Философия, мировоззрение, культура. Природа философских проблем

Однако отношение к этой идее не является однозначным и порождает ситуацию острой идеологической конфронтации. С одной стороны, идея устойчивого развития актуализирует внимание на положении слаборазвитых стран, которое требует неотложной помощи со стороны развитых стран в модернизации экономик этих стран. С другой стороны, эта модернизация не может быть осуществлена традиционным путем индустриального развития, для которого уже сегодня нет ресурсных возможностей биосферы. Страны т.н. «3-го мира» утверждают, что эта стратегия способствует укреплению несправедливого миропорядка, выгодна странам с высоким уровнем развития (1 млрд. населения Земли) и неперспективна для остального мира. Кроме того, современные критики концепции устойчивого развития утверждают утопизм ее целей и задач, обращая внимание на отсутствие желания и воли у лидеров мирового сообщества (прежде всего США) последовательно идти по пути ее реализации.

Таким образом, положительные возможности глобализации могут быть реализованы только при условии установлении нового мирового порядка, в контексте новой стратегии развития цивилизации – стратегии устойчивого социального развития.

Было в лекциях, не вошло в вопросы по книге

8. Основные стратегии научного исследования природы.

  1. природа может осваиваться в разных ракурсах, ее можно исследовать под разными углами зрения, поэтому мы можем руководствоваться разными основаниями для выделения различных стратегий в зависимости от используемого инструментария, от предмета, с которым мы работаем;

  2. краткая характеристика стратегий

Детерминистская, эволюционистская, экологическая, синергетическая.

Детерминистская стратегия – утверждается всеобщая взаимосвязь всех явлений природы, и , сталкиваясь с миром явлений, человек всегда нацеливается на поиск причины. В техногенной цивилизации стремление к поиску причины имеет место потому, что перед ней (цивилизацией) стоит задача преобразования природы. А нормально преобразовать можно только зная причину, зная, на что повлиять, чтобы получить желаемое следствие.

Системная стратегия – все рассматривается как система, состоящая из отдельных элементов, между которыми есть связи и которые обуславливают специфическую функцию системы. Эта стратегия задает видение любого объекта не только причинно обусловлено, но и сложным образом структурированного. Когда исследуемые объекты (в раннее время) содержали до 103 частиц, тогда системными и структурными связями можно было еще пренебречь и рассматривать свойства объекта как суперпозицию свойств его частиц. Потом, когда стали исследоваться объекты с числом частиц от 103 до 107, пренебречь этим уже стало нельзя. Поэтому и появился системный подход (в начале 20 в.).

Эволюционная стратегия – предполагает рассмотрение природы объекта в процессе развития (2-я половина 19 в.).

Синергетическая стратегия – 70-е гг. 20 в. – внимание на неравновесные процессы и процессы самоорганизации.

В настоящее время в конкретном научном исследовании данная типология демонстрирует внутренне влияние и взаимосвязь. Перед нами подходы, в рамках которых акцентируется внимание на отдельных нюансах научного познания.

Сегодняшняя природа воспринимается нами как самоорганизующаяся система, как сложное системное образование, претерпевающее процесс эволюции. Какие отрасли знания эти процессы моделируют.

Физико-космологическая стратегия моделирует эти процессы. Концепция расширяющейся Вселенной, цикл наук о Земле, термодинамика неравновесных состояний, синергетика.

Биогеохимическая стратегия – биология, география, химия, генетика и т.д. Цикл наук о Земле. Помогли разработать методы поиска полезных ископаемых. В химии – теория эволюционного катализа – озабочена проблемами самоорганизации в неживой природе – предбиологическая фаза эволюции.

Стратегия социальной экологии – исследование природы с учетом того, что эта природа вторая и в ней присутствует человек. Географическая среда – это среда обитания человеческого общества. Географический детерминизм – события, происходящие в обществе, культурные различия разных цивилизаций пытаются объяснить различными географическими, климатическими, космическими причинами и т. д. Влияние циклов солнечной активности не только на здоровье человека, но и на различные социальные коллизии. Концепция этногенеза Гумилева. Социальная экология – акцент на связку организм-среда, развитие организма можно проследить только в связи с окружающей его средой.

9. Роль биологии в становлении эволюционного стиля мышления.

