Учебник для вузов по специальности "Менеджмент"

О. Д. Проценко,

проректор АНХ при Правительстве РФ, доктор экономических наук, профессор, академик Академии экономических наук и предпринимательской деятельности, почетный профессор Высшей школы маркетинга и общественных связей Барселоны (Испания)

Вместо предисловия

За последние годы на русский язык переведено много инте­ресных книг, монографий, статей по теории управления, в основ­ном американских авторов. Зачем же нужна еще одна книга об управлении? Дело в том, что все эти издания отражают иност­ранный опыт, основаны на анализе работы и научных исследова­ниях зарубежных фирм и далеко не всегда этот опыт может быть перенесен без существенных коррективов в Россию. А книги об ис­кусстве управления вообще нет! Почти в каждом учебнике, прав­да вскользь, говорится о том, что управление не только наука, но и искусство. И только. Главная цель этой книги — критически интерпретировать существующие теории управления, сформули­ровать взамен рухнувших вместе с мечтой о социализме ленинс­ких принципов современные принципы управления, рассмотреть практические методы искусства воздействия на личность оппонен­та и производственный коллектив и наметить пути формирования государственного и хозяйственного управления в России.

Прочно утвердившиеся традиции требуют, чтобы любой учебник был обязательно скучным, тоскливо нудным, должен иметь возможно большее количество непонятных англоязычных терми­нов (ведь русский язык значительно беднее великого и могучего английского!), содержать подробную классификацию изучаемых явлений ("навоз бывает трех типов: жидкий, твердый и рассыпчатый") и обязан отражать только то, что уже было сказано други­ми. Книги Д. Карнеги или Л. Питера — досадное и легкомысленное исключение из правил. Поэтому предлагаемая читателям книга не может претендовать на роль традиционного учебника, хотя и содержит все, что включает в себя настоящий, классический учеб­ник, и еще кое-что, выходящее за его рамки. Можно, конечно, изучать теорию и практику управления в России по книгам иност­ранных авторов и отправлять русских специалистов получать зна­ния за границу, так как лучшая в мире в недавнем прошлом оте­чественная педагогическая литература и высшая школа оказались, по оценкам высоких чиновников, несостоятельными.

Конечно, книга отражает жизненный, производственный и педагогический опыт автора, но основа ее — тысячелетний опыт управления, накопленный человечеством и отраженный во многих умных и интересных книгах, статьях и монографиях. Автору нуж­но было лишь аранжировать этот прекрасный букет из коллекции мудрых идей, тонких наблюдений и бесчисленных эксперимен­тов — иногда поучительных, иногда и трагичных. Действительно, все есть в этом букете: экзотические, таинственные орхидеи, при­вычная домашняя герань, бесхитростные полевые цветы, засох­шие, отмершие стебли и ядовитые, опасные плоды. Автору при­надлежит лишь лента, скрепляющая этот букет, и несколько скром­ных цветов, выращенных им самим.

Часть I

Методологические основы управления

Глава 1. Проблемы управления

в условиях политического и экономического

кризиса России

Всякий, изучающий историю народ­ных бедствий, может убедиться, что большую часть несчастий на земле приносит невежество.

К. Гельвеций

1.1. Развал системы управления —

основная причина политического и

экономического кризиса в России

Никогда еще за всю историю человечества народное хозяйство ни одной страны в мирное время не подвергалось такому то­тальному развалу и разграблению, как достояние России за после­днее десятилетие XX века.

Останавливаются не только отдельные предприятия, но и целые отрасли, капитальные вложения сократились за 1990— I994 годы более чем в три раза [28]. По данным Высшего Арбит­ражного Суда России, в 1995 году предприятий, объявленных бан­кротами и представленных на конкурс для смены профиля производства, было 305, а в 1996 году — 567. Инфляция ежегодно вы­тесняет за порог бедности новые миллионы и миллионы людей, постоянно сокращаются доходы населения [120], растет безрабо­тица, особенно среди молодежи, работников культуры, образова­нии, науки, сокращается средняя продолжительность жизни населения. Угрожающие размеры приобрел нелегальный вывоз валют­ных средств за рубеж, так называемое "бегство капитала" (за счет искажения реальной стоимости товаров и услуг в ходе торговых миграций, контрабандного вывоза товаров и наличных денег, драгоценностей, предметов коллекционирования и т.п.). По данным исследований [18], масштабы бегства капитала из России в млрд. долл. иллюстрируются таблицей:

1992

1993

1994

1995

40— 46

20—25

29—31

28—29

По данным Всемирного банка, в 1992—1995 годах из России, ежегодно вывозится от 20 до 46 млрд. долларов.

И самое страшное — происходит стремительная переоценка нравственных ценностей, девальвируются понятия честности, справедливости, уважения к труду, к семье и близким, растет кор­рупция и криминализация общества.

Каковы же основные причины столь глубокого политическо­го, экономического и духовного кризиса в России? В этом вопросе существует разноголосица суждений авторитетных политологов и экономистов, но из той полифонии мнений можно выделить не­сколько безусловно верных нот. Называются следующие причины политико-экономического кризиса в России:

— отсутствие научно обоснованной и согласованной програм­мы экономического, управленческого и социально-психологичес­кого развития общества;

— крайне низкий, дилетантский уровень культуры управле­ния во всех сферах общественной жизни — от высших, государ­ственных иерархических уровней до управления предприятиями, организациями и фирмами. В число важнейших факторов разви­тия современных сложных организационно-экономических систем жизнь ввела необходимость повышения уровня организационной культуры и качества управления;

— сложность, многозвенность организационных структур уп­равления, их слабая адаптация к изменениям внешних условий. На государственном уровне в настоящее время насчитывается 89 ре­гиональных субъектов управления, которые существенно отлича­ются по социально-экономическим показателям: по стоимости ос­новных фондов и величине промышленной продукции — в десятки и даже сотни раз, по доходам на душу населения — от 6 до 12 раз. Подавляющее большинство субъектов Российской Федерации яв­ляются дотационными. Кризис последних лет усугубил экономи­ческие трудности регионов, ослабил их связи с центральными орга­нами управления и усилил тенденции экономического сепаратизма [120];

— ложный, а иногда и корыстно продуманный акцент на уп­равление системой распределения в ущерб первоочередным про­блемам управления производством продукции и, наконец, — как следствие того, что политика стала формой сверхвыгодного пред­принимательства, — алчность, корыстолюбие многих дорвавших­ся до власти новых бизнесменов, безжалостно растаскивающих народное достояние, коррумпированность бюрократического ап­парата и небывалый разгул преступности. "Сейчас мафия контролирует около 40% ВНП России, а в некоторых отраслях экономи­ки (особенно в сфере услуг) практически держит все в своих ру­ках" [9]. Необходимо обратить особое внимание на то, что все (все!) негативные стороны нашей жизни связаны с развалом сис­тем управления и вторжением на все уровни управления малогра­мотных и бесчестных дилетантов.

И одновременно — традиционно отрицательное отношение ко всякого рода реформам и к власти вообще. Наш исторический опыт показывает, что всегда реформаторские усилия встречали недоброжелательное отношение большинства, считающего, что не­удачи реформ есть результат некомпетентности, эгоизма и кор­румпированности власти. Так было с реформами Петра Великого и Александра II (не спасало и то, что они — помазанники Божьи), так было и с реформами Столыпина, Керенского, Хрущева, Горбачева, такой же синдром всеобщей подозрительности к реформам характерен и для нашего времени.

Единственно радикальным способом лечения экономики "с административно-командным синдромом" и низкой управляемос­тью общественными процессами, в которой явно отсутствовала система развитых экономических стимулов и практически не ис­пользовался арсенал социально-психологических методов, — совершенствование систем управления всех уровней и превращение труда из подённого в свободный, движимый личным экономичес­ким интересом и сознательной дисциплиной. Разве этот диагноз не является лучшим доказательством неотложной необходимости глубокого изучения опыта науки и искусства управления?

И наше общество постепенно начинает двигаться по этому пути, хотя многие социологи и экономисты считают, что мы до сих пор топчемся на месте. Но зато с какой энергией топчемся, какие эмоции, страсти выплескиваются в мышиной возне полити­канов! При всей сложности и противоречивости происходящих об­щественно-политических процессов мы имеем и принципиально важные идеологические достижения: свободу политических вы­сказываний, переход от тоталитаризма к демократическим прин­ципам управления, от административно-командных методов к рыночным отношениям, отказ от всеобщего агрессивного атеизма, превращение человека в полноправного субъекта хозяйственной деятельности.

