Философия, мировоззрение, культура. Природа философских проблем

В чем специфика социальной реальности как объекта исследования. Социальная реальность – это синоним общества, социальная форма бытия. Специфика этой области бытия как предмета исследования в том, что социальная реальность – это сплетение материальных и духовных явлений. Люди, творящие историю, обладают сознанием. В социальной реальности всегда проявляют себя субъективные факторы – это присущее человеку богатство внутренней духовной жизни. В социальном познании позиция “субъект-объект” как их противопоставление утрачивает смысл. Познавая общество, мы познаем себя, и пропускаем все наше познание общества через свои мысли, чувства и т.д. Социальный объект в процессе рефлексии над ним изменяется, в отличие от материального объекта (далекой звезде по барабану, направлен на нее телескоп или нет). Когда кто-то что-то исследует об обществе и потом СМИ это освещают, то общество изменяется в некотором роде. Рефлексия над социальной жизнью, например, осуществляется в виде идеологии – теоретических представлений об обществе и его функционировании, представленной с позиции определенных социальных сил. И идеология успокаивает, стабилизирует общество (если это нормальная идеология). Хорошая идеология является хорошим стимулом успешного развития государства.

  1. Понятие социальной структуры общества. Типы социальных структур.

  1. что такое общество?

  2. определение социальной структуры общества;

  3. общество – это многомерное явление, поэтому структурирование общества можно проводить по разным основаниям;

  4. стержневым является подход, обращенный к социально-классовой структуре общества;

  5. что такое класс и т.д.;

  6. эта структура изменчива;

  7. что такое страта, кому принадлежит теория социальной стратификации;

  8. теория социальной мобильности.

Есть несколько определений общества. Это некая форма бытия, отличная от природы, противостоящая природе и погруженное в природу. Это некая группа людей, живущих на одной территории (китайское общество, советское общество). Это отделившаяся от природы реальность, проявляющаяся в разнообразной жизнедеятельности человека, групп людей и отношений между ними. Общество – это система отношений. Эти отношения не висят в воздухе, а базируются на чем-то. Центры, которые поддерживают, организуют и направляют эти отношения – социальные институты.

Социальная структура – это совокупность групп людей, связанных между собой определенными взаимодействиями и взаимосвязями. Общество по мере эволюции усложняется. Есть разные основания для структурирования. По размерам – макроструктура (демографическая) и микроструктура (семья). Структурирование можно проводить по народностям, территориям проживания, культуре. Ввиду того, что экономические связи перешагивают границы государств, главнейшими признаками нации выступают национальное самосознание и язык. Этническая структура, религиозная, профессиональная, урбанистическая структура.

Идею классового строения общества высказали фр. Историки в период эпохи Реформации, они же говорили о классовой борьбе. Ленин в 20-х гг. обращается к понятию класс, потому что тогда в России это было актуально, была революция, а это вооруженная классовая борьба. От отношений собственности, отношений производства зависит и способ получения богатства людей, и то, какое место они занимают в жизни общества.

Во второй половине 19 в. в Западной Европе социальная система обнаруживает неустойчивость, которая дает о себе знать стихийными неуправляемыми процессами (экономический кризис 1825 г.). Появляется средний класс. Это гарант социальной устойчивости. Его отличие в том, что они работают по найму, продавая свою рабочую силу, с другой стороны, они являются собственниками (например, через систему акционирования). С одной стороны, он собственник, с другой, – труженик. Большой разрыв в уровне доходов между богатейшей и беднейшей частью населения чреват социальной нестабильностью. Возникает концепция социальной стратификации. Общество представляет собой сложное целое, в котором основные элементы слои или страты – относительно качественно однородная совокупность людей, занимающих в социальной иерархии сходное положение и ведущих сходный образ жизни. При стратификации учитывается характер участия в жизни общества (работает по найму или нет, как получает доход – через ренту или через продажу своей рабочей силы), величина доходов, культура, предпочтения, образ жизни, менталитет, потребление, живет в пригороде или мегаполисе, имеет собственное жилье или снимает жилье, к кому он сам себя причисляет, уровень образования и т.д. Эта стратификационная система достаточно динамична, в отличие от кастовой структуры в Индии, например, т.е. человек при желании может переходить из одной страты в другую. Вертикальные лифты социальной мобильности: образование, армия, профессиональный спорт, шоу-бизнес. Горизонтальные лифты социальной мобильности: прописка.

