Философия, мировоззрение, культура. Природа философских проблем

Вопрос о статусе субъекта и движущих силах – это, по сути, вопрос о том, как в историческом процессе сочетаются осознанные действия людей и стихия социального действия. То, что они сочетаются, - это ясно. Человек действует сам, преследуя какие-то свои личные цели, но результат этого часто далек от желаемого, потому что общество оказывает свое влияние, действуют различные силы (например, другие люди), результат их складывается, и результат часто далек от того, к чему стремился каждый отдельный человек. Экономика, политика вроде бы контролируются, но стихийные процессы все равно могут возникать, и тогда экономические кризисы, дефолты, обвалы курсов на биржах и т.д. И тогда для того, чтобы выразить соотношение сознательных и стихийных моментов в историческом процессе, в социальной философии появляются понятия субъекта и движущих сил.

Субъект – это понятие, характеризующее осознанные действия людей, сознательные усилия; это человек или группа людей, которые предпринимают сознательные усилия по достижению своих каких-то целей.

Понятие движущих сил делает акцент на стихийные моменты в социодинамике. Нет четко отрефлексированной позиции, целей, планов в осуществлении поставленных задач. Личность – субъект, народные массы – движущая сила.

В эпоху Просвещения, например, герой – это субъект, человек, выдающаяся личность, народные массы – безликий движущий механизм. Это 18 в. Далее появление марксизма. Принципиально новое – субъект и движущие силы сливаются. Творцом истории выступают народные массы, это сопрягается с идеей особой роли пролетариата. В это время ускоренными темпами развивается производство. Оно втягивает в свою сферу все больше и больше участников. Они и движущие силы, и субъект исторического действия. Почему та или иная личность становится выдающейся – потому что она чувствует настроения масс, она их понимает, выражает, защищает и идет вместе с ними. А как эта личность появляется – это не проработано, не указано. Отсюда есть идея политической партии – она (партия) наиболее последовательно и ярко в своей программе выражает настроения масс, которые за ней скрываются.

Начало 20-го в. Рождается массовое общество. Концепции элиты. Общество структурировано так – элита и масса населения. Ортега-и-Гассет, Парето. Субъектом исторического действия выступает элита, а движущая сила – масса. Элита достаточно многочисленна. В обществе существует не одна, а несколько элит. Элита – это круг людей, которые имеют доступ к капиталам: финансовым, управленческим, техническим, культурным и т.д. На поверхности социального действия мы видим борьбу элит. Остальная масса населения лишь подражает элите. Элиту отличает жизненный проект, осознание цели, целеустремленность, последовательность деятельности, интеллект, ответственность. Масса – это резервуар для формирования элиты, а главные действующие силы – это элиты, столкновение элит. Вроде бы недемократично. Однако почему. Элиты ведь – это не закрытые группы людей. Есть лифты социальной мобильности, садись в него (получи образование, определи для себя жизненный проект и не расслабляйся, работай целеустремленно) и поднимайся в элиту и там уже давай-давай-наяривай. Элиты динамичны, элиты подвижны. Возьмем, например, Тойнби. Цивилизация сталкиваются с вызовом, и элита должна найти ответ на этот вызов. Справляется – классно, за ней идет подражающее большинство, нет – цивилизация обречена на исчезновение.

Переходный период – это период перехода от одного качественного состояния к другому. Фаза перехода от традиционного общества к обществу постиндустриальному – транзитивное общество. В такой фазе находится все постсоветское пространство, в том числе и мы. Возникает вопрос – в какой версии нам лучше воплотить эти программы, каков наш путь развития. Решается эта проблема по-разному. Прибалтика выбрала западный путь развития, интеграция во все структуры западного европейского общества. Россия – попытка элиты также пойти на Запад (Егорка Гайдар) провалилась, произошло столкновение между тем, что предлагала элита, и тем, что могли переварить и хотели массы; массы за ним не пошли. Правительство это теперь клеймят все, кому не лень – да эти мальчики жизни вообще не знают. В России поменялись политические элиты. Теперь они все в большей степени национально ориентированы. Речь идет о создании, возрождении национальной идеи, о восстановлении национальной государственности. Так что, в решении этого вопроса участвуют элиты, но участвуют также и массы, так как они могут за элитой пойти, а могут и не пойти, и тогда элита сменится.

У нас сейчас как раз идет процесс формирования элит. Конкуренция большая при этом. Все элитарные группы в преддверии формирования нашего национального государства были частью элиты советской, связанной с Москвой. Возьмем, например, литературу – кто у нас есть – да никто – Купала, Колос немножко и все. А в России все великие писатели. Философская мысль в Беларуси – да какая у нас философская мысль.

  1. Развитие общества как цивилизационный процесс. Понятие и типы цивилизаций в истории общества.

1. Современное видение социодинамики склоняется все больше к тому, что развитие общества являет собой процесс появления, развития и исчезновения цивилизаций.

2. Понятие цивилизации.

3. Сказать параметры, по которым мы выделяем различные цивилизации (культура, язык, религия, мировоззрение);

4. Типология цивилизаций: как может быть построена типология. В глобальном масштабе (Восточная и Западная цивилизации – синхронный срез; традиционная (аграрная), техногенная и постиндустриальная цивилизация – диахронный срез). В региональном масштабе – локальные цивилизации привязаны в большей степени к регионам земного шара. Да – культура, да – язык, религия. Но даже в названиях этих цивилизаций звучат названия географических регионов – египетская, Междуречье, Средизимноморье, античность, восточно-славянская. Тойнби начал изучение этой проблемы именно с локального уровня. Т.е. подходы к структурированию могут быть разные. Сегодня для нас важность приобретает глобальный подход (Восток и Запад и их представители – ислам и христианство). П. Сорокин ввел понятие “ цивилизационная матрица”. Это понятие характеризует систему ценностей, которые выступают в качестве ориентира для развития цивилизации. Цивилизация – это реализующиеся рабочие чертежи, представленные в культуре. Ценности: социально-экономические, политические, культурные, религиозные. Какие ценности разделяют эти две цивилизации? Восток – это традиционное общество, нет частной собственности, господствует общинная или государственная форма собственности, доминирующая роль государства. В Западном варианте собственность рождает власть, а на Востоке власть рождает собственность. Для Западной цивилизации ценность – индивидуальность, а для Востока – полное ее отсутствие. Западная матрица предполагает толерантность. Вольтер: “Я – ярый противник своего оппонента, но готов отдать жизнь за то, чтобы он мог высказывать свое мнение”. На Востоке толерантности нет, терпимость только в узких пределах (семья). Тип личности фундирует цивилизацию и цивилизация воспроизводит его. Запад – деятельный человек, преобразующий, активный человек. Восток – ценится не индивидуальность, а усредненность, растворенность. В России иоанновский тип личности, направленный на поиск высоких моральных ориентиров. Западный человек действует для чего-то, а в России – во имя чего-то.

Мало – типология, мало – изучение. Необходимо искать точки взаимопонимания.

  1. Идеология технократизма в социальном познании и концепции индустриального общества.

  1. Понятие техногенной цивилизации, ее достижения и проблемы.

  1. понятие цивилизации, по каким признакам мы вычленяем эту локальную культурно-историческую общность;

  2. техногенная цивилизация, когда она появляется, и какие ее особенности в социально-экономической, социально-политической, духовной, культурной сферах жизни общества.

Техногенная цивилизация возникает в 18 в., во время буржуазных революций. Предпосылки ее становления в античности (нацеленность на преобразование природы, деятельный тип личности, политическая организация), в эпохе Возрождения (ценность личности, индивидуальности, творческая активность человека). В противоположность ценности традиции здесь – ценность инновации. Вырастает новая цивилизационная матрица. Достижения этой цивилизации. Экономическое процветание, достаточно высокий уровень жизни, просвещенность человека, здравоохранение, обращенность к человеку, возможность для него проявлять все новые его способности. Недостаток – это все как правило для “золотого миллиарда”. А страны третьего мира тянут лямку. Т.е. благами этого общества могут пользоваться далеко не все участники этого процесса. А ресурсы для обеспечения этого “золотого миллиарда” берутся со всей планеты. Экологическая проблема приобрела зловещие очертания. Она, эта цивилизация, очень агрессивна, лезет всюду и всюду экспансия ее ценностей. Эта экспансия подстегивает гонку вооружений, угроза ядерного конфликта. Массовое общество – одномерный человек – потребляющий человек – природа человека атрофируется. Утрата сакральных, священных ценностей, человек стал свободным, но не стал цивилизованным. Кризис человеческой телесности, присвоить не только мысли, но и тело другого человека (черный рынок органов). Транспортные потоки в мегаполисе – напрягает психику. Зависимость от общения в Интернете. Усиливается обезличенность, чувство одиночества. Очевидно, что ее систему ценностей надо перестраивать.

  1. Концепция постиндустриализма в современной социальной философии.

  1. Современное общество переживает достаточно сложный период в своей эволюции. Эти процессы получают свое оформление в концепциях постиндустриального развития.

  2. Этапы.

  3. Достоинства и недостатки. Соотношение индустриального и постиндустриального развития.

Сегодня перспективы развития прежде всего Западной, а возможно и всей человеческой цивилизации наиболее глубоко разработаны в концепциях индустриальной, постиндустриальной, информационной цивилизации. Первоначально они возникли в рамках технократического направления в социально-философской мысли. Сегодня приобретают статус наиболее авторитетной социально-философской традиции для анализа современных глобальных цивилизационных трансформаций. Эти концепции обнаруживают «цивилизационный поворот», в перспективе переход целого человечества «на рельсы» нового цивилизационного пути.

Концепции постиндустриального общества (в литературе используются понятия «идеология постиндустриализма», обобщенное понятие «постиндустриализм») - это социологические и одновременно футурологические концепции, которые выделяют прогресс техники и технологии как основной фактор социального прогресса и критерий для выделения глобальных стадий развития общества.

Можно выделить 3 основных этапа в развитии всей совокупности концепций:

  1. 50-60-е г.г. Период первой «волны технократизма». В концепциях индустриального и постиндустриального общества К. Гэлбрейта,Д. Белла, З.Бжезинского, У. Ростоу преобладали техницизм, абсолютизация роли науки и техники в развитии общества, оптимизм в отношении перспектив решения западным обществом проблемы материального достатка («общество изобилия») и преодоления социально-политических противоречий. Оптимизм поддерживался высокой динамикой развития либерально-буржуазного общества, развертыванием 1-го этапа научно-технической революции (НТР).

  2. 70-е г.г. В аналитических докладах такого влиятельного общественного объединения, как Римский клуб (основатель – Аурелио Печчеи), прогнозируется катастрофическое сползание человечества к ряду глобальных проблем: экологической, демографической, исчерпания природных ресурсов, углубления социального, экономического, культурного разрыва между богатыми («1-й мир», «золотой миллиард») и бедными («страны третьего мира») странами, угрозы третьей мировой войны и др. В социальной мысли возрастают настроения «катастрофизма», «алармизма», пессимизма, отхода от техницизма; возрастает внимание к проблемам кризиса ценностной основы западного общества, критики основ техногенной цивилизации. Настроения поддерживаются глубоким социально-экономическим кризисом (1973 г.) западного социума.

80-90-е г.г. Период второй «волны технократизма». В концепциях Д.Белла, О.Тоффлера, Дж. Несбита, Е. Масуда, Р. Арона происходит возврат к настроениям социального оптимизма на волне успехов 3-го этапа НТР (микроэлектронная революция, компьютерная революция), а также в результате бурного развития экологических проектов и решений (с 70-х по 90-е г.г. – т.н. «экологическое двадцатилетие»). Развиваются концепции постиндустриального и информационного общества.

Основоположником теории постиндустриального общества (ПО) считается американский социолог Даниел Белл, который в 1973 г. опубликовал книгу «Грядущее постиндустриальное общество». Концепция Д. Белла основывается на представлении об автономном развитии социальной жизни и культуры, материальной и духовной сфер. У каждой из них есть своя «ось» развития. «Ось», которую исследует Белл – развитие производства и виды используемого знания. В соответствии с этим общественное развитие подразделяется на 3 основных периода: доиндустриальное (сельскохозяйственное), индустриальное (промышленное), постиндустриальное общество.

- В аграрном, традиционном обществе (Европа до 15-16 в.в.) доминирует «первичная сфера экономики – сельское хозяйство, основанное на рутинной технике и экстенсивной технологии; основные социальные институты – армия, церковь, школа; это сословное и достаточно закрытое общество – переход от одного сословия к другому весьма ограничен;

- В ИО (Европа с 17-18 в.в. до сер. 20 в., некоторые страны Восточной Европы и Азии – 20 в.) преобладает вторичная сфера экономики – промышленная индустрия. Главными факторами развития становятся труд и капитал, а также борьба между основными классами – пролетариатом и буржуазией; главными институтами – фирма, банк;

Главные черты ПО (США, Европа, Япония с сер. 20 в.):

  1. центральная роль теоретического знания, которое становится основой технологических инноваций; на первый план выдвигается производство социальных услуг (медицина, здравоохранение, образование, информация);

  2. создание новой интегральной технологии, позволяющей находить более эффективные подходы к экономическим, технологическим, социальным проблемам;

  3. рост класса носителей знания (технических специалистов и профессионалов);

  4. переход от производства товаров к производству услуг, прежде всего в гуманитарной области – здравоохранение, образование, социальное обслуживание;

  5. изменение в характере труда – труд становится взаимодействием между людьми, из процесса труда исключаются природа и искусственно созданные материалы;

  6. роль женщин, которые получают надежную основу для экономической независимости;

  7. наука достигает своего зрелого состояния, связь науки и технологии – основная черта ПО;

  8. ситусы как политические единицы. Ситусы – вертикально расположенные социальные единицы: функциональные ситусы – научный, технический, административный, культурный; институциональные ситусы – экономические предприятия, госучреждения, университеты и научно-исследовательские центры, социальные комплексы, армия;

  1. Учебно-методическое пособие История и философия науки

    Учебно-методическое пособие
    В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки аспирантов и молодых ученых еще более возрастает. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности
  2. Программа минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь

    Программа
    В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки аспирантов и молодых ученых еще более возрастает. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности
  3. Программа-минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки Введение

    Программа-минимум
    В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки аспирантов и молодых ученых еще более возрастает. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности
  4. Программа-минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. №179 (1)

    Программа-минимум
    Данная программа предназначена для аспирантов и соискателей нефилософских специальностей и рассчитана на углубление общемировоззренческой и общеметодологической подготовки молодых ученых.
  5. Программа-минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. №179 (2)

    Программа-минимум
    В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки аспирантов и молодых ученых еще более возрастает. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности
  6. Программа-минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. №179 (3)

    Программа-минимум
    В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки аспирантов и молодых ученых еще более возрастает. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности
  7. Программа-минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. №179 (4)

    Программа-минимум
    Программа–минимум кандидатского экзамена по философии и методологии наукиПриказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г.
  8. Учебное пособие для аспирантов

    Учебное пособие
    Философия и методология науки: Учебное пособие для аспирантов/ А.И. Зеленков, Н.К. Кисель, В.Н. Новиков и др. Под ред. А.И. Зеленкова. – Мн.: АСАР, 2007.
  9. Учебная программа для аспирантов и соискателей вузов и научных учреждений Республики Беларусь

    Программа
    Современные тенденции в развитии образования предполагают интенсивное освоение специализированных образовательных программ на постдипломном уровне. В соответствии с отечественными традициями такие программы реализуются в процессе подготовки

Другие похожие документы..