Программа по информационным коммуникационным технологиям статус документа

ПРОГРАММА
ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ – КОММУНИКАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

Статус документа

Программа по информационным коммуникационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, вариативной программы «Информатика и информационные технологии». М.: МКО, МИПКРО, 2004, программы курса информатики и информационных и коммуникационных технологий для школ лицеев и гимназий Н.Д. Угренович М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004, программы элективных курсов Н.Д. Угренович М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004, программа элективного курса М. Ю. Монахова М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса конкретного образовательного учреждения, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.

Предлагаемая программа курса информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)базируется на идеях использования ИКТ для реализации решения конкретных задач и проектов. Концепция курса определяет ИКТ интегрирующую роль среди всех школьных дисциплин. За счет организации межпредметных связей, возникающих в процессе решения на уроках ИКТ разноплановых задач, появляется возможность закреплять и углублять знания, полученные по другим предметам. При этом акцент делается на развитии мышления, которое определяет способность человека оперативно обрабатывать информацию и принимать обоснованные решения. Уроки информационных и коммуникационных технологий, позволяют аккумулировать знания из разных предметных областей., — это именно та дисциплина, в которой реально можно воплотить идею развития системного мышления у каждого учащегося.

Данная программа не выходит за рамки курса средней общеобразовательной школы. Она составлена таким образом, что не конкретизируется тип компьютеров, на которой осуществлялось обучение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных и коммуникационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информационных - коммуникационных технологий выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных компьютерных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных компьютерных технологий для решения значимых для школьников задач.

Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится к технологической среде, и сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).

После знакомства с информационными компьютерными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – дискретизации информации. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.

Одним из важнейших понятий курса информационных – коммуникационных технологий основной школы является понятие программа. В работе на компьютере используются: лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемой программы. С самого начала курса работа учеников поддерживается компьютером.

Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.

Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.

Изучаются телекоммуникационные технологии мультимедиа технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информационных компьютерных основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. Объем работы может быть увеличен за счет использования школьного компонента и интеграции с другими предметами.

В случае отсутствия должной технической базы для реализации отдельных работ практикума, образующийся резерв времени рекомендуется использовать для отработки пользовательских навыков с имеющимися средствами базовых ИКТ.

Цели

Изучение информационных компьютерных технологий направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

2. Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 416 часа на изучение технологии, V-XI классах – по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных за­ведений, становятся все более интеллектоемкими. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту работ­ников, занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Но если навыки работы с конкретной техникой можно приоб­рести непосредственно на рабочем месте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, таковым и останется. Опоздание с развитием мышления — это опоздание навсегда. Поэтому для подго­товки детей к жизни в современном информационном обществе в рамках образовательной области технология вводится курс информационных коммуникационных технологий 5-11 класс (вместо уроков трудового обучения) где учащихся получают навыки в работе с файловыми менеджерами, операционными системами MSDOS, Windows, с программами MSOffice. Учатся пользоваться сканером, средствами мультимедиа, средствами телекоммуникаций (модем, факс). Приобретают навыки работы в локальной сети и сети Internet.

3. Основные принципы организации обучения

Принцип непрерывности заключается в формировании содержания обучения всех возрастных параллелей с учетом преемственности как в основном, так и в дополнительном образовании.

Принцип нелинейности допускает развитие и изменение содержания в зависимости от социального заказа и возможностей участников образовательного процесса.

Принцип самоорганизации заключается в предоставлении возможности выбора оптимальной самодостраивающейся модели организации содержания обучения.

Принцип открытости базируется на междисциплинарном подходе к формированию содержания обучения и предполагает возможность конструирования программы из готовых информационных блоков.

4. Основное содержание

1.Компьютер

Основные устройства компьютера, их функции и взаимосвязь. Составные части процессора. Логическая структура оперативной памяти. Принципы фон Неймана. Основные периферийные (внешние) устройства компьютера и их назначение.

Программное обеспечение компьютера. Системное и прикладное программное обеспечение. Операционная система: назначение и основные функции.

Файлы и каталоги. Работа с носителями информации. Ввод и вывод данных.

Компьютерные вирусы. Антивирусные программы.

2.Моделирование

Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Информационное моделирование. Основные типы информационных моделей (табличные, иерархические, сетевые). Исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей.

