К трудовому кодексу российской федерации

КОММЕНТАРИЙ

К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Постатейный)

5-е издание, переработанное

Под общей редакцией

руководителя авторского коллектива

кандидата юридических наук,

профессора, заслуженного юриста РФ

В.И. ШКАТУЛЛЫ

Заместитель руководителя авторского коллектива

кандидат экономических наук

В.В. НАДВИКОВА

Коллектив авторов:

Глазырин В.В., кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ - гл. 10 - 13 (в соавторстве с Ю.Г. Попоновым), 50;

Духовная Т.С., мировой судья в отставке - алфавитно-предметный указатель (в соавторстве с Ю.Г. Попоновым);

Исаева Н.М., кандидат юридических наук, государственный советник Российской Федерации 1 класса - гл. 25, 53, 55; разд. XIV;

Кирилин А.В., кандидат юридических наук - гл. 2 (п. п. 2 - 7 ст. 22); гл. 28;

Надвикова В.В., кандидат экономических наук, доцент - гл. 20, 21;

Николаева А.А., кандидат юридических наук, доцент - гл. 26, 57, 62;

Попонов Ю.Г., кандидат юридических наук, доцент, адвокат Московской областной коллегии адвокатов - гл. 10 - 13 (в соавторстве с В.В. Глазыриным); алфавитно-предметный указатель (в соавторстве с Т.С. Духовной);

Рогалева Г.А., кандидат юридических наук, доцент, декан дневного юридического факультета Московской государственной юридической академии - гл. 1 (ст. 2); гл. 15 - 19, 60, 61 (в соавторстве с М.В. Сытинской);

Савин В.А., кандидат юридических наук, доцент, главный юрист по применению международных правовых норм Департамента международных трудовых норм Международного бюро труда - гл. 1 (ст. 10);

Суетина Л.М., кандидат экономических наук, доцент - гл. 22;

Сытинская М.В., юрист - гл. 1 (ст. ст. 7 - 9); гл. 29 (ст. 190); гл. 31 - 36, 41, 42; гл. 15 - 19, 60, 61 (в соавторстве с Г.А. Рогалевой);

Шкатулла В.И., кандидат юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ - вступительная статья; гл. 1 (ст. ст. 1, 3 - 6, 11 - 14); гл. 2 (п. п. 2 - 7 ст. 22); 3 - 9, 14, 23, 24, 27, 29 (ст. 189); гл. 30, 37 - 40, 44 - 49, 51, 52, 54, 56, 58, 59;

Шкловец И.И., начальник Управления правового обеспечения Федеральной службы по труду и занятости - гл. 43.

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ

Трудовое законодательство России в XIX - XXI вв.

В России трудовое законодательство, существенно влияя на социально-экономическое положение в стране, в своем развитии прошло несколько этапов.

Первый этап: XIX - начало XX в. Труд в дореформенный (до 1861 г.) период регулировался 2 актами:

1) Положением от 24 мая 1835 г. об отношениях между хозяевами фабричных заведений и рабочими людьми, поступившими на работу по найму;

2) Положением от 7 августа 1845 г. о воспрещении фабрикантам назначать в ночные работы малолетних менее 12-летнего возраста.

В конце XIX - начале XX в. были приняты 9 главных правовых актов, регулирующих трудовые отношения:

1) Закон от 1 июня 1882 г. "О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах";

2) Закон от 12 июня 1884 г. "О школьном обучении малолетних, работающих на фабриках, заводах и мануфактурах";

3) Закон от 3 июня 1885 г. "О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках, заводах и мануфактурах";

4) Закон от 3 июня 1886 г. "Об утверждении проекта правил о надзоре за фабричной промышленностью, о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих и об увеличении числа чинов фабричной инспекции";

5) Положение от 12 июня 1886 г. о найме на сельские работы;

6) Закон от 24 апреля 1890 г. "Об изменении постановления о работе малолетних, подростков и лиц женского пола на фабриках, заводах и мануфактурах и о распространении правил о работе и обучении малолетних на ремесленные заведения";

7) Закон от 2 июня 1897 г. "О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской и горной промышленности";

8) Закон от 2 июня 1903 г. "О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности";

9) Закон от 10 июня 1903 г. "Об утверждении старост в промышленных предприятиях".

В XIX в. в России было издано Полное собрание законов Российской империи в 45 томах, которое включало нормативные акты с 1649 по 1825 гг. Правовые акты, регулировавшие трудовые отношения, входили в Устав о промышленном труде (597 статей), который был включен во вторую часть 11-го тома Свода законов Российской империи (более подробно см.: Канель В. Рабочий договор. К вопросу о положении рабочего класса в России. М., 1907; Быков А.Н. Фабричное законодательство и развитие его в России. СПб., 1909; Таль С.А. Трудовой договор. Ярославль, 1913; Киселев И.Я. Трудовое право России. М., 2001).

