Философия, мировоззрение, культура. Природа философских проблем

Движение – это изменение. Изменение мы можем связывать с различными носителями, а точнее, рассматривать, что изменяется. Например, изменение в мире вне человеческого сознания. И тогда движение – это способ существования материи. Вторая плоскость нашего интереса – изменение материальных объектов. Это взаимодействие. Взаимодействие на всю материю не перенесешь, потому что она одна, ей не с чем взаимодействовать. Третье – один единственный, конкретный материальный объект. У его изменений есть начало и конец, они направлены от начала к концу и закономерны, они носят качественный характер – это уже развитие.

Характеристики движения – объективность, независимость от человеческого сознания; материальность, связь с материальным носителем; движение присуще всем без исключения материальным объектам, оно в этом плане абсолютно; движение относительно; движение прерывно, каждый материальный объект начинает свои изменения, продолжает и заканчивает; движение непрерывно; следовательно, движение противоречиво; движение многообразно, множество форм движения материи, в начале 19-го вв. первая классификация форм движения. Любая наука осваивает некую форму движения. Форма движения – это способ существования каких-то материальных объектов. Носитель механического движения – масса, химического – молекулы, социального – человек. В современном познании создаются новые разнообразные классификации, но опыт этой классификации переносится. Принципы – признание многообразия форм, неразрывная связь с материальным носителем, способ связи форм между собой (каждая последующая форма вырастает из предыдущей или совокупности предыдущей, но полностью качественно к ним не сводится – сущность человека не сводится к химическим реакциям в его организме), классификация должна отражать эволюцию материального мира.

Развитие тоже моделируется в теоретическом мышлении. Моделирование развитие начинается в 19 в. (для биологии) и в 20 в. (для физики и химии). Философия тоже моделирует развитие. Диалектика выступает как теория развития. Исторические формы диалектики:

- диалектика античного мира означает «искусство вести беседу» и его первоначальное употребление в философском смысле связывают с именем Сократа, понимавшим под диалектикой искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений как способ ведения философского диалога. В античности диалектика стала трактоваться прежде всего как метод правильного мышления. Средневековая мысль наследует этот смысл диалектики, понимая под ней логику вообще или искусство различения истины и лжи и т. п. В разных трактовках сохраняется традиция использования понятия диалектика как способа рационального, логического мышления.

- объективно-идеалистическая диалектика Гегеля трактуется как универсальный метод мышления, базирующийся на идеях развития и противоречивости бытия и противоположный методу метафизики, связанной с поиском неизменных принципов и первоначал всей реальности; диалектика на идеалистической основе вне поля зрения науки из-за ее идеалистичности, там речь не о природе, а о некой всеобщей идее; заслуга Маркса – перенос диалектики на материалистическую основу.

Основные законы диалектики призваны зафиксировать:

– источник развития – закон единства и борьбы противоположностей;

– механизм развития – закон перехода количества в качество;

– направленность развития – закон отрицания отрицания.

Развитие многообразно. Все его нюансы фиксируются в системе парных категорий: причина и следствие, необходимость и случайность, часть и целое, содержание и форма, возможность и действительность, единичное – особенное – общее. Все это разные срезы одного и того же процесса развития. Итак, материалистическая диалектика становится теорией развития. В чем ценность этой теории? Она ориентир, указывающий на универсальный метод познания.

  1. Диалектика и синергетика. Синергетическая парадигма в современной науке.

Сам термин “парадигма” вводится Куном в 20-х гг. Имеется в виду некий канон, некое направление деятельности, заданной определенными ориентирами, определенная колея, по которой идет развитие той или иной отрасли знания, определенная исследовательская программа. Когда мы говорим “синергетическая парадигма”, мы задумываемся о том, как определенные понятия, идеи синергетики срабатывают в роли таких ориентиров. Можно сказать, что роль парадигмы в науке в свое время выполняла механика, задавая подходы к решению любой задачи, вплоть до социальных задач. Человек – это тоже машина, только сложно организованная – это мы оказываемся в русле механистической парадигмы.

  1. наука в современных условиях озабочена теоретическим освоением процессов развития, потому что это важно, интересно и насущно;

  2. моделирование развития начинается в философии, исторически первой попыткой моделирования процесса развития выступает диалектика как теория развития;

  3. вместе с достоинствами диалектика обнаруживает ряд недостатков, постклассическая философия отказывается от дальнейшего моделирования развития и вся тяжесть в этом деле падает на науку;

  4. синергетика как концепция, претендующая на теорию развития.

