Философия, мировоззрение, культура. Природа философских проблем

Социальный статус в современном мире – не такой как раньше, потому что общество меняется. На этапе классической философии – западноевропейская философия выступала вот этим «обоснованием» проекта просвещения, она несла с собой мысль о возможности познания мира и преобразования на разумных началах, она обосновывала эту возможность исследуя природу и самого человека и обосновывала этот тезис, который сквозным образом проходит через всю культуру техногенного общества вплоть до XXв, «Мы мир познаем и в состоянии его разумно преобразовать»– Огюст Конт, основатель позитивизма, посмотрите какие критерии, 20гXIXв строит социальную физику, где отношения между людьми уподобляются отношениями в системе материальных точек, там точно так же действуют приложенные силы, результат; вот калька научного сознания на понимание социального сознания, это первые попытки подойти с научной позиции, какие – это другой вопрос. Дальше, что происходит с самим обществом? Проект просвещения не приносит желаемых результатов и все больше обнаруживает издержки: природу загрязнили, изуродовали, климат изменили, в XXв осуществили геноцид по разному принципу и разрушительные войны продолжаются не смотря на то что они носят локальный характер, они настолько существенны, что некоторые из них называют уже разворачивающееся 3-ей мировой войной, человек стал массовым человеком, одномерным, процесс глобализации приводит к постепенному уничтожению этнических образований, культур и многие другие издержки научно технического прогресса и развития техногенной цивилизации. Проект просвящения с одной стороны очень хорошо воплощен, живем совершенно в других условиях нежели предшественники 3 столетия тому назад, а с другой стороны эти надежды целиком и полностью неоправдались. В таких случаях сразу начинают искать виновного, философия не выполнила своего предназначения, философия не оправдала надежд, философия превращается в литературное творчество, в словесные игры и не более того. Вот эта жестко педалированная позиция за собой имеет тот кризис, который переживает не только современная философия, но и вся духовная жизнь общества. Все культурные программы, мы находимся на точке бифуркации, перестраивается и должен перестроиться геном цивилизации, даже затрагивается незыблемое, святое – наука, Наука виновата, наука зло, науку надо изменить, в лучшем случае придать ей гуманистическую окраску, потому что она гуманистически не окрашена, а вообще сильны антисаентистские настроения в разных версиях, вплоть до появления псевдонауки, отрицания роли и значимости науки в современном мире. И в этих условиях табу с философии не снимается, он по разному оценивается, ее предназначение по прежнему остались практически теми же, но они разные на разных этапах развития. Например в XVIIIв осуществлялось освобождение от религиозных пут, вот эта задача которая осуществлялась Французским просвещением, основная функция была – мировоззренческая, в современных условиях, когда обществом переживается крупнейший цивилизационный сдвиг основная функция – социально критическая: анализ наличного состояния человеческого общества, и человека в этом мире, не только в социальной среде, и попытка прогнозировать, предвидеть, нарисовать возможные версии дальнейшего развития, отсюда в современной философии вот эти исследования получают приоритетное значение в современных условиях, то, что называется глобалистикой в частности, поскольку мы стоим в истоках формирования нового типа по видимому цивилизационного развития, это в данном случае перестройки оснований нашей цивилизации, и в зависимости от того, как выражался Тойнби «Как интеллектуальная элита сможет ответить на этот вызов» с большой буквы, от этого зависит не только благополучие отдельных государств, отдельных цивилизаций, от этого зависит соществование современного человеческого общества, угрозы становятся достаточно весомыми, вот современная глобалистика кстати говорит о том, что человек жил в мире опасностей(со стороны природы), то сегодня человек живет в мире риска, риск связан с теми условиями которые мы создали сами, опасность исхоит не извне, она исходит из нас самих. Вот вызов, с которым сталкивается человеческое общество, он и описывается в современной культуре, кстати не только в философии, но и в религии. Идет увлечение заинтересованности ортодоксальными, восточными религиями – это поиск новых оснований для будущего цивилизационного развития.

