Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения

3. Характеристика профессиональной деятельности бакалавра

3.1. Области профессиональной деятельности бакалавров

Область профессиональной деятельности бакалавров по направлению 131000 «Нефтегазовое дело» включает: экспериментальные исследования и разработки, методологии и методы нефтегазовых технологий в сегменте топливной энергетики, включающем освоение месторождений, транспорт и хранение углеводородов с использованием современного инновационного оборудования.

3.2. Объекты профессиональной деятельности бакалавра

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:

  • техника и технологии строительства, ремонта, реконструкции и восстановления нефтяных и газовых скважин на суше и на море;

  • техника и технологии добычи нефти и газа, сбора и подготовки скважинной продукции на суше и на море;

  • техника и технологии промыслового контроля и регулирования из­влечения углеводородов;

  • техника и технологии трубопроводного транспорта нефти и газа, подземного хранения газа;

  • техника и технологии хранения и сбыта нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов.

3.3. Виды профессиональной деятельности выпускника

Образовательная программа направлена на подготовку бакалавров техники и технологии по направлению подготовки 131000 «Нефтегазовое дело», ориентирована на современное наукоемкое производство. Выпускники программы готовятся к производственно-технологической, организационно-управленческой, экспериментально-исследовательской и проектной деятельности в области инновационных технологий строительства, эксплуатации и ремонта объектов добычи, транспорта и хранения углеводородов с учетом принципов рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Особенность программы связана с уникальной возможностью для выпускников участвовать в научно-исследовательской работе и выполнении реальных проектов по созданию новых технологий и материалов, использовать в процессе обучения и научных исследований новейшее инновационное оборудование Национального исследовательского Томского политехнического университета, проектного института «ТомскНИПИнефть», Института химии нефти Сибирского отделения РАН, предприятий-резидентов Томской особой технико-внедренческой экономической зоны.

3.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника

Общая задача ООПподготовки бакалавров по направлению 131000 «Нефтегазовое дело» – формирование у выпускников гуманитарных, социальных, экономических, математических и естественнонаучных знаний, углубленной профессиональной подготовки, позволяющей выпускникам успешно работать в избранной сфере деятельности, обладать универсальными (общекультурными) и предметно-специализированными (профессиональными) компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда.

В области воспитания задачей ООП бакалавров по направлению 131000 «Нефтегазовое дело» является формирование у выпускников социально-личностных качеств: целеустремленности, организованности, коммуникативности, ответственности, толерантности и повышение их общей культуры.

Бакалавр по направлению подготовки 131000 Нефтегазовое дело науки должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем подготовки:

Производственно-технологическая деятельность:

  • осуществлять технологические процессы строительства, ремонта, реконструкции и восстановления нефтяных и газовых скважин на суше и на море;

  • эксплуатировать и обслуживать технологическое оборудование, используемое при строительстве, ремонте, реконструкции и восстановлении нефтяных и газовых скважин на суше и на море;

  • осуществлять технологические процессы добычи нефти и газа, сбора и подготовки скважинной продукции;

  • эксплуатировать и обслуживать технологическое оборудование, используемое при добыче нефти и газа, сборе и подготовке скважинной продукции;

  • осуществлять промысловый контроль и регулирование извлечения углеводородов;

  • осуществлять технологические процессы трубопроводного транс­порта нефти и газа, подземного хранения газа;

  • эксплуатировать и обслуживать технологическое оборудование, используемое при трубопроводном транспорте нефти и газа, подземном хранении газа;

  • осуществлять технологические процессы хранения и сбыта нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов;

  • эксплуатировать и обслуживать технологическое оборудование, используемое при хранении и сбыте нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов;

Организационно-управленческая деятельность:

  • планировать, организовывать и управлять работой первичных произ­водственных подразделений предприятий, осуществляющих бурение скважин, добычу нефти и газа, промысловый контроль и регулирование извлечения углеводородов на суше и на море, трубопроводный транспорт нефти и газа, подземное хранение газа, хранение и сбыт нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов;

  • документировать процессы планирования, организации и управления работой первичных производственных подразделений предприятий, осуществляющих бурение скважин, добычу нефти и газа, промысловый контроль и регулирование извлечения углеводородов, трубопроводный транспорт нефти и газа, подземное хранение газа, хранение и сбыт нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов;

  • анализировать деятельность первичных производственных подразде­лений предприятий, осуществляющих бурение скважин, добычу нефти и газа, промысловый контроль и регулирование извлечения углеводородов, трубопроводный транспорт нефти и газа, подземное хранение газа, хранение и сбыт нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов.

