Программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российский государственный университет

Блок 3 Повышение качества образовательной деятельности университета

Мероприятие 3.1. Обеспечение роста престижности научно-педагогической карьеры в университете и развитие творческой активности молодых преподавателей и научных сотрудников.

Решая задачу преодоления дефицита молодых кадров, в 2010 г. были проведены ряд мероприятий по вовлечению молодых преподавателей и сотрудников в реализацию программы развития университета. В настоящее время осуществляется реорганизация Совета молодых ученых. Пересматриваются функции, направления деятельности, с тем, чтобы Совет стал более активным проводником молодежных новаций. Осуществляется разработка нормативных документов, регламентирующих вовлечение на конкурсной основе молодых преподавателей и будущих ученых в исследования, проводимые университетом в рамках приоритетных направлений развития университета.

В университете восстановлена традиция выездной учебы молодых преподавателей и сотрудников в каникулярное время в форме круглых столов, ролевых и деловых игр. Цель мероприятия - вовлечь эту категорию работников в обсуждение насущных задач развития университета и управления им, создать атмосферу востребованности, конструктивности и и реализуемости их идей и предложений

Мероприятие 3.2. Разработка совместно с работодателями ТЭК отраслевых профессиональных стандартов, создание на их основе моделей компетенций специалистов, способных создавать и использовать инновационные технологии

Профессиональные стандарты определяют квалификационные уровни в профессиях, востребованных в соответствующей сфере деятельности, для каждого квалификационного уровня профессии – основные трудовые функции и компетенции, которыми должен владеть работник и которые позволяют отнести его либо к кластеру «специалисты и руководители» либо к кластеру «рабочие и служащие» и, кроме того, поставить в соответствие должности, которые он может замещать.

В университете сформирован макет профессионального стандарта, в котором отражается необходимый уровень владения профессиональными компетенциями (компетентность), соответствующий бакалаврскому и магистерскому уровням образования. Откорректирован перечень стандартов, разрабатываемых в 2010 году в связи с изменением первоначальных сроков проведения соответствующих конкурсных процедур. В качестве пилотных стандартов предусмотрена разработка стандартов для специалиста по промышленной безопасности в нефтегазовом секторе экономики, а также стандарт для специалистов буровиков.

Проведено разграничение профессиональных компетенций: в модели компетенции выделены знаниевые и деятельностные компетенции, включая компетенции социально-психологического и коммуникативного содержания.

В рамках реализации данного мероприятия созданы рабочие группы, которые совместно со службами управления персоналом нефтегазовых компаний приступили к разработке типовых моделей компетенций для выпускников университета разного уровня – бакалавр, магистр, специалист, занятых в разведке, бурении и разработке нефтегазовых месторождений, транспортировке и переработке углеводородов. В настоящее время осуществляется разработка основной образовательной программы подготовки бакалавра по профилю «Бурение нефтяных и газовых скважин» направления «Нефтегазовое дело».

При разработке методики проектирования отраслевого профессионального стандарта риски заключаются в том, что не все нефтегазовые компании будут придерживаться данной методики и в результате может не получиться отраслевых стандартов, а будут, как и прежде, создаваться стандарты компаний.

При разработке методики проектирования отраслевого профессионального стандарта риски определяются тем, что в настоящее время нефтегазовые компании институционально не консолидированы в части их общих интересов в укреплении кадрового потенциала ТЭК.

Мероприятие 3.3. Разработка новых магистерских программ и программ дополнительного профессионального образования, в том числе международных, разработка их методического обеспечения.

Расширение магистерской подготовки является приоритетным направлением развития образовательного вектора университета. Планируется ежегодно увеличивать как количество магистерских программ, так и контингент обучающихся по этим программам. В 2010 г. в университете осуществлялась оптимизация номенклатуры магистерских программ по направлениям нефтегазового профиля в соответствии с утвержденными приоритетными направлениями развития университета. В настоящее время завершается переработка магистерских программ по кафедре бурения нефтяных и газовых скважин - «Технология вскрытия и опробования продуктивных нефтяных и газовых пластов в скважинах различного профиля» (научный руководитель Подгорнов В.М.) и «Строительство глубоких нефтяных и газовых скважин в сложных горно-геологических условиях» (научный руководитель Ангелопуло О.К.). По кафедре разработки и эксплуатации нефтяных месторождений – «Моделирование разработки нефтяных месторождений» (научный руководитель Жданов С.А.), «Эксплуатация скважин в осложненных условиях» (научный руководитель Мохов М.А.), «Управление разработкой интеллектуализированных нефтяных месторождений» (научные руководители Мищенко И.Т., Золотухин А.Б.). По кафедре разработки и эксплуатации газовых и газоконденсатных месторождений – «Эксплуатация газовых и газоконденсатных скважин» (научный руководитель Алиев З.С.) и «Проектирование разработки и эксплуатации газовых и газоконденсатных месторождений» (научный руководитель Ермолаев А.И.).