  1. Онтология как учение о бытии и его освещение в классической и современной философии.

Философия как особое знание о мире имеет огромную историю, на протяжение которой менялся предмет философии и ее понимание мира. Понятие онтологии возникло в 17 в. как синоним метафизики. Эта проблематика у Аристотеля и его последователей получат название метафизики. Ее суть – стремление к пониманию сущности бытия. Метафизика – умопостижение скрытой сущности мира, то, что выходит за рамки конкретного физического исследования. Онтология – учение о бытие, о скрытой сущности мира, об основах бытия. В 17 в. это онтология созерцания. « версии онтологии: традиционная – онтология как учение о скрытой сущности мира, на которые не претендует конкретное специальное знание озабоченное миром единичных вещей; натурфилософия – попытка построить умозрительную картину природы, сплав неких аксиоматических философских принципов и конкретных знаний определенной исторической эпохи. Отличие: метафизика не интересуется специальными научными знаниями и притоком информации из эмпирических источников.

Категориальный аппарат онтологии достаточно сложен, изменчив: материя, сущность, явление, необходимое и случайное, возможное и действительное, причина и следствие, единое и многое, часть и целое, движение, развитие и. т. д. Все чаще в классической философии начиная с 17 в. под онтологией понимается натурфилософия.

Кант приходит к тому, что человек в своем познании мира предустановлен априорными формами чувственности. Беспредпосылочного знания нет. Умопостигаемый мир всегда пропущен через культуру. Деятельностная парадигма предполагает человека не созерцающего мир в процессе познания, а действующего. Мир дан человеку сквозь призму его действий. Действие понимается в немецкой классике как духовное творчество. Только в марксизме действие – это создание материальных ценностей. Тогда онтология переходит к онтологии человеческого сознания.

Для классики онтология – это философия природы. В постклассической философии рассуждения о природе все больше начинают переходить к науке. Наука сама себе философия, – говорит позитивизм. Тогда натурфилософия просто отпадает. Отказ от метафизической проблематики. От мира природы к миру человеческого бытия и миру языковой реальности, миру символических практик делает переход постклассика. Под бытием уже понимается не только природа, а на первый план выдвигается бытие человека, бытие общества, языковая реальность. Термин “метафизический подход” означает умозрительное, спекулятивное, оторванное от практики, базирующееся на априорных принципах.

  1. Философия и современная научная картина мира. Системно-структурная организация материального мира.

И философия, и наука нацелены на изучение мира природы, и совместно делается попытка дать картину этой реальности. Современная научная картина мира представляет некую модель универсума. Универсум с такими понятиями, как природа, объективная реальность.

Что входит в научную картину мира, какова ее структура?

В системе современных представлений о действительности особая роль принадлежит научной картине мира. Картину мира нам также рисуют и другие формы познания: религия, искусство, мифология. Эти картины мира в современной культуре стремительно уступают место научной картине мира. Это связано со спецификой развития современной цивилизации, где наука выполняет главенствующую роль.

Научная картина мира создается совместными усилиями науки и философии. Ту картину, которую дает только наука, надо вписать в культуру. Философская составляющая вписывает эти знания в культуру. Научная картина мира претендует на моделирование Универсума. Универсум – это мир природы, пропущенный сквозь сферу философского и научного познания. Научная картина мира занимает пограничное место между массивами философского знания и научного знания. В структуру научной картины мира всегда входят представления о природе материальных объектов, о характере взаимодействия, о пространственно-временном континууме, о характере причинно-следственных связей. Классическая наука: неделимая вещь (структуры нет) под воздействием внешней силы в некоторой системе координат претерпевает изменение, описывающееся однозначными законами динамического типа. Квантовая механика: однозначной детерминации нет, вместо этого вероятностная причинность, скорость взаимодействия ограничена.

