Деятельность просветителей в национальных округах кубани и терека в XIX начале XX вв. 07. 00. 02 Отечественная история

На правах рукописи

ПСИХОМАХОВА АМИНАТ РАШИДОВНА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ В НАЦИОНАЛЬНЫХ ОКРУГАХ КУБАНИ И ТЕРЕКА В XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.

07.00.02 – Отечественная история

Автореферат

диссертации на соискание учёной степени

кандидата исторических наук

Москва- 2009

Работа выполнена на кафедре «Общественные науки» Института туризма и гостеприимства (г.Москва) (филиал)ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

Научный руководитель: доктор исторических наук

Монгуш Марина Васильевна

Официальные оппоненты: - доктор исторических наук, профессор

Палехова Полина Вячеславовна

кандидат исторических наук, доцент

Саврушева Калерия Цереновна

Ведущая организация: Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

Защита состоится «___»_________ 20__ года в____часов на заседании Диссертационного совета Д 212.150.01 при ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» по адресу: 141222, Московская обл., Пушкинский р-н, пос. Черкизово, ул. Главная, 99, каб.1209. Зал заседаний советов.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса».

Автореферат разослан «____» __________ 20__ г.

Учёный секретарь диссертационного совета

доктор исторических наук, профессор Д. А. Киселёва

I.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Сегодня проблемы развития как этнической культуры, так и межэтнических контактов на разных уровнях представляют особый научный интерес и в связи с этим являются и наиболее востребованными. Необходимость предупреждения возможных межэтнических конфликтов, особенно в таком полиэтническом регионе как Кавказ, который в свою очередь является частью многонационального Российского государства, придает особую важность исследованиям, так или иначе посвященным диалогу разных культур. Объективного подхода в данном контексте, на наш взгляд, требует и изучение вопросов, связанных с развитием духовной культуры народов Северокавказского региона.

Исторически Кавказ представляет собой своеобразное географическое, культурно-историческое, языковое и конфессиональное пространство, где веками взаимодействуют между собой самые разные этнические общности. Именно в этом контексте изучение интеллектуального наследия и практического опыта северокавказских просветителей весьма актуально, ибо это призвано помочь правильному пониманию современной реальности и решению существующих проблем в национальной политике Российской Федерации. Кроме того, обращение к истории формирования и становления кавказской интеллигенции способствует пониманию ее роли и места в современных этнических, этнокультурных и конфессиональных процессах в России.

В современной России, взявшей курс на демократизацию общественных отношений и создание правового государства, коренным образом меняются отношения между государством, как основным институтом политической системы, и общественными объединениями. В этих условиях обращение к опыту общественных организаций в национальных округах дореволюционной России, занимавшихся развитием национальной культуры, повышением интеллектуального и творческого потенциала в регионах, является как никогда своевременным.

Степень изученности проблемы. До настоящего времени деятельность просветителей в национальных округах Северного Кавказа в Х1Х – начале ХХ вв. не получала должного освещения и не была предметом специального исследования. Однако историография отдельных её составляющих достаточно широка. Все эти работы по характеру, содержанию и идейной направленности можно разделить на три периода: первый этап: с 1870-х гг. по 1917 г.; второй - с октября 1917 по 80-е годы XX в.; третий этап - с 90-х гг. ХХ в. по настоящее время.

На первом этапе отечественная историография накопила значительный материал по вопросам истории культуры народов Северного Кавказа конца XIX- начала ХХ вв. В работах В.Ф. Миллера, М.М. Ковалевского, К.Ф. Сталя, Н.И. Тульчинского, Н.П. Караулова, В.Н. Кудашева, Н.П. Караулова, В.М. Сысоева, содержатся характеристики социального и экономического положения отдельных народов данного региона, а также всесторонний анализ процесса распространения среди них письменности и грамотности.1

Начало исследованию творчества плеяды адыгских просветителей положил А.П. Берже. В «Истории адыхейского народа» он представил «Краткий биографический очерк Шора-Бекмурзин Ногмова», насыщенный сведениями о жизни просветителя.2 Кабардинской «Повестью временных лет» называл ногмовский труд Л.Г.Лопатинский.3 Особый интерес вызывало творчество Ш.Б.Ногмова у П.К.Услара.4 Ценные материалы о жизни и творчестве Ш.Б.Ногмова представляет русский литератор С.Д. Нечаев, познакомившийся с просветителем в Пятигорске.5 Первый биограф С.Хан-Гирея В.П.Бурнашев прослеживает литературные связи адыгского ученого с выдающимися людьми того времени, показывает главные жизненные устремления патриота Кавказа и России.6 П.П.Короленко освещает основные этапы его жизненного пути.7

