Введение

Менделевич В. Д.

Клиническая (медицинская) психология

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Клиническое интервьюирование

Экспериментально-психологические (пато- и нейропсихологические) методы исследования

Патопсихологические методы исследования.

Патопсихологическая оценка нарушений внимания

Патопсихологическая оценка нарушений памяти

Патопсихологическая оценка нарушений восприятия

Патопсихологическая оценка нарушений мышления

Патопсихологическая оценка нарушений интеллекта

Патопсихологическая оценка нарушений эмоций

Патопсихологическая оценка индивидуально-психологических особенностей

Экспериментальное нейропсихологическое исследование

Оценка эффективности психокоррекционного и психотерапевтического воздействия

ПРОГРАММИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ:

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Глава 2 КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ НОРМЫ И ПАТОЛОГИИ

Принципы разграничения психологических феноменов и психопатологических симптомов

Диагностические принципы-альтернативы

Болезнь-личность

Нозос-патос

Реакция-состояние-развитие

Психотическое-непсихотическое

Экзогенное-эндогенное-психогенное

Дефект-выздоровление-хронификация

Адаптация-дезадаптация, компенсация-декомпенсация

Негативное-позитивное

Феноменология клинических проявлений

ПРОГРАММИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ:

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Глава 3  ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Семиотика

Ощущения

Восприятие

Внимание

Память

Мышление

Интеллект

Эмоции

Воля

Сознание

Психологические феномены и патопсихологические синдромы при психических заболеваниях

Невротические расстройства

Расстройства личности.

Шизофрения

Эпилептические психические расстройства

Органические психические расстройства

ПРОГРАММИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ:

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Глава 4 ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ

Темперамент

Классификация А.Томаса и С.Чесса:

Характер

Личность

Структура личности (по К.К.Платонову)

ПРОГРАММИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ:

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Глава 5 ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬНОГО

Психическое реагирование на заболевание и психология соматически больного

Пол

Возраст

Профессия

Особенности темперамента

Особенности характера

Особенности личности

Психологические особенности больных с различными соматическими заболеваниями

Онкологическая патология

Акушерская и гинекологическая патология

Терапевтическая патология

Хирургическая патология

Дефекты тела и органов чувств

ПРОГРАММИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ:

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Глава 6 ПСИХОЛОГИЯ ЛЕЧЕБНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ПРОГРАММИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ:

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Глава 7 НЕВРОТИЧЕСКИЕ, ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ И СОМАТОФОРМНЫЕ РАССТРОЙСТВА

Неврозы

Психосоматические расстройства и заболевания

ПРОГРАММИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ:

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Глава 8 ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Агрессивное поведение

Аутоагрессивное поведение

Злоупотребление веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности

Нарушения пищевого поведения

Сексуальные девиации и перверсии

Сверхценные психологические увлечения

Сверхценные психопатологические увлечения

Характерологические и патохарактерологические реакции

Коммуникативные девиации

Безнравственное и аморальное поведение

Неэстетичное поведение

ПРОГРАММИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ:

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Глава 9 СПЕЦИАЛЬНЫЕ РАЗДЕЛЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Возрастная клиническая психология*

Социальные и биологические составляющие нормального и аномального развития человека

Психические особенности и психосоматические расстройства в период новорожденности, младенчества и раннего детства

Психические особенности и психосоматические расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Психология и психопатология ранней юности

Психологические особенности и психические расстройства лиц зрелого, пожилого и преклонного возраста

Семейная клиническая психология

ПРОГРАММИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ:

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Глава 10 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, ПСИХОКОРРЕКЦИЯ И ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ

Психологическое консультирование

Психологическая коррекция

Психотерапия

Парапсихология и экстрасенсорное целительство

ПРОГРАММИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ:

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ к теме: «ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ»

Опросник Стреляу

Тест Айзенка

Характерологический опросник К. Леонгарда

ПРИЛОЖЕНИЕ к   теме:   «ПСИХОЛОГИЯ   БОЛЬНОГО»

ЛОБИ (ленинградский опросник бехтеревского института)

ПРИЛОЖЕНИЕ к теме: «НЕВРОТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА»

Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К.К. Яхин, Д.М. Менделевич)

ПРИЛОЖЕНИЕ к   теме:   «ПСИХОЛОГИЯ   ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ»

Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО)

ПРИЛОЖЕНИЕ к теме:  ВОЗРАСТНАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Тестовая оценка знаний юношеской психологии

ОТВЕТЫ к программированному контролю

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

История развития клинической психологии представляет собой извилистый путь. Располагаясь на границе между медициной и психологией, новая наука то и дело прибивалась то к одному, то к другому берегу реки под названием «человекознание». Ради справедливости следует отметить, что до настоящего времени месторасположение клинической психологии не вполне определено, что можно объяснить междисциплинарным характером этой науки.

Точкой отсчета зарождения клинической психологии можно считать призыв медиков «лечить не болезнь, но больного». Именно с того времени начало происходит взаимопроникновение психологии и медицины. Вначале клиническая психология, которую активно разрабатывали психиатры, была нацелена на изучение отклонений интеллектуального и личностного развития, коррекцию дезадап-тивных и делинквентных форм поведения. Однако впоследствии сфера интересов клинической психологии была расширена за счет изучения психического состояния лиц с соматическими заболеваниями.