Второй этап: 1917 - 1985 гг. В этот период были приняты следующие акты:

1) Декрет Совета народных комиссаров о 8-часовом рабочем дне от 29 октября 1917 г. и другие первые акты Советской власти в области труда;

2) Кодекс законов о труде - в декабре 1918 г. (137 статей);

3) второй Кодекс законов о труде - в октябре 1922 г. (192 статьи);

4) Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде - в июле 1970 г. и на их основе третий Кодекс законов о труде РСФСР - в декабре 1971 г. (256 статей).

Третий этап: 1986 - 2001 гг. В это время было внесено 28 изменений в КЗоТ РСФСР, а также приняты другие законы, регулирующие трудовые отношения. Опыт, накопленный за этот период, нуждается в переосмыслении и использовании в настоящее время.

Четвертый этап: с 2001 г. по настоящее время. В этот период принят Трудовой кодекс РФ (ТК) в декабре 2001 г. и введен в действие с 1 февраля 2002 г., проводится работа по его совершенствованию. Принятие ТК фактически положило начало поэтапному приведению трудового законодательства в соответствие с требованиями изменяющейся рыночной экономики.

Важнейшей задачей науки трудового права и практики применения трудового законодательства в период реформ, переходный период является изучение трудовых отношений, и, в частности, вновь сложившихся правил, тенденций, интересов наемных работников, работодателей, общественности, государства, различных социальных классов и слоев общества в сфере труда. Достоверная информация о состоянии трудовых отношений дает возможность государству сделать более эффективной политику в области трудовых отношений как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта РФ, а также на уровне местных органов самоуправления.

В правовом демократическом обществе государство существует в основном для определения и защиты прав граждан. Известно также, что власть оправданна и легитимна (правомерна) только тогда, когда она служит народу, существует во имя защиты основных прав и свобод граждан. Если власть перестает служить этой цели, то она перестает быть легитимной. Основные идеи, лежащие в основе современного правового государства, были заложены в Декларации независимости Североамериканских Соединенных Штатов от 4 июля 1776 г. и французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г., которые установили, что цель государства - ограждение "естественных и неотъемлемых прав человека". Естественным и неотъемлемым правом человека является право на труд. По Монтескье (1689 - 1755), один из законов природы состоит в необходимости человека добывать пропитание. Из этого закона вытекает право на труд, являющееся средством реализации потребности человека в пропитании. Концепция трудового законодательства, прежде всего, устанавливает правовые отношения человека (наемного работника и работодателя) и государства в сфере труда. Обязанность государства - закрепление прав человека в сфере труда, а также механизма их реализации, охраны и защиты этих прав.

Каждый закон, в том числе и ТК, имеет несколько уровней. Первый уровень - это идеи, которые составляют основу закона. Можно назвать следующие основополагающие идеи, на которых основываются государства, регулируя трудовые отношения: свобода труда, справедливость трудовых отношений и их гуманизация, правовой порядок в трудовых отношениях (порядок означает господство права для того, чтобы сохранять жизнь и здоровье работников, собственность работников и работодателей). Единого представления об идеях в обществе быть не может, так как оно состоит из разных социальных групп, придерживающихся следующих основных политических идеологий: тоталитаризма, социализма, демократического социализма, капитализма, либертаризма, анархизма, либерализма и консерватизма. В частности, идеи либерализма заключаются в использовании государства для обеспечения равенства, но не порядка. Идеи консерватизма состоят в использовании государства в обеспечении порядка, но не равенства. Обеспечение порядка рассматривается как самая давняя функция государства по охране жизни и здоровья граждан, а также защите их собственности. Идеи вырабатываются наукой (например, философией, социологией, в том числе социологией труда, социальной психологией, экономикой труда, микроэкономикой, менеджментом, трудовым правом и др.) и практикой.

Фундаментальными идеями в современном обществе являются: частная инициатива; стремление людей к справедливой личной прибыли, считал Франклин Рузвельт, осуществляя "новый курс" для Америки (см.: Рузвельт Ф. Беседы у камина. М., 2003. С. 54, 56).

Второй уровень - это нормы права. Относительно содержания норм у юристов возникают многочисленные дискуссии, т.е. их содержание неоднозначно, особенно если нормы недостаточно конкретны.

Для того чтобы нормы все понимали одинаково, целесообразно в каждой главе ТК первую статью посвятить определению понятий. В действующем ТК в большинстве глав законодатель определений используемых понятий не дает.

Третий уровень - статьи закона, которые являются его объективной формой. В правовом демократическом государстве трудовые отношения строятся на основе демократических принципов. Идеи закона могут быть выражены в доктрине законодательства. Основные нормы могут быть закреплены в концепции законодательства. Таким образом, недостаток сегодняшней системы трудового законодательства заключается в отсутствии публичной доктрины и концепции трудового законодательства.

