Программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российский государственный университет

4.2. Характеристика выполненных НИОКР в рамках международных научных программ.

1. Технология некаталитичской высокотемпературной очистки дымовых газов нагревательных печей на нефтеперерабатывающем заводе в г. Хайфа (Израиль).

Были выполнены следующие работы:

- обследование нагревательных печей, являющихся наиболее крупными источниками загрязнения атмосферы оксидами азота;

- выполнение необходимых расчетов и разработка документации на нестандартное оборудование;

- шеф-монтажные и пуско-наладочные работы.

В результате внедрения системы очистки на нагревательной печи Toluene достигнута 80%-ая эффективность очистки дымовых газов от оксидов азота.

2. Технология производства высокощелочной алкилфенольной присадки В-7130Д к моторным маслам. (Республика Беларусь)

Присадка по своим эксплуатационным свойствам находится на уровне лучших зарубежных аналогов ведущих фирм LuBrisol и Shevron. Применение присадки В-7130Д позволит производить моторные масла группы Б5, соответствующее категории SL по ААИ для выскокофорсированных бензиновых двигателей, что подтверждено испытаниями в ЗАО «НАМИ-ХИМ». Технология получения присадки В-7130Д внедрена в промышленном масштабе, акт постановки на производство утвержден руководством СОО «ЛЛК-НАФТАН».

3. Оценка перспектив нефтегазоносности верхнепалеозойско-силурийских отложений в пределах лицензионного участка ООО «Компания Полярное Сияние». (США)

Согласно геологическому заданию и календарному плану, в работе были обобщены геолого-геофизические материалы по территории действования ООО «Компания «Полярное Сияние» с целью создания единой информационной базы для определения дальнейших перспектив наращивания запасов и ресурсов углеводородов.

Подготовлен банк данных на основе всей имеющейся геолого-геофизической информации, включая данные 2D и 3D сейсмики и данных бурения поисковых, разведочных и эксплуатационных скважин на нефть и газ в пределах лицензионного участка.

Проведена проверка корректности отчётов по обработке и интерпретации сейсморазведочных данных 2D и 3D .

Выполнен литолого-фациальный анализ продуктивных и возможно продуктивных комплексов отложений верхнего палеозоя и силура по отдельным структурно-фациальным зонам и лицензионному участку в целом.

Установлены обстановки осадконакопления в периоды формирования основных нефтегазоносных комплексов и построить их литолого-фациальные схемы.

Выполнена дифференцированная оценка и прогноз изменений коллекторских свойств по основным нефтегазоносным комплексам.

Определена роль вторичных процессов в изменении коллекторских свойств основных нефтегазоносных комплексов по отдельным структурно-фациальным зонам.

Осуществлён прогноз пространственного положения зон с улучшенными коллекторскими свойствами.

Выполнен комплексный анализ и увязка сейсморазведочных данных 2D и 3D по всему лицензионному участку.

Выполнено сейсмогеологическое районирование территории недропользования на основе выявления зональных изменений сейсмического волнового поля.

Проведён анализ нефтегазопроявлений и промышленной нефтегазоносности по разрезу и площади.

По результатам работ выделено шесть перспективных участков для постановки глубоких поисковых скважин в девонско-силурийском комплексе.

Результаты проведенных работ и исследований одобрены представителем компании «ConocoPhillips» - учредителями ООО «Компания Полярное Сияние», рекомендованы к внедрению и учтены в планах геолого-разведочных работ ООО «Компании Полярное Сияние».

4. Методика определения оптимальных конструктивных решений при разработке проектов реконструкции компрессорных станций (КС) в части динамической устойчивости технологических трубопроводов.

Разработана методика, позволяющая на основе результатов моделирования работы КС на различных режимах, сформулировать рекомендации по оптимизации конструктивной схемы обвязки КС, что позволит на этапе эксплуатации повысить надежность работы оборудования и трубопроводов и избежать появления неблагоприятных режимов работы. Универсальность методики позволяет учитывать конструктивные особенности обвязки КС и может быть использована при оценке проектных решений.

