Философия, мировоззрение, культура. Природа философских проблем

  1. Философия, мировоззрение, культура. Природа философских проблем.

Ф – феномен в культуре человеч общ-ва, особая область знания, кот своими истоками уходит в глубокую древность, сер. 1 тыс.до н.э. Термин «Ф» в переводе с греч означ любовь к мудрости. Ф пришла на смену мифологии и религии первобытного общ-ва. Ф – это прежде всего рациональное объяснение окружающего мира, основанное на знании и разуме; Ф – знание кот, будучи фрагментом духовной культуры общ-ва (кот нацелено на освоение системы чел-к-мир) претендует на выявление глубинных принципов бытия чел-ка и мира, и связей в этой системе чел-к-мир.

В этом своем кач-ве она оформляется в сер 1го тыс. до н.э. в противоборстве с такими формами освоения мира как мифология. Ф как и мифология – определенный тип мировоззрения.

Что такое мировоззр? М – сов-сть взглядов на чел-ка на мир и на место чел-ка в этом мире.(Представление чел-ка о мире, о чел-ке и о своем месте в этом мире) . М. обладает сложной внутрен. организацией. Она представляет собой (Стр-ра М.) знания, убеждения, ценности, эмоцион.-чувственная компонента. Мир для чел-ка ценностно окрашен, эмоционально представлен. В этом специфика М-я.

М. развивается вместе с эволюцией человеч общ-ва, структурировать м. по разному а) (обыденное м., теоретическое). Разные формы М.: б) общественное, индивидуальное. Осн. типы м-я в историч плане, в) исторически I типом М-я выст. миф-я, затем религия, затем Ф., и затем м. назвать науку, но это спорное утверждении\ .

2.2.Особенности мифологии: превалирующими над знаниями были убеждения и эмоции, синкретизм – разные версии понимания мира, ориентации на различные фрагменты мира сплавлены единое целое и знания, и убеждения, и эмоции, и представления человека. Мифология апеллирует к воображению, эмоциональной сфере человека, не к рациональному, не к человеческому интеллекту. Отличительная черта – образность, художественность, яркость. Наделяет мир сверхъестественными качествами, обожествляя мир. Ориентация на генезис мира: ориентация не на то как устроен мир , а как он произошел. В мифологической традиции превалируют предки животные-предки, предки природного происхождения.

Мифологическое знание это исторически первая форма освоения духовного мира, на том этапе развития человеческого общества, когда его социальная структура весьма и весьма не развита, и когда его социальная практика находится в зачаточном состоянии.

2.3.Следующий этап – середина первого тысячелетия до н. э. С 8-6 век рождаются религия и первые фил. знания. Китай – конфуцианство, даосизм, Индия – Буддизм, Иран, Персия – заостризм(огнепоклонники- религиозно-фил. концепция с больщим превалированием религиозности, сохранились до середины 20 века, проторелигия, первобытные формы религиозных культов), ближний восток, Палестина – появляются пророки, и предпосылки для возникновения мировых религий – религий спасения (указывают человеку его земной путь ведущий к спасению, регламентируют его поведение в этом мире (сюда также относится даосизм, буддизм) , всем этим религиям присуще наличие нравственного кодекса).

2.4.В Греции, это же время появляются первые философские системы, этому способствовало зарождение полисов. Это начало зарождения истории. Изменилась социальная практика начинают зарождаться городские поселения, информационно избыточная среда (кстати она необходима для зарождения науки). В земледельческой культуре наука не развивается. На ряду со скотоводством и земледелием возникает ремесло, усиливается интенсивность обмена, возникает торговля, стремительно меняется структура общества, помимо полово-возрастной структуры, которая существовала до этого возникает социально-классовое деление (касты, классы, сословия). Этот новый принцип деления об-ва обнаруживает недостаточность мифологии. Мифология консолидирует всех членов маленького об-ва, мифология задает единое представление о мире и том что такое хорошо и что такое плохо. Это социальные эталоны, процесс социализации идет в русле этих эталонов. Что касается разделенного по другим критериям об-ва такой синкретичный взгляд на мир не устраивает новое об-во, и картина мира возникает с позиции разных социальных групп, разных социальных сил, разных сословий и в этой связи само мировоззрение структурируется, усложняется и появляются такие его типы как религиозное и философское мировоззрения. В основе возникновения новых типов мировоззрение события происходящие в социальной жизни.