Экспериментально-исследовательская деятельность:

  • анализировать информацию по технологическим процессам и техническим устройствам в области бурения скважин, добычи нефти и газа, промыслового контроля и регулирования извлечения углеводородов на суше и на море, трубопроводного транспорта нефти и газа, подземного хранения газа, хранения и сбыта нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов;

  • проводить регламентированные методиками экспериментальные исследования технологических процессов и технических устройств в области бурения скважин, добычи нефти и газа, промыслового контроля и регулирования извлечения углеводородов на суше и на море, трубопроводного транспорта нефти и газа, подземного хранения газа, хранения и сбыта нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов;

  • выполнять статистическую обработку результатов экспериментов, составлять отчетную документацию.

Проектная деятельность:

  • собирать и представлять по установленной форме исходные данные для разработки проектной документации на бурение скважин, добычу нефти и газа, промысловый контроль и регулирование извлечения углеводородов на суше и на море, трубопроводный транспорт нефти и газа, подземное хранение газа, хранение и сбыт нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов;

  • выполнять с помощью прикладных программных продуктов расчеты по проектированию бурения скважин, добычи нефти и газа, промысловому контролю и регулированию извлечения углеводородов на суше и на море, трубопроводному транспорту нефти и газа, подземному хранению газа, хранению и сбыту нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов;

  • составлять в соответствии с установленными требованиями типовые проектные, технологические и рабочие документы;

  • участвовать в составлении проектных решений по управлению качеством в нефтегазовом производстве.

4. Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения ООП

Лица, желающие освоить программу бакалавра должны иметь среднее образование, подтвержденное документом государственного образца.

5. Результаты обучения по ООП подготовки бакалавров

Выпускник по направлению подготовки 131000 «Нефтегазовое дело» с квалификацией (степенью) «бакалавр» в соответствии с целями ООП и задачами профессиональной деятельности, указанными в ФГОС ВПО должен обладать следующими общекультурнымиипрофессиональными компетенциями, представленными в табл. 3.

Таблица 3

Компетенции бакалавров

Компетенции

Код

компетенции

Общекультурные компетенции (ОК)

способность:

обобщать, анализировать, воспринимать информацию, ставить цели и выбирать пути ее достижения

ОК-1

быть готовым к категориальному видению мира, уметь дифференцировать различные формы его освоения

ОК-2

логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

ОК-3

быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе

ОК-4

вести переговоры, устанавливать контакты, урегулировать кон­фликты

ОК-5

проявлять инициативу, находить организационно-управленческие решения и нести за них ответственность

ОК-6

использовать нормативные правовые документы в своей деятельности

ОК-7

осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни на основе принятых в обществе моральных и правовых норм

ОК-8

стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства

ОК-9

уметь критически оценивать свои личностные качества, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков

ОК-10

осознавать социальную значимость своей будущей профессии, иметь высокую мотивацию к выполнению профессиональной деятельности

ОК-11

критически осмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности

ОК-12

использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач

ОК-13

анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы, самостоятельно формировать и отстаивать собственные мировоззренческие позиции

ОК-14

понимать и анализировать экономические проблемы и процессы, быть активным субъектом экономической деятельности

ОК-15

понимать многообразие социальных, культурных, этнических, ре­лигиозных ценностей и различий, форм современной культуры, средств и способов культурных коммуникаций

ОК-16

осознавать ценность российской культуры, ее место во всемирной культуре уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям

ОК-17

быть готовым к социальному взаимодействию в различных сферах общественной жизни, к сотрудничеству и толерантности

ОК-18

быть готовым к реализации прав и соблюдению обязанностей гражданина, к граждански взвешенному и ответственному поведению

ОК-19

адаптироваться к новым экономическим, социальным, политическим, культурным ситуациям, изменениям содержания социальной и профессиональной деятельности

ОК-20

владеть одним из иностранных языков на уровне, достаточном для изучения зарубежного опыта в профессиональной деятельности, а также для осуществления контактов на элементарном уровне

ОК-21

владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности

ОК-22

Профессиональные компетенции (ПК)

общепрофессиональные способности:

самостоятельно приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии

ПК-1

использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования

ПК-2

понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны

ПК-3

владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, работать с компьютером как средством управления информацией

ПК-4

составлять и оформлять научно-техническую и служебную документацию

ПК-5

производственно-технологическая деятельность

способность:

применять процессный подход в практической деятельности, сочетать теорию и практику

ПК-6

осуществлять и корректировать технологические процессы при строительстве, ремонте и эксплуатации скважин различного назначения и профиля ствола на суше и на море, транспорте и хранении углеводородного сырья