Научная картина мира являет собой сложное структурированное образование. Важнейший блок ее связан с пониманием структурной организации материального мира. Нужно ввести понятия: система, элемент, структура. Классическая научная картина мира в начале 20 в. не могла объяснить многие эмпирические вещи. Поэтому родилась квантово-релятивистская картина мира.

  1. Природа как предмет философского и научного познания. Коэволюция человека и природы и экологические ценности современной цивилизации.

  1. понятие природы в соотношении с другими понятиями;

  2. как соотносятся философия и наука в постижении природы;

  3. как меняется образ природы, рисуемый философией с учетом науки;

  4. каким он выступает в современных условиях.

До того, как наука предъявила свои возможности в познании природы, эту функцию на себя брала философия, и в частности ­ натурфилософия (метафизическая проблематика и специфика понимания глубинных пластов природного бытия). В понимании природы философия всегда опиралась на развивающуюся науку и формировала определенный образ природы в культуре. Какие образы природы существуют в разное время: мифологический – в античности, натурфилософский – в средние века и новое время, и в современную эпоху – базирующийся на науке. Этот образ природы трансформируется и стержнем сегодняшнего понимания проблемы является тезис “коэволюция человека и природы”. Отсюда целый ряд новых ориентиров в познании природы, в отношении к природе сквозь призму ценностей (напр. экологических) современной цивилизации.

Природа – это: то, что нас окружает, мир вне нас, Вселенная; материя; естественное существование, подчиняющееся определенным законам, вне человека, как среда не сотворенная человеком, противопоставление естественного, природного искусственному; противопоставление природы человеческому обществу. Природа делится на природу первую, естественную, девственную, нетронутую, невинную, и природу, в которой уже побывал человек и внес туда свои изменения. Первая природа – в заповедниках (их все меньше и меньше). На изучение природы нацелена культура человеческого общества, и интерес этот впервые возникает в античности. В античности наука как таковая отсутствует и поэтому всю функцию изучения природы берет на себя философия. С одной стороны – гениальные догадки, а с другой продуцируемое знание часто расходится с истинным положением вещей, потому что не связаны с экспериментом, рассуждения умозрительны и т.д. по мере развития науки изучение природы наукой и философией идет в тесном контакте и в результате происходит формирование научной картины мира. Научная картина мира – это модель природы, модель универсума. В ней есть понятия философского прлана и специальные научные знания. Образ природы в культуре связан со спецификой культуры. Например, в античной философии космоцентризм – восприятие человека как элемент громадного космоса, ощущение единства с природным окружением. Техногенная цивилизация – механическая картина мира, человек противопоставляет себя природному окружению, природа не храм а мастерская, подчинение природы, оправданность насилия над природой. Этот тезис постепенно утрачивает себя во время возникновения экологических проблем (60-е годы 20 в.). Когда появилась эта проблема, вспомнили, что в культуре уже есть модель мирного сосуществования человека и природы – восточная культура, русский космизм и т.д. Развитие этических норм и кодексов с оглядкой на Восток, “биоэтика”. Природа не мастерская, не бездонный резервуар, а самоценность. Теперь это диалог с природой коэволюция человека и природы. Этот термин принадлежит Тимофееву-Крестовскому (советский генетик), понимается как совместная эволюция человека и природы. Организм претерпевает не эволюцию, а изменение совместно с окружающей средой. Эволюция человека идет не в первой природе, а во второй. Коэволюция идет совместно со второй природой. В отношении с природой возникают новые нормативы и устанавливаются экологические ценности. Предлагается концепция устойчивого развития: природопользование должно быть по возможности поддерживающее устойчивое динамическое равновесие, ограничивающее давление на мир природы. Аппелируют к коллективному бессознательному: мы должны оставить чего-нибудь нашим детям и т.д. Ориентир на переосмысление своего отношения к природе – это просто вынужденный ценностный ориентир современной цивилизации.

  1. Принцип глобального эволюционизма в современной научной картине мира.