Термин «клиническая психология» происходит от греческого kline, что обозначает постель, больничную койку. В современной психологии, как правило, термины «клиническая» и «медицинская» психологии используются как синонимы. Учитывая данный факт, в дальнейшем изложении мы будем использовать лишь один из них. Однако, учтем существующую традицию медиков обозначать эту область знаний «медицинской психологией», а психологов — «клинической психологией».

Клиническая (медицинская) психология — наука, изучающая психологические особенности людей, страдающих различными заболеваниями, методы и способы диагностики психических отклонений, дифференциации психологических феноменов и психопатологических симптомов и синдромов, психологию взаимоотношений пациента и медицинского работника, психопрофилактические, психо-коррекционные и психотерапевтические способы помощи пациентам, а также теоретические аспекты психосоматических и соматоп-сихических взаимовлияний.

Сегодня существует достаточно большое количество родственных психологических дисциплин, имеющих отношение к клинической психологии: патопсихология, психопатология, нейропсихология, психология девиантного поведения, психиатрия, неврозоло-гия, психосоматическая медицина и др. Каждая из перечисленных дисциплин сочетает в себе медицинские и психологические знания. Однако, все они имеют отношение к клинике и вследствие этого могут быть признаны составными частями клинической психологии. В соответствии с традициями в клиническую психологию включаются следующие разделы:

•    психология больного

•    психология лечебного взаимодействия

•    норма и патология психической деятельности

•    патопсихология

•    психология индивидуальных различий

•    возрастная клиническая психология

•   семейная клиническая психология

•    психология девиантного поведения

•    психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия

•    неврозология

•    психосоматическая медицина

Клиническая психология тесно связана с родственными дисциплинами, в первую очередь, с психиатрией и патопсихологией. Сферой общего научного и практического интереса клинической психологии и психиатрии является диагностический процесс. Распознавание психопатологических симптомов и синдромов невозможно без знания их психологических антонимов — феноменов обыденной жизни, отражающих индивидуально-психологические особенности человека и располагающихся в пределах нормальных вариаций психического реагирования. К тому же, процесс диагностики психических заболеваний не может обойтись без «патопсихологической верификации».

Методы исследований психических особенностей соматически больных клиническая психология заимствует у психодиагностики и общей психологии; оценку адекватности или девиантности поведения человека у психиатрии, психологии развития и возрастной психологии. Изучение клинической психологии невозможно без медицинских знаний, в частности, из области неврологии, нейрохирургии и смежных дисциплин. Психосоматический раздел клинической психологии зиждется на научных представлениях из таких областей как: психотерапия, вегетология, валеология.

  1. Введение (13)

    Документ
    Формирование новых общественных отношений актуализирует исследование проблем социокультурной сферы. С одной стороны, культура испытывает на себе влияние формирующихся сегодня социально-политических и социально-экономических механизмов.
  2. Введение (150)

    Документ
    Настоящая диссертация посвящена анализу цивилизационного подхода к изучению мировой истории и сравнению концепций органического развития культур русского ученого-естествоиспытателя и культуролога Николая Яковлевича Данилевского и немецкого
  3. Введение Справочник "Установки пожаротушения автоматические"

    Интернет справочник
    Справочник "Установки пожаротушения автоматические" открывает серию справочных пособий, рассматривающих современное состояние производства пожарной техники, а также регламентирующую их проектирование, монтаж, эксплуатацию
  4. Введение требований по разработке и принятию программ инновационного развития, определение требований по переходу субъектов естественных монополий, крупных государственных компаний к применению передовых технологий

    Документ
    Введение требований по разработке и принятию программ инновационного развития, определение требований по переходу субъектов естественных монополий, крупных государственных компаний к применению передовых технологий
  5. Введение самостоятельная работа

    Самостоятельная работа
    Самостоятельная работа, ее организация играют большую роль в обучении, а также в научной и творческой работе студента вуза. От того, насколько студент подготовлен и включен в самостоятельную деятельность, зависят его успехи в учебе,
  6. Введение в теорию военного права (монография) (1)

    Монография
    Современной юридической наукой право как система общеобязательных, формально определенных, выражающих государственную волю, исходящих от государства и охраняемых от нарушения возможностью государственного принуждения норм и правил
  7. Введение в теорию военного права (монография) (2)

    Монография
    Современной юридической наукой право как система общеобязательных, формально определенных, выражающих государственную волю, исходящих от государства и охраняемых от нарушения возможностью государственного принуждения норм и правил
  8. Введение к урокам

    Урок
    1. Концепции, изложенные в тексте, служат теоретической базой для осмысленной работы с учебником. Однако, именно выполнение упражнений позволяет осуществить цель, поставленную данным курсом.
  9. Введение Дисциплина «Юридическая психология»

    Лекция
    Дисциплина «Юридическая психология» позволяет осознать психологические аспекты правового регулирования правотворчества, следственной и судебной деятельности, ресоциализации лиц, совершивших преступление.
  10. Введение лекция 1

    Лекция
    Основные функции белков. Аминокислотная последовательность определяет пространственную структуру, пространственная структура — функцию. Обратное — неверно.

Другие похожие документы..