_________________________

1Миллер В.Ф., Ковалевский М.М. В горских обществах Кабарды//Вестник Европы.- 1884.Апрель; Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе.-Т.1.-М.,1890; Сталь К.Ф. Этнографический очерк черкесского народа//Кавказский сборник.-Т.21. – Тифлис, 1900; Тульчинский Н.И. Пять горских обществ Кабарды//Терский сборник.- Вып.5. – Владикавказ,1903; Караулов Н.П. Балкары на Кавказе: Этнографический очерк//Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа.- Вып.38.- Тифлис, 1908; Кудашев В.Н. Исторические сведения о кабардинском народе. - Киев.,1913; Сысоев В.М. Карачай в географическом, бытовом и историческом отношении//СМОМПК.- Вып.43.- Тифлис, 1913.

2Берже А.П. Краткий биографический очерк Шора Бекмурзович Ногмова.- Тифлис, 1897.

3Лопатинский Л.Г. Кабардинская азбука.- Тифлис,1906; Отчет о письменных работах по новым языкам исполненным учениками реальных училищ Кавказского учебного округа и посторонними лицами на окончательных испытаниях в 1908-1909гг.-Тифлис,1909.

4Услар П.К. О распространении грамотности между горцами//Сборник сведений о кавказских горцах.- Вып.III. –Тифлис,1870.-С.8-65.

5Петин С. Собственный его императорского величества конвой, 1811-1911гг.-Изд.2.-СПб.,1911.-С. 66.

6 Бурнашев В.П. Из воспоминаний петербургского сторожила //Заря.-1871. -№4. –С.37.

7 Короленко П.П. Горские поселенцы в Черномории//Известия общества любителей изучения Кубанской области. –Вып.3. – Еакатеринодар,1902.- С.73-115.

Данные о биографии С.Казы-Гирея, его учебе в Ставропольской гимназии, общественной и военной деятельности содержатся в работах Ф.В.Юхотникова.8 Литературные способности С.Казы-Гирея высоко оценены В.Г.Белинским, который отозвался о его «Долине Ажитугай» как о «произведении черкеса, который владеет своим языком лучше многих почетных наших литераторов». 9

К середине XIX в. относится зарождение собственной исторической мысли у горских народов Северного Кавказа.10 В это время у них появляется интерес к истории становления общественных организаций.11 Для ряда работ того периода характерно обилие фактического материала.12 Основную же массу составили многочисленные работы по истории отдельных обществ, характеризующие условия их возникновения, развития и деятельности.13

В целом работы дореволюционного периода носят, в основном, описательный характер.

Второй этап исследований – советский – начинается с октября 1917 г. и длится по 80-е гг. ХХ в. В связи с разработкой в 1920-е гг. адыгской азбуки и грамматики в статьях Б.Чемазокова была поставлена проблема изучения истории национальной письменности, и в этом контексте упоминается о деятельности Ш.Б.Ногмова и У.Берсея.14 Исследованию отдельных аспектов национального просвещения Кабарды посвящен труд И.П.Копачева.15

В 1940-1950-е гг. издаются и переиздаются труды Ш.Б.Ногмова.16 В работе Х.Теунова глава «Свет с Севера» посвящена Ш.Ногмову, где отмечается, что

__________________________

8Юхотников Ф.В. Нечто о горцах учащихся в Ставропольской гимназии//Кавказ.-1858.-№100.

9Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. -Т.2.- М.,1953.-С.23.

10Каламбий. На холме//Русский вестник. - Т.36.- 1861; Кешев А.-Г. Библиография//Терские ведомости.-1869. -№ 30,46; Атажукин К. Внедрение Российского судопроизводства//Терские ведомости.- 1870.- №23.

11Плато К.Г. фон Положение о частных обществах, учрежденных с разрешения министров, губернаторов и градоначальников.- Рига, 1903; Чарнолусский В. Основные вопросы организации школы в России. - СПб., 1909; Роговин Л.М. Законы об обществах, союзах и собраниях. – СПб., 1912.