ПК-7

эксплуатировать и обслуживать технологическое оборудование, используемое при строительстве, ремонте, реконструкции и восстановлении нефтяных и газовых скважин, добыче нефти и газа, сборе и подготовке скважинной продукции, транспорте и хранении углеводородного сырья

ПК-8

оценивать риски и определять меры по обеспечению безопасности технологических процессов в нефтегазовом производстве

ПК-9

применять в практической деятельности принципы рационального использования природных ресурсов и защиты окружающей среды

ПК-10

обоснованно применять методы метрологии и стандартизации

ПК-11

организационно-управленческая деятельность

способность:

организовать работу первичных производственных подразделений, осуществляющих бурение скважин, добычу нефти и газа, промысловый контроль и регулирование извлечения углеводородов, трубопроводный транспорт нефти и газа, подземное хранение газа, хранение и сбыт нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов для достижения поставленной цели

ПК-12

использовать методы технико-экономического анализа

ПК-13

использовать принципы производственного менеджмента и управления персоналом

ПК-14

анализировать использование принципов системы менеджмента качества

ПК-15

использовать организационно-правовые основы управленческой и предпринимательской деятельности

ПК-16

экспериментально-исследовательская деятельность

способность:

изучать и анализировать отечественную и зарубежную научно-техническую информацию по направлению исследований в области бурения скважин, добычи нефти и газа, промыслового контроля и регулирования извлечения углеводородов на суше и на море, трубопроводного транспорта нефти и газа, подземного хранения газа, хранения и сбыта нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов

ПК-17

планировать и проводить необходимые эксперименты, обрабатывать, в т.ч. с использованием прикладных программных продуктов, интерпретировать результаты и делать выводы

ПК-18

использовать физико-математический аппарат для решения расчетно-аналитических задач, возникающих в ходе профессиональной деятельности

ПК-19

выбирать и применять соответствующие методы моделирования физических, химических и технологических процессов

ПК-20

проектная деятельность

способность:

осуществлять сбор данных для выполнения работ по проектированию бурения скважин, добычи нефти и газа, промысловому контролю и регулированию извлечения углеводородов на суше и на море, трубопроводному транспорту нефти и газа, подземному хранению газа, хранению и сбыту нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов

ПК-21

выполнять отдельные элементы проектов на стадиях эскизного, технического и рабочего проектирования

ПК-22

использовать стандартные программные средства при проектировании

ПК-23

составлять в соответствии с установленными требованиями типовые проектные, технологические и рабочие документы

ПК-24

Выпускник по направлению подготовки 131000 «Нефтегазовое дело» с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен демонстрировать в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и запросами работодателей следующие основные результаты обучения, представленные в табл. 4.

  1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования. Общие положения (2)

    Основная образовательная программа
    Стратегия инновационного развития России обусловливает необходимость подготовки соответствующих кадровых ресурсов, способных к проектированию и реализации инновационной деятельности в масштабах страны, регионов, территорий, отраслей
  2. Основная образовательная программа высшего профессионального образования. Общие положения (1)

    Основная образовательная программа
    Уровень профессиональной подготовки выпускников по данной программе определяется требованиями ведущих предприятий-потребителей, которые основаны на ключевых позициях современных отраслей химической промышленности: высокой технологичности,
  3. Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения (1)

    Основная образовательная программа
    Направление подготовки 200100 - «Приборостроение», утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования» от 12.
  4. Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения (3)

    Основная образовательная программа
    Предлагаемая программа сочетает в себе основные государственные требования к уровню подготовленности лиц, завершающих обучение в вузе и получающих фундаментальное экономическое образование.
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения (4)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа подготовки специалистов «Перевод и переводоведение» представляет собой полный (пятилетний) цикл подготовки профессионального лингвиста-переводчика, владеющего двумя иностранными языками и способного
  6. Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения (5)

    Основная образовательная программа
    Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года N 809 утверждена федеральная целевая программа «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008–2015 годы, целью которой является «…развитие
  7. Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения (6)

    Основная образовательная программа
    ООП магистратуры по профилю «Оздоровительная физическая культура» предусматривает изучение механизмов и факторов оздоровительного воздействия физических упражнений на организм человека, а также технологию разработки и применения тренировочных
  8. Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения (7)

    Основная образовательная программа
    В своей статье «Россия, вперед!» от 10 сентября 2009 года президент Российской Федерации Дмитрий Медведев определил пять стратегических векторов инновационно-технологического прорыва России, одним из которых является глобальная модернизация
  9. Основная образовательная программа высшего профессионального образования общие положения (8)

    Основная образовательная программа
    Представленная ОПП разработана на основе ФГОС ВПО (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. № 7), рекомендаций примерной образовательной программы, Стандартов ТПУ и является основным

Другие похожие документы..