Содержание и методическое обеспечение международных магистерских программ (ММП) должно удовлетворять ФГОС – 3 и международным образовательным стандартам, определяемым Болонским соглашением и зарубежными вузами-партнерами, а также индивидуальными особенностями Губкинского университета как национального исследовательского.

Разработаны учебно-методические документы для международных магистерских программ:

  1. Технология освоения морских нефтегазовых месторождений (совместно в университетом Ставангера, Норвегия).

  2. Моделирование природных резервуаров, залежей углеводородов и проектирование разработки (совместно с Французским институтом нефти, Париж, Франция).

  3. Экономика и управление нефтегазовым бизнесом (совместно с Французским институтом нефти, Париж, Франция).

Мероприятие 3.4. Развитие системы информационно-технического обеспечения образовательного процесса по ПНР университета

В отчетном году решены вопросы приобретения, установки и оснащения программным обеспечением информационных киосков, разработано техническое задание на проектирование системы беспроводного выхода обучающихся и научно-педагогических работников университета в интернет.

Мероприятие 3.5. «Закупка современного учебного и лабораторного оборудования, учебных компьютерных программ, тренажеров, оборудования для специализированных учебных аудиторий»

В рамках реализации данного мероприятия приобретено оборудование по энергоэффективности для проведения энергоаудита; учебно-лабораторное оборудование для специализированной лаборатории промывочных жидкостей; литейный учебно-испытательский комплекс; автоматизированный учебно-испытательный комплекс оценки структуры и свойств сталей и сварных соединений; оборудование для физического практикума по молекулярной физике, термодинамике, квантовой и волновой оптике; комплект оборудования для стенда по полуавтоматической сварке; оборудование для химического практикума, специализированных учебных лабораторий кафедр геофизических информационных систем, гидравлики, термодинамики и тепловых двигателей; учебно-научные стенды для кафедр автоматизации технологических процессов и теоретической электротехники и электрификации нефтяной и газовой промышленности; инженерно-геофизическое, гравиметрическое, сейсмическое и магнитометрическое оборудование для специализированных лабораторий кафедры разведочной геофизики и компьютерных систем.

Мероприятие 3.6. Модернизация полигонов нефтегазопромыслового и нефтегазотранспортного оборудования, приобретение оборудования для баз практик

В рамках реализации данного мероприятия перед университетом стоит задача оснастить учебные полигоны энергетическими ресурсами, средствами телеметрии, автоматизации и дистанционного управления, которые обеспечат их подключение к виртуальному промыслу, закупка для баз практик современных технологических тренажеров, геофизических станций, оборудования для геодезической и геологической съемки и т.д. Предстоит разработать виртуальные нефтегазовые производства ТЭК в соответствии с заявленными ПНР, на основе которых создать научно-образовательные полигоны. Использование таких полигонов позволит реализовать комплекс мероприятий направленных на совершенствование процессов разработки, добычи, подготовки, транспортировки и переработки углеводородного сырья, оптимизацию цепочки существующих производственных процессов, реализацию политики энергосбережения и эффективного использования энергетических ресурсов. Создание виртуальных производств на ресурсной базе Университета обеспечит дальнейшее развитие инновационных образовательных технологий, совместную работу научных коллективов Университета, различных научно-проектных организаций, организаций, входящих в РАН РФ, и подразделений компаний ТЭК.

Мероприятие 3.7. Разработка и реализация проектов виртуальных производств по добыче, транспортировке и переработке углеводородов на основе создания компьютеризированных тренажерных систем

Данное мероприятие направлено на совершенствование существующего в Университете междисциплинарного подхода к обучению студентов в виртуальной среде профессиональной деятельности, вывода его на новый технический, программный и методический уровень.

