Философия, мировоззрение, культура. Природа философских проблем

Выделяют различные типы коммуникации, и различные типы общественных отношений по принципу господствующей коммуникации.

Общество аудиокоммуникации. Господство голоса. Большая возможность внушение, легкая подверженность внушаемости. Самый ранний тип коммуникации.

Этап видеокоммуникации. Изобретение Гуттенбергом печатного станка. Эра Гуттенберга, галактика Гуттенберга. Коммуникация осуществляется через текст. Массовое тиражирование текста. Тогда же вырастает стандарт как отличительный признак культурного творчества. Эта коммуникация распространяется за пределы общины, несет человеческой личности индивидуальность и критицизм. От текста можно оторваться, сохранить свою автономность. Текст дает возможность анализировать, сопоставлять различные фрагменты и т.д.

Во второй половине 20-го в. появляется радио и телевидение. Аудиовизуальная, массовая коммуникация. Голос обеспечивает внушаемость и достоверность информации, а картинка рождает иллюзию критического восприятия действительности. И тогда человек воспринимает мир через картинку, но, увы, не своими собственными глазами. Это превращает локальные культуры в единое целое, мировая деревня.

Массовое общество, это общество, в котором массы населения играют все более значимую роль. Акцент в рассмотрении социодинамики переносится от анализа действия великий героев (Наполеон выиграл множество сражений, а не солдаты его армии). Массовый характер приобретает промышленное производство, в него требуется все больше рабочей силы, процессы урбанизации, проблема детской и женской занятости. Народ – движущая сила прогресса, а не гениальные одиночки. Отсюда легитимизация революции. Решающую роль играет масса населения во всем.

Элита и массы. Первым анализировал эту проблему Хосе Ортега-и-Гассет. Массовое общество с новыми ценностями и новыми ориентирами. В массовом обществе ценится стандарт (а на рубеже веков в эпоху постмодернизма ценится инаковость – так это тоже стандарт – выглядеть не так как все). Ценится непрерывно расширяющееся потребление. Это общество массового потребления. Ценится богатство. Успехи теннисиста оцениваются в годовом заработке. Уровень жизни оценивается в количестве миллиардеров в стране. Ценности, превносимые массовой культурой. Массовая культура эти стандарты продуцирует, внедряет, формирует мировосприятие человека, дает программы его деятельности. Заслуга массовой культуры – все-таки есть какой-то просветительский момент, например, борьба с наркоманией.

Массовый человек. Усредненность притязаний, не стремится к высоким свершениям, у него отсутствует жизненный проект. Он переживает свое присутствие здесь и сейчас, потребляя. Некритичное отношение к реальности, конформизм. Аполитичность. Непонимание того, что функционирование общественных институтов демократического общества требует непрестанных усилий, поддерживающих эти институты. Довольство собой, переходящее в самодовольство. Отсутствие долга, отсутствие ответственности за то, что ты делаешь для будущего. Что отличает человека элиты? – Труд, интеллект и ответственность.

  1. Аксиологические параметры бытия человека в мире. Экзистенциальный опыт личности.

  1. проблема человека – фундаментальная проблема философии 20-го вв.;

  2. эта проблема может решаться с помощью разных подходов (кратенький экскурс в вопрос №13);

  3. экзистенциальзм интересуется не сущностью, а существованием. Экзистенциальный опыт личности – это опыт присутствия личности в этом мире. Чтобы зафиксировать этот опыт, нужно ввести целый ряд параметров. Это аксиологические параметры.

  4. Перечисляем параметры.

Ну, до 4-го пункта тут все ясно, все говорено ранее.

Разные версии экзистенциализма акцентируют внимание на разных параметрах.

Свобода. Ответственность. Выбор. Смысл жизни. Проблема жизни и смерти. Страх. Коммуникация. Любовь. Надежда. Забота. Счастье. Все то, что задает человеческое присутствие в этом мире.

Например, проблема счастья человека. Как она по-новому решается. Счастье – это наслаждение жизнью (эпикурейство). Счастье – это следование долгу и выполнение этого долга. Мировой процесс – это разнообразие жизни в различных ее формах. Тогда смысл жизни в ней самой. Тогда счастье в наслаждении каждым моментом жизни. В религиозной средневековой Европе Вас бы за это сожгли.

Страх. В обыденном познании страх связан с чувством опасности. В экзистенциализме страх связан с сознанием конечности своего существования. Человек – единственное из существ, кто знает о том, что он в конце концов обязательно умрет.

Смерть. В экзистенциализме смерть расценивается не только трагический уход, обрыв, хаос, тьма, не так, как расценивает религия, как приближение к жизни вечной. А как координату, которая помогает определить ценность жизни. Поэтому человеческая индивидуальность лучше всего проявляется перед лицом смерти, когда с человека слетают все маски. Индивидуальность проявляется в отношении к смерти. Смерть открывает нам ценность жизни.

Свобода. Человек выясняет закономерности, не отменяет их, но получает возможность их модифицировать. Свободный человек в Новое время – это свободный не от а свободный для. Свободный человек – это тот, кто имеет возможность разумно пользоваться знанием необходимого. Свобода – это познанная необходимость. По экзистенциализму свобода – это свобода духа, это внутренне качество человека. Таким образом, человек может быть офигенно свободен даже сидя в тюрьме. Свобода – это естественная характеристика человека, ее у него не отнять. За этим просматривается мир иррациональный, где человек не может положиться только на разум. Свобода – это то, что человек застает, приходя в этот мир. И он вынужден в этом мире каждый момент выбирать себя.

Экзистенциализм открывает в человеке новые характеристики, новые качества и вводит эти качества в обиход. Ограниченность такого подхода в соотношение с наукой: констатируем, критикуем, но, не зная типичных черт и общих характеристик, невозможно выстроить программу действий. Проблема в понимании становится центральной в появляющейся отсюда герменевтике, а не только описание.

  1. Сознание человека как предмет философского осмысления. Многомерность и полифункциональность сознания.

Сознание – это многомерный феномен человеческого бытия. Сознание – это все то, что составляет наш внутренний духовный мир и духовную жизнь общества: мысли, чуства, переживания и т.д.

Субстанциональный подход. Сознанию придается самостоятельное значение, способность существовать самостоятельно. У Платона это мир эйдосов, в котором существует человеческая душа. Т.е. сознание – это особая субстанция. А это идеалистический подход. Недостаток – не ставится вопрос о генезисе сознания. А, не зная ничего о происхождении сознания, мы не можем на него повлиять. Достоинство – поскольку проблему генезиса здесь выносят за рамки рассмотрения, можно спокойно анализировать структуру сознания.

Натуралистически функциональная версия. Появилась в Новое время. Сознание как результат или фрагмент естественных природных процессов. Сознание вплетено в природу. Камни тоже мыслят, только не так, как мы. Сознание понимается как особая физиологическая функция мозга, мысль – это выделение мозга. Это вульгарный материализм. Он вообще снимает основной вопрос философии. Достоинство – поставлена психо-физиологическая проблема. Но не рассмотрен социальный аспект сознания и господствовал редукционизм. Но это была первая попытка опереться на данные науки.

Социо-культурный подход. Выявление влияния культуры на сознание. Версия немецкой классики (Кант, Гегель) – в восприятии мира человек предустановлен некими априорными формами чувственности, установками культуры. Введено понятие надъиндивидуального сознания – это сознание, носителем которого выступает общество в целом: религия, мораль, политика, искусство. Маркс и Энгельс рассматривали проблему генезиса и развития сознания. Не признается субстанциональность сознания. Рассматривается, что в жизни общества, прежде всего, в его экономической основе, вызывает к жизни различные формы сознания. Это классика.

Постклассика.

Экзистенциально-фенеменологическая традиция. Не противопоставляли субъект и объект. Для них нету мышления о бытии, а есть бытие о мышлении. Вопрос о соотношении сознания и внешнего мира не ставится. Интересует сознание как отношение человека к миру. Две версии.

Психо-аналитическая концепция. Философская герменевтика – сознание воплощено в языке, и ключ к пониманию поэтому в анализе языковых структур.

