Деятельность просветителей в национальных округах кубани и терека в XIX начале XX вв. 07. 00. 02 Отечественная история

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновываются актуальность и научная новизна темы, характеризуется степень её изученности, определяются хронологические и территориальные рамки исследования, даётся характеристика источниковой базы, формулируются объект и предмет исследования, цели и задачи работы, излагаются методологические основы исследования, дается информация о возможностях практического применения результатов исследования, представлены сведения об апробации работы.

В первой главе «Условия и основные факторы интеграция горского общества в культурное пространство Российской империи» в рамках двух параграфов определяются основные принципы управления социально-экономическими, культурными и политическими процессами на Кавказе с целью выявления условий и факторов, способствовавших интеграции горских народов в российское культурное пространство. Исследуются исторические предпосылки развития светского образования, способствовавшего зарождению национальной интеллигенции.

В первом параграфе«Политикацаризма на Кавказе и зарождение горской интеллигенции» выявляется, что историческими предпосылками и истоками зарождения просветительства на Северном Кавказе стали, с одной стороны, геополитические и экономические интересы Российской империи, с другой, культурные устремления самих горских народов.37 Перед Российским государством стояла задача ускоренной адаптации вновь присоединённых народов. Организация сети учебных заведений на Северном Кавказе стала одним из способов решения этой проблемы. Предполагалось, что дети знатных и влиятельных горцев, получив столичное образование, также станут проводниками политики царизма среди горцев.

Подчеркивается прогрессивный характер и значение вклада русских ученых (М.М.Ковалевского, В.Ф. Миллера, А.Берже, Е.Вейденбаума, Н.И.Карамзина, Ф.Шармуа, А.М.Шегрена, Я.М.Неверова) в формирование и становление местной интеллигенции, и как следствие этого, зарождение передовой общественной мысли

_________________________________

37РГИА. Ф.733.Оп.162.Д.114. Л.8.

на Кубани и Тереке. Русские ученые выступали инициаторами в деле создания алфавитов, букварей и грамматик для национальных языков (Л.Г. Лопатинский, П.К.Услар, Л.Люлье). Многие из них оказали горцам большую помощь в литературном и научном творчестве.

Во втором параграфе «Реформа в сфере образования как фактор становления национальной интеллигенции» речь идет о том,какблагодаря проводимой реформе в сфере образования происходил рост количества грамотных среди местных жителей. После вхождения в состав России большого количества народов, находящихся на разных уровнях общественного развития, перед властями встала проблема взаимодействия с их традиционно сложившимися педагогическими традициями. Учебные заведения, находившиеся в пределах Кавказского края, образовали Кавказский учебный округ. 17 марта 1803 г. был издан указ об открытии в губернских городах гимназий, а в уездных - училищ. Правительством было принято решение об отправлении детей «туземцев» в Московский университет для обучения за казенный счет. Изданное в 1829 г. «Положение о Закавказских училищах» положило начало деятельности по созданию законодательной базы в области просвещения и воспитания. 20 октября 1859 г. был утвержден «Устав о горских школах», призванный распространять «гражданственность и образование между горцами». 12 ноября 1868 г. было издано «Положение о кавказских воспитанниках в высших и специальных учебных заведениях Империи».39

Особую роль в решении образовательных проблем играло местное самоуправление. На фоне общего увеличения количества школ по настоянию наместника И.И. Воронцова-Дашкова в регионе было введено двуязычие. Русскому языку была отведена роль языка межнационального общения. Это стало началом адаптации горских народов к новым социокультурным условиям. Введение русского языка в повседневную жизнь местных народов дало им возможность познакомиться с классической русской и мировой литературой, ощутить себя _______________________________

39Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Т.2. Отд.2.- СПб., 1864; Сборник распоряжений напечатанных в циркулярах по управлению Кавказским учебным округом. Т.1. –Тифлис,1867; Сборник распоряжений напечатанных в циркулярах по управлению Кавказским учебным округом. 1890-1891гг. - Т.2.–Тифлис,1892; Законы, правительственные распоряжения и прочие справочные сведения по делам народного образования. – М.,1912.

неотделимой частицей многонациональной России. Приобщение к русскому привело также к появлению национальных просветителей, писавших на русском языке. Уже во второй половине XIX в. на Кавказе, по сути, сформировалась своя национальная интеллигенция, основу которой составили учительские кадры.

Вторая глава «Национальные просветители в истории региона и России» посвящена рассмотрению феномена национального просветительства. Отмечено, что его становление и развитие обусловлено рядом исторических и объективных условий и проходило неодинаково.40

Первый параграф «Эволюция взглядов и деятельность адыгских просветителей» посвящен исследованию эволюции взглядов адыгских просветителей на проблемы социально-экономической, политической и культурной модернизации горских народов под влиянием проводимых государством реформ. Первые просветители отличались тем, что, будучи представителями военной и служилой интеллигенции, пытались корректировать бюрократические крайности кавказских администраторов. Ярчайшим представителем адыгского просветительства является С.Хан-Гирей (1808-1842гг.), занимавшийся разработкой проектов «Положения об управлении горскими народами», «Предложения о средствах приведения черкесов в гражданское состояние кроткими мерами, с возможным избежанием кровопролития», «Краткое изложение о предварительных мерах к устройству закубанских мирных племен». В них он выдвинул целый комплекс мер по мирному решению кавказской проблемы. Документ «Адыги и все близкие к ним племена», составленный по поручению Николая I, ставил вопрос о просвещении адыгов. Несмотря на блестящую военную карьеру, С.Хан-Гирей решает выйти в отставку. Причиной этому послужил кризис его политических взглядов: вера, что царизм мирным путем разрешит кавказский вопрос со временем сменилась трезвым взглядом на политику царя.41 Как писатель С.Хан-Гирей сформировался под влиянием русской и западноевропейской литератур. Он вошел в историю как историк, этнограф, собиратель устного народного творчества.

________________________________

40Моряков В. И. Русское просветительство второй половины XVIII века.- М., 1994; Каменский А.В., Носов Б.В., Моряков В.И. Российское просветительство второй половины XVIII в.//Отечественная история. – 1995. - № 5.

41Косвен М.О. История и этнография Кавказа. - М.,1961.- С.185, 186,189; ГКЧ И-К и П М-З. Ф.10.Д.343.Л.2; Хакуашев А.Х. Первые адыгские писатели.- Нальчик,1974. - С.50-144; Хашхожева Р.Х. Хан-Гирей (1808-1842). Жизнь и деятельность//Хан-Гирей. Черкесские предания. Вступительная статья.- Нальчик, 1989.- С.8-9.

42РГВИА. Ф.38.Оп.7.Ед.хр.5.Ч.I.Л.62; ГИМ ОПИ. Ф.6.Ед.хр. 74.Л.1-53. Ед.хр. 75.Л.1-31.

Ш.Ногмов (1794 - 1844гг.) - составитель “Кабардино–русского словаря”, в котором содержится свыше 4 тыс. слов, собиратель фольклора, записал более двадцати произведений различных жанров адыгского устного народного творчества, работал в области истории43, занимаясь педагогической деятельностью, ходатайствовал об открытии здесь училища с преподаванием кабардинского языка.44 Работая секретарем Кабардинского временного суда, оказывал помощь крестьянам, выступая в их защиту от произвола имущих. Он заботился о развитии экономики региона, внедрении передовых методов земледелия.

С. Казы–Гирей (1807-1859гг.) делал все возможное для развития экономики и культуры родного края. В «Докладной записке» на имя главнокомандующего князя Воронцова он освещал социальные, экономические и политические вопросы. Большую роль в его творчестве сыграл писатель А.Н. Муравьев, Ажитугай” была опубликована в 1836 г. в первом томе журнала “Современник”.

Перу С. К.–Г. Инатова (1843-? гг.) принадлежат работы по фольклору и истории Адыгеи: «Два слова о государстве турок на Кавказе и песня о Шхуруко- Тугузе», «Сафир-паша, князь Шапсугский», статьи и очерки. Среди них особенно заметен очерк “Путевые заметки”, написанный по результатам его поездки по аулам. 45

К. Атажукин (1841-1899 гг.) составил проект с конкретными мерами просвещения народа. Он - автор «Кабардинской азбуки», впервые издал книги на родном языке, организовал первые педагогические курсы для подготовки учителей сельских школ, добился открытия школ в ряде аулов.46 Был убежден, что введение русской системы судопроизводства будет способствовать как водворению порядка в горском суде, так и сближению кабардинцев с русскими. 47

У. Берсей (1807-? гг.) посвятил себя подготовке национальных кадров и более 10 лет преподавал в Ставропольской гимназии. Он составил черкесский алфавит, “Букварь черкесского языка”. Будучи баснописцем, У.Берсей затрагивал

_________________________________

43Ногмов Ш. История адыхейского народа. - Нальчик,1958.

44ЦГА КБР. Ф.16.Оп.2.Д.49. Л.108.

45Инатов С.К – Г. Путевые заметки. – Екатеринодар,1865.

46Атажукин К. Попытки введения кабардинской письменности //Терские ведомости. -1870. -№11.

47Атажукин К. Внедрение Российского судопроизводства //Терские ведомости. -1870.- №23.

самые разные грани человеческого характера, его притчи отличаются социальной направленностью. 48

Деятельность У. Мекерова (1847-1881гг.) состояла в практической организации школ и распространении грамотности. Он составил собственную азбуку на основе арабской графики, приспособленную к местному наречию. Большую часть своих средств тратил на помощь нуждающимся. 49

Его ученик Т.Табулов (1879-1956гг.) в 1906 г. в Тифлисе выпускает букварь для черкесских школ “Анабза” (“Материнский язык”). В 1915 г. на учительской конференции Баталпашинского отдела он выступил с критикой политики царизма в области народного образования, за что его отстранили от преподавательской деятельности.

Его ученик Т.Табулов (1879-1956гг.) в 1906 г. в Тифлисе выпускает букварь для черкесских школ “Анабза” (“Материнский язык”). В 1915 г. на учительской конференции Баталпашинского отдела он выступил с критикой политики царизма в области народного образования, за что его отстранили от учительской работы. Имея духовное образование и возможность безбедно жить, он выбрал тернистый путь; втайне от властей продолжал обучать детей письму и чтению; стал инициатором выхода черкесской национальной газеты “Адыгэ псаукIэ” (“Адыгская жизнь”). Интенсивной была и его работа по сбору и публикации фольклорного материала. Ему принадлежат и такие научные работы, как “Знаки препинания в черкесском языке”, “Об абазинских диалектах”, “Словообразование в абазинском языке”.50

В числе адыгских просветителей - инженер П.И. Тамбиев (1873-1928 гг.), работавший в нефтепромышленности Баку. Будучи активным педагогом, он до конца своих дней оставался убежденным представителем своего класса, отдавал предпочтения тем произведениям народного творчества, которые воспевали силу и могущество князей. Собирая и публикуя адыгские сказы, он снабжал их русским переводом и тем самым делал тексты достоянием широких слоев читателей. В 1906 г. в Тифлисе вышла “Кабардинская азбука”, составленная при научной и

_________________________________

48Зекох У.С. Умар Берсей - просветитель адыгейского народа // УЗАНИИ. - Майкоп, 1957. -Т. 1.- С.109; Тешева Ф.Р. Педагогическая деятельность Умара Хапхаловича Берсея//Проблемы дошкольной, школьной и вузовской педагогики. Вып.1.- Майкоп,1996.-С.120.

49Под ред. Фелицина Е. Д. Кубанские областные ведомости. –1891.-9 марта.

50 ГКЧ И-К и М-З. Ф.1.Д.35.Л.35.

методической помощи Л.Г. Лопатинского.51

Особое место в истории адыгского просветительства по праву принадлежит А.-Г. Кешеву (1837-1873 гг.). Он внес неоценимый вклад в развитие региональной периодической печати, будучи редактором газеты «Терские ведомости», сделал её самой читаемой в регионе, способствующей развитию общественной мысли горского населения. В статьях он выступил как фольклорист, освещая особенности адыгской песни, подчеркивает низкий уровень работы по изучению исторического прошлого и культурного наследия горцев. Выступая как этнограф, в очерке дает возможность осознать и восстановить сложную структуру общественной и духовной жизни адыгов.52 Как историк он рецензировал труд Ш. Ногмова.53

Второй параграф «Карачаево-балкарские просветители в культуре региона» посвящен изучению просветительской деятельности представителей Карачая и Балкарии. Деятельность И. Урусбиева (1829-1888 гг.) была направлена на улучшение материального благополучия жизни соплеменников. Он имел глубокие познания по истории и фольклору Кавказа.54 Принимал самое активное участие в деятельности Абрамовской комиссии по землеустройству и по обслуживанию ее проектов; будучи представителем от Балкарии, участвовал в совещаниях по рассмотрению проектов поземельного устройства жителей Нагорной полосы.

Общественная деятельность другого просветителя Б. Шаханова (1801-1879 гг.) связана с институтом присяжных поверенных. Работая в ней, он защищал интересы горцев по земельным вопросам. Будучи юрисконсультом, принимал участие в проектировании и учреждении первых курортных заведений. Необходимо отметить также его заслуги в деле преобразования Нальчикской горской школы в реальное училище. 55

Поэт, художник и общественный деятель И. Крымшамхалов (1861-1910 гг.) обратил внимание на возможность промышленной разработки местного мрамора,

_________________________________

51Туганов Р.У.Тамбиев П.И. (краткий биографический очерк)//Архив КБНИИ ИФЭ. Ф.1.Оп.4.Д.10; Тамбиев П.И. Кабардинская азбука. - Тифлис, 1906.

52Характер адыгских песен//Терские ведомости. -1869. - №13-14; О незаметном вымирании горских песен//Терские ведомости. -1871.- №20.

53Терские ведомости.-1869.-№ 15.

54Мизиев И.М. Очерки истории и культуры Балкарии и Карачая XIII -XVIII вв. - Нальчик, 1990.

55Биттирова Т.Ш. Карачаево-балкарские просветители. - Нальчик, 2002.

отмечал уникальность природных и климатических условий Карачая и поставил задачу создания курорта в Теберде, заботился о строительстве дорог, мостов.56 Он также способствовал открытию светских школ, внедрению преподавания в них родного и русского языков, составил азбуку карачаевского языка на основе латинского алфавита.

Основоположник карачаевской письменности И.Акбаев (1874-1937 гг.) занимался вопросами развития образования в Карачае. Он является автором «Родной речи», основателем первой типографии.И.Акбаев добился открытия первой женской школы, много занимался переводами на карачаевский язык произведений русских писателей.

М. Абаев (1857-1927(1928) гг.) содействовал открытию новых школ для детей своих соотечественников, в пределах своих полномочий помогал крестьянам в решении их вопросов.57 Он также занимался сбором памятников материальной культуры: провел большую работу по фиксации этнографических памятников карачаевцев и балкарцев.58 Дело, начатое отцом, продолжил его сын И.Абаев (1887-1930гг.), врач по специальности. Он публиковал статьи о санитарном просвещении; занимался устройством медицинских и курортных учреждений в республике. В свободное время лечил больных, проводил профилактические мероприятия среди населения. 59

Третий параграф «Джанибеков А.-Г. – ногайский просветитель» (1879-1955гг.) освещает его деятельность, направленную на сбор памятников народного творчества. Он побывал в аулах астраханских, дагестанских, ачикуланских и кубанских ногайцев, записывая сказки, песни, поэмы, загадки. Его широкая эрудиция в области этнографии, знание языков (местных диалектов), быта и народного творчества, а также знакомство с видными тюркологами А.Н. Самойловичем, Н.А.Баскаков и их трудами помогли сделать ему образцовые, строго научные записи. Результатом 35 –летней собирательской деятельности явилось создание четырехтомника названного “Сокровищницей слов”. Он автор _________________________________

56Биттирова Т.Ш. Карачаево-балкарские просветители конца XIX - начала XX вв. – Т.1.- Нальчик, 1993; Новое богатство Карачая//Северный Кавказ.-1896.- №26.

57ГАКК. Ф.454.Оп.1.Д.328.Л.14-15.

58Сатунин К.А. Деятельность этнографического отдела Кавказского музея//Кавказ. -1908.- № 96.-27 апреля.

59ЦГА КБР. Ф.6.Оп.1.Д.826.Л.6.

ряда исторических статей и этнографических очерков: «Кара ногайцы», «Путешествие по ногайскому миру». Написал летопись собственной жизни «Мое жизнеописание». Автор первых букварей, книг для чтения, русско – ногайских терминологических словарей, свода орфографических правил ногайской литературного языка и орфографического справочника.60 А-Х. Джанибеков был не только первым ногайским педагогом – просветителем, но и первым ногайским драматургом –новатором. В своих пьесах он выступает против вредных пережитков старины («Свобода карагашских ногайцев», 1918 г.), против ненавистных врагов народа – баев и мурз («Продажные мурзы», 1925 г.), борется за равноправие женщины («Карайдар», 1935 г.). Большое значение придавал образованию, отдал много лет работе в школах Дагестана, Ставрополья, Карачаево-Черкесии,работая на ногайском отделении Кизлярского, Хасавюртского и Черкесского педагогических училищ, он отдал немало сил и энергии для создания национальных учительских кадров.

В третьей главе «Культурно-просветительские, научные и благотворительные общества региона в просветительской деятельности в конце XIX – начале XX вв.» состоит их трёх параграфов. Первый параграф«Становление и развитие просветительских обществ в регионе» рассматриваются нормативная основа, структура, содержание и формы работы названных обществ, выделяются общие тенденции в их деятельности. Общественный подъем способствовал созданию новых объединений не только в масштабах страны, но и на региональном уровне. Открытие национальных просветительских обществ на Северном Кавказе было обусловлено стремлением отдельных представителей выражать внутренние побуждения народов к интеллектуальному и духовному обогащению.

До революции 1905-1907 гг. правовое положение общественных организаций и союзов регулировал «Устав общественного призрения» 1892 г. В ходе революции «Временные правила об обществах и союзах» от 4 марта 1906 г. стали единым законодательным актом, регулирующим порядок регистрации и деятельности _________________________________

60Джанибеков А-Х. Моё жизнеописание. Летопись собственной жизни и деятельности//КЧНИИ ЭИЯ и Л. Ф.2.Оп.2.Д.9.Л.2;Баскаков Н.А. Воспоминания о А-Х. Джанибекове//КЧНИИ ЭИЯ и Л. Ф.2.Оп.2.Д.9.Л.9.

различных общественных организаций.61 После Февральской революции Временное правительство приняло постановление «О регистрации товариществ, обществ и союзов». Цели, задачи, основная деятельность оговаривались в уставных документах, делопроизводство фиксировалось в отчетах. Просвещение было наиболее предпочтительной сферой общественной деятельности горской интеллигенции, для которых работа была проявлением их гражданской инициативы.

Так, научная деятельность П.И. Тамбиева тесно переплетается с работой в “Обществе распространения образования среди кабардинцев и горцев Нальчикского округа” (1906), ставившем своей целью просвещать, пробуждать национальное самосознание и поднимать национальную культуру среди населения. Общество оказывало материальную помощь горцам, обучавшимся в начальных, средних и высших учебных заведениях.62

Период конца XIX - начала XX вв. характеризовался оживлением научной деятельности, которая по большей части носила краеведческий характер. Одним из них, учредителем которого был Б. Шаханов, было “Общество любителей изучения Кубанской области” (1897).63 Его основной задачей были изучение гор, растительного и животного мира края, организация экспедиций; сбор данных для изучения экономического состояния народов, населявших область. Изучением края также занималось «Ставропольское общество для изучения Северного Кавказа в историческом, географическом и антропологическом отношениях» (1910).64 Кавказское горное общество (1902) оказало большое влияние на развитие культурной жизни народов Кавказа. Организация системы проводников и выдача письменных удостоверений проводникам из среды горцев Карачая и Балкарии способствовали сближению местного населения с российской интеллигенцией. «Общество любителей Кавказской археологии» (1873) занималось составлением списков памятников архитектуры Кавказа, изысканием средств на реставрацию и

_________________________________

61Свод законов Российской империи. – Т .14.-СПб.,1892; Свод законов Российской империи. – Т.13.-СПб.,1897; Каминкина А. Правила 4 марта 1906 г. об обществах, союзах и собраниях//Право.- 1906.-№10.-С.867; Законодательные акты переходного времени 1904-1908. – Изд.3-е, по 1 сентября 1908г.- СПб,1909.

62Отчеты Правления Общества распространения образования среди кабардинцев и горцев Нальчикского округа.- за 1911, 1913, 1915 гг.

63Известия Общества любителей изучения Кубанской области. – Вып.1. – Екатеринодар, 1899; Сысоев В. Об обществе изучения Кубанской области //Кубанские областные вести.-1896.- №69.

64Труды Ставропольского общества для изучения Северо-Кавказского края в естественноисторическом, географическом и антропологическом отношении. Вып.1. – СПб.,1911; Вып.2.-СПб.-1913; Вып.3.- Киев, 1914.

охрану памятников архитектуры.65Усилиями интеллигенции были открыты Терский областной музей и Екатеринодарский музей краеведения.

Второй параграф«Благотворительность в деятельности просветителей» освещает благотворительный характер обществ, привлечение широкого круга участников: это и личная благотворительность, это и организованная благотворительность, выразившаяся в создание благотворительных обществ различных типов.«Черкесское благотворительное общество» (1912) содействовало школьному образованию горцев Кубанской области. Членом его правления был Султан Довлет-Гирей.66 Организацией, в которой работал А. Урусбиев, было «Благотворительное общество по распространению образования и технических сведений среди горцев Терской области» (1882). За период своей деятельности оказало материальную помощь большому количеству молодёжи, внесло вклад в процесс формировании интеллигенции.67

Конфессиональные общества, такое как «Ставропольское мусульманское благотворительное общество» (1909 г.), оказывало материальную и моральную помощь учащимся, определяло детей-сирот в учебные заведения, снабжало бедных и больных медицинским пособием; «Баксанский мусульманский просветительный центр» под руководством Н. Цагова и А. Дымова организовали типографию и издали первую газету на кабардинском языке.68

Третий параграф «Роль просветительских обществ региона в формировании гражданского общества» анализирует культурно-просветительские общества и учреждения в дореволюционной России и в регионе в контексте становления гражданского общества. Являлись местом концентрации интеллигенции, содействовали развитию культурных начал у населения, формированию национальной интеллигенции, осознанию своих общественных задач. 69

_________________________________

65Записки Общества любителей Кавказской археологии.- Вып.1.- Тифлис.-1875.

66Заседание черкесского благотворительного общества //Кубанский курьер. - 1916.-№15.

67Отчет Правления благотворительного общества распространения образования и технических сведений среди горцев Терской области за 1883 год //Терские ведомости. №49.-Владикавказ, 1884; Устав благотворительного общества для распространения образования и технических сведений среди горцев Терской области. - Владикавказ, 1903. - С. 3-4.

68Устав Ставропольского Мусульманского благотворительного общества. - Ставрополь,1909. - С. 5; Дымов А. Тухват-уль-Атфил.-Темир – Хан-Шура,1913.- С.24; Дымов А. Физ-Хабар. -Темир – Хан-Шура,1913.- С.8.

69Шелохаев В.В. Национальный вопрос в России: либеральный вариант решения//Кентавр.-1993. - N 3. - С. 100-115;

Шелохаев В.В. Либерализм и самосознание российской интеллигенции //Обновление России: трудный поиск решений.- Вып.4. - М., 1996. - С. 112-118.

Как показала история необходимо взаимное равенство прав и свобод и обязанностей гражданского общества человека, общества и государства индивидуальности личности и коллективности совместной жизни людей, организованной в обществе.

Члены обществ особое значение придавали периодической печати, высоко оценивая её как мощное средство, способное влиять на сознание масс. В рассматриваемое время местная периодическая печать играла большую просветительскую роль, она своими публикациями способствовала поднятию национального самосознания северокавказских народов, появлению большого числа талантливых исследователей, которые впоследствии стали настоящими знатоками жизни своих народов.

В заключении излагаются основные итоги исследования:

Проведенное исследование показало, что историческими предпосылками и истоками зарождения на Северном Кавказе просветительства стали этносоциальные, экономические и культурные устремления горских народов, равно как и активное присутствие России на изучаемой территории. Готовя кадры для своего бюрократического аппарата из представителей местных народов, Российское правительство создало новую социальную прослойку – интеллигенцию.

В первой половине XIX века была подготовлена почва для перехода русского просветительства на Северный Кавказ. Каждый народ вступал в просветительское движение в соответствии со своим историко-культурным опытом, в определенный исторический период выдвигает из своей среды деятелей просвещения, которые наиболее ярко выражают новые запросы и потребности родного народа.

Автор выделил три этапа развития просветительства: 1 этап- генезис просветительства (1800-1864гг); 2 этап – постреформенный (1864-1890 гг.); 3 этап - революционный (1890-1917гг.).

- дореформенный знаменателен тем, что положил начало разработке письменности

кавказских народов, появлению книгопечатания на национальных языках. Изучая персонально деятельность просветителей, где делает акцент не только на происхождение, воспитание С. Хан-Гирея, С.Казы-Гирея, Ш.Б.Ногмова, но и анализирует их труды. Будучи представителями военной и служилой интеллигенции, они в многочисленных проектах, записках и прошениях излагают своё видение путей административно-гражданского и хозяйственно- экономического усовершенствования горских народов, пытаются корректировать бюрократические крайности кавказских администраторов;

- второй этап развития национального просветительства проходил под влиянием реформирования. Спецификой этого этапа является борьба за ликвидацию сословной системы воспитания и демократизацию школьного обучения. Представление о научно-педагогических подходах к воспитанию создали У. Берсея, У. Мекерова. Охарактеризованы аргументы К. Атажукина, А.-Г. Кешева, И.Крымшамхаловым, С.Урусбиев, И.Урусбиев, И.Акбаев, Б.Шаханов, К-Г.Инатов в защиту светского образования и проанализированы позитивные подходы к решению проблемы. Особый интерес просветители проявляли к историческому прошлому, культуре, этнографии, устному народному творчеству;

- третий этап просветительского движения исследователь продемонстрировал прямое и непосредственное влияние социальных переломов на развитие личности, мировоззрение, убеждение и мотивацию. Жизненный путь П.Тамбиева, Т.Табулова, И.Акбаева, М.Абаева, А.-Х.Джанибекова, Н.Урусбиева, представлен в реализации заложенных способностях в конкретных общественно - исторических условиях. Идея «просвещенной бюрократии» сменяется исторической миссией интеллигенции, которая признана формировать национальное самосознание своих народов.