Трудовое право существует в форме общей идеи и нескольких идей, системно ее раскрывающих. Эти идеи реализуются в объектах-копиях. Первый объект - трудовое законодательство, которое имеет максимально объективную форму. Второй объект - трудовые правоотношения и, более того, все трудовые отношения. Третий объект - правосознание, в том числе научное (наука трудового права). Объекты могут перестать соответствовать своей идее, и в этом случае эффективность трудового законодательства снижается.

В условиях рыночной экономики, основанной на разделении труда и конкуренции, мобильность работников и предложение рабочих мест ограничены.

Для более эффективного изменения трудовых отношений целесообразно разработать доктрину государственной политики в сфере труда на первую половину XXI в. У государства должна быть долгосрочная стратегия в области развития трудовых отношений в стране. Необходимо уточнить концепцию законодательства и на этой основе осуществлять дальнейшее совершенствование трудового законодательства.

Какие же изменения необходимы в сфере труда? Это демократизация, гуманизация трудовых отношений как выражение определенных свобод в области труда и экономики, создание ориентированной на человека трудовой среды (более подробно см.: Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / Под науч. ред. Р. Марра, Г. Шмидта. М., 1997).

Демократизация находит выражение в следующих принципах.

По отношению к предприятию - в форме предпринимательской автономии, торговли, конкуренции, свободы предпринимательства и свободы заключения договоров.

По отношению к потребителю - в свободе формирования потребительских привычек, способов покупать и экономить и, соответственно, распоряжаться денежными средствами.

По отношению к владельцу капитала - в обеспечении гарантий инвестиционных прав акционеров и их права на выбор своих действий.

По отношению к обществу - в контроле за экономической мощью отдельных компаний в целях избежания монопольных ситуаций и предотвращения чрезмерных социальных издержек, ложащихся бременем на все население или его часть.

По отношению к наемным работникам - в тарифной автономии профсоюзов и союзов предпринимателей (претворение в жизнь права на коалицию), а также в гарантировании соблюдения определенных руководящих принципов в отношениях с наемными работниками или с избранными демократическим путем представителями работников посредством предоставления им права быть выслушанными, права на информацию, внесение предложений, участие в управлении предприятием.

По отношению к работодателю - в свободе расстановки персонала в организации, замены персонала при условии соблюдения прав наемных работников.

В современной Европе соответствующие нормы, лежащие в основе демократизации отношений, сформулированы в Европейской социальной хартии ETS N 163. Она была принята в Турине 18 октября 1961 г. В апреле 1996 г. Комитет министров Совета Европы одобрил ее новую редакцию, которая была подписана 3 мая 1996 г. Настоящая Хартия вступила в силу 1 июля 1999 г. Предложение о подписании Хартии, пересмотренной 3 мая 1996 г., одобрено Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2000 г. N 333. Российская Федерация подписала Хартию 14 сентября 2000 г.

В Хартии установлены следующие права и принципы.

  1. Трудовой кодекс российской федерации *О

    Кодекс
  2.  Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-фз (тк рф) (с изменениями и дополнениями)

    Кодекс
     Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 27 февраля 2010 г. N 146 "Об утверждении перечня автомобилей, производимых на территории Российской Федерации,
  3. К трудовому кодексу российской федерации (3)

    Кодекс
    Гейхман В.Л. - заслуженный юрист Российской Федерации, академик МАН ВШ и РАЕН, президент Российской правовой академии Минюста России, заведующий кафедрой трудового права и права социального обеспечения Российской правовой академии
  4. Дипломная работа тема: Анализ основных изменений, внесенных в Трудовой кодекс Российской Федерации с момента его принятия по август 2006 года

    Дипломная работа
    История трудового законодательства имеет давние традиции. Уже в Законах Хаммурапи (XYIII в. до н.э.) имелись отдельные статьи, регламентирующие трудовые отношения.
  5. «О внесении изменений в статьи 348-6 и 348-12 Трудового кодекса Российской Федерации»

    Кодекс
    Настоящая Аналитическая записка подготовлена по результатам осуществляемых в соответствии с действующим законодательством и Уставом Объединения мониторинга законопроектных планов и действий органов государственной власти, анализа их
  6. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации

    Кодекс
    4) Закон от 3 июня 1886 г. "Об утверждении проекта правил о надзоре за фабричной промышленностью, о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих и об увеличении числа чинов фабричной инспекции"
  7. Пояснительная записка к проекту федерального закона «Овнесении изменений в статью 374 Трудового кодекса Российской Федерации»

    Пояснительная записка
    Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 374 Трудового кодекса Российской Федерации» (далее — законопроект) разработан в целях приведения нормы статьи 374 Трудового кодекса РФ в соответствие с Конвенцией МОТ № 135
  8. П. 2 ст. 243 Трудового кодекса Российской Федерации: Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случае недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу

    Кодекс
    П. 2 ст. 243 Трудового кодекса Российской Федерации: Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в случае недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора
  9. Кодексом Российской Федерации

    Кодекс
    В соответствии с частью 27 статьи 30 Федерального закона от 08.05. 2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правого положения государственных (муниципальных) учреждений»,

Другие похожие документы..