Диалектика вырабатывает понятийный аппарат, категории, основные понятия и связь между ними. В структуру диалектики входят основные законы, и неосновные законы или парные категории, ориентированные на представление развития в разных срезах. Диалектика как философская теория развития – это ориентир для познания. Постклассическая философия не интересуется развитием как таковым, у нее другая проблематика, она интересуется бытием человека в мире, анализирует языковую реальность, занимается проблемами человека в социальной жизни. В этом отношении нет интереса к проблематике природы и моделированию развития. Тогда в культуре эту традицию продолжает наука, и моделирование развития наука осуществляет по своим предметным областям: в биологии, в космологии, в химии и т.д. Среди этих подходов большое значение приобретает синергетика, которая изначально выстраивается как теория самоорганизации. Теорию систем интересуют системы вообще, космологию – развитие Метагалактики, химию – процессы с химическими соединениями, биологию – развитие биологических организмов, синергетику интересует самоорганизация как таковая. Понятийный аппарат синергетики работает на построение модели развития. Синергетика фиксирует новые нюансы: учитывает то, что факторы и результаты их воздействия могут не совпадать по своей значимости, отсюда нелинейные процессы развития; наука всегда пыталась вычленить устойчивое состояние объекта, синергетика же фиксирует процессы, удаленные от состояния равновесия, вариабельных ,неравновесных, непредсказуемых; учитывается элемент случайности. Таким образом, процесс неравновесный, нелинейный, вероятностный. Синергетика дает более детальную и точную модель таких процессов. Понятия: точка бифуркации, аттрактор.

  1. Основные стратегии осмысления проблемы человека в классической и современной философии. Сущность и существование человека.

Одной из основных проблем философии является (начиная с Сократа) проблема человека. К этой проблеме возвращались неоднократно, например, в эпоху Возрождения, в Новое время наоборот, в периферии философского осмысления.

Обострение интереса к проблеме человека в постклассической философии, антропологический поворот. Это вызвано усиливающейся ролью человека в целом в обществе, в природе. Проблема человека поэтому становится одной из центральных проблем философии 20 в. Тогда же обозначаются основные стратегии осмысления проблемы человека. Притом каждая из этих стратегий что-то тянет за собой из классики.

Стратегии можно разделить на два класса по тому, как исследуется сама проблема:

– рассмотрение человека как некоего объекта, объективистская версия, объектный подход; какими свойствами обладает этот объект: естественными (натуралистическая стратегия), мышлением (рационалистическая стратегия), социальными;

– рассмотрение самого человека, субъективистский подход, отталкивающийся от индивидуальности человека.

Натуралистическая стратегия. Человек – это элемент природы, и все в нем естественно, как в природе. И естественно – это прекрасно. Французское Просвещение. У Пушкина “барышня крестьянка” и т.д. У Руссо “цивилизация человека портит”. Человек – очень совершенное природное существо – это один подход. А другой подход – человек – это ущербное животное, существо, задавленное культурой (например, Фрейд и его табу). Следующая версия этого же плана – научный материализм. Речь идет о том, как формируется психический образ. Мысль человека – материальный процесс (почти как вульгарный материализм). Еще есть социобиология. Пытается понять социальные качества человека, отталкиваясь от его биологической природы.

Рационалистическая стратегия. Отличие человека от животного мира в отм, что он может мыслить. Я мыслю, следовательно, я существую, – вот основная черта. Декарт, Гегель.

Социологизаторская стратегия. Идет от Маркса. Сущность человека – это совокупность всех его общественных отношений, в которые он погружен. Чтобы изменить человека, нужно изменить его окружение, а по Марксу – изменить историческую обстановку.

Это все подходы объективистского плана. Каждый из них имеет свои достоинства. Натуралистический – легко прослеживаются законы, они берутся из естествознания, и это позволяет привязать сюда науку. Рационалистический подход – констатирует кардинальное отличие человека от остального мира живых существ, способность к мышлению и критической рефлексии. Социологизаторский подход – дает человеку перспективы решения его проблем. В полной мере этим подходом пользоваться опасно.

Отталкиваемся от человеческой индивидуальности. Къеркегор, Достоевский, Гоголь (“Шинель”). Феноменология. Экзистенциализм. Он исследует просто природу человека (не отдельно биологической и не отдельно социальной, а всей вместе). Человек – это свободное существо, потому что незавершенное существо. Человек обречен на свободу, так как каждую секунду ему приходится чего-то выбирать.

  1. Происхождение человека. Научные и философские концепции антропогенеза.

Происхождение человека – это одна из главных проблем философии и науки, религии, это давняя интенция культуры. Эта проблема так важна потому, что это ключ к пониманию природы человека, его сущности и предназначения в этом мире.

В философии существовали различные подходы ненаучного плана, сформировавшиеся в ту эпоху, когда толковых научных сведений еще не было: креационистский, уфологический.

Потом появились научные концепции, а затем уже философские концепции.

Эволюционная теория появления человека на основе теории классической эволюции Дарвина. Человек стал зарождаться 5 млн. лет назад. Человек появился в процессе естественного отбора в процессе эволюции. Факторы: прямохождение, изменение объема мозга и изменение функции руки. Достоинство: эта версия обладает наибольшей логичностью и согласованностью в объяснении появления человека. Ограничения: нет переходных форм, новые открытия по времени появления древнего человека. Этот подход в 70-е гг. 19 в. позволил философии сформировать свою собственную философскую концепцию происхождения человека: трудовую концепцию антропосоциогенеза (Энгельс). По этой теории, основные факторы формирования человека – труд и речь. Достоинство: эта концепция исходит из главного отличия человека от остального животного мира – способности к трудовой деятельности. Ограничение – не объясняет возникновение эмоционального мира человека, духовной культуры, науки, искусства.

