Философия, мировоззрение, культура. Природа философских проблем

меритократия (власть знания): в ПО высокий статус и престиж обусловлены образованием и квалификацией. Иначе говоря, в ПО источник власти – знание;

  • конец ограниченности благ, дефицита товаров и ресурсов при порождении новых дефицитов – информации и времени;

  • экономическая теория информации: ПО характеризуется не трудовой теорией стоимости, а теорией стоимости, основанной на знании;

  • торговля ТЕХНОЛОГИЯМИ;

  • важнейшим социальным институтом становится университет и в целом система образования; в культурном пространстве 20-го в. возникает новая отрасль – философия образования;

  • в социальной структуре общества появляются новые лифты социальной мобильности – образование;

  • в экономике появляются огромные транснациональные корпорации, они вполне могут конкурировать с экономическими возможностями отдельных национальных государств.

    1. Восточнославянская цивилизация между Западом и Востоком. Основные факторы и предпосылки консолидации восточнославянских народов.

    1. что такое цивилизация;

    2. констатация многообразия цивилизационного процесса;

    3. для нас весьма актуален интерес к Восточнославянской цивилизации, потому что мы сами в ней, мы транзитивной общество, перед нами проблема выбора пути;

    4. история вопроса, кто впервые поставил вопрос о славянском типе цивилизации (Данилевский, Тойнби, Сорокин);

    5. характеристика Восточнославянской цивилизации по параметрм цивилизационной матрицы (социально-экономическая сфера, социально-политическая сфера, культура, тип личности);

    6. особенности и различия между тремя восточно-славянскими народами;

    7. факторы консолидации в социально-экономической, социально-политической, культурной сферах.

    Одним из первых о существовании особого – славянского типа цивилизации заявил Данилевский. Освобождение южных славян (болгар) от турок, братья славяне, братство по вере. Основа славянского типа цивилизации – Россия. В России тоже были две версии о ней самой как о цивилизации:

    Славянофилы утверждали, что Р. должна идти самобытным путем, поскольку ее культура, менталитет, историческое поведение не имеют ничего общего ни с З., ни с В. Концепция абсолютизирует «русскость» культуры, менталитета.

    Западники считали, что Р. по своим социокультурным истокам и менталитету тяготеет к З. И должна на него ориентироваться, когда речь заходит о попытках модернизации, о догоняющем развитии страны.

    В 20-х г.г. 20 в.в. в среде русской эмиграции появилась концепция, которая пыталась «примирить» первые две - евразийство. Ее сторонники утверждали, что Р. представляет собой специфический тип культуры – евразийский, связанный с ее географическим местоположением; исторической судьбой, восточными и западными соседями. На авансцену истории попеременно выступали различные линии социокультурной ориентации: в период Киевской Руси – византийская, в столетия монголо-татарского ига – восточная, со времен Петра 1 – западная.При этом русская культура синтезировала все эти элементы.

    Сорокин полагал, что Россия находится в процессе самоопределения, она дрейфует в океане цивилизаций.

    Чехи, поляки, словаки, словенцы – южные и западные славяне уже больше сориентировались на Запад. И только сербы смотрят на Восток, потому что они сейчас живут в конфронтации с мусульманским миром.

    Восточнославянская цивилизация включает в себя ряд этносов. Но у них у всех есть общие черты: религия, история, культура, язык (понимаем друг друга без переводчика), экономические связи (на протяжение нескольких столетий мы развивались в едином экономическом пространстве). Общие ценности, объединяющие нас: патернализм и эголитизм. Для нас в силу исторического развития всегда очень важна роль государства. Мы готовы простить власти все, кроме слабости.

    1. Идеология современного белорусского государства и инновационный потенциал белорусской модели социально-экономического развития.

    1. Понятие идеологии.

    2. Идеология современного белорусского государства

    2.1. Поиск идеологии

    2.2. трудности с определением идеологических приоритетов и консолидирующих общество идей

    2.3. Вписанность в «мировую» идеалогию

    2.4. Идеологическая доктрина белорусского государства и исторические традиции белорусского народа, его менталитет и базовые ценности

    2.5. Беларусь и социальное и правовое государство

    3. Перспективы Беларуси

    1.Идеологияпонятие, обозначающее совокупность взглядов и идей, мифов и преданий, политических лозунгов и программных документов партий, философских концепций и т.д., в которых общество или отдельные социальные субъекты (классы, социальные группы, партии и т.д.) осознают и оценивают действительность (прежде всего социальную), ее проблемы и конфликты и выражают свое отношение к ним путем активной деятельности (прежде всего, политической), направленной на сохранение или изменение данных общественных отношений.

