечно, местная администрация. Всегда лют и хитер был русский чиновник, а уж сейчас... А налоговая инспекция, а антимонопольный комитет, а государственная и рангом ниже мафия...

Особые задачи стоят перед самостоятельным предприятием в связи с новыми проблемами материально-технического обеспече­ния и сбыта. С ностальгическим умилением вспоминают коммер­ческие директора и заведующие отделами снабжения "старые доб­рые времена", когда они "выбивали" там, "наверху", дополни­тельные капитальные вложения, оборудование, топливо, матери­алы, фонд зарплаты. Время всегда рождало своих героев, и были великие мастера "откричать" дополнительные ресурсы на всякий случай, про запас, а теперь... Теперь появились маркетинг, реклама, нужно искать контакты с партнерами в ближнем и дальнем зарубежье, учитывать сложные таможенные барьеры, и ведь все это требует новых профессиональных знаний. "Радость моя, мы живем в переходную эпоху", — говорил Адам Еве по дороге из рая", — шутит У. Инге.

1.3. Порочность дилетантских методов в управлении

Преуспеть легче всего там, где некоторые работают по призванию души, а остальные служат по назначению начальства, то есть в системе управ­ления.

С. Н. Паркинсон

Длительное игнорирование особенностей товарного производ­ства в условиях рыночных отношений привело к тому, что специ­алисты и руководители предприятий в большинстве своем не вла­деют необходимой теоретической базой в области современного менеджмента, не имеют практического опыта работы в условиях экономической самостоятельности предприятий и демократических преобразований в обществе. Исследования показывают, что поли­тическое, административное и экономическое руководство основ­ными отраслями промышленного производства и страной в целом, управление многочисленными новыми предприятиями и фирмами осуществляются дилетантами, не имеющими специального обра­зования и опыта управления [116]. Профессионально подготовлен­ными в области управления считают себя только 3,5% опрошен­ных руководителей, подготовку в вопросах права и психологии управления имеют менее 4%, а полностью владеют проблемами работы в условиях рынка только 0,7%! Проблемы дилетантских методов управления и низкой подготовки специалистов беспокоят и зарубежных предпринимателей. В книге профессионального аме­риканского менеджера Дж. Стэка "Большая игра в бизнес" гово­рится, что самый высокий барьер, который необходимо преодолеть на пути к успеху, — невежество. Он пишет: "Именно в нем кроется причина многих неудач. Для меня невежество и неудача — одно и то же. В большинстве компаний существует три уровня невежества:

1. Невежество высшего руководства заключается в представ­лении о том, что подчиненные не способны понять проблем и от­ветственности руководителей.

2. Невежество рабочих обычно означает, что они понятия не имеют, почему руководство действует именно так, а не иначе. Кроме того, все ошибки в деятельности фирмы приписываются жадности и тупости начальства.

3. Невежество руководителей среднего звена означает, что они все время разрываются между требованиями высшего руко­водства и рабочих. Их роль в компании — самая трудная, потому что они — слуги двух господ. Если они на стороне рабочих, зна­чит, в оппозиции к начальству. Если же на стороне высшего руко­водства, то вступают в конфликт с рабочими. Следовательно, они всегда недовольны собой".

Любопытны данные социологического опроса среди руководи­телей крупнейших предприятий, проведенного в начале перестроечного процесса: по самооценке руководителей, самый высокий уровень знаний они имеют в области техники и технологии произ­водства (4,1 по пятибалльной шкале), а самый низкий (от 3,1 до 3,3) — в области психологии и теории управления [81].