12Бентковский Н.В. Историко-статистическое обозрение инородцев- магометан, кочующих в ставропольской губернии.- Ставрополь,1883; Тварчрелидзе С.А. Ставропольская губерния в статистическом, географическом, историческом и сельскохозяйственном отношениях. - Ставрополь, 1897; Шёнгер Р. Свод статистических сведений по учебным заведениям Кавказского учебного округа за двадцатилетний период. 1872-1898 гг. - Тифлис, 1898; Рудольф Н.Ф. Обзор деятельности Кавказского учебного округа.1908-1912 гг.- Тифлис,1914.

13Устав Общества распространения образования среди кабардинцев и горцев Нальчикского округа.- Владикавказ,1906; Устав Ставропольского Мусульманского благотворительного общества.- Ставрополь,1909; Заседание черкесского благотворительного общества //Кубанский курьер.- 1916.-№15.

14Чемазоков Б. История кабардинской письменности. Записки Северо-Кавказского горского научно-исследовательского института. -Т.2.- Ростов-на-Дону,1929.

15Копачев И.П. Развитие просвещения в Кабарде в XIX веке.- Нальчик,1986.

16Шора Ногма (1844-1944 гг.): Сборник документаций и статей к 100-летию со дня смерти/Под ред. Турчанинова Г. – Нальчик, 1944; Ногмов Ш. История адыхейского народа.- Нальчик,1958.

просветитель «прослеживает главную линию в истории родного народа – линию сближения с Россией».17 И.В.Тресков, анализируя русско-кабардинские отношения первой половины XIX в., рассматривает в них роль Ш.Б.Ногмова. 18

В 1950-е гг. были открыты новые имена адыгского просвещения. М.О. Косвен опубликовал статью «Кабардинский патриот Измаил Атажукин», в которой было восстановлено имя общественного деятеля Кабарды. Он же оценивает творческое наследие С. Хан-Гирея как ценнейший источник по истории и этнографии, выделяющийся «среди всего, что было написано об адыгах за всё дореволюционное время».19

В конце 1950-х гг. в библиотеке Центрального Государственного Военно-исторического архива (ныне РГВИА) В.А. Дьяковым была обнаружена рукопись «Записок о Черкесии» С.Хан-Гирея. В связи с этим он дал краткую характеристику политических идей сочинения Хан-Гирея, изложил их основное содержание, привел некоторые биографические сведения об авторе.20 У.С.Зекох оценивает роль У. Берсея в разработке адыгской письменности. 21 Т.Х.Кумуков изучает и освещает общественную и культурно-просветительскую деятельность К.М.Атажукина, С.Хан-Гирея, Ш.Б.Ногмова, С.Казы-Гирея.22 В работе В.К.Гарданова и Г.Х.Мамбетова уточнены многие факты биографии С.Хан-Гирея, дается характеристика его общественно-политических взглядов.23 В статьях Р.Х.Хашхожевой анализируются взгляды адыгских просветителей на общественный строй адыгов, политику российской администрации в регионе. 24

В нескольких статьях и диссертационном исследовании Л.Г. Голубевой впервые раскрыт псевдоним А.-Г.Кешева, представлена его научная биография.25

__________________________

17Теунов Х. Литература и писатели Кабарды. - Нальчик,1958.-С.67.

18Тресков И.В. Этюды о Шоре Ногмове. - Нальчик,1974. – С.45.

19Косвен М.О. История и этнография Кавказа. - М.,1961.- С.184.

20Дьяков В.А.Записки о Черкесии, сочиненные Хан-Гиреем//История СССР. -1958.- №5. –С.174.

21Зекох У.С. Умар Берсей - просветитель адыгского народа//Ученые записки Адыгейского научно-исследовательского института. Т 1. - Майкоп,1957.-С.110-113; Умар Берсей - просветитель адыгских народов //Проблемы адыгейской литературы и фольклора.- Майкоп, 1988.- С.250.

22Кумуков Т.Х. Экономическое и культурное развитие Кабарды и Балкарии в XIX в. – Нальчик,1965; К. Атажукин: Жизнь и деятельность. - Нальчик,1969.

23Мамбетов Г.Х. Гарданов В.К. Хан – Гирей и его заметки. - Нальчик, 1984.

24Хашхожева Р.Х. Избранные произведения.- Нальчик, 1986.

25Голубева Л.Г. Адиль-Гирей Кешев как этнограф (1840-1872)//Ученые записки Адыгейского научно-исследовательского института языка, литературы и истории». Т.IV. - Краснодар,1965. - С.59; Из истории просветительства на Северном Кавказе во второй половине XIX века. Литературно-просветительская деятельность А.-Г. Кешева (Каламбия). Автореф. дис…канд. фил. наук,- М.,1965; Каламбий (владеющий пером)//Труды КЧНИИ. - Вып.4.– Черкесск,1965. - С.93.

