Деятельность просветителей в национальных округах кубани и терека в XIX начале XX вв. 07. 00. 02 Отечественная история

Край наш - Ставрополье: Очерки истории/Под ред. Шаповалова В.А.- Ставрополь,1999.

30Гатагова Л.С. Правительственная политика и народное образования на Кавказе в XIX в.-М.,1993; Исмаил – Заде Д.И. И.И.Воронцов – Дашков. Наместник Кавказа//Россия и Кавказ сквозь два столетия.- СПб.,-2001.-С.138-150; Малахова Г.Н. Становление и развитие Российского государственного управления на Севером Кавказе в XVII - XIX вв. Дис…докт.ист.наук,- М.,2001; Саблиров М.З. Очерки истории Кабарды и Балкарии в конце XIX - начале ХХ в. - Нальчик, 2001; Народное образование в Кабарде и Балкарии в XIX - нач. ХХ в. – Нальчик, 2001; Ткаченко Д.С. Национальное просвещение в Российской империи в XIX - нач. XX в. – Ставрополь, 2002; Барнаш А.В. Культура как фактор становления российской государственности на Северном Кавказе в XIX-XX вв. Автореф. дис…канд.ист.наук, - Пятигорск, 2004; Блиева З.М. Российский бюрократический аппарат и народы Центрального Кавказа в конце XVIII- 80-е годы XIX века. Дис…докт. ист.наук,- Владикавказ, 2004.

открывают новые имена в истории адыгского просветительства, дают научную периодизацию национальной общественной мысли.31 В ряде работ дается оценка деятельности балкарских и карачаевских просветителей, направленной на культурное развитие своих народов. 32 Ряд работ анализирует духовное наследие ногайцев, особое внимание уделяет просветительской деятельности А.-Х.Джанибекова. 33

В указанный период публикуются работы, посвященные деятельности местных общественных организаций конца XIX- начала XX вв.34 Несомненный интерес представляют работы, освещающие теоретические аспекты создания и деятельности этих обществ.35

Приведенный историографический обзор позволяет говорить об определенной степени разработанности отдельных аспектов данной темы, но в то же время указывает на необходимость и своевременность обобщающего исследования, которое бы суммировало весь накопленный материал по этому вопросу.

Цель и задачи исследования. Цель данного исследования состоит в комплексном изучении основных направлений, содержания и особенностей деятельности национальных просветителей в XIX - начале XX вв. на Тереке и Кубани. Она достижима за счет реализации следующих задач:

___________________________

31Туганов Р.У. История общественной мысли кабардинского народа в первой половине XIXв. - Нальчик, 1998; Меремукова М.Г. Этноментальные основы творчества адыгских писателей-просветителей XIX в. - Дис…канд.фил.наук, - Нальчик, 2002; Агаржанокова С.Р. Художественное осмысление жизни адыгов в творчестве адыгских просветителей конца XIX – начала XX вв. – Майкоп, 2003; Чамокова Э.Т.Особенности социокультурных процессов в адыгской этносреде во второй половине XIX– начале XX века (по материалам публицистики адыгских писателей–просветителей). – Дис...канд.соц.наук. – Майкоп, 2007.

32Байрамуков Р.С. Общественно-просветительская мысль Карачая во второй половине XIX в. - первой половине XX в. и развитие карачаевского этноса. Автореф. дис...канд.ист.наук. - Нальчик, 1998; Биттирова Т.Ш. Карачаево–балкарские просветители. - Нальчик, 2002.

33Гимбатова М.Б. Духовная культура ногайцев в XIX – начале XX вв. Махачкала, 2005; Кидирниязов Д.С. Ногайцы Северо-Восточного Кавказа в XIX - начале XX вв. – Махачкала, 2005.

34Мамсиров Х.Б. Культурно-просветительная работа в национальных областях Северного Кавказа.- Дис…канд.ист.наук,-Нальчик,1990; Айларова С.А. Общественно-политические и исторические взгляды передовой северокавказской интеллигенции (60-90-е гг. XIX в.). Автореф. дис...канд.ист.наук,- Тбилиси, 2002; Макоева Л.С. Вклад культурно-просветительских и благотворительных обществ в становлении и развитие образования на Северном Кавказе: вторая половина XIX - нач. ХХ в. Дис…канд.пед.наук,-Владикавказ,2006; Блех Н.О. Социокультурные аспекты развития просветительства на Северном Кавказе (вторая половина XVIII – начала XXвв.). Дис…докт.ист.наук,-Владикавказ,2008.