В рамках данного мероприятия реализованы следующие контракты:

  • поставка обучающего интерактивного программного комплекса по эксплуатации скважин, оборудованных УЭЦН;

  • поставка компьютеризированной системы "Тренажер - имитатор капитального ремонта скважин учебный класс";

  • проектирование Центра междисциплинарного обучения в области сбора, подготовки, хранения углеводородов, их трубопроводного транспорта и логистики;

  • приобретение оборудования для Центра управления разработкой месторождений (ЦУРМ),

  • разработка технического проекта подсистем имитации геофизических исследований скважин и разработки месторождений углеводородов.

Мероприятие 3.8. Разработка полного комплекса учебно-методического обеспечения учебного процесса в виртуальной среде профессиональной деятельности

Основной целью данного мероприятия была разработка комплексов учебно-методического обеспечения учебного процесса на базе виртуальных сред профессиональной деятельности специалистов в области разработки, добычи, трубопроводного транспорта и совершенствование существующего в Университете междисциплинарного подхода к обучению студентов.

В отчетный период были разработаны следующие учебно-методические комплексы (УМК):

1. УМК междисциплинарных занятий по курсу «Моделирование геологических объектов и процессов разработки нефтяных месторождений в интегрированной среде DecisionSpace (Halliburton)»;

2. УМК междисциплинарных занятий по курсу «Контроль и управление технологическим процессом добычи нефти с использованием программного обеспечения «OilInfoSystem»;

3. УМК междисциплинарных занятий по курсу «Моделирование разработки нефтяных и газовых месторождений в программном комплексе TimeZYX–Пересвет»;

4. УМК по применению компьютерных тренажеров диспетчерского управления трубопроводным транспортом газа;

5. УМК АРМ специалиста по промышленной безопасности и охране труда;

6. УМК автоматизированного рабочего места специалиста по интерпретации данных ГИС.

7. Разработка методического обеспечения для проведения междисциплинарных занятий в Центре инновационного обучения (ЦУРМ).

Все работы по данному мероприятию выполнялись авторскими коллективами сотрудников университета в соответствии с требованиями регламентов соответствующих внутривузовских конкурсов. Работы принимались комиссией, назначенной приказом ректора.

Мероприятие 3.9. Приобретение оборудования и увеличение информационных ресурсов библиотеки университета, необходимых для ее функционирования как общероссийской библиотеки нефти и газа ТЭК

Свое основное функциональное назначение научно-техническая библиотека определяет как информационное обеспечение и поддержка учебного и научно-исследовательского процессов университета.

Для реализации этого необходима высокая техническая оснащенность. В рамках программы НИУ университет закупил для НТБ 3 новых сервера, 30 компьютеров, принтеры, копир-принтер-цветной сканер в комплектации с устройством для подборки комплекто Xerox Work Centre 5765, а также

  • 2 планетарных книжных сканера book2netspirit – один из самых быстрых цветных книжных сканеров, предназначенный для массового оцифровывания сброшюрованных и несброшюрованных документов различной толщины. Устройство разработано специально для использования в местах общественного пользования (читальные залы библиотек и архивов, офисов и т.д.) и оснащается опцией защиты авторского права;

  • книжный роботизированный сканер Kirtas 2400R, разработанный для массового оцифровывания сброшюрованных документов.

В последнее время быстрыми темпами растет использование RFID тэгов для контроля перемещения книг, видеокассет, CD дисков и других объектов фондов хранения.

Осуществлена подписка на базы данных и электронные ресурсы, необходимые для выполнения НИР и НИОКР, обеспечивающие обучение студентов и аспирантов по ПНР университета, в частности на базу данных издательства Elsevier Scopus, которая индексирует более 18 000 научных журналов (из них 16 500 реферируемых), издаваемых более чем 5000 издательствами, и содержащую более 40 млн. библиографических записей, из которых 20 млн. включают в себя списки цитируемой литературы.

Из внебюджетных средств приобретено специализированное оборудование для издательского комплекса - пресс для горячего тиснения, бумагосверлильный станок, переплетчики, листоподборочно-брошюровочный комплекс и др., а также система печати Автоматизированного центра обработки документов (АЦОД). АЦОД является программно-аппаратным комплексом цифровой промышленной печати для изготовления учебной, научной литературы и рекламных материалов и состоит из технологически и эксплуатационно взаимосвязанных основных частей: промышленной линии полноцветной печати Konica Minolta bizhub PRESS C7000 (A1DU021), промышленной линии монохромной печати RICOH Pro 1357EX (404194), линии монохромного и цветного тиражирования RICOH Priport HQ9000 (243000), устройств управления (рабочих станций).

