Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов (заочной формы обучения) по направлению подготовки бакалавров

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СТАВРОПОЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

(ГБОУ ВПО СтГМА Минздравсоцразвития России)

Кафедра организации здравоохранения, экономики и социальной работы

«История экономики»

учебно-методическое пособие

для самостоятельной работы студентов

(заочной формы обучения)

по направлению подготовки бакалавров

специальность 080100 - ЭКОНОМИКА

Ӏ. ЗЕТ 2. Часов 72

Из них:

1. Аудиторных занятий - 8, из них

лекций - 4

семинарских занятий - 4

2. Самостоятельная работа - 60

ӀӀ. Форма контроля:

Зачёт 2-ый семестр (4 часа)

Ставрополь, 2011

УДК 390. 564.

ББК 2: 316. 323. 7

«История экономики»./ Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки бакалавров – Ставрополь: Изд-во СтГМА. – 2011. – 110с.

Учебно-методическое пособие составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и рабочей программы по дисциплине «История экономики» и включает в себя краткое содержание учебного курса, планы проведения лекций, семинарских занятий с заданиями для самостоятельной работы, темы, выносимые на самостоятельное изучение, тематику контрольных работ с краткой аннотацией по каждой теме, список основной и дополнительной литературы, вопросы для подготовки к зачету, контрольные и обучающие тесты.

УДК 390. 564.

ББК 2: 316. 323. 7

Составители: доцент кафедры организации здравоохранения, экономики и социальной работы, к.э.н. Ю.И.Германова

ст.преп. кафедры организации здравоохранения, экономики и социальной работы, к.э.н. Л.В.Малкина

Рецензент: профессор кафедры экономики и учёта

ФГБОУ «Северо-Кавказский государственный технический университет», д.э.н. И.В. Туманян

Рекомендовано к изданию Цикловой методической комиссией

Ставропольской государственной медицинской академии

© Ставропольская государственная медицинская академия, 2011

Содержание.

Предисловие………………………………………………

4

Цели и задачи дисциплины………………………………

5

Место дисциплины в структуре ООП…………………...

5

Требования к результатам освоения дисциплины………

5

Трудоёмкость дисциплины и виды учебной работы…..

9

Краткое содержание учебного курса……………………

10

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

16

Тематика и планы лекций……………………………......

17

Тематика и планы семинарских занятий……………….

19

Темы, выносимые на самостоятельное изучение………

21

Методические указания к контрольным работам………

21

Тематика контрольных работ……………………………

25

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины………………………………………….

105

Вопросы для подготовки к зачету………………………

107

Предисловие

Дисциплина «История экономики» предназначенадля подготовки бакалавров по направлению подготовки «Экономика» и непосредственно связана с экономической теорией, историей экономических учений, экономикой организации, дисциплинами управленческого блока. Это дает возможность углубить знания в области экономической теории и расширить методологическую базу для изучения конкретных экономических дисциплин, а также способствует формированию представлений об актуальных проблемах функционирования рыночной экономики, о выражении в идеях, теориях и концепциях экономической политики различных государств на различных этапах развития человеческой цивилизации, представлений об этапах развития экономики России, эволюции систем хозяйствования и управления производством.

Изучение дисциплины рассчитано на один семестр заочной формы обучения и включает 4 часа лекций и 4 часа семинарских занятий.

Лекционный курс читается ведущими преподавателями кафедры. Каждая лекция сопровождается использованием современных аудиовизуальных средств обучения (мультимедийные образовательные технологии).

Семинарские занятия проводятся в аудиториях кафедры, оснащённых необходимой методической литературой, техническими средствами обучения. Количество студентов в академической группе составляет 20-25 человек. Структура семинарских занятий включает собеседование по основным вопросам плана, выполнение индивидуальных заданий, работу с словарём экономических и социологических терминов, подготовку, заслушивание и оппонирование рефератов, тестирование и другие формы.

На кафедре созданы условия для самостоятельной работы студентов, которая проводится в 2-х формах – аудиторной и внеаудиторной. Первое направление реализуется в ходе семинарских занятий. Второе направление осуществляется в рамках выполнения контрольных работ на основе самостоятельного использования обязательной и дополнительной литературы. На самостоятельную работу студентов предусматривается 60 часа, из которых 48 часов отводятся на самостоятельное изучение студентами основной и дополнительной литературы по тематике дисциплины и 12 часов на выполнение контрольной работы.

  1. Цели и задачи дисциплины.

Цель изучения дисциплины «История экономики» - сформировать представление об историческом процессе становления и развития общественного производства, закономерностей возникновения и особенностей экономических систем и умение использовать эти знания для оценки состояния экономики и экономической политики государства.

Задачи изучения дисциплины:

  • усвоение экономической терминологии, исторического подхода к изучению экономической жизни во всем ее многообразии;

  • приобретение навыков систематизации экономических событий, сравнительного анализа экономического развития разных стран;

  • формирование целостного представления о парадигме развития мировой цивилизации как пространственной сферы хозяйственной деятельности человечества;

  • выработка экономического мышления, придание ему реализма, историзма и масштабности

2. Место дисциплины в структуре ООП:

 

Дисциплина «История экономики» (Б1.В.ОД.3) относится к обязательным дисциплинам вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла ООП.