Религия как тип мировоззрения – специфичным являтеся обособление двух миров естественного и сверхестественного, природного и сверхестественного, реального и духовного, приоритет веры над разумом (принцип патристики – верую ибо абсурдно), это не просто выполнение культовых обрядов, это следование моральному кодексу, постоянное внутреннее переживание соотнесенности с абсолютом, каким бы ни рисовался этот абсолют, ощущение другого мира и соотнесенности с ним. В этом плане религия выполняет целый ряд функций в усложняющемся социальном организме. Наряду с религией, в контакте с ним развивается философское мировоззрение.

Основные черты фил. мировоззрения: превалирование рационального над эмоциональным, духовным. Любая философия призывает не слепо верить, а рассждать, анализировать, в отличии от мифологии и религии нуждается в обосновании, выработке логических, гносеологических, и разных других способах обоснования полученных знаний, теоретическая форма постижения мира, она не может существовать без развернутой системы логических обоснований. Отличие от мифологии и религии, в том, что миф. и рег. предлагают догматы следование которым безусловно. Следуюцая черта философии –рефлексия – самокопание, рассмотрение самое себя со стороны, взгляд критический, оценивающий, предполагающий как положительную, так и отрицательную оценку. Критицизм – еще одна черта фил. Рефлексия, критицизм, пересмотр не только результатов но и методов которыми эти результаты были получены – отл. черта фил. В этом философия близка к науке. От науки тоже отличается. Если взять на рассмотрение систему СУБЪЕКТ средства деятельности ОБЪЕКТ, то наука преследует цель выделить объект таким какой он есть, потому что главная цель науки преобразование объекта в продукт, все что связано с человеком, его личной судьбой, его ценностными ориентациями, вписанность в культуру в разные эпохи ее не интересует, нет соотнесения с миром ценностей. В отличие от этого философия обращена на исследование связей человека с миром, поэтому знание пропущено через субъективый момент, через ценности, убеждения, традиции, менталитет людей живущих в какой-либо области это «нагруженные» знания. (Кстати ценностно нагруженное знание – это мораль, но моральных норм не много). Нормы морали исторически укоренены, всегда ценностно нагружены, всегда в ним вплавлены ориентиры развития, что касается философии она точно также это демонстрирует. Т.е. для науки необходимо получение объективного знания о мире , а для философии знание всегда ценностно нагружено, это знание о мире, о месте человека в этом мире с позиции социальных сил определенной исторической эпохи, определенного контекста развития общества.

3. Природа философских проблем. В чем отличительная специфика проблем философского знания по отношению к науке? Наука неразрешенные вопросы рано или поздно закрывает, законы доказанные неоднократно догматирует. Научное сообщесво ее больше не рассматривает, кто сильно хочет, конечно, пожалуйста, но в целом проблема закрыта(пример проблема вечного двигателя, до сих пор находятся умельцы, создающие вечные двигатели, сейчас это вызывает только смех). Философские проблемы сквозные, человек находящийся в плену обыденного сознания может сказать, что это за знания, когда нет никогда ответа, ему хочется получить однозначный красивый ответ. Почему это вечные проблемы, сквозные, потому что каждый раз рассмотрение этих глубинных проблем пропускается через человеческую субъективность, проще говоря меняются условия в системе, меняются ценностные ориентации, сами условия функцианирования этих систем, внутренняя структура социальной системы, и все это приводит к возвращению этим казалось бы вечным уже решенным проблемам.