1) что такое эволюция, что мы имеем в виду под эволюционным стилем мышления;

2) развертка исторического процесса становления и развития эволюционных идей в биологии;

Под эволюцией в современном научном и философском знании понимается развитие – качественные, закономерные, направленные изменения. Наука вынуждена считаться с этими изменениями, с качественной трансформацией изучаемых объектов, с развитием их и она вынуждена поэтому вырабатывать новый инструментарий, поэтому вырабатывается эволюционный стиль мышления. Прежде всего такой стиль мышления применяется в биологии. Эти идеи получают свое развитие в ботанике Линнея, зоологии Ламарка и теории Дарвина. Эти изменения понимались как суммирование, накоплений и изменений организма. Концепция Дарвина впервые дала механизм развития. Вперве не просто констатируется развитие, а описывается оригинальный механизм его. Три момента: наследственность, изменчивость, естественный отбор. С течение времени дарвинизм не остался в рамках сугубо биологического знания, а создал ориентиры для моделирования процессов развития за пределами биологии. Пример – моделирование процессов в обществе, концепция социал-дарвинизма, идеи эволюции механизмов. Дарвинизм становится достоянием не только биологии, но культуры в целом. В этом отношении биология выступает как основание для нового способа мышления. Единицей эволюции у Дарвина была популяция – совокупность организмов одного вида, отделенная от других таких совокупностей естественными условиями обитания.

На горизонте обозначилась синтетическая теория эволюция, соединяющая дарвинизм и генетику, и вырабатывающая на этой основе общий механизм развития. Эта теория еще до конца не сформировалась.

В этом отношении биология может рассматриваться как лидер естествознания (в отношении идеи развития).

21. Основные стратегии исследования социальной реальности в философии.

  1. определение социальной реальности;

  2. социальная реальность – это специфический объект исследования;

  3. есть множество версий освоения этого объекта в мышлении;

  4. эти версии, имеющие между собой что-то общее, можно сгруппировать в основные стратегии, в рамках которых идет развитие нюансов в виде концепций;

Общество – это единство материальных и духовных процессов. Это противоречивое единство общих черт, объединяющих людей в какие-то коллективы, и индивиудальных людей, живущих сами по себе. Можно рассматривать общество как целостное образование, развивающееся по не зависящим от человека законам – объективистский подход, социальный реализм. Индивидуальный человек не интересует, а интересны только общие закономерности. Натуралистическая концепция – рассматривает общество как материальную систему природного происхождения. Социальная физика у Конта – механические взаимодействия. Биологическая версия (Мечников, Спенсер) – перенесение эволюционной концепции на жизнь общества. Это все редукционизм. Социальные потрясения обнаруживают связь с космическими явлениями. Концепция этногегнеза Гумилева. Концепция географического детерминизма.

Следующий вариант описания общества. Общество – это система отношений, но не механических, а производственных. Во внимание принимаются производственные связи, связи не природного, а социального характера. Общество, по Марксу, рассматривается как единое целое, а отдельные индивиды его особо не интересуют. Процесс развития общества предстает не как совокупность случайностей, а как естественный, а следовательно, прогнозируемый процесс. Для марксистсткого подхода характерен наукоцентризм, марксизм становится основой для возникновения научного гуманитарного знания. Маркс учитывал в основном влияние Европы и изучал Европу – европоцентризм. Общество в рамках марксизма – это некая материальная система, у которой есть еще одно свойство, не присущее другим материальным системам – духовная жизнь общества. Ограниченность марксизма – развитие общества по Марксу имеет строго направленный порядок, линейность; акцент ставится на общее, на материальное, один человек в историческом процессе не прописывается, какова роль личности в истории; описывается влияние материальной основы на жизнь общества, а влияние духовной стороны, а мир культуры, а менталитет людей, а искусство и т.д.

Вторая версия – историцизм. Уйти от субъект-объектной оппозиции, обращает внимание на индивидуальное и духовное начало в жизни общества. Для натуралистической концепции важно объяснение, а для историцизма ­ понимание. Есть некая система ценностей. Каждый человек по факту рождения ее застает. Эта система ценностей и ориентиров обладает множеством смыслов, человек для себя этот смысл подчиняет и превращает в действие. Культурологический подход – акцентирует внимание на духовные ценности (Гегель). Психо-аналитическая версия (Хорни, Юнг, Фромм) – акцентирует внимание на важность сферы психики, которая напрявляет жизнь человека, а следовательно, и общества. Философия жизни.

Достоинства концепции историцизма – акцент на духовные ценности, стремление посмотреть на человека и его роль в процессе социодинамики. Но нет явных закономерностей, все основано на индивидуальности, следовательно, трудно прогнозировать.

Поэтому появляется синтетический подход (Вебер). Не только материальные производственные отношения, не только духовное начало, а социальное действие – это действие, в котором участвует человек, обладающий сознанием. Основой выступает социальное действие – это действие, всегда ориентированное на другого и несущее в себе определенный смысл (коммуникация – это проявление социального действия). Человеческая история – это не переход от одних производственных отношений к другим, а это изменение типа социального действия. В архаичном обществе это аффективное действие, потом – традиционное действие, потом – ценностно-рациональное действие, и в конце концов – целе-рациональное действие.