Накопленный в 1960-1980 гг. исследовательский материал предопределил первые попытки обобщения адыгской истории просветительства. В ряде трудов даются характеристики литературного наследия адыгских писателей и просветителей в целом.26

В 60-80-е гг. ХХ в. началось изучение творчества балкарских просветителей – первого национального историка и этнографа М.Абаева, публициста и общественного деятеля Б.Шаханова, И. Крымшамхалова.27 Появляются обобщающие работы по истории отдельных регионов Северного Кавказа, в которых присутствуют разделы, затрагивающие отдельные аспекты истории национального просветительства.28 Характерной особенностью советской историографии в целом была идеологическая составляющая исследований по данному вопросу.

Третий этап историографии охватывает период с начала 90-х гг. ХХ в. по настоящее время. Реформы, направленные на демократизацию российского общества, существенно изменили отношение многих ученых к оценке истории народов Северного Кавказа в целом и национального просветительства, в частности. Современный период отличается разнообразием подходов. В частности, рассматривается культурная жизнь кавказских народов, к которой исследователи используют новые методологические подходы. 29

Ряд авторов исследуют государственную политику в сфере национального просвещения на Кавказе.30

Обобщающие труды по культурной истории XIX – начала XX века

__________________________

26Корзун В.Б. Литература горских народов Северного Кавказа.– Грозный,1966; Тугов В.Б. Очерки истории абазинской литературы. - Черкесск,1970; Хапсироков Х.Х. Истоки черкесской литературы.- Черкесск, 1973; Хашхожева Р.Х. Адыгские просветители второй половины XIX - нач. ХХ века. - Нальчик,1983.

27Хабичева-Боташева З. Озарение души. – Черкесск,1955; Азаматов К.Г., Хутуев Х.И. Мисост Абаев. -Нальчик, 1981.

28Очерки истории Адыгеи. – Майкоп,1957; Очерки истории Карачаево-Черкесии. - В 2-х.т. - Ставрополь,1967; Очерки истории Ставропольского края. - Ставрополь, 1986.- Т.1; Нарочницкий А.Л. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до 1917 года. – М.,1988.

29Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1920 г. /Под ред. Ратушняка В.Н. - Краснодар,1996;

  1. Социокультурные аспекты развития просветительства на Северном Кавказе (вторая половина XVIII начало XX вв.) (1)

    Автореферат диссертации
    На правах рукописи Блейх Надежда Оскаровна Социокультурные аспекты развития просветительства на Северном Кавказе (вторая половина XVIII – начало XX вв.
  2. Социокультурные аспекты развития просветительства на Северном Кавказе (вторая половина XVIII начало XX вв.) (2)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «20» февраля 2008 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 21244801 в ГОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.
  3. Северный Кавказ в XIII xv веках: проблемы политической истории и этнокультурного взаимовоздействия

    Автореферат диссертации
    Защита состоится « » 2010 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 212.248.01 при ГОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.
  4. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Отечественная история» Омск 2009

    Учебно-методический комплекс
    МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»Ю.
  5. Законы о вере и веротерпимости (Составил Я. А. Канторович). Спб.,1899

    Закон
    – 1 . - № 39. Главнейшие узаконения и распоряжения за 189 -1893 гг. – СПб.,1894. Дедюлин С.А. Недостатки порядка отчуждения земель на государственные и общественные надобности (Приложение к Сборнику Узаконений по отчуждению земель).
  6. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (176)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 12 сентября 2011 года в 11.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.01 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 119571, Москва, пр.
  7. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (466)

    Автореферат диссертации
    Актуальность темы исследования. Современные тенденции в развитии исторического знания характеризуются усилением теоретико - методологических подходов к общим вопросам научного познания, поиском новых способов изучения сложных политико-экономических
  8. Программа учебной дисциплины история россии 050401 История, история с дополнительной специальностью

    Программа
    1.2. Квалификация выпускника – учитель истории, учитель истории и права. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя истории, учителя истории и права по специальности 050401 История, история с дополнительной
  9. «Ставропольский государственный университет» (1)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «22» апреля 2011 г. в 12-00 часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций ДМ 212.256.03 при ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет» по адресу: 355009, г.

Другие похожие документы..