Для изучения данной дисциплины студенты должны обладать знаниями в области истории древнего мира, истории средних веков, новой истории, новейшей истории, истории Отечества и обществознания в рамках соответствующих курсов общеобразовательной школы.

Данная дисциплина является предшествующей для дисциплин профессионального цикла: истории экономических учений, макроэкономики, микроэкономики.

  1. Требования к результатам освоения дисциплины:

Достижение образовательных, развивающих и воспитательных целей в процессе преподавания дисциплины «История экономических учений» в совокупности с другими дисциплинами гуманитарного, социального и экономического и профессионального циклов федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) обеспечивает формирование следующих профессиональных компетенций бакалавра:

общекультурные компетенции (ОК):

  1. владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  2. понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

  3. понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3);

  4. анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

  5. умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

  6. логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

  7. быть готовым к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);

  8. быть способным к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);

  9. критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);

  10. осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);

  11. понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

  12. владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

профессиональные компетенции:

  1. способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);

  2. способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

  1. основные понятия, категории закономерности развития общества и мышления, инструменты экономической истории;

  2. закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной экономической истории; закономерности функционирования современной экономики;

  3. основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства, основные модели экономических модернизаций;

  4. основы анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;

уметь:

  1. применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности, применять междисциплинарный подход при изучении социально-экономических моделей и процессов;

  2. объективно исследовать эволюцию мировой экономики, анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на всех уровнях (микро- и макроуровне);

  3. при анализе конкретных ситуаций выявлять проблемы экономического характера и предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных последствий;

  4. представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде доклада, информационного обзора, с применением информационных технологий;

  5. осуществлять выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов, обосновывать полученные выводы и оценивать полученные результаты;

  6. решать поставленные задачи на эмпирической основе;

  7. интерпретировать статистические данные для выявления тенденций трансформации современных экономических моделей;

  8. оценивать эффективность полученных и предлагаемых вариантов сценариев развития экономических процессов, управленческих рисков и возможных социально-экономических последствий.

владеть:

  1. культурой мышления, навыками к анализу информации, постановке целей и выбору путей их достижения;

  2. методологией экономического мышления для выработки системного взгляда на социально – экономические проблемы общества;

  3. навыками анализа важнейших социально – экономических процессов, происходящих в мировой экономике;

  4. современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных;

  5. навыками сбора и анализа данных отечественных и зарубежных источников информации для оценки экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов и выявления тенденций их изменения;

  1. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов (заочной формы обучения) по направлению подготовки бакалавров (2)

    Учебно-методическое пособие
    «Основы экономической теории»./ Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки бакалавров – Ставрополь: Изд-во СтГМА.
  2. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов (заочной формы обучения) по направлению подготовки бакалавров (3)

    Учебно-методическое пособие
    «История экономических учений»./ Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки бакалавров – Ставрополь: Изд-во СтГМА.
  3. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по направлению подготовки 080100 экономика, квалификация (степень) «бакалавр»)

    Учебно-методическое пособие
    ЭКОНОМИКА. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения, по направлению подготовки бакалавров – Ставрополь: Изд-во СтГМА.
  4. Методические указания к изучению дисциплины для студентов заочной сокращенной формы обучения по направлениям подготовки 100700 «Торговое дело» и 100800 «Товароведение» (степень «бакалавр»)

    Методические указания
    Методические указания разработаны на основе гуманитарного, социального и экономического цикла Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлениям подготовки 100700 и 100800 (степень
  5. Учебно-методическое пособие для самостоятельных занятий

    Учебно-методическое пособие
    Допущено Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Агрономия»
  6. Программа и методические рекомендации по прохождению производственно-технологической практики Для студентов всех форм обучения по направлению подготовки (1)

    Программа
    Рецензенты: А.Н. Игнатьев, доцент кафедры информационных систем в экономике Волгоградского кооперативного института, Шостенко С.В., к.т.н., доцент кафедры информационных систем и технологий Волгоградского института бизнеса.
  7. Программа и методические рекомендации по прохождению производственно-технологической практики Для студентов всех форм обучения по направлению подготовки (2)

    Программа
    Рецензенты: А.А Сахаров, к.х.н., доцент кафедры информационных систем в экономике Волгоградского кооперативного института, Стрельников О.И., к.т.н., доцент кафедры информационных систем и технологий Волгоградского института бизнеса.
  8. Учебно-методическое пособие разработано с целью обеспечения последовательности усвоения профессиональных дисциплин, привития практики самостоятельной работы студентов

    Учебно-методическое пособие
    Каталог учебно-методической литературы, выпущенной издательством Орел ГАУ /сост. О. В. Сбитнева; под ред. А. М. Служеникиной - Орел: НБ Орел ГАУ, 2011.
  9. Учебное пособие для студентов заочной формы обучения для специальностей 190701 «Организация перевозок и управление на транспорте (водном)»

    Учебное пособие
    Деловой английский язык: Учебное пособие – Красноярск: Красноярский институт водного транспорта (филиал) Новосибирская академия водного транспорта, 2011.

Другие похожие документы..