  1. Предмет, структура и становление философии истории.

  1. Направленность исторического процесса: линейные и нелинейные интерпретации истории.

  1. одной из важнейших проблем социальной философии, относящихся к вопросам социодинамики, является проблема направленности исторического процесса; социальной философии эта проблема досталась в наследство, а вообще эта проблема давным-давно интересовала культуру; эта проблема решается в двух основных вариациях;

  2. нелинейные концепции;

  3. линейные концепции.

Исторически первым возникает еще в глубокой древности представление о нелинейном развитии общества. Это вывели, посмотрев на циклические процессы, которым подчиняется природа. Человек перенес представления о цикличности природных процессов на жизнь общества. Это было в античной еще культуре. Такие представления обрамляются чувством ностальгии по прошлому, чувством тоски по уходящему хорошему времени. В древних культурах Востока везде преобладают нелинейные модели.

В христианстве начинается линейная модель. Все идет ко второму пришествию Христа, к Апокалипсису. Перед нами священная история, в культуру входит стрела времени.

Новая цивилизация – пронизана историческим оптимизмом, устремлена в будущее. Идеи исторического прогресса. Однако Руссо, например, говорит, что прогресс в областях науки и техники вовсе не обязательно несет в себе прогресс человеческой личности. В это же время в 18 в. возвращаются к идее круговорота. Но тут уже некая аналогия социального организма и биологического: юность, зрелость, упадок.

В 20-м в. есть и те и другие концепции. Линейные концепции – это все те, которые отслеживают изменение техногенного общества. Общество переживает доиндустриальную стадию, индустриальную, постиндустриальную. Концепция стадий роста – речь идет о линейном и прогрессивном развитии техногенной цивилизации. Процессы глобализации, унификации, сближения исторического организма. Имеют место быть процессы интегративного характера.

На заре своего появления линейные концепции – это просто выражение оптимистического мироощущения быстро развивающегося техногенного общества, теперь скорее они обусловлены процессами глобализации.

Но в 20 в. не меньший акцент делается на нелинейные концепции. Данилевский, Шпенглер, Тойнби, Сорокин. Основная идея этих концепций – исторический процесс – это функционирование, эволюция отдельных социальных организмов, не сопоставимых друг с другом (множество цивилизаций). Эти организмы демонстрируют в своем развитии нелинейность. Культурно-исторический тип, наполненный пафосом развития, остывает, материальные ценности приумножаются, а духовные ценности трещат по швам. Культура превращается в цивилизацию. Утрата культуры и его творческого начала. Шпенглер – “Закат Европы”. Тойнби: в жизни цивилизации раньше или позже наступает эпоха вызова, цивилизация сталкивается с какой-то проблемой. На этот вызов должна ответить творческая элита. Она несет в себе программу действия, а нетворческое большинство начинает подражать.

  1. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.