Общество – это сложное структурированное целое. В нем существуют различные подсистемы. Мы поймем, как функционирует общество, когда поймем, как функционируют его подсистемы. Подсистема, обеспечивающая адаптацию с природой – экономика, подсистема, которая вырабатывает цель – политика, подсистема, которая обеспечивает интегрированность, слитность, цельность общества – право, мораль, подсистема, которая обеспечивает воспроизводство общества – система социолизации. Все эти системы обеспечивают развертку процесса эволюции социального организма.

Понимающая социология (Альфред Шюц) – социальные связи это не что иное как реализация выявляемых смыслов в культуре.

Синтетическая теория тоже не умирает. Социальное действие в современных условиях – это коммуникативное действие. Теория коммуникативного действия Хабермаса. Коммуникативный дискурс связывает общество в единое целое. Функционирование общества – это постоянное воспроизводство социальных институтов людьми, которые пытаются в результате дискуссий и рассуждений найти позицию, приемлемую для всех.

И наконец возникает теория социальной практики (Бурдье, фр.). Носительсоциальных практик – агент. Агент – это человек, который действует в социальном пространстве, осуществляя там свои стратегии. Эти стратегии осуществляются под влиянием полученной им информации, а так же под влиянием его личных мотивов и факторов, убеждений, эмоций и т.д. Как баскетболист на площадке замысловато щемится к кольцу. Социальное пространство – это пространство, в котором есть точки напряжения, ресурсы капитала – материального, властный, культурный и т.д.

27. Техника как объект философской рефлексии: основные исследовательские программы.

Техника – это исторически развивающаяся совокупность искусственных орудий, устройств, знаний, навыков, которые позволяют человеку использовать естественные материалы для удовлетворения своих потребностей. Т.е. это все то, что вооружает человека в создании второй природы. К технике относится любое искусственно созданное устройство. Термин появляется у греков (потому что именно греки дают деятельный тип личности и общество, которое стремится к преобразованию окружающего мира) и обозначает все созданное человеком. Традиционное общество пользуется техническими устройствами, но не рефлексируют над этим, для них средства деятельности неинтересны. Техника интенсивными темпами начинает развиваться с 18 в. Поэтому цивилизация, которая на ней базируется, называется техногенной. Она создает техносферу – это искусственно созданные предметы, процессы, явления, окружающие человека.

Философия техники появляется в 19 в. Интерес к технике. Он носит пока характер, не оформившийся еще в систему знаний. А вот оформляются уже эти знания в подраздел философии в 20 в. в Германии. В философии техники существуют разные проблемные поля. Дели их на 2 части. Первое – исследования, обращенные к технознанию. Оно достаточно сложно, развивается. Техника создается в результате реализации технических научных теорий. Все особенности таких теорий сконцентрированы в содержании термина “технознание”. Главным образом эта отрасль разрабатывается в немецкоязычной версии. Вторая и более интересная и традиционная специфика философии техники – антропология техники. Речь идет о технике в культуре. Животрепещущие темы здесь – роль техники в жизни общества, влияние техники на личность человека, на процессы коммуникации, на жизнь общества. И тогда техника – это фактор развития общества – технологический детерминизм. Технико-технологический фактор влияет на социодинамику (в тот момент отслеживался только положительный аспект такого влияния). И тогда развитие общества – это развитие техники.

Неклассическая философия застает технику в другом социальном контексте. Роль техники здесь оценивается в двух версиях.

Техницизм. Техника играет главенствующую, определяющую роль. Концепции индустриального общества, постиндустриального общества. Концепции технократии говорят о том, что изменяется социальная структура под влиянием техники. Появляется класс управляющих, менеджеров, и им должна принадлежать власть. Потому что собственник всегда корыстен, а управляющий представляет интересы общества. Революция управляющих. Технократическая элита. Теория экспертократии. Все жизненные циклы общества организованы, а раз так, можно сказать, они носят технологический характер. Медицинское лечение, образование – это все технология. А кто решает, хороша ли она, или, может, ее лучше поменять. – Эксперт. Вырастает фигура эксперта.

Антитехницизм. Обнаруживает издержки развития техносферы. Версии. Техника – это средство внесения в жизнь общества стандарта. Против стандарта протестует экзистенциализм. Бердяев еще до 1-й мировой войны писал об издержках технологическогопроцесса. Философия жизни – техника огрубляет, обрезает полноту жизни. Неомарксизм, франкфуртская школа. Техника вооружает общество инструментальным разