Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения

«УТВЕРЖДАЮ»

Ректор ТПУ

______________ П.С. Чубик

«___» _________2011 г.

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

НАПРАВЛЕНИЕ ООП

131000 «Нефтегазовое дело»

ПРОФИЛИ ПОДГОТОВКИ:

  1. Бурение нефтяных и газовых скважин

  2. Эксплуатация и обслуживание объектов добычи нефти

  3. Эксплуатация и обслуживание объектов добычи газа, газоконденсата и подземных хранилищ

  4. Эксплуатация и обслуживание объекта транспорта и хранения нефти, газа и продуктов переработки

  5. Сооружение и ремонт объектов систем трубопроводного транспорта

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) ВЫПУСКНИКА Бакалавр техники и технологии

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ очная

КОЛИЧЕСТВО КРЕДИТОВ

240

ВРЕМЕННОЙ РЕСУРС ВСЕГО

7452 час.

АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

3965 час.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

3487 час.

ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ

государственный экзамен и выпускная квалификационная работа

ВЫПУСКАЮЩИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

Кафедра бурения скважин

Кафедра геологии и разработки нефтяных месторождений

Кафедра транспорта и хранения нефти и газа

РУКОВОДИТЕЛИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

В.Д. Евсеев, зав. каф. БС, д.ф-м.н., профессор,

Б.Б. Квеско, зав. каф. ГРНМ, к.ф-м.н., доцент

А.В. Рудаченко, зав. каф. ТХНГ, к.т.н., доцент

Томск – 2011 г.

Содержание



Общие положения 4

1. Концепция ООП подготовки бакалавров 4

2. Цели ООП ТПУ 8

3. Характеристика профессиональной деятельности бакалавра 10

4. Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения ООП 13

5. Результаты обучения по ООП подготовки бакалавров 13

6. Составляющие результатов обучения 21

7. Структура ООП по циклам 71

8. Структура ООП по дисциплинам 85

9. Условия реализации основной образовательной программы 92

10. Итоговая государственная аттестация 98

11. Разработчики ООП ТПУ 102

Общие положения

Основная образовательная программа (ООП) Высшего профессионального образования Томского политехнического университета направления 131000 «Нефтегазовое дело» включает в себя подготовку по пяти основным профилям:

  • Бурение нефтяных и газовых скважин;

  • Эксплуатация и обслуживание объектов добычи нефти;

  • Эксплуатация и обслуживание объектов добычи газа, газоконденсата и подземных хранилищ

  • Сооружение и ремонт объектов систем трубопроводного транспорта;

  • Эксплуатация и обслуживание объектов транспорта и хранения нефти, газа и продуктов переработки.

Подготовка бакалавров в Томском политехническом университете по направлению «Нефтегазовое дело» осуществляется на трех кафедрах Института природных ресурсов: бурения скважин, геологии и разработки нефтяных месторождений, транспорта и хранения нефти и газа для лиц, имеющих среднее или среднее специальное образование..

Выпускники бакалаврской подготовки могут продолжить обучение в магистратуре по следующим магистерским программам:

  • Геолого-геофизические проблемы освоения месторождений нефти и газа (ИОП)

  • Надежность газонефтепроводов и хранилищ (ИОП)

  • Разработка нефтяных месторождений

  • Технология вскрытия нефтегазовых пластов

1. Концепция ООП подготовки бакалавров

В связи с разработкой и освоением новых месторождений углеводородного сырья на мировом и Российском рынках происходит расширение сети нефтегазовых предприятий, увеличение доли трубопроводных систем, строительство новых хранилищ нефти и газа. Это требует разработки сложного и энергоемкого технологического оборудования, отвечающего высоким требованиям промышленной и экологической безопасности, что способствует привлечению высококвалифицированных специалистов, способных успешно решать вопросы эксплуатации, модернизации, внедрения и технического обслуживания оборудования нефтегазового комплекса. Данное направление развития является одним из ключевых инновационных направлений России.

Основные критерии ООП подготовки бакалавров направления

  • ориентация на компетенции выпускников как результаты обучения (LearningOutcome-basedApproach) при разработке, реализации и оценке программы;

  • использование кредитной системы ECTS (EuropeanCreditTransferSystem) для оценки компетенций, а также дидактических единиц программы, обеспечивающих их достижение;

  • учет требований международных стандартов ISO 9001:2000, Европейских стандартов и руководств для обеспечения качества высшего образования (ESG, Standards and Guidelines for Quality Assurance intheEuropeanHigherEducationArea) в рамках Болонского процесса, а также национальных и международных критериев качества образовательных программ (Ассоциации инженерного образования России, согласованных с Washington AccordGraduate Attributes and Professional Competencies,EUR-ACEFrameworkStandardsforAccreditationofEngineeringProgrammes и др.).