5. Услуги по проведению контрольных и специальных анализов керна, шлама. СОК «Въетгазпром» (Вьетнам).

6. Проведение контрольных и специальных анализов керна, шлама. СОК «Въетгазпром» (Вьетнам).

7. Моделирование осадочного бассейна Южного Каспия для количественной оценки ресурсного потенциала УВ Туркменского шельфа. ООО "Газпромнефть НТЦ" (Туркмения).

5. Совершенствование образовательного процесса по ПНР.

5.1. Описание мер по совершенствованию эффективности образовательного процесса НИУ по ПНР.

С целью совершенствования эффективности образовательного процесса была проведена переработка реализуемых в университете основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры, исходя из требований вводимых ФГОС третьего поколения и миссии университета.

В последние годы в российских университетах активно внедряются различные инновационные технологии обучения.

Губкинский университет, являясь базовым вузом в области нефтегазового образования, всегда стремился внедрять в учебный процесс новые формы и технологии обучения, чтобы затем рекомендовать реализовывать их в других нефтегазовых вузах.

Основой для создания национального исследовательского университета стала реализация инновационной образовательной программы «Развитие инновационных профессиональных компетенций в новой среде обучения – виртуальной среде профессиональной деятельности», которая привела к созданию новой технологии междисциплинарного, деятельностного обучения и направленной на формирование у выпускников компетенций, необходимых для инновационного развития ТЭК.

В Университете реализована уникальная инновационная образовательная технология на основе «Виртуальной среды производственной деятельности в области проектирования, управления разработкой нефтяных и газовых месторождений». Ведутся работы по реализации аналогичных научно-образовательных проектов «Виртуальный нефтеперерабатывающий завод» и «Виртуальная нефте-газотранспортная система».

В рамках указанной программы в Университете проведены большие инфраструктурные изменения. Создана база информационной, программной, технической, учебно-методической, научно-исследовательcкой поддержки инновационного образовательного процесса, созданы новые структурные подразделения – научно-учебные центры, реализованы целевые программы переподготовки кадров, осуществлена консолидация коллектива университета, необходимая для его дальнейшего инновационного развития.

Быстрое развитие IT-технологий должно в значительной мере расширить возможности проведения учебного процесса. Сегодня практически все преподаватели и большинство студентов университета имеют доступ к сети Интернет. Практически все кафедры университета имеют свои сайты, на которых можно размещать учебно-методическую литературу, выкладывать домашние задания, тесты и другие материалы для студентов. Выполнения этих заданий студенты могут проводить в электронном виде и присылать либо на сайт кафедры, либо на электронную почту преподавателя. И здесь появляется дополнительная возможность общения преподавателя с каждым конкретным студентом не только в группе, но и на потоке. Использование дистанционного общения со студентами позволит находиться с ними в режиме постоянного контакта и взаимодействия.

В течение последних нескольких лет в центре дистанционного обучения университета идет работа по проведению лекций для филиала в Ташкенте в режиме «он-лайн», а также по созданию видеобанка лекций ведущих профессоров и доцентов университета. На сегодняшний день записано и подготовлено к использованию более 40 лекций.

В настоящее время идет разработка электронных версий проведения лабораторных работ по отдельным предметам, по которым не требуется обязательная визуализация объектов, с которыми сталкивается студент в процессе выполнения работы.

Реализация компетентностного подхода в соответствии с вводимыми с 2011 г. Федеральными государственными стандартами (ФГОС) третьего поколения, должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

В настоящее время в университете рассматривается вопрос о совершенствовании графика проведения занятий в течение учебного года и перехода с двух семестрового плана на трех триместровый. Это в частности позволит использовать третий триместр для проведения циклов модульных занятий с привлечением ведущих профессоров из ведущих отечественных и зарубежных научно-образовательных центров, а также ведущих специалистов нефтегазовой отрасли.

5.2. Описание мер по развитию аспирантуры и докторантуры по ПНР НИУ.

На 1 января 2011 года в аспирантуре университета обучается 564 человека, из них 320 по очной форме обучения. Для граждан Российской Федерации эти цифры дают соответственно 502 и 280 человек. По сравнению с 2009 годом есть заметное увеличение численности аспирантов (528, 465 и 302, 263 человека соответственно). В прошедшем году Университет успешно прошел повторное лицензирование семи научных специальностей в связи с изменением номенклатуры специальностей научных работников. Данная работа потребовала разработки новых учебных планов, пересмотра научного руководства аспирантами, анализа лабораторной базы кафедр и Университета в целом. Таким образом, подготовка аспирантов теперь осуществляется по 44 научным специальностям, относящимся к 9 отраслям науки. В аспирантуру в отчетном году принято 207 человек (из них 185 – граждане РФ), что несколько ниже уровня двух прошлых лет. Большая часть принятых в аспирантуру – выпускники факультета магистерской подготовки. Среди принятых в очную аспирантуру по ПНР 25 человек выпускники иных вузов, или лица имеющие опыт практической работы в организациях нефтяной и газовой промышленности.

В 2010 году закончил аспирантуру 61 человек, в том числе 45 – граждане Российской Федерации. Данный показатель ниже уровня прошлых лет. Из успешно окончивших аспирантуру 31 человек (из них 23 – граждане РФ) защитили диссертации в срок или до конца календарного года. Среди успешно окончивших аспирантуру 25 человек были выпущены с прохождением предварительной защиты.

В прошедшем году достаточно успешно был проведен прием в бюджетную докторантуру. В отличие от целого ряда прошлых лет было принято 3 человека, причем все они пришли в Университет из сторонних организаций на специальности, отнесенные к ПНР НИУ. Таким образом, на сегодняшний день в докторантуре Университета обучается 5 человек (все они – граждане РФ), из них по одному на втором и третьем годах обучения. Контрактная докторантура у нас отсутствует. К Университету на начало года прикреплено 118 человек в качестве соискателей. Из них 26 прикреплено для сдачи кандидатских экзаменов, 89 для подготовки кандидатских диссертаций и 3 человека для подготовки докторских диссертаций. Сеть диссертационных советов на сегодняшний день укомплектована.

5.3. Описание мер по увеличению экспорта научных и образовательных технологий по ПНР НИУ.

За отчетный период университетом были проведены 21 научно-техническая и научно-методическая конференции, наиболее значимыми из которых были:

  • VIII Всероссийская научно-техническая конференция «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ», в которой освящались итоги научно- исследовательской работы ученых всех факультетов Университета за последние 3 года. На конференцию было представлено более 600 докладов, из них 329 – от РГУ нефти газа имени И.М. Губкина. Среди участников конференции - представители 128 организаций: ОАО «Газпром», ОАО «НК Лукойл», ТНК-BP, ОАО «Роснефть», ОАО «Татнефть», ведущих вузов: МГУ, МЭИ, ТюмГНГУ, Уфимского ГНТУ, Кубанского ГТУ, институтов Академии наук: ИФ РАН, ИОХ РАН, ИПНГ РАН, ИОНХ РАН, отраслевых институтов: ВНИГНИ, ВНИИНП, ТатНИПИнефть, ПечорНИПИнефть, ВНИИнефть и многих других.

  • 30-ый Европейский Конгресс по коррозии и защите материалов EUROCORR’2010, главным организатором которого выступил РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина. Конгресс впервые проходил в России. Конгресс стал площадкой для обмена опытом более чем 820 специалистов из 52 стран мира, получил широкий резонанс в отрасли и дал уникальную возможность развития контактов и знаний для всех его участников. В рамках Конгресса состоялось 24 секции, прозвучало 300 устных и 150 стендовых докладов, а также состоялась тематическая выставка. EUROCORR’2010 также открыл широкие возможности для молодых ученых и специалистов - в работе Конгресса приняли участие более 85 студентов и аспирантов профильных ВУЗов. Среди участников Конгресса присутствовали представители Европейской федерации коррозии (European Federation of Corrosion, EFC), Мировой коррозионной организации (World Corrosion Organization, WCO), Национальной ассоциации инженеров-коррозионистов США (NACE International, The Corrosion Society), а также специалисты европейских университетов и промышленных организаций - DECHEMA e.V., NALCO, Statoil, Exova, ConocoPhilips, Total, Chevron, BP, BASF Coatings, ArcelorMittal, AkzoNobel, Sumitimo Metal Industries, EuRoPol GAZ s.a., BAM - Federal Institute for Materials Research and Testing.