Структура сознания.

Классическая психология – сознание состоит из интеллекта, эмоций, воли, внимания и памяти. Принимали во внимание, как разные выделенные фрагменты обеспечивают деятельность. В европейской традиции приоритет отдается интеллекту.

Структуру сознания разрабатывала психоаналитическая концепция. Я (ассоциируется с интеллектом), СверхЯ (культура, носящая репрессивный характер) и Оно (инстинкты человека).

Когнитивный подход. Рождается в современной науке, которая обеспечивает нас возможностью изучения интеллекта. Когнитивная психология. Когнитивная схема. Когнитивная карта – это представление, задающее среду и способы в ней движения, присутствия. Ребенок в колыбели тянется к игрушке – он осваивает пространство, создает когнитивную карту пространства. Сельской бабке в автобусе в большом городе тесно, потому что она привыкла, руки растопырив, ходить. А привычный городской пацан тихонько щемится, хвост поджав, и ему нормально. Потому что привык – когнитивная карта пространства, е-мае. Образование – это внедрение в человека шаблонов восприятия мира или фреймов.

Функции: познавательная, целеполагающая, креативная, регулятивная.

Целеполагание присуще только человеку, потому что есть материал для формирования цели. Цель увидеть и потрогать нельзя. Цель – это идеальная модель будущего. Развитого человека отличает целеполагание и удержание поведения, направленного на достижение цели – воля. Целеполагание может быть осуществлено только с помощью абстрактного мышления, присущего человеку.

  1. Сознание, язык, коммуникация. Проблема искусственного интеллекта.

Проблема взаимосвязи сознания и языка – это традиционная философская проблема. В классике и постклассике она трактуется по-разному. Говорим, как. Выходим на проблему коммуникации. Постклассику, в частности, интересует язык как средство коммуникации, позволяющее нам проникнуть в сознание.

В классической философии язык выступает как средство мышления, как материальная оболочка человеческой мысли. Есть и другие оболочки: жест, взгляд и др. Но язык – наиболее стандартная, обще употребительная, трансформируемая и легко транслируемая оболочка. – Когнитивная функция языка. Язык аккумулирует человеческий опыт, передает от одного поколения к другому. Язык – это средство воздействия. Словом можно воздействовать на человека, человек необычайно внушаем по отношению к слову. Язык – это средство коммуникации, общения. Одна из проблем в рамках диалектического материализма – единство языка и мышления. В классике главное – язык – это материальная оболочка процесса мышления.

Постклассическая философия смещает акцент на коммуникатиную функцию языка. Отсюда язык выступает как средство постижения мира, средство передачи информации о мире, средство, которое задает единство социального мира. Человеческая жизнь – это игра в языке, общество – это коммуникативное целое. Процессы получения, переработки, усвоения информации, выраженной с помощью языка, невозможно было осваивать с помощью науки, кроме психологии, до конца 40-х гг. Появляются ламповые машины. И тут вопрос: а способна ли машина мыслить? Дав крайних подхода: нет, ни в коем случае и да, спвободно, хоть сейчас. Любой автомат легко научить писать стихи на уровне большого поэта эпохи, только надо промоделировать тот фон, в котором этот поэт живет и творит. А зачем нам вообще это – делать искусственного человека, когда любая женщина за 9 месяцев вам естественным образом его создаст? Мы нуждаемся в тех системах, которые будут подсоединены к организму человека и увеличат его возможности. Решение определенных задач с четкой формализацией, распознавание образов, системы автоматизированного перевода, распознавание образов и изображений. Робототехника, интеллектуальные роботы, новая архитектура ЭВМ, пытающаяся подсмотреть мозг человека. Интеллектуальные системы: банки данных, системы, автоматизирующие решение расчетно-конструкторских задач, автоматизированные системы управления. Интеллектуальные системы, основанные на знаниях – экспертные системы, обучающие системы.

  1. Социальная философия и ее место в системе социально-гуманитарного знания. Понятие социальной реальности.