Студенту, успешно прошедшему обучение по программе присуждается степень Бакалавр техники и технологии по направлению 131000 «Нефтегазовое дело» Обучение проводится по очной форме. Нормативный срок освоения программы 4 года, трудоемкость освоения ООП составляет 240 кредитов ECTS.

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных обра­зовательных программ (в зачетных единицах) и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.

Таблица 1

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация выпускников

Наименование ООП

Квалификация (степень)

Нормативный

срок освоения ООП, включая

последипломный отпуск

Трудоемкость

(в зачетных

единицах)

код в соответствии с принятой классификацией ООП

наименование

ООП

бакалавриата

62

бакалавр

4 года

240**)

*) одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам;

**) трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

Заказчиками таких специалистов являются сервисные буровые компании, предприятия нефтегазодобычи, предприятия трубопроводного транспорта углеводородов и научно-исследовательские центры: предприятия компании ОАО «АК «Транснефть»; компании ОАО «Газпром»; ОАО «ТомскНИПИнефть», ЗАО «Сибирская сервисная компания», ООО «Томскбурнефтегаз», ЗАО «Нефтепромбурсервис», ООО «БСК «ГРАНД» и.т.д.

Согласно, требованиям, предъявляемым работодателями, данные специалисты должны:

  • иметь представления по теории производства работ в нефтегазовом деле, надежности технологического оборудования, гидромеханике и термодинамике, контролю и автоматизации производственных процессов, ресурсосберегающим технологиям и охране окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности;

  • владеть современными компьютерными технологиями группового и индивидуального проектирования объектов нефтегазового комплекса;

  • на профессиональном уровне владеть иностранным языком;

  • проводить расчеты технологических режимов бурения, добычи, подготовки, транспорта и хранения углеводородов и выбирать наиболее оптимальные;

  • знать современные системы диагностики, технического обслуживания и ремонта оборудования нефтегазового комплекса.

Подготовка специалистов, обладающих выше перечисленными компетенциями возможна только на основе использования новых образовательных технологий и разработки современного методического материала с учетом опыта ведущих отечественных и зарубежных высших учебных заведений.

Термины, определения, обозначения, сокращения

В настоящем документе используются термины и определения в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также с международными документами в сфере высшего образования:

  • основная образовательная программа - совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки и воспитание обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии;

  • профиль – направленность основной образовательной программы на конкретный вид и (или) объект профессиональной деятельности;

  • результаты обучения – усвоенные знания, умения, навыки и освоенные компетенции;

  • учебный цикл – совокупность дисциплин (модулей) основной образовательной программы, обеспечивающих усвоение знаний, умений и формирование компетенций в соответствующей сфере научной и (или) профессиональной деятельности.

  • вид профессиональной деятельности – методы, способы, приемы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования;

  • зачетная единица – мера трудоемкости образовательной программы;

  • компетенция – способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области;

  • модуль – совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебных дисциплин (курсов), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения;

  • направление подготовки – совокупность образовательных программ различ­ного уровня в одной профессиональной области;

  • объект профессиональной деятельности – системы, предметы, явления, процессы, на которые направлено воздействие;

  • область профессиональной деятельности – совокупность объектов профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом, производственном проявлении;

В настоящем документе используются следующие сокращения:

ВПО – высшее профессиональное образование;

ФГОС ВПО – федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования;

ООП – основная образовательная программа;

УМО – учебно-методические объединения;

ОКСО – общероссийский классификатор по образованию;

УЦ ООП – учебный цикл основной образовательной программы.

ОК – общекультурные компетенции;

ПК – профессиональные компетенции.

ОПД – общепрофессиональная деятельность;

ПТД – производственно-технологическая деятельность;

ОУД – организационно-управленческая деятельность;

ЭИД – экспериментально-исследовательская деятельность;

ПД – проектная деятельность.

2. Цели ООП ТПУ

Цели ООП «Нефтегазовое дело» сформулированы в соответствии с требованиями Стандарта и Руководства по обеспечению качества образовательных программ подготовки бакалавров по приоритетным направлениям развития Национального исследовательского Томского политехнического университета и концепцией программы. Они определяются компетенциями, приобретаемыми выпускниками через некоторое время (3…5 лет) после освоения программы, и дают потребителям информацию об областях профессиональной подготовки, профиле программы и видах профессиональной деятельности.

Общая цель ООП – подготовка специалистов в области бурения нефтяных и газовых скважин, в области сооружения, эксплуатации и обслуживания систем добычи, транспорта и хранения углеводородов.

ООП подготовки бакалавров по направлению 131000 «Нефтегазовое дело» имеет следующие основные цели в области обучения и воспитания (табл. 2):

Таблица 2.

Цели образовательной программы

Код цели

Формулировка цели

Требования ФГОС

и заинтересованных

работодателей

Ц1

Готовность выпускников к производственно-технологической и проектной деятельности, обеспечивающей модернизацию, внедрение и эксплуатацию оборудования для добычи, транспорта и хранения нефти и газа

Требования ФГОС, критерии АИОР, соответствие международным стандартам EUR–ACE и FEANI. Потребности научно-исследовательских центров ОАО «ТомскНИПИнефть» и предприятий нефтегазовой промышленности, предприятия ООО «Газпром», АК «Транснефть»

Ц2

Готовность выпускников к междисциплинарной экспериментально-исследовательской деятельности для решения задач, связанных с разработкой инновационных эффективных методов бурения нефтяных и газовых скважин, разработкой и эксплуатацией месторождений углеводородов, их транспорта и хранения

Требования ФГОС, критерии АИОР, соответствие международным стандартам EUR–ACE и FEANI. Потребности научно-исследовательских центров Институт химии нефти СО РАН и предприятий нефтегазовой промышленности, предприятия ООО «Газпром», АК «Транснефть»

Ц3

Готовность выпускников к организационно-управленческой деятельности для принятия профессиональных решений в междисциплинарных областях современных нефтегазовых технологий с использованием принципов менеджмента и управления

Требования ФГОС, критерии АИОР, соответствие международным стандартам EUR–ACE и FEANI, запросы отечественных и зарубежных работодателей

Ц4

Готовность выпускников к умению обосновывать и отстаивать собственные заключения и выводы в аудиториях разной степени междисциплинарной профессиональной подготовленности

Требования ФГОС, критерии АИОР, соответствие международным стандартам EUR–ACE и FEANI, запросы отечественных и зарубежных работодателей

Ц5

Готовность выпускников к самообучению и непрерывному профессиональному самосовершенствованию в условиях автономии и самоуправления

Требования ФГОС, критерии АИОР, соответствие международным стандартам EUR–ACE и FEANI, запросы отечественных и зарубежных работодателей

  1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования. Общие положения (2)

    Основная образовательная программа
    Стратегия инновационного развития России обусловливает необходимость подготовки соответствующих кадровых ресурсов, способных к проектированию и реализации инновационной деятельности в масштабах страны, регионов, территорий, отраслей
  2. Основная образовательная программа высшего профессионального образования. Общие положения (1)

    Основная образовательная программа
    Уровень профессиональной подготовки выпускников по данной программе определяется требованиями ведущих предприятий-потребителей, которые основаны на ключевых позициях современных отраслей химической промышленности: высокой технологичности,
  3. Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения (1)

    Основная образовательная программа
    Направление подготовки 200100 - «Приборостроение», утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования» от 12.
  4. Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения (3)

    Основная образовательная программа
    Предлагаемая программа сочетает в себе основные государственные требования к уровню подготовленности лиц, завершающих обучение в вузе и получающих фундаментальное экономическое образование.
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения (4)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа подготовки специалистов «Перевод и переводоведение» представляет собой полный (пятилетний) цикл подготовки профессионального лингвиста-переводчика, владеющего двумя иностранными языками и способного
  6. Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения (5)

    Основная образовательная программа
    Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 809 утверждена федеральная целевая программа «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008–2015 годы, целью которой является «…развитие
  7. Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения (6)

    Основная образовательная программа
    ООП магистратуры по профилю «Оздоровительная физическая культура» предусматривает изучение механизмов и факторов оздоровительного воздействия физических упражнений на организм человека, а также технологию разработки и применения тренировочных
  8. Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения (7)

    Основная образовательная программа
    В своей статье «Россия, вперед!» от 10 сентября 2009 года президент Российской Федерации Дмитрий Медведев определил пять стратегических векторов инновационно-технологического прорыва России, одним из которых является глобальная модернизация
  9. Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения (8)

    Основная образовательная программа
    Представленная ОПП разработана на основе ФГОС ВПО (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. № 7), рекомендаций примерной образовательной программы, Стандартов ТПУ и является основным

Другие похожие документы..