35Покотилова Т.Е. Благотворительность в социальной истории дореволюционной России: Мировоззрение и исторический опыт. Дис...докт.ист.наук,- Ставрополь,1998; Оспищева Л.Е. История благотворительных организаций Кубани (конец XIX - начала XX века): опыт изучения. Дис…канд.ист.наук, - Майкоп, 2000; Любушкина Е. Ю. Общественные организации Ставропольской губернии и Кубанской области в период с 1860-х гг. по октябрь 1917 г. Дис…канд. ист. наук,-Ставрополь,2004; Туаев Б. В. Общественно-культурные организации в городах Северного Кавказа (вторая половина XIX - начало XX вв.). Дис... канд. ист.наук, -Владикавказ,2004; Четверикова Е.В. Просветительские общества на юге России в конце XIX-начале ХХ вв. Дис…канд. ист. наук, - Ставрополь,2005.

  • изучения причин, условий, содержания, особенностей и результатов процесса реализации реформы образования в выбранном регионе в контексте истории становления национальной интеллигенции;

  • исследования эволюции взглядов национальных просветителей на проблемы социально-экономической, политической и культурной модернизации горских народов под влиянием проводимых Россией реформ;

  • определения места и роли выдающихся деятелей в культурной, общественно-политической и социально – экономической жизни горцев;

  • анализа целей, основных направлений, содержания, методов и особенностей работы общественных объединений, занимавшихся просветительской деятельностью в исследуемом регионе.

Объектом исследования стала история национального просветительства на Тереке и Кубани в XIX - начале XX вв.

Предмет исследования - деятельность национальных просветителей и общественных объединений, занимавшихся просветительской деятельностью на Кубани и Тереке в XIX- начале XX вв.

Хронологические рамки исследования охватывают период с XIX по начало ХХ в. Именно в это время Российское государство интенсивно проводило политику освоения Кавказского региона. И этот процесс, естественно, затронул все стороны общественной жизни, и в первую очередь национальное просвещение. 1917 год стал переломным в создании нового социалистического государства, для которого были характерны совершенно иные подходы к решению национальных проблем, в том числе и просвещения на местах. Однако следует отметить, что обозначенная дата условна, т.к. ряд национальных просветителей продолжали свою деятельность и в советский период.

Географические рамки исследования ограничены Северо-Западным и Центральным Предкавказьем. Административное деление Северного Кавказа не позволяет ограничиваться только одной губернией или областью. 36 В связи с этим

__________________________

36РГИА. Ф.1268. Оп.10. Д.40. Л.1; АКАК.- Т.12.-С.668; Зуев Н.И. География Российской империи. - СПб.,1887; Курдов К.М., Ивановский А.А. География Российской империи.- М.,1916.

исследование охватывает следующие районы: Екатеринодарский, Майкопский, Лабинский, Баталпашинский.Кроме того, в виду этнического родства, были объединены балкарцы с карачаевцами, несмотря на административную расчлененность черкесы с адыгейцами и кабардинцами. Поскольку ареал проживания абазин невозможно соотносить с конкретными дореволюционными административно-территориальными единицами, в отдельных случаях рассматриваются и некоторые смежные территории.

Теоретико-методологическая основа исследования. На всех стадиях исследования применялись общенаучные принципы историзма и объективности.При разработке и освещении темы использовались следующие методы исследования: генетический, системный, сравнительный, проблемно-хронологический. Характер объекта исследования вызвал необходимость использования междисциплинарного подхода. Ключевым в исследовании является изучение социокультурной информации через мировосприятие отдельных представителей северокавказского социокультурного пространства, в отдельных случаях - метод интеллектуальной истории (изучение результатов мыслительной деятельности просветителей).