Пример: проблема пространственно временного континуума, первым наткнулся на противоречивость пространственно-временного континуума и на этом основании заключил, что движение невозможно Зенон (априори Зенона), у элеатов эта проблема закрыта, дальше классическая механика, рождается субстанцианальная концепция пространства и времени, пространство и время – вместилище объектов их свойства не от чего не зависят, дальше в начале ХХ века возникает Теория относительности и Реляционная концепция пространства и времени. И для современной науки и философии данная проблема не закрыта, отправные точки размерность пространства и времени, сущесвование различных типов пространственно временных структур в живой и не живой природе, специфика физического, биологического, социального пространства и времени, т.е. проблема остается открытой, но это касательно природы там, где наука подбрасывает все новые и новые идеи, которые философия обязана анализировать. А если рассмотреть другие проблемы касающиеся самого человека: что такое добро, зло, что такое благо, что такое истина, что такое свобода. Как быстро меняется представление о свободе – в архаическом обществе: свобода – это вольность (что хочу, то ворочу), дальше возникает техногенное общество с ее регламентацией всех сторон жизни, прежде всего в отношении к природе и тогда понимание свободы как «осознанной необходимости»- Спиноза, наряду с ним понимание свободы стоиков, христиан свобода – это внутренняя характеристика человека, и человек заточенный в темнице, и перед лицом самых страшных жизненных обстоятельств остается свободным, дальше ХХ век понимание свободы – это не только благо, но и бремя человека, обремененность асациируется с проблемой выбора и ответственности, и так казалось бы многократно решенная проблема обретает все новые и новые смыслы.

Философские проблемы весьма и весьма многочисленны, но вместе с тем их можно подвергнуть классификации, и выделить целые проблемные поля, и тогда важнейшие философские проблемы – это натурфилософия и онтология, следующий массив проблематики – социальная реальность (как функционирует об-во, на что может рассчитывать в обществе отдельный человек, как связаны интересы отдельного человека и об-ва ), в историческом процессе (смысл истории, движущие силы исторического процесса, субъект исторического процесса).

Существенным отличием философии от науки являтеся то, что наука ограничивает класс каких-либо объектов, и больше ни на что не претендует, а философия претендует на рассмотрение открытого практически бесконечного класса, поэтому ее знание не может быть завершенным, и не может быть однозначного решения.

Следующая область знания: духовная реальность – мир индивидульного и надиндивидуального, так же как и природа и социальная среда.

На перекрестке всех этих трех проблем – этика(1.Совокупность норм поведения, мораль какой-нибудь общественной группы Партийная э. Врачебная э. Научная э. 2.Философское учение о морали, ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе.), эстетика(Философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особом виде общественной идеологии Курс эстетики.), теория познания, философия науки, она не изучает природу, она изучает то как человек изучает природу, обращена к духовной сфере.

Человек как квинтэссенция этих форм, человек – природное существо, человек – социальное существо, человек – существо несущее духовное начало. И называется эта область знания философская антропология.

В соответствии с проблематикой возможно структурирование философского знания.

  1. Философия и национальное самосознание. Культурные традиции Востока и Запада т типы философского мышления.

  1. Определение философии.

  2. Специфика философии. Ф. – это освоение мира, пропущенное сквозь систему ценностей и особенностей социально культурного развития того или иного социального организма, продуцирующего это знание.

  3. Философия с одной стороны интернациональный инвариант, с другой связана с историей различных социумов, различных этносов.

    1. сравнение с наукой

    2. примеры этнических различий философии

    3. исторические предпосылки различия философии

  4. Философия Востока и Запада

4.1. единение с миром – освоение мира

4.2. традиции и новации

4.3. проблемные поля(человек – мир, человек мир, человек)

4.4. безымянность – великие имена

3. О национальной самобытности можно говорить в разных ракурсах, в частности можно связывать с развитием различных этносов, различных национально-государственных образований. (И имеет смысл тогда говорить о Русской фил, Белорус. Фил.).

Отсюда философия – это с одной стороны интернациональное явление, это феномен культуры всего человеческого общества, но общество само по себе внутренне структурировано и исторически меняется, значит, в таком случае, вот это интернациональное в философии сцеплено с самобытностью развития философского сознания в разных социокультурных контекстах. Это все вытекает из специфики философского знания.

3.1.Теперь посмотрим на науку, наука интернациональна? ДА, а есть ли в ней специфические национальные привнесенные черты, нюансы? В науке: ну например «белорусская наука» – это не более, чем указание на географическое расположение научных центров, и может быть происхождение людей которые в науке добились каких-либо результатов. Почему наука интернацианальна? Потому что она нацелена на объект. И о самобытности стиля национального мышления в науке говорить не приходится, а в философии да.