    2. Современное белорусское государство по своему статусу – это транзитивное общество, переходящее на позиции развития рыночной экономики, демократического правового и социального государства, на пути постиндустриального развития. Это молодое государство, которое, конечно, имеет свои древние традиции государственного развития, но которое испытывает трудности в формировании адекватной историческому моменту идеологической основы государственной жизни. Это очень важный момент в жизни и формировании любого государства, т.к. сегодня именно государству принадлежит главная роль в национальной системе защиты и гарантии всех – гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека. В этом контексте проблема формирования идеологии белорусского государства, заявленная как проблема государственной значимости, выступает как своевременный и оправданный шаг нашего государства.

    Сегодня этот процесс во многом имеет ранг «постановки проблемы». В чем видятся трудности процесса формирования новой идеологии?

    2.1. Прежде всего, необходимо обратить внимание на открытую постановку проблемы поиска идентичной для современного белорусского общества идеологии. Естественноисторический путь европейских государств - формирование наций и национальных государств в эпоху перехода от традиционного к индустриальному, капиталистическому обществу, в эпоху модернизации. Формирование государственной идеологии оказывалось тесно связанным с национальным самосознанием, с процессом рационализации его стихийных уровней - уровня общественной психологии, и формирования его рациональных форм, уровня идеологии и философии.

    Белорусское общество не пережило исторического этапа модернизации (индустриализации, формирования национального самосознания и т.д.) в рамках собственного национального государства, поэтому фундамент идеологии - общественная психология ( мотивации, установки, переживания и пр., как составные части национально-культурного опыта государственности) не успел сформироваться. Естественноисторический путь складывания государственной идеологии на базе соответствующей общественной психологии в силу ряда причин оказался нереализованным.

    90-е годы ХХ века — период обретения Беларусью государственного суверенитета, национально-культурного возрождения, становления гражданского общества. Эти процессы оказались взаимозависимы в своем развитии. В этих условиях формирование государственной идеологии как регулируемый «сверху» процесс отвечает исторической необходимости «дотягивания» общественной психологии и национального самосознания до уровня, который бы обеспечил интеграцию гражданского общества и государства на национально-культурной почве.

    2.2. Существуют большие трудности с определением идеологических приоритетов и консолидирующих общество идей.

    Сложность формирования государственной идеологии в РБ состоит в том, что сложнейший процесс рационализации общественных настроений, обычно развертывающийся в исторической перспективе, должен быть многократно «сжат» во времени и фактически сведен к технологии селекции, выбора, рациональной отработки, популяризации тех или иных ценностных установок силами существующей в обществе интеллектуальной элиты и политического истеблишмента. Была сформулирована весьма позитивная установка на фундирование государственной идеологии, с одной стороны, ценностями и интересами т.н. открытого общества, с другой, - национальными и государственными приоритетами.

    2.3. Специфика момента состоит в том, что западное, т.н. открытое общество, исповедующее либеральные ценности, демократическую политику, многоукладную экономику, само находится в поиске новых мировоззренческих структур и отношений к миру, что показали ХХ и ХХ1 Всемирный философский конгресс (1998 г. в США и 2003 г. в Стамбуле). На ХХ конгрессе, в соответствии с его темой «Пайдейя: философия в воспитании человечества» была подчеркнута необходимость рационального поиска путей общечеловеческого существования и воспитания человечества, особенно молодежи, в духе: толерантности, взаимоуважения, диалога культур и терпимости по отношению др. к др., открытой коммуникации, веры в рациональное начало, плюрализма мнений, не силовой стратегии решения конфликтов и преодоления кризисов.

    Эти мировоззренческие приоритеты, в соединении с ценностями демократии, правового государства и гражданского общества, уважения прав и свобод личности, повышения качества жизни, создания условий для развития и самореализации каждого человека, стабильного мира, экологизма, культа знания и интеллекта и др. составляют ценностную базу постиндустриальной, в идеале – гуманистической по характеру – цивилизации.

    С другой стороны – в основе государственной идеологии должны лежать фундаментальные приоритеты современного белорусского общества, а также исторически сформировавшиеся мировоззренческие ценности и традиции. В качестве таких приоритетов предлагаются: национальная безопасность; экономические приоритеты, направленные на создание динамично развивающейся, рыночной социально- ориентированной экономики; приоритеты в социальной сферепринципы социальной справедливости, обеспечение условий для свободного развития личности, приоритеты социальной защиты; сохранение интеллектуального и духовного потенциала страны.

    Сегодня приоритетными для белорусов становятся такие национальные ценности, как патриотизм, родной язык, собственная история, национальные традиции, обычаи, национальный менталитет, которые в частной, этнической форме преломляют общечеловеческие идеалы добра, правды, справедливости. Белорусы веками нарабатывали уникальный опыт совместной жизни и неконфликтного сосуществования людей различных национальностей и вероисповеданий. Этот опыт в целом созвучен основной задаче постиндустриальной цивилизациизадаче сохранения природы, духовного и культурного богатства, социальных завоеваний человечества. «Охранительный» исторический опыт белорусов имеет в этом смысле большой потенциал. Укрепление этого опыта – важнейшая задача.