Исторически первым подходом к процессам моделирования общества и процессов, в нем протекающих, появляется формационный подход. Формационный подход основывается на концепции общественно-экономической формации Маркса. Реализован в марксизме. В рамках этого подхода перед нами способ описания социального реализма. Этот подход наукоцентристский, и в частности, европоцентристский, поскольку основан на описании процессов в Европе. Формация – это исторический тип общества, определенный способ производства. Формации отличаются по производственным отношениям. Производственные отношения – это отношения между людьми, в которые они вступают в ходе производства, присвоения, обмена, распределения, потребления материальных благ. В конечном счете все это задается отношениями собственности на средства производства. Первая – общинная собственность на средства производства, затем – частная собственность, и в конце – общественная собственность (коммунизм). Но на Востоке это было несколько по-иному. Там была общественная собственность на природные ресурсы. Тогда Маркс заявляет, что возможен еще некий азиатский способ производства, но не вдавался в него. Достоинство такой модели – предсказуемость, прогноз, развитие линейное; она представляет историю как естественный процесс; поймем, как функционирует базис – поймем, что будет дальше. Это научный подход. Ограниченность – неучитывание других фактором. Рождается даже вульгарный экономизм, когда все в обществе упрощенно сводилось к процессам в экономике. Далеко не все народы проходят в своем развитии все ступеньки марксистской лестницы. Например, славяне, древние германцы не знали рабства. Отсюда европоцентризм формационного подхода, неуниверсальность.

Независимо от формационного подхода и не конфликтуя с ним, в культуре развивается цивилизационный подход. Оформляется на рубеже 19-20 в. Первоначально под цивилизацией понимается эталон, идеал, противопоставление варварству, дикости, предшествующему феодальному, традиционному обществу. Расцветает торговля, ремесло, экономические свободы, наука, искусство – все те явления, которые сопровождают становление техногенного общества. Цивилизация, в другой трактовке, – это фаза развития общества, наступающая после дикости. Т. е. цивилизация – это стадия в развитии человеческого общества. И тогда такие ступени развития человечества: традиционная цивилизация, техногенная цивилизация, информационная или постиндустриальная цивилизация. Еще один смысл понятия цивилизация (конец 19 в., Данилевский и др.) – это некий социальный организм, некая социальная целостность, где в расчет, в отличие от формации, принимается специфика экономической жизни, особенности культуры, системы ценностей, искусство, религия, особый уклад жизни, особый стиль мышления, менталитет населения. Это получается целостная, интегральная характеристика социального организма. Пример таких локальных цивилизаций: японская, античная, китайская, буддийская. Данилевский ставит вопрос о славянском типе цивилизации. Болгар под турками и восточных славян объединяла одна вера – православие. Культура – это программы функционирования социального организма. В зависимости от этих программ у нас разные цивилизации.

Достоинства цивилизационного подхода: он дает нам возможность понять, как живут люди в других цивилизациях, расшифровав их культуру. Не поняв эти культурные ценности, мы не поймем этих людей. Ограниченность – какой-то процесс проследить невозможно, потому что разные цивилизации между собой не сопоставимы, они уникальны.

  1. Общество как развивающаяся система. Эволюция и революция в общественной динамике.

  1. для социальной философии 20-го в. признание процессов развитие социальной системы – это не ново, это понятно;

  2. факторы исторического развития, вопрос о движущих силах, вопрос об источнике развития, о направленности;

  3. важнейшее значение имеет вопрос об источнике развития;

  4. существуют разные версии решения вопроса об источнике развития;

  5. каждая из этих версий так или иначе подходит к вопросу об эволюции и революции;

  6. к чему и почему смещается акцент в 20 в. в целом в массиве культуры.

Источник социодинамики. Исторически первая версия решения вопроса об источнике – социодинамика разворачивается благодаря социальным противоречиям, непримиримым, антагонистическим, и путь развития – революция – коренная перестройка базиса, производственных отношений. Соответственно, все стороны жизни общества при этом претерпевают качественные изменения. Революция – это локомотив истории.. Это насильственное действие. Но в начале 20-го в. к насилию были привычны, насилия было много. Поэтому Маркс и утверждал, что насилие – это повивальная бабка истории. Классовое противостояние в обществе было замечено впервые не Марксом, а французские историки в 30-х гг. 19 в. Эта идея в 20 в. не уходит в прошлое, а живет. Например, ИРА (Ирландская революционная армия), городские партизаны в Германии в 60-е гг., красные бригады в Италии, экстремистские варианты экологизма (здесь малость помягче, но все-таки хотели революцию), религиозный фундаментализм.