Среди новых предпринимателей прочно утвердилось мнение, что их жизненного опыта вполне достаточно для оптимального управления производственными коллективами, что специально изучать теорию и искусство управления — лишняя трата времени. А объективные исследования показывают, что менее 1 (одного!) процента руководителей подготовлены к работе в условиях рынка. Подавляющее большинство современных руководителей не подо­зревают, что наука управления — одна из сложнейших отраслей знания, что существуют объективные законы управления, есть философские, социальные, правовые, психологические аспекты уп­равления, что есть, в конце концов, мощная техника и даже искусство управления. Свои неминуемые срывы и провалы на слу­жебном поприще они, естественно, объясняют случайным совпа­дением неблагоприятных факторов, интригами и происками недо­брожелателей. Для процветающих русских нуворишей тот факт, что они приобрели огромные состояния без знания каких-либо те­орий и законов управления, убедительно свидетельствует о не­нужности любых форм обучения, им важно овладеть другим ис­кусством: как тратить эти деньги, не вызывая насмешек опытных, солидных зарубежных партнеров.

Уместно вспомнить известное ироничное высказывание о наших купцах, хотя проводить параллели между "новыми русски­ми" и купечеством было бы не совсем корректно: "Такой же ты мужик, как и все, только вот синий сюртук носишь да и обтесался немного между господами, а посадить обедать с собой все-таки нельзя — в салфетку сморкаешься", — говорил в прошлом веке историк С. Аттава. "Российские предприниматели, приезжающие в США или временно живущие там, ведут роскошный образ жизни на деньги, которые незаконно держат за пределами России", — пишет газета "Джорнэл оф коммерс энд коммершл". Однако и они, эти процветающие бизнесмены, всегда предпочитают иметь дело только с профессионалами, а не с дилетантами, и сами начинают проявлять интерес к научным основам бизнеса и менедж­мента.

Дилетант в любой области знаний, от музыки и до управле­ния, распознается достаточно просто. Для него характерны амби­циозность, низкая культура, неуважение ко всем, кто ниже его по положению, агрессивность, отсутствие самокритичности, вы­сокое мнение о собственном красноречии и удивительная легкость смены позиции. Дилетанты во все времена охотно берутся за ре­шение любых проблем, если результаты их деятельности не будут очевидны немедленно: как лечить грипп, рак и саркому, как за­страховаться от порчи и сглаза, предсказать будущее и т.д. Но ведь никто из дилетантов не решится исполнить сонату Бетховена или сделать простейшую хирургическую операцию — этому нуж­но долго и серьезно учиться.

Так и с управлением — для дилетанта здесь все просто и ясно, и так было в течение последних восьмидесяти лет. Красива фраза: "Каждая кухарка должна управлять государством", но мы на горьком опыте убедились, к чему приводит, если во главе за­вода оказывается рабочий, а управляющим банком становится мат­рос. А ведь так и было в первые годы советской власти. IX съезд большевистской партии в 1920 г. формально закрепил следующее мудрое предложение: во главе государственных предприятий дол­жен стоять директор-администратор обязательно из рабочих, а его помощником назначался профессионал-инженер, а если руководил предприятием инженер, то при нем должен быть комиссар из рабочих или один-два помощника-рабочих. Таким образом, "со­циально чуждые" элементы не могли "навредить", а позже, когда специалисты или эмигрировали, или были физически уничтожены как враги народа, возникла острая нехватка профессионально под­готовленных кадров — в 1927 г. на 10 тыс. рабочих приходилось 65 инженеров и 68 техников, большинство из которых были прак­тиками и специального образования не имели.

Однако утверждать, что мы всегда отставали в решении про­блем управления и что за последние годы не наметились замет­ные тенденции к осознанию важности этих проблем, было бы необъективно. Система управления советским народным хозяйством была хорошо адаптирована к требованиям административно-ко­мандной системы и воспитала много прекрасных специалистов, труд которых определил существенные достижения в энергетике, топливодобывающих отраслях промышленности, строительстве и тя­желой индустрии. Но какой ценой...

Полезно вспомнить, что за годы советской власти промыш­ленность страны развивалась в 6 раз быстрее мировой. В самые "застойные" годы (с 1981 г. по 1985 г.) валовой продукт страны увеличивался на 20%, а в США в эти годы — на 14%, в Западной Европе — на 8% и лишь в Японии — на 21%.