  • На протяжении всей истории человечества совместное существование людей являлось предметом познания, результаты которого прямо или косвенно сказывались на характере деятельности человека, отношениях между людьми, формах самоорганизации и регуляции жизни социума. С возникновением философии представления об обществе стали неотъемлемым компонентом философского знания, оставаясь, однако, длительное время на периферии внимания профессиональных философов.

  • Особенно интерес к обществу усиливается в 18 в., когда появляется философия истории.

  • Что нового несет в себе социальная философия по сравнению с философией истории.

  • Как она соотносится с другими отраслями в системе гуманитарного знания.

  • Характеристика уникальности общества как формы бытия.

Общество всегда привлекало к себе внимание, и всегда интерес к проблемам общества присутствует в культуре. Впервые заинтересовался в античности Платон в произведении “Государство”. Это утопия была, но она была первой. До Нового времени интерес к жизни общества как-то заглох. В 18 в. техногенная цивилизация нацелена прежде всего на освоение природы. А вот в эпоху Просвещения социальные идеи начали развиваться, например, идея исторического прогресса. У Руссо теория общественного договора трансформируется и служит обоснованием революции в том случае, если власть правит плохо и нарушает таким образом общественный договор. Немецкая классика, философия истории. В жизни общества философию истории интересует исторический процесс, смысл истории, направленность истории. Формируются представления об истории как о процессе, который фундирован идеями и деяниями выдающихся людей. Следующий этап – появление социальной философии в 19 в. в середине. Исторические предпосылки – постепенно на сцену исторического действия наряду с великими личностями начинают выдвигаться массы. Поэтому и интерес, как устроено человеческое общество, как и почему оно развивается. Социальная философия в качестве предмета избирает условия жизни общества и закономерности его функционирования. Затем уже в конце 19 в. начинается формирование системы научно-гуманитарного знания, базой для которого выступает социальная философия. Социальная философия – взять кальку с науки и применить ее к изучению общества. О. Конт и его “социальная физика”. Жизнь общества складывается из отношений между людьми. Эти отношения по своей природе есть механические взаимодействия. Следовательно, в изучении общества может помочь механика. Это уж очень сильный редукционизм. Но его новизна в том, что можно уже изучать, как функционирует общество. Потом параллельно развивается классическая английская политэкономия – она озабочена тем, как функционирует экономика. Дальше Маркс – его интересуют производственные отношения. Таким образом, возникает предпосылка для научного освоения общества.

  1. Учебно-методическое пособие История и философия науки

    Учебно-методическое пособие
    В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки аспирантов и молодых ученых еще более возрастает. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности
  2. Программа минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь

    Программа
    В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки аспирантов и молодых ученых еще более возрастает. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности
  3. Программа-минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки Введение

    Программа-минимум
    В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки аспирантов и молодых ученых еще более возрастает. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности
  4. Программа-минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. №179 (1)

    Программа-минимум
    Данная программа предназначена для аспирантов и соискателей нефилософских специальностей и рассчитана на углубление общемировоззренческой и общеметодологической подготовки молодых ученых.
  5. Программа-минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. №179 (2)

    Программа-минимум
    В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки аспирантов и молодых ученых еще более возрастает. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности
  6. Программа-минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. №179 (3)

    Программа-минимум
    В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки аспирантов и молодых ученых еще более возрастает. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности
  7. Программа-минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. №179 (4)

    Программа-минимум
    Программа–минимум кандидатского экзамена по философии и методологии наукиПриказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г.
  8. Учебное пособие для аспирантов

    Учебное пособие
    Философия и методология науки: Учебное пособие для аспирантов/ А.И. Зеленков, Н.К. Кисель, В.Н. Новиков и др. Под ред. А.И. Зеленкова. – Мн.: АСАР, 2007.
  9. Учебная программа для аспирантов и соискателей вузов и научных учреждений Республики Беларусь

    Программа
    Современные тенденции в развитии образования предполагают интенсивное освоение специализированных образовательных программ на постдипломном уровне. В соответствии с отечественными традициями такие программы реализуются в процессе подготовки

Другие похожие документы..