3.Технология обработки текстовой информации

Понятие текста и его обработки. Текстовый редактор: назначение и основные возможности. Редактирование и форматирование текста. Операции с фрагментами. Работа с таблицами. Внедрение объектов из других приложений. Гипертекст.

4.Технология обработки графической информации

Способы представления графической информации. Пиксель. Графические примитивы. Способы хранения графической информации и форматы графических файлов. Графический редактор: назначение, пользовательский интерфейс и основные возможности. Графические объекты и операции над ними.

5.Технология обработки числовой информации

Электронные таблицы: назначение и основные возможности. Основные объекты в электронных таблицах и операции над ними (ячейка, столбец, строка). Ввод чисел, формул и текста. Стандартные функции. Построение диаграмм. Использование электронных таблиц для решения задач.

6.Технология хранения, поиска и сортировки информации

Базы данных: назначение и основные возможности. Типы баз данных. Системы управления базами данных. Ввод и редактирование записей. Сортировка и поиск записей. Основные объекты в базах данных и операции над ними (запись, поле). Изменение структуры базы данных. Виды и способы организации запросов.

7.Мультимедийные технологии

Разработка документов и проектов, объединяющих объекты различных типов (текстовые, графические, числовые, звуковые, видео). Интерактивный интерфейс.

8.Компьютерные коммуникации

Локальные и глобальные компьютерные информационные сети. Основные информационные ресурсы: электронная почта, телеконференции. Сеть Интернет.

5. Практика информационных и коммуникационных технологий

Основные устройства ИКТ

Соединение блоков и устройств средств ИКТ, в том числе компьютера, простейшие операции по уп­равлению ими (включение и выключение, понима­ние сигналов о готовности и неполадке и т. д.), ис­пользование различных носителей информации, загрузка электронных и бумажных носителей, рас­ходных материалов. Безопасность, гигиена, эргоно­мика, ресурсосбережение; технические условия эк­сплуатации.

Образовательные области приоритетного освое­ния: информационные- коммуникационные технологии.

  1. Типовая форма ведомственной программы внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность федерального органа государственной власти

    Документ
    Настоящий документ определяет принципы подготовки ведомственной программы внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность федерального органа государственной власти (далее – Программы), ее структуру, требования к
  2. Обзор о реализации государственных услуг на основе использования информационно-коммуникационных технологий в странах участников рсс (1)

    Документ
    Широкое применение информационных технологий во всех областях жизнедеятельности человека существенно влияет на мировое развитие, создает важные предпосылки для крупных экономических и социальных преобразований, ведет к формированию передового общества.
  3. Информационно-коммуникационные технологии (2)

    Документ
    Развитие информационно-коммуникационных технологий в регионе является ощутимым стимулом развития экономической, социальной и культурной сфер, важным условием перехода к инновационной экономике, основанной, прежде всего, на знаниях.
  4. Информационно-коммуникационные технологии (3)

    Документ
    Информатизация образовательного пространства. Основу информатизации образователь­ного пространства составляют: федеральные целевые про­граммы развития образования на 2006-2010 годы, программы «Электронная Россия», «Развитие единой
  5. Программа по русскому языку ( обучение грамоте) пояснительная записка рабочая программа по обучению грамоте

    Программа
    Рабочая программа по обучению грамоте составлена на основе федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России от 09.
  6. Методика обследования пилотных федеральных ведомств 4 Анализ информационно-коммуникационной структуры фнс 6

    Содержательный отчет
    "Разработка методологии объединения федеральных информационных ресурсов, создаваемых на основе данных обязательной отчетности юридических лиц, в рамках единой государственной системы управления и передачи данных "
  7. Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга №27 (778) от 23 июля 2012 г

    Информационный бюллетень
    15.30 Торжественная передача в дар Государственному музею-заповеднику «Царское Село» пасхального яйца «400-летие Дома Романовых», созданного по эскизу британского ювелира Тео Фаберже – внука знаменитого Карла Фаберже (ГМЗ «Царское
  8. Основам использования информационно-коммуникационных технологий

    Документ
    Настоящий раздаточный материал разработан во исполнения приказа Министерства финансов Республики Узбекистан от 11 июня 2012 года №56 «О мерах по подготовке и проведению аттестации работников центрального аппарата Министерства финансов
  9. Методическое письмо «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Саратовской области в 2011-2012 учебном году» Характеристика учебного предмета «Информатика и икт» (1)

    Методическое письмо
    «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Саратовской области в 2011-2012 учебном году»

Другие похожие документы..