Источниковая база исследования включает разнообразные виды источников, в том числе литературные и архивные. В зависимости от функциональной значимости источники условно разделены на 6 групп: 1) нормативно–правовые материалы; 2) труды просветителей; 3) делопроизводственные документы; 4) информационно-статистические и справочные материалы; 5) мемуары; 6) периодическая печать.

В работе использованы материалы фондов следующих архивов: Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ), Российского государственного исторического архива (РГИА), Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб), Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА), Государственного архива Краснодарского края (ГАКК), Государственного архива Ставропольского края (ГАСК), Центрального государственного архива Кабардино-Балкарии (ЦГА КБР), рукописного фондов Карачаево-Черкесского НИИ экономики, истории, языка и литературы (КЧ НИИ ЭИЯиЛ) и Кабардино-Балкарского НИИ истории, филологии и экономики (КБ НИИ ИФиЭ), Отдела письменных источников Государственного исторического музея России (ГИМ–ОПИ, Москва), Государственного Карачаево-Черкесского историко-культурного и природного музея-заповедника (ГКЧ И-К и П М-З).

Из документов ГАРФ выделяется фонд Департамент полиции министерства внутренних дел (Ф. 102), содержащий богатые сведения о просветительской деятельности представителей различных обществ.

Из документов РГИА выделяются фонды Департамента народного просвещения (Ф.733) и Кавказского комитета (Ф.1268), которые помогают охарактеризовать национальное просвещение по отдельным учебным округам. В фондах представлены циркуляры, отчёты, справки, характеризующие уровень системы образования в разные периоды, документы, свидетельствующие о деятельности Кавказской администрации.

Из документов ЦГИА СПб интерес представляют фонды Петроградского университета (Ф.14) и 19-го Петроградского мужского начального училища (созданного в память Императора Петра I) (Ф.30), дающие картину событий в среде горского студенчества, происходивших в Санкт-Петербурге в ответ на постановление министра народного образования Е.В.Путятина от 31 мая 1861 г., «О некоторых преобразованиях в университетах».

Привлечены также материалы фондов местных архивов: Управления Кабардинского округа (ЦГА КБР. Ф.И-2); Ставропольского жандармского управления (ГАСК. Ф.1008). Материалы жандармского управления позволяют получить данные о контроле за деятельностью национальных школ со стороны сыскных органов. В них содержатся отчёты о политической обстановке вокруг национального просвещения.

В ГИМ–ОПИ находятся документы, характеризующие творчество С.Хан-Гирея (Ф.6), общественную деятельность Ш.Ногмова (Ф. 178), переписку Я.М. Неверова с А.-Г. Кешевым (Ф. 372).

Особый интерес представляют материалы, хранящиеся в Государственном Карачаево-Черкесском историко-культурном и природном музей-заповеднике (ГКЧ И-К и П М-З. Ф.1,Ф.10.). Это, в первую очередь, подлинники документов и фотоматериалы, характеризующие творчество просветителей в рассматриваемый период.

Все вышеперечисленные источники составили необходимую основу для решения исследовательских задач.

Научная новизна исследования заключается в комплексном изучении предпосылок и истоков зарождения на Северном Кавказе просветительства. На основе сравнительного анализа деятельности разных просветителей выявлены как их общие, так и индивидуальные особенности участия в решении многих вопросов жизни горских общин. На основании широкого круга разнохарактерных источников, многие из которых вводится автором в научный оборот впервые, расширен круг персоналий северокавказского просветительства.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые были сформулированы следующие положения:

1. Духовное наследие и практическая деятельность северокавказских просветителей явилось отражением российской политики, сыгравшей важную роль в социальном и культурном развитии исследуемого региона. Исследование государственной политики в деле национального просвещения проведено с учётом соотношения особенностей локальной и российской ментальности в контексте восприятия Северного Кавказа, как «пограничного региона».

2. Находясь под влиянием русской науки и культуры, Северный Кавказ, с одной стороны, сохранил свою специфику, с другой, вобрал в себя те черты, которые были характерны для центра. Политика в сфере образования горцев осуществлялась в общегосударственном русле и сопровождалась усиленной русификацией. Однако это явилось важным фактором формирования национальной интеллигенции.

3. Становление и развитие просветительства обусловлены рядом исторических и объективных условий и проходило неодинаково. Каждый народ в определенный исторический период выдвигал из своей среды деятелей просвещения, которые наиболее ярко выражали новые запросы и потребности своего народа.

4. Просветительское движение в изучаемом регионе можно разделить на три этапа: этап зарождения (1800-1864 гг.), постреформенный (1864-1890 гг.) и революционный (1890-1917 гг.) этапы. Каждый из них своеобразен и имеет свою специфику.Первый этап положил начало разработке письменности кавказских народов, появлению первых авторов историко-этнографических, лингвистических трудов и учредителей очагов просвещения. Спецификой второго этапа являлись борьба за демократизацию школьного обучения и рост общественно-политической активности народной интеллигенции. Третий этап выразился в том, что наряду с образовательными задачами на первый план выдвигались задачи реформирования общества, появились инициаторы создания общественных организаций.

5. Просветительские общества на Кавказе, несмотря на типологическое сходство с аналогичными общественными организациями в России, имели свои специфические черты, отразившиеся на сфере и формах их деятельности, социальном составе, источниках финансирования.

Указанные положения соответствуют следующим пунктам Паспорта специальностей ВАК РФ: п. 4. «История взаимоотношений власти и общества, государственных органов и общественных институтов России и ее регионов»; п. 9. «История общественной мысли и общественных движений»; п.12. «История развития культуры, науки и образования России, ее регионов и народов».

Практическая значимость исследования. Материалы, положения и выводы диссертации могут использоваться при разработке учебных курсов по региональной истории, научно-методической литературы, а также в ряде гуманитарных исследований по истории и культуре народов Северного Кавказа.

Результаты исследования могут быть полезны также при разработке современной модели взаимоотношений государства и общественных объединений, формировании цивилизованных и гуманных форм их сосуществования, сотрудничества в решении целого ряда актуальных социальных и других проблем российского общества.

Апробация исследования. Положения диссертации апробированы на региональной научно-практической конференции «Проблемы становления правового государства в современной России», международном научном конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование и культуру». Основные положения диссертации изложены в 5 научных публикациях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, примечаний, списка источников и литературы, приложений.

  1. Социокультурные аспекты развития просветительства на Северном Кавказе (вторая половина XVIII начало XX вв.) (1)

    Автореферат диссертации
    На правах рукописи Блейх Надежда Оскаровна Социокультурные аспекты развития просветительства на Северном Кавказе (вторая половина XVIII – начало XX вв.
  2. Социокультурные аспекты развития просветительства на Северном Кавказе (вторая половина XVIII начало XX вв.) (2)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «20» февраля 2008 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 21244801 в ГОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.
  3. Северный Кавказ в XIII xv веках: проблемы политической истории и этнокультурного взаимовоздействия

    Автореферат диссертации
    Защита состоится « » 2010 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 212.248.01 при ГОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.
  4. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Отечественная история» Омск 2009

    Учебно-методический комплекс
    МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»Ю.
  5. Законы о вере и веротерпимости (Составил Я. А. Канторович). Спб.,1899

    Закон
    – 1 . - № 39. Главнейшие узаконения и распоряжения за 189 -1893 гг. – СПб.,1894. Дедюлин С.А. Недостатки порядка отчуждения земель на государственные и общественные надобности (Приложение к Сборнику Узаконений по отчуждению земель).
  6. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (176)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 12 сентября 2011 года в 11.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.01 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 119571, Москва, пр.
  7. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (466)

    Автореферат диссертации
    Актуальность темы исследования. Современные тенденции в развитии исторического знания характеризуются усилением теоретико - методологических подходов к общим вопросам научного познания, поиском новых способов изучения сложных политико-экономических
  8. Программа учебной дисциплины история россии 050401 История, история с дополнительной специальностью

    Программа
    1.2. Квалификация выпускника – учитель истории, учитель истории и права. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя истории, учителя истории и права по специальности 050401 История, история с дополнительной
  9. «Ставропольский государственный университет» (1)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «22» апреля 2011 г. в 12-00 часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций ДМ 212.256.03 при ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет» по адресу: 355009, г.

Другие похожие документы..