  • V Всероссийская научно-практическая конференция «Нефтепромысловая химия».

  • Международный семинар «Добыча метана из угольных отложений. Проблемы и перспективы».

  • 2-й Российско-китайский нефтегазовый форум.

  • Научно-практическая конференция «Инновационные технологии для топливно-энергетического комплекса России и проблемы модернизации».

  • 64-я научная студенческая конференция «Нефть и газ-2010».

    Помимо этого, сотрудники университета принимали участие в работе следующих зарубежных конференций, симпозиумов, советов и союзов

  • Участие в 10 заседаниях 4-х международных советов и союзов (NAREC, EUREF, UNECE, WPC)

  • Участие в 16 международных конференциях зарубежом

  • Лекции в других университетах (Университет Ставангера, Университет на о. Шпицберген, национальный университет имени аль-Фараби (Казахстан))

  • Участие в заседаниях 4-х международных диссертационных советов и комиссий: NTNU (Трондхейм, Норвегия), МГТУ (Мурманск), САФУ (Архангельск), KTU (Стокгольм, Швеция)

  • 10 лекций от имени европейской ассоциации геологов и инженеров (EAGE) в ведущих вузах России и Казахстана по вопросам Экономики и геополитики глобальных энергетических процессов

  • Лекции для сотрудников международных компаний по передовым технологиям освоения морских нефтегазовых месторождений (всего – 90 час).

  • Университет в рамках Национального Исследовательского Университета продолжил практику приглашения ведущих зарубежных ученых для чтения лекций и участия в совместной научной работе. Как пример такого сотрудничества, одна из совместных разработок, предложенных проф. А.Б. Золотухиным совместно с проф. У.Т. Гудместадом (университет Ставангера, Норвегия) и четырьмя аспирантами и магистрантами университета находится в настоящее время на патентовании в Норвегии.

С целью совершенствования методического обеспечения образовательных программ, тиражирования достижений университета было издано – 5 учебников, 1 монография, 17 учебных пособий общим тиражом 12 750 экз.

Активно проводилась работа по тиражированию инновационных образовательных технологий междисциплинарного обучения в созданной в результате реализации Инновационной образовательной программы (2007 – 2008 г.) «Виртуальной среде профессиональной деятельности в области управления разработкой нефтяных и газовых месторождений». Было издано 27 методических сборников по применению созданных автоматизированных рабочих мест специалистов в учебном процессе.

В Центре управления разработкой нефтегазовых месторождений ежегодно проводятся занятия в рамках семинара «Новые технологии обучения в области нефтегазовых технологий» для преподавателей других вузов нефтегазового профиля.

В университете будет создан отраслевой центр повышения квалификации и подготовки для инновационной деятельности преподавателей нефтегазовых вузов и специалистов нефтегазового комплекса.

5.4. Разработка новых образовательных программ в рамках реализации Программы НИУ, потенциал их использования.

В рамках обновления номенклатуры магистерских программ и приведении их в соответствие с определенными в университете приоритетными направлениями развития, разработаны магистерские программы по кафедре бурения нефтяных и газовых скважин - «Технология вскрытия и опробования продуктивных нефтяных и газовых пластов в скважинах различного профиля» (научный руководитель профессор Подгорнов В.М.) и «Строительство глубоких нефтяных и газовых скважин в сложных горно-геологических условиях» (научный руководитель профессор Ангелопуло О.К.). По кафедре разработки и эксплуатации нефтяных месторождений – «Моделирование разработки нефтяных месторождений» (научный руководитель Жданов С.А.), «Эксплуатация скважин в осложненных условиях» (научный руководитель профессор Мохов М.А.), «Управление разработкой нефтяных месторождений» (научные руководители профессор Мищенко И.Т., профессор Золотухин А.Б.). По кафедре разработки и эксплуатации газовых и газоконденсатных месторождений – «Эксплуатация газовых и газоконденсатных скважин» (научный руководитель профессор Алиев З.С.) и «Проектирование разработки и эксплуатации газовых и газоконденсатных месторождений» (научный руководитель профессор Ермолаев А.И.).

Завершается разработка четырех новых ММП в следующих областях:

  1. Энергосберегающие технологии в разработке и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений (совместно с Техасским университетом A&M, Колледж Стейшн, США) – ПНР-1.

  2. Экономика и менеджмент международных энергетических проектов (совместно с Фрайбергским техническим университетом, Фрайберг, Германия) – ПНР-3.

  3. Экономика, технологии и управление качеством в ТЭК (совместно с Софийским университетом «Св. Климента Охридски», София, Болгария) – ПНР-1.

  4. Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений (совместно с Атырауским институтом нефти и газа, Атырау, Казахстан) – ПНР-2.

Начато обсуждение вопроса о научно-академическом сотрудничестве и открытии международных магистерских программ с университетами Texas A&M (Техас, США), Imperial College (Лондон, Великобритания), Robert Gordon University (Абердин, Шотландия), University of Calgary, Alberta (Канада).

Начата работа по изучению английского языка профессорско-преподавательским составом для реализации программы повышения квалификации и стажировок в ведущих зарубежных научных и академических центрах.

Разработана комплексная программа развития ММП в РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина на 2010 – 2015 год.

  1. Центральный федеральный округ (цфо) Белгородская область

    Документ
    Выступая 27 марта 2008 года на заседании областной Думы с отчетом «О выполнении программ социально-экономического развития области за 2007 год» губернатор Белгородской области Е.
  2. Правила приема в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» в 2011 году

    Правила приёма
    в государственное образовательное учреждениевысшего профессионального образования«Российский государственный педагогическийуниверситет им. А. И. Герцена»в 2011 году
  3. Положение о кафедре Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный университет имени

    Документ
    Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный университет имени Иммануила Канта»
  4. Отчет о деятельности федерального государственного научного учреждения (2)

    Содержательный отчет
    4. Выполнение Государственного контракта №П-41 от 16 мая 2006 г. «Разработка контрольных измерительных материалов по общеобразовательным предметам (в том числе пополнения банка тестовых заданий)»
  5. Учебное пособие Челябинск 2004 Челябинский институт (филиал) Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «российский государственный торгово-экономический университет»

    Учебное пособие
    Казарина, С. А. Основы библиографии и информационной культуры [Текст]: Учеб. пособие/ С. А. Казарина, В. В. Луцук; Челяб. ин-т (фил.) ГОУ ВПО «РГТЭУ», Б-ка.
  6. Программы специальности 010200 ‘Прикладная математика и информатика’, реализуемой в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования

    Документ
    об итогах аттестационной экспертизы профессиональной образовательной программы специальности 010200 – ‘Прикладная математика и информатика’, реализуемой в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования
  7. Программа вступительного экзамена по обществознанию в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Курганский государственный университет» (кгу) в 2011 году

    Программа
    Экономика: наука и хозяйство. Роль экономики в жизни общества. Потребности и ресурсы: проблема экономического выбора. Экономические системы. Традиционная экономика.
  8. Правила приема в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского»

    Правила приёма
    Постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)»;
  9. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный строительный университет институт инженерной безопасности в строительстве самостоятельная работа (реферат)

    Самостоятельная работа
    Сметно-нормативная база 2001 года разработана в новых экономических условиях деятельности инвестиционно-строительного комплекса Российской Федерации. С начала 90-х годов прошлого столетия в строительстве произошли коренные преобразования,

Другие похожие документы..