Общество, сознательно разрывающее связь между прошлым и настоящим, если оно безразлично к опыту социалистического строительства и неуважительно относится к урокам отечественной истории, не может считаться здоровым — налицо нравственная амнезия, потеря общественной памяти. Да, опыт строительства социализма закончился сокрушительным провалом и принес наше­му народу неисчислимые бедствия, однако он никак не дискреди­тирует сами идеи социализма, о которых мечтали величайшие умы человечества. "Социализм есть имя нашей мечты", — говорит Ир­винг Хоу, и "никто в здравом уме не будет мечтать о капитализ­ме", — продолжает эту мысль известный проповедник Ричард Нейхауз [95]. Симптомы нравственной амнезии, этого тяжелого неду­га, ощущаются постоянно: утрачиваются такие важнейшие кате­гории, как любовь к родине, патриотизм, девальвируются поня­тия добросовестного труда, бескорыстия, чести и достоинства.

В связи с этим нельзя не вспомнить мысль известного фран­цузского дипломата князя Талейрана: "Для того, чтобы иметь мно­го денег, не надо иметь много ума, а надо не иметь совести". Не верится, что великий русский писатель М. Е. Салтыков-Щедрин не наш современник — он сказал: "Мнения, что Запад разлагает­ся, что та или иная раса обветшала и сделалась неспособной для пользования свободой, что западная наука поражена бесплодием, что общественные и политические формы Запада представляют бесконечную цепь лжи, в которой одна ложь исчезает, чтобы дать место другой, — вот мнения, наиболее любезные Митрофану..." Удивительно точно и актуально, не правда ли?

  1. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по специальности "Менеджмент". 2-е изд., изм и доп

    Список учебников
    В книге действительного члена Международной академии наук (Мюнхен, Германия), профессора В. И. Кнорринга впервые в отечествен­ной и зарубежной педагогической литературе процессы управления рассматриваются не только с позиции теории,
  2. Учебники для ссузов

    Учебники
    Единая всероссийская спортивная классификация 2007-2010 гг. ЗИМНИЕ ВИДЫ СПОРТА. / сост. А.К. Аветисян, Ю.Е. Осташенко, А.Н. Чесноков. - М.: Советский спорт, 2008.
  3. Программа междисциплинарного государственного экзамена по направлению подготовки «Менеджмент организации»

    Программа
    Программа государственного итогового междисциплинарного экзамена профессиональной подготовки менеджера по специальности 080507 «Менеджмент организации».
  4. Обеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой по заявленным к лицензированию образовательным программам (кафедра «Менеджмент») n п/п

    Программа
    Уровень, ступень образования,вид образовательной программы (основная/дополнительная), направление подготовки, специальность, профессия, наименование предмета,
  5. Программа итогового междисциплинарного экзамена для студентов очной (заочной) формы обучения по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»

    Программа
    В соответствии с законами Российской Федерации «Об образовании» (1995), «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996), а также Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений
  6. Обеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой по специальности 030301. 65 «Психология» n п/п

    Документ
    Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика. Игорь Сергеевич Барчуков, Авенир Александрович Нестеров. – Москва: Академия, 2006.
  7. Учебник для вузов международный менеджмент (1)

    Список учебников
    М43 Международный менеджмент / Под ред. Пивоварова С. Э., Тарасевича Л. С., Майзеля А. И. — СПб: Питер, 2001. —576 с.: ил. — (Серия «Учебники для вузов»).
  8. Учебник для вузов международный менеджмент (2)

    Список учебников
    Второе издание учебника включает дополненный базисный материал по международ­ному бизнесу, освещающий с учетом специфики российской экономики зарубежную прак­тику и методику формирования стратегических и оперативных решений в международном менеджменте.
  9. Программа междисциплинарного экзамена по специальности 080105. 65 Финансы и кредит

    Программа
    Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080105.

Другие похожие документы..