Таким образом, в университете создаются все необходимые условия превращения библиотеки университета в общероссийскую библиотеку нефти и газа.

3.10. Разработка и реализация программ повышения квалификации, стажировки преподавателей и сотрудников университета в ведущих российских и зарубежных научно-образовательные центрах

В рамках данного мероприятия осуществляется разработка перечня актуальных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки по приоритетным направлениям развития университета.

Реализована программа обучения системному проектированию нового поколения ООП, реализующих ФГОС ВПО (объем 72 час.), проведенная Исследовательским центром проблем качества подготовки специалистов.

Проведено обучение группы молодых преподавателей университета (63 чел.) в рамках лекционно-тренингового курса «Инновационные технологии обучения», объемом 72 час., который включает ознакомление с программой развития национального исследовательского университета, с особенностями компетентностного подхода в 3-м поколении ФГОС и рейтинговой оценки знаний студентов, с этическими нормами и риторическим арсеналом педагога, с возможностями проведения эффективных публичных выступлений и т.д.

В декабре 2010 г. проведено обучение преподавателей университета, занимающихся разработкой вузовских основных образовательных программ ВПО, по программе «Обучение системному проектированию нового поколения ООП, реализующих ФГОС ВПО», (72 часа).

Для активного включения преподавателей кафедр университета с использованием возможностей ЦУРМ и NetOp School проведено обучение по программе «Использование программно-аппаратного комплекса инновационной образовательной среды».

Проведена учеба 20 преподавателей университета по программе «Трансфер университетских технологий в промышленность», включающую недельную поездку (с 13 по 19 декабря) в Royal Institute of Technology, Стокгольм, Швеция.

Ряд преподавателей и сотрудников (24 чел.) в рамках программы НИУ прошли зарубежные стажировки.

  1. Центральный федеральный округ (цфо) Белгородская область

    Документ
    Выступая 27 марта 2008 года на заседании областной Думы с отчетом «О выполнении программ социально-экономического развития области за 2007 год» губернатор Белгородской области Е.
  2. Правила приема в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» в 2011 году

    Правила приёма
    в государственное образовательное учреждениевысшего профессионального образования«Российский государственный педагогическийуниверситет им. А. И. Герцена»в 2011 году
  3. Положение о кафедре Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный университет имени

    Документ
    Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный университет имени Иммануила Канта»
  4. Отчет о деятельности федерального государственного научного учреждения (2)

    Содержательный отчет
    4. Выполнение Государственного контракта №П-41 от 16 мая 2006 г. «Разработка контрольных измерительных материалов по общеобразовательным предметам (в том числе пополнения банка тестовых заданий)»
  5. Учебное пособие Челябинск 2004 Челябинский институт (филиал) Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «российский государственный торгово-экономический университет»

    Учебное пособие
    Казарина, С. А. Основы библиографии и информационной культуры [Текст]: Учеб. пособие/ С. А. Казарина, В. В. Луцук; Челяб. ин-т (фил.) ГОУ ВПО «РГТЭУ», Б-ка.
  6. Программы специальности 010200 ‘Прикладная математика и информатика’, реализуемой в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования

    Документ
    об итогах аттестационной экспертизы профессиональной образовательной программы специальности 010200 – ‘Прикладная математика и информатика’, реализуемой в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования
  7. Программа вступительного экзамена по обществознанию в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Курганский государственный университет» (кгу) в 2011 году

    Программа
    Экономика: наука и хозяйство. Роль экономики в жизни общества. Потребности и ресурсы: проблема экономического выбора. Экономические системы. Традиционная экономика.
  8. Правила приема в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского»

    Правила приёма
    Постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)»;
  9. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования московский государственный строительный университет институт инженерной безопасности в строительстве самостоятельная работа (реферат)

    Самостоятельная работа
    Сметно-нормативная база 2001 года разработана в новых экономических условиях деятельности инвестиционно-строительного комплекса Российской Федерации. С начала 90-х годов прошлого столетия в строительстве произошли коренные преобразования,

Другие похожие документы..