Представители третьего этапа просветительства стали инициаторами создания просветительских обществ. Деятельность, которых содействовала не только развитию народного образования, но и распространению среди населения медицинских, естественно-научных и сельскохозяйственных знаний, изучению истории и экономики края, а, следовательно, развитию культуры, распространению научных и экономических знаний, способствовал формированию гражданского и политического сознания.

В приложении к диссертации помещены карта территориального деления Северного Кавказа, списки национальных школ, таблицы, составленные автором и подтверждающие отдельные выводы диссертации.

Положения диссертации изложены в публикации в ведущем рецензируемом научном журнале, рекомендованном ВАК:

1. Психомахова А.Р. Северокавказские просветители в истории региона и России // Преподавание истории в школе. - 2007. – № 10.- 0,5 п.л.

Статьи в других научных изданиях:

1. Темердашева А.Р. Просвещение горцев конец XIX - нач. XX вв.//Сб.ст.: Кавказ между Западом и Востоком. Межвузовский сборник статей. - Карачаевск, 2003. - 0,3п.л.

2.Темердашева А.Р. Феномен национального просветительства //Тезисы IV Международного конгресса – «Мир на Северном Кавказе через языки, образование культуру». - Пятигорск, 2004.- 0,2 п.л.

3.Темердашева А.Р. Гуманистический подход в решении межнациональных конфликтов на Северном Кавказе//Тезисы IV Международного конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образование культуру».-Пятигорск,2004.-0,2 п.л.

4.Темердашева А.Р. Попытки построения гражданского общества северокавказскими просветителями//Проблемы становления правового государства в современной России. Межрегиональная научно-практическая конференция. - Сочи, 2005.- 0,4 п.л.

  1. Социокультурные аспекты развития просветительства на Северном Кавказе (вторая половина XVIII начало XX вв.) (1)

    Автореферат диссертации
    На правах рукописи Блейх Надежда Оскаровна Социокультурные аспекты развития просветительства на Северном Кавказе (вторая половина XVIII – начало XX вв.
  2. Социокультурные аспекты развития просветительства на Северном Кавказе (вторая половина XVIII начало XX вв.) (2)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «20» февраля 2008 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 21244801 в ГОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.
  3. Северный Кавказ в XIII xv веках: проблемы политической истории и этнокультурного взаимовоздействия

    Автореферат диссертации
    Защита состоится « » 2010 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 212.248.01 при ГОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.
  4. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Отечественная история» Омск 2009

    Учебно-методический комплекс
    МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»Ю.
  5. Законы о вере и веротерпимости (Составил Я. А. Канторович). Спб.,1899

    Закон
    – 1 . - № 39. Главнейшие узаконения и распоряжения за 189 -1893 гг. – СПб.,1894. Дедюлин С.А. Недостатки порядка отчуждения земель на государственные и общественные надобности (Приложение к Сборнику Узаконений по отчуждению земель).
  6. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (176)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 12 сентября 2011 года в 11.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.01 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 119571, Москва, пр.
  7. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (466)

    Автореферат диссертации
    Актуальность темы исследования. Современные тенденции в развитии исторического знания характеризуются усилением теоретико - методологических подходов к общим вопросам научного познания, поиском новых способов изучения сложных политико-экономических
  8. Программа учебной дисциплины история россии 050401 История, история с дополнительной специальностью

    Программа
    1.2. Квалификация выпускника – учитель истории, учитель истории и права. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя истории, учителя истории и права по специальности 050401 История, история с дополнительной
  9. «Ставропольский государственный университет» (1)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «22» апреля 2011 г. в 12-00 часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций ДМ 212.256.03 при ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет» по адресу: 355009, г.

Другие похожие документы..