  1. современная научная картина мира – какая она есть;

  2. какие проблемы подтолкнули науку и культуру в целом к ее формированию;

  3. как возможно было и решение, но решить не получилось, и тут появляется принцип глобального эволюционизма и все решает;

  4. сущность этого принципа и на какие источники в философии и науке он опирается.

Современная научная картина мира – это образ природы как саморазвивающейся, самоорганизующейся системы. Такая картина мира формируется в последнее десятилетие 20-го в. Современная научная картина мира появилась во многом благодаря тому, что были разрешены проблемы, которые стояли ранее перед наукой: с одной стороны нарастание уровня сложности при развитии систем (например, эволюция ведет к усложнению организации организмов), а с другой стороны – нарастание хаотичности (уменьшение энтропии в термодинамических процессах и т.д.) – это противоречие необходимо было преодолеть. Надо было связать два блока знаний – биологический и физический, привязать развитие к неживой природе. Пытались решить это с помощью физикализации биологии. В последнее 10-летие 20-го в. сшить вместе все это позволил принцип глобального эволюционизма. Он постулирует две основные идеи: любой объект представляет собой системное образование; этот объект находится в процессе развития.

  1. Динамическая организация бытия. Диалектика как философская теория развития, основные исторические формы диалектики.

1) понимание бытия как такового, и, в частности, природного бытия невозможно достигнуть без обращения к проблеме движения;

2) определение, что такое движение, каковы его основные характеристики;

3) что такое развитие в соотношении с движением;

4) развитие в теоретическом познании моделируется, кто и как моделирует в теоретическом познании развитие, основные исторические формы диалектики.

Движение как философская категория обозначает свойство изменения, которым обладает любое сущее. Движение – это любое изменение, всякое взаимодействие (Энгельс). В рамках механистической картины мира движение понималось как механическое перемещение в пространстве и времени под влиянием внешних сил. По концепции деизма, например, движение возникает под влиянием сверхъестественных внешних сил, которые затем самоустраняются из мира. А электричество, а тепловые процессы. Тут все к механическому перемещению не сведешь. Поэтому признание мнообразие форм движения. Источником движения выступает не внешний источник, а внутреннее противоречие самого объекта. Тогда движение – это самодвижение.

  1. Учебно-методическое пособие История и философия науки

    Учебно-методическое пособие
    В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки аспирантов и молодых ученых еще более возрастает. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности
  2. Программа минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь

    Программа
    В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки аспирантов и молодых ученых еще более возрастает. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности
  3. Программа-минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки Введение

    Программа-минимум
    В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки аспирантов и молодых ученых еще более возрастает. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности
  4. Программа-минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. №179 (1)

    Программа-минимум
    Данная программа предназначена для аспирантов и соискателей нефилософских специальностей и рассчитана на углубление общемировоззренческой и общеметодологической подготовки молодых ученых.
  5. Программа-минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. №179 (2)

    Программа-минимум
    В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки аспирантов и молодых ученых еще более возрастает. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности
  6. Программа-минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. №179 (3)

    Программа-минимум
    В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки аспирантов и молодых ученых еще более возрастает. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности
  7. Программа-минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. №179 (4)

    Программа-минимум
    Программа–минимум кандидатского экзамена по философии и методологии наукиПриказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г.
  8. Учебное пособие для аспирантов

    Учебное пособие
    Философия и методология науки: Учебное пособие для аспирантов/ А.И. Зеленков, Н.К. Кисель, В.Н. Новиков и др. Под ред. А.И. Зеленкова. – Мн.: АСАР, 2007.
  9. Учебная программа для аспирантов и соискателей вузов и научных учреждений Республики Беларусь

    Программа
    Современные тенденции в развитии образования предполагают интенсивное освоение специализированных образовательных программ на постдипломном уровне. В соответствии с отечественными традициями такие программы реализуются в процессе подготовки

Другие похожие документы..