Вторая вариация в решении этой проблемы – отказ от насильственного решения этой проблемы – солидаризм, акцентирование внимания на солидарные усилия вразрешении противоречий. Эти идеи появляются в 19 в., Конт. Человеческий организм существует только тогда, когда все его органы действуют согласованно. Также должно существовать и общество. Руки – это пролетариат, голова – это бизнес-элита. Идеи классового партнерства. Появление среднего класса, класса собственников. Каждый человек – рабочий и в то же время – собственник. И тогда все нормально, все без насилия. В России на этих идеях действовали и действуют (и не только в России) социалистические партии. Социально-ориентированное государства. Для них приемлема эволюция как форма социальной динамики. Но эволюция не исключает качественных, принципиальных преобразований. Но преобразования эти осуществляются путем реформ (напр., налогообложения).

Третий подход. Понимание того, что конфликт не избежать, он всегда был и будет в обществе. Теория социального конфликта. Это конфликт не по поводу собственности на средства производства, а конфликт по поводу доступа к власти. Властные отношения – это попытка утвердить и навязать свою волю другому человеку. Власть по отношению к природе трансформируется во властные отношения, пронизывающие все сферы общества. Воля к власти – вот основа общественных отношений по Ницше. Выход – конфликт необходимо трансформировать, модифицировать. Он будет переходить все в новые формы, тлеть, но зато не взорвется, и все более-менее будет стабильно и не больно.

Общество потихоньку осознает, что общество – это очень сложное образование, и всякое насильственное потрясение может не только не улучшить жизнь общества, но даже наоборот, парализовать ее, привести к катастрофическим последствиям. Например, Ливан – премьер – христианин, президент – мусульманин, еще там чиновники какие-то – католики или еще чего-то там. Т.е., всю власть распределяют равномерно, и не напрягают в общества разные религиозные или этнические противоречия.

  1. Статус и функции социального субъекта. Движущие силы истории и выбор путей развития в условиях переходного периода.

  1. Общество – это сложная система, которая развивается с течением истории;

  2. что такое субъект исторического развития и что такое движущие силы;

  3. какие есть разные версии понимания субъекта и движущих сил;

  4. в чем специфика социодинамики в нашем обществе в условиях переходного периода в русле этой тематики.

  1. Учебно-методическое пособие История и философия науки

    Учебно-методическое пособие
    В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки аспирантов и молодых ученых еще более возрастает. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности
  2. Программа минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь

    Программа
    В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки аспирантов и молодых ученых еще более возрастает. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности
  3. Программа-минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки Введение

    Программа-минимум
    В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки аспирантов и молодых ученых еще более возрастает. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности
  4. Программа-минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. №179 (1)

    Программа-минимум
    Данная программа предназначена для аспирантов и соискателей нефилософских специальностей и рассчитана на углубление общемировоззренческой и общеметодологической подготовки молодых ученых.
  5. Программа-минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. №179 (2)

    Программа-минимум
    В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки аспирантов и молодых ученых еще более возрастает. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности
  6. Программа-минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. №179 (3)

    Программа-минимум
    В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки аспирантов и молодых ученых еще более возрастает. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности
  7. Программа-минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. №179 (4)

    Программа-минимум
    Программа–минимум кандидатского экзамена по философии и методологии наукиПриказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г.
  8. Учебное пособие для аспирантов

    Учебное пособие
    Философия и методология науки: Учебное пособие для аспирантов/ А.И. Зеленков, Н.К. Кисель, В.Н. Новиков и др. Под ред. А.И. Зеленкова. – Мн.: АСАР, 2007.
  9. Учебная программа для аспирантов и соискателей вузов и научных учреждений Республики Беларусь

    Программа
    Современные тенденции в развитии образования предполагают интенсивное освоение специализированных образовательных программ на постдипломном уровне. В соответствии с отечественными традициями такие программы реализуются в процессе подготовки

Другие похожие документы..