Урок литературы в 7-м классе по теме: "Легенда о Данко" (по рассказу М. Горького "Старуха Изергиль"). Романтический характер легенды

Урок литературы в 7-м классе по теме: "Легенда о Данко" (по рассказу М.Горького "Старуха Изергиль"). Романтический характер легенды.

Цели:

  • Показать особенности раннего творчества М. Горького на примере рассказа « Старуха Изергиль»

  • Проанализировать легенду о Данко с точки зрения её идейно-художественного своеобразия

  • Ввести понятие « романтический характер», показать особенности романтического произведения

  • Через анализ легенды воспитывать у учащихся уважение к высоким нравственным качества: бескорыстию, гордости, добру, служению людям.

Оборудование: мультимедийный компьтер со встроенной программой Microsoft Office, проектор.

Эпиграф к уроку

Жизнь не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного

факела, который попал человеку в руки на мгновенье,

и его нужно заставить пылать как можно ярче, прежде

чем передать грядущим поколениям.

Бенард Шоу.

Ход урока

I.Учитель вместе с учениками определяет задачи урока.

1) Узнать, что такое легенда;

2) познакомиться с легендой о Данко М. Горького;

3) узнать, какой он, романтический герой.

II.Вступительная часть. Создание мотивации, эмоциональный настрой на анализ легенды.

- Работа с эпиграфом. Каково значение эпиграфа, как вы его понимаете?

1.Слово учителя.

«Учитесь, читайте, научитесь, уважать людей за их работу, за всё то, что они сделали для вас…», - так говорил человек, который сам был постоянно завален работой, просиживал за столом по 14 часов в сутки. Имя этого человека, портрет которого вы видите на экране,- Максим Горький.(как вы помните, это псевдоним писателя). Он всегда пристально наблюдал за жизнью, видел в ней и радости, и горести, и разочарование, и негодования. За несколько месяцев до создания рассказа « Старуха Изергиль»

Горький писал: «Мечтать - не значит жить! Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили всё и, сотрясая, толкали вперёд». Так понимал высший смысл и жизни, и искусства писатель. И сам искал сильное, яркое слово, которое могло бы подвигнуть человека на подвиг, заставить изменить жизнь. В детстве для себя Горький нашёл такие слова в книгах.

Что же заставило его обратиться к книге. (Вопрос классу по домашнему заданию)

Ответ: В детстве будущему писателю пришлось много работать. Уже с девяти лет дедушка отдал его в магазин обуви, потом Горький поступил в иконописную мастерскую, на пароход в поварята, в помощники садовника. В 15 лет желание учиться было огромно. Он приезжает в Казань, предполагая, что науки всем даром преподаются. Оказалось, что это не так. Горький снова поступает на работу, а при возможности « почитывает книжки». Только книги показывали ему иную жизнь. Книга для него – это чудо, в котором заключена душа писавшего её. Нередко он плакал, читая, так хорошо рассказывалось о людях. И мальчишка, задёрганный работой, обижаемый руганью, давал себе торжественное обещание помогать людям, честно служить им, когда вырастет.

- И как же, когда вырос Горький послужил людям? (Своими книгами).

Давайте подведём итог всему сказанному. Предположим, о чём же размышлял Горький в своих ранних произведениях? ( О сильной, яркой личности, которая могла бы повести за собой людей и показать им, что жизнь можно изменить к лучшему).

2. Словарная работа.

- Что такое легенда? Легенда – древнейший жанр письменности (с 6 века)

1) Первоначально – легенда - житие святого, написанное для чтения в день его памяти.

2) В фольклоре легенда – рассказ в основе, которого лежит чудо, фантастический образ или представления, которые воспринимаются как достоверные.

3. Работа в парах. Обращение к ассоциативному мышлению учащихся.

Составьте словесный портрет человека - легенды (затем все мнения детей озвучиваются и записываются на доске и в тетради, потом эти ключевые слова можно использовать при характеристике героя или при написании творческих работ). Например: смелый, бесстрашный, умеющий преодолевать трудности, опасности, жертвующий собой во имя других.

4. Работа с текстом художественного произведения. Паузированное чтение «Легенды о Данко».

5. Анализ легенды по вопросам.

- Какими вы видите людей племени? Могли они, на ваш взгляд, сделать что-то чужие племена не прогнали их вглубь леса?

- Как вы думаете, можно ли было спасти племя от гибели?

- Что помешало людям бороться за своё племя? Оставалась ли у них надежда на спасение?

- Как восприняли люди предложение Данко? Почему они поверили ему?

( Красивые люди всегда смелы,- так пишет Горький. Данко лучший из всех людей, потому что в его очах светилось много силы и живого огня, поэтому люди поверили ему и пошли за ним).

- Какой поступок вы назовёте подвигом? Можно ли поступок Данко назвать подвигом?

Для писателя понятие «свобода» связано с понятием «правда» и «подвиг». Горького интересует не «свобода» «от чего-либо», а свобода «во имя».

- Кто и во имя чего совершает в легенде подвиг?

- Как вы считаете, обычный герой Данко или нет? Свой ответ аргументируйте.

- Ребята, а вы знаете, как в литературе называют таких героев? А хотели бы узнать?

( Мы сегодня с вами познакомились с необычным героем. В литературе таких героев называют романтический герой, а произведение романтическим. И герой, и произведение обладают характерными особенностями)

Особенности романтического характера.

  1. Урока Дата Тема урока Количество часов

    Урок
    Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу
  2. Рабочей программы учебного курса (предмета, дисциплины) Предмет

    Документ
    Наличие структурных элементов программы ( титульный лист, пояснительная записка, цели, задачи, содержание, требования к уровню выпускников, календарно- тематическое планирование систему диагностики, ресурсное обеспечение и др.
  3. Тема урока. Основное содержание

    Урок
    Понятие о былине. Собирание былин. Собиратели. Киевский и Новгородский циклы былин. Былина «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя.
  4. Рабочая программа по литературе (7Б, Вкласс) Учитель

    Рабочая программа
    Составлена в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы./ Под редакцией В.Я.Коровиной.-М.: Просвещение, 2007.
  5. Максим Горький «Старуха Изергиль»

    Рассказ
    Отвечаем на вопрос. (На протяжении всего 19 века в переломные моменты общественно – историческое развитие в русской литературе происходило усиление романтических тенденций (из-за переоценки личных качеств Евгения Онегина «Герой нашего времени» и другие.
  6. Программа по литературе для специальных (коррекционных) классов VII вида

    Программа
    Современное школьное литературное образование несет в себе важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации.
  7. Приказ № от 20 г. Рабочая программа по русской литературе, 5-11 классы зариповой Флюры Камиловны

    Рабочая программа
    1) Программа общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ.
  8. Приказ № от 2011г Рабочая программа по литературе для 7 класса (базовый уровень) Романовой Наталии Петровны

    Рабочая программа
    Авторская государственная программа по литературе для ОУ «Литература 5-11 классы, М., «Просвещение», 2007 год. Авторы: В.Я Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.
  9. Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Программы по литературе для 5-11 классов авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.

Другие похожие документы..