И тогда в культуре 20 в. появляются новые подходы к этой проблеме.

Психоаналитическая концепция Фрейда. Она обратила внимание на то, что ускользало от трудовой концепции. Человек живет в мире культуры. Мир культуры – это система запретов и табу. Культура по отношению к Оно, к глубинным резервуарам человеческой психики носит, репрессивный характер. Объясняет возникновение культуры через тотемирование как стремление защитить свой род путем задания нормативов поведения, возникновение религии. Ограниченность: тотемизм как форма религиозного опыта – это далеко не универсальная вещь.

Семиотическая концепция. Человек здесь – человек символический. Человек как биологическое существо ущербен. Его ущербность в том, что генетически транслируемые программы поведения у него очень расшатаны по сравнению с миром животных. Его инстинкты слабо выражены. Поэтому для него открылась возможность действовать не только в рамках своего вида, но и симулировать с помощью символов деятельность в рамках другого вида. Например, ритуальные танцы перед охотой или военным столкновением как стремление выработать необходимый эмоциональный настрой. Кассире, 20 в.

Игровая концепция. Человек играющий. Впервые предложил Хийзинга. Игра – это действие, избыточное по отношению к материальному производству. Она не направлена на удовлетворение жизненных потребностей. Но игра стимулирует выработку мыслительных способностей. Игра с одной стороны – совокупность правил, с другой стороны – это свобода оперирования в рамках этих правил. Ярче всего игровая деятельность в этом отношении проявляется в языке.

  1. Человек в системе социальных коммуникаций. Ценности массового общества и личность.

1) Философия 20 в. выработала представления о базисных характеристиках человека. Одной из таких характеристик выступает коммуникация.

2) Что такое коммуникация?

3) Какие бывают коммуникации?

4) В соответствие с тем, как трансформируется коммуникация, можно проследить, как развивается человеческое общество. И так мы выходим на массовое общество и массовую коммуникацию.

5) Что такое массовое общество, массовая коммуникация. Какие существуют версии философского анализа массовой личности?

Коммуникация – это знаково-символьное взаимодействие между людьми, несущее в себе смысловую нагрузку. Это смысловой аспект взаимодействия. Пример. На узкой дороге встречаются два велосипедиста. Коммуникативное действие – увидев друг друга, они начинают выруливать так, чтобы не столкнуться. Коммуникативные действия предполагают ориентацию на другого и выявление смысла этой ориентации. Пример классификации типов коммуникаций: индивидуальная коммуникация (небольшое число людей), публичная коммуникация (большое число людей), массовая коммуникация (огромное число людей). Можно структурировать и по другому принципу. Автокоммуникация ­– мы ведем диалог с самим собой, и этот другой в нас – это представитель некой референтной группы, общества, совесть. Герберт Маклюэн в своих работах проанализировал фундамент функционирования общества массовой коммуникации.

  1. Учебно-методическое пособие История и философия науки

    Учебно-методическое пособие
    В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки аспирантов и молодых ученых еще более возрастает. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности
  2. Программа минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь

    Программа
    В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки аспирантов и молодых ученых еще более возрастает. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности
  3. Программа-минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки Введение

    Программа-минимум
    В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки аспирантов и молодых ученых еще более возрастает. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности
  4. Программа-минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. №179 (1)

    Программа-минимум
    Данная программа предназначена для аспирантов и соискателей нефилософских специальностей и рассчитана на углубление общемировоззренческой и общеметодологической подготовки молодых ученых.
  5. Программа-минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. №179 (2)

    Программа-минимум
    В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки аспирантов и молодых ученых еще более возрастает. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности
  6. Программа-минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. №179 (3)

    Программа-минимум
    В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки аспирантов и молодых ученых еще более возрастает. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности
  7. Программа-минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. №179 (4)

    Программа-минимум
    Программа–минимум кандидатского экзамена по философии и методологии наукиПриказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г.
  8. Учебное пособие для аспирантов

    Учебное пособие
    Философия и методология науки: Учебное пособие для аспирантов/ А.И. Зеленков, Н.К. Кисель, В.Н. Новиков и др. Под ред. А.И. Зеленкова. – Мн.: АСАР, 2007.
  9. Учебная программа для аспирантов и соискателей вузов и научных учреждений Республики Беларусь

    Программа
    Современные тенденции в развитии образования предполагают интенсивное освоение специализированных образовательных программ на постдипломном уровне. В соответствии с отечественными традициями такие программы реализуются в процессе подготовки

Другие похожие документы..