    Т.о., синтез национально-культурных ценностей с общечеловеческими гуманистическими культурными и социальными завоеваниями как западного, так и восточного общества – это путь, который поможет, с одной стороны, избежать национальной замкнутости, угрозы национального шовинизма. С другой – это гарантия интеграции белорусского общества в объединяющееся мировое сообщество.

    2.4. Идеологическая доктрина белорусского государства, учитывает исторические традиции белорусского народа, его менталитет и базовые ценности и, разумеется, особенности идентификации. Эта структура массового национального сознания, которая составляет ядро массовой психологии народа и фундирует усилия по созданию идеологии и превращению ее в практически действующие ориентации. Практическая задача государства и общества сегодня - завершения процесса становления белорусской национальной культуры и обретения устойчивости национально-культурной самоидентификации.

    Национальная и культурная самоидентификация опирается на особенности национального характера, а также систему ценностей народа. Национальный характер является выражением особенностей исторического, социально-экономического, политического развития народа, а также естественно-природных, географических условий. Он проявляется в поведении людей, их нравах, обычаях, привычках, вкусах, традициях, культуре в целом. В национальном характере любого народа главное место занимает система ценностей. Ценности — это социокультурные предпочтения людей по отношению к различным объектам и явлениям материального и духовного свойства.

    Характер государственной идеологии во многом определен выбором социально-экономической модели развития РБ. В свою очередь, государственная идеология задает теоретическое видение этой модели. Можно выделить ряд ее концептуальных положений.

    1. построение сильного и эффективного государства;

    Проведенные в 2003 г. социологические исследования показали, что на вопрос, вокруг какой идеи могло бы сплотиться белорусское общество, 43% выбрали из предложенных 9 позиций идею сильного белорусского государства.

    Эта стратегия заявлена в Конституции: РБ – унитарное демократическое социальное правовое государство. В этой краткой характеристике «свернуты» основные инновации исторического выбора белорусского государства.

    Особенность нашего выбора - в акцентировании социального характера государства, что подтверждается в официальном закреплении такого важного государственного приоритета, как защита социальных прав граждан. Важно подчеркнуть единство и различие моделей правового и социального государства, которые характеризуют современные развитые государства.

    Государство избрало особый путь перехода к рыночной экономике – плавное, постепенное вхождение в рынок при государственном контроле за ценами, смягчении социальных издержек взамен «шоковой» модели резкой либерализации экономики. Причем в процессе реформирования экономики роль государственного регулирования и управления экономикой не снижается, а во многих отношениях возрастает. Этот путь более длительный, что порождает свои издержки, но и более социально ориентированный.

    1. обеспечение равноправия всех форм собственности, всех форм хозяйствования;

    1. Учебно-методическое пособие История и философия науки

      Учебно-методическое пособие
      В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки аспирантов и молодых ученых еще более возрастает. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности
    2. Программа минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь

      Программа
      В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки аспирантов и молодых ученых еще более возрастает. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности
    3. Программа-минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки Введение

      Программа-минимум
      В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки аспирантов и молодых ученых еще более возрастает. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности
    4. Программа-минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. №179 (1)

      Программа-минимум
      Данная программа предназначена для аспирантов и соискателей нефилософских специальностей и рассчитана на углубление общемировоззренческой и общеметодологической подготовки молодых ученых.
    5. Программа-минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. №179 (2)

      Программа-минимум
      В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки аспирантов и молодых ученых еще более возрастает. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности
    6. Программа-минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. №179 (3)

      Программа-минимум
      В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки аспирантов и молодых ученых еще более возрастает. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности
    7. Программа-минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. №179 (4)

      Программа-минимум
      Программа–минимум кандидатского экзамена по философии и методологии наукиПриказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г.
    8. Учебное пособие для аспирантов

      Учебное пособие
      Философия и методология науки: Учебное пособие для аспирантов/ А.И. Зеленков, Н.К. Кисель, В.Н. Новиков и др. Под ред. А.И. Зеленкова. – Мн.: АСАР, 2007.
    9. Учебная программа для аспирантов и соискателей вузов и научных учреждений Республики Беларусь

      Программа
      Современные тенденции в развитии образования предполагают интенсивное освоение специализированных образовательных программ на постдипломном уровне. В соответствии с отечественными традициями такие программы реализуются в процессе подготовки

    Другие похожие документы..