Существенным основанием для оптимистических прогнозов по реализации радикальных политических и экономических преобразований в России является ее огромный экономический и интел­лектуальный потенциал. Ни одно государство в мире не располагает такими обширными сельскохозяйственными площадями и ог­ромными запасами полезных ископаемых. В расчете на душу насе­ления Россия имеет ресурсный потенциал в 2—2,5 раза выше, чем США, в 6 раз выше Германии и в 18—20 больше, чем Япония [28]. Россия и сейчас еще обладает большим научным, культурным и духовным потенциалом, нужно только создать условия для его разумного использования и стимулирования. К началу 90-х годов из 72 млн. работающих более четверти имели высшее или среднее специальное образование.

Процесс реформирования экономики страны требует и серьез­ного пересмотра основных концепций экономической науки, все­стороннего анализа достижений мировой управленческой мысли. Попытки применить иностранные экономические методы без их адаптации к российским условиям не всегда правомерны и чаще всего обречены на провал — столь, мягко говоря, специфичны эти условия.

Нельзя и перечеркивать научное наследие советской эпохи. Несмотря на несомненную политизированность и конъюнктурную основу большинства научных исследований того времени, теоре­тические положения марксизма не потеряли научной ценности и их отрицание наносит существенный ущерб национальной эконо­мической школе.

Поиски оптимальных методов перехода к рыночной экономике привели к появлению различных программ реформирования стра­ны (Л. И. Абалкина, С. Ю. Глазьева, Д. С. Львова, Н. Я. Петракова, Г. А. Явлинского). В итоге научных поисков и выбора альтернатив­ных вариантов правительством России под руководством Е. Т. Гай­дара была реализована экономическая программа, основанная на монетаристской теории Милтона Фридмена (применение этой тео­рии кабинетом М. Тэтчер в Англии и администрацией Р. Рейгана в США не дало ожидаемого эффекта). Переход к рыночной экономи­ке сопровождался обнищанием населения, обесцениванием сбере­жений и резким сокращением объемов производства.

Но важны не только научно обоснованные экономические реформы, но и понимание азбучной истины теории управления — власть и ответственность неотделимы. И политические оценки не должны зависеть только от сиюминутной ситуации, аудитории и количества выпитого.

  1. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по специальности "Менеджмент". 2-е изд., изм и доп

    Список учебников
    В книге действительного члена Международной академии наук (Мюнхен, Германия), профессора В. И. Кнорринга впервые в отечествен­ной и зарубежной педагогической литературе процессы управления рассматриваются не только с позиции теории,
  2. Учебники для ссузов

    Учебники
    Единая всероссийская спортивная классификация 2007-2010 гг. ЗИМНИЕ ВИДЫ СПОРТА. / сост. А.К. Аветисян, Ю.Е. Осташенко, А.Н. Чесноков. - М.: Советский спорт, 2008.
  3. Программа междисциплинарного государственного экзамена по направлению подготовки «Менеджмент организации»

    Программа
    Программа государственного итогового междисциплинарного экзамена профессиональной подготовки менеджера по специальности 080507 «Менеджмент организации».
  4. Обеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой по заявленным к лицензированию образовательным программам (кафедра «Менеджмент») n п/п

    Программа
    Уровень, ступень образования,вид образовательной программы (основная/дополнительная), направление подготовки, специальность, профессия, наименование предмета,
  5. Программа итогового междисциплинарного экзамена для студентов очной (заочной) формы обучения по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»

    Программа
    В соответствии с законами Российской Федерации «Об образовании» (1995), «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996), а также Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений
  6. Обеспечение образовательного процесса учебной и учебно-методической литературой по специальности 030301. 65 «Психология» n п/п

    Документ
    Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика. Игорь Сергеевич Барчуков, Авенир Александрович Нестеров. – Москва: Академия, 2006.
  7. Учебник для вузов международный менеджмент (1)

    Список учебников
    М43 Международный менеджмент / Под ред. Пивоварова С. Э., Тарасевича Л. С., Майзеля А. И. — СПб: Питер, 2001. —576 с.: ил. — (Серия «Учебники для вузов»).
  8. Учебник для вузов международный менеджмент (2)

    Список учебников
    Второе издание учебника включает дополненный базисный материал по международ­ному бизнесу, освещающий с учетом специфики российской экономики зарубежную прак­тику и методику формирования стратегических и оперативных решений в международном менеджменте.
  9. Программа междисциплинарного экзамена по специальности 080105. 65 Финансы и кредит

    Программа
    Программа итогового междисциплинарного экзамена по специальности составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080105.

Другие похожие документы..