3.2. Но есть специфика например для немецкой классической философии, ее рационализм, системность, логические доводы доведенные до панлагизма(идеалистическое философское учение, согласно которому бытие есть воплощение разума, законы бытия определяются законами логики, которые являются основой и движущей силой развития всего существующего).

Француский стиль философствования: публицистика, философские ессе, работы, которые аппелируют не столько к логике сколько к образно-эмоциональному складу человеку, это воплощение философско-религиозного творчества в художественных произведениях, не даром экзистенциализм развивался во Франции в форме литературных произведений.

А философия России также неразрывно связана с художественной литературой (Толстой, Достоевский), русская философия очень религиозна. Французская в отличии от нее – светская философия. Потому что государство стало светским, религия была отделена от государства, а православие в России было национальной религией. Т.е. эти нюансы есть, но они для нас не столь существенны как различия проистекающие из различия цивилизационного процесса.

3.3.Специфику философского знания можно вычленять по разным основаниям, связывать с исторической судьбой разных этносов и философия всегда играла роль в этой судьбе помогая самоопределению. В исторической перспективе развитие философии всегда предворяло буржуазно демокртические преобразования, в ходе которых оформлялось национальное государство. Всегда в области философии вырисовывались проблемы развития, ориентиров этого развития. И они становились особенно актуальны в конкретной национальной истории в преддверии наступления буржуазных революций, тогда образовывались национальные государственные образования. Поэтому не совпадение для Франции расцвет философии ХVIIIв это эпоха просвещения, она готовит к возникновению великой буржуазной революции во Франции. А что такое Италия в ХVIIIв – разрозненные провинции, и не случайно что в культуре этого этноса, выдающиеся идеи в философии появляются в начале ХХ в. Государство скрепляют не границы, а внутреннее единство системы, и вот это внутреннее единство системы рождает культура, в том числе и художественная, в нашем контексте это еще и развитие философии. Различные типы цивилизационного развития обнаруживают разные культурные традиции, и разные особенности возникающего философского знания.

4. Если мы говорим о специфике основанием для противопоставления также является история отдельных стран, и в таком случае мы можем говорить о философии Англии, Франции, Германии, но более принципиально особенно в условиях современного развития выступает рассмотрение в контексте соотнесения не этносов, а цивилизаций.

  1. Учебно-методическое пособие История и философия науки

    Учебно-методическое пособие
    В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки аспирантов и молодых ученых еще более возрастает. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности
  2. Программа минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь

    Программа
    В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки аспирантов и молодых ученых еще более возрастает. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности
  3. Программа-минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки Введение

    Программа-минимум
    В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки аспирантов и молодых ученых еще более возрастает. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности
  4. Программа-минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. №179 (1)

    Программа-минимум
    Данная программа предназначена для аспирантов и соискателей нефилософских специальностей и рассчитана на углубление общемировоззренческой и общеметодологической подготовки молодых ученых.
  5. Программа-минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. №179 (2)

    Программа-минимум
    В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки аспирантов и молодых ученых еще более возрастает. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности
  6. Программа-минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. №179 (3)

    Программа-минимум
    В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки аспирантов и молодых ученых еще более возрастает. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности
  7. Программа-минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. №179 (4)

    Программа-минимум
    Программа–минимум кандидатского экзамена по философии и методологии наукиПриказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г.
  8. Учебное пособие для аспирантов

    Учебное пособие
    Философия и методология науки: Учебное пособие для аспирантов/ А.И. Зеленков, Н.К. Кисель, В.Н. Новиков и др. Под ред. А.И. Зеленкова. – Мн.: АСАР, 2007.
  9. Учебная программа для аспирантов и соискателей вузов и научных учреждений Республики Беларусь

    Программа
    Современные тенденции в развитии образования предполагают интенсивное освоение специализированных образовательных программ на постдипломном уровне. В соответствии с отечественными традициями такие программы реализуются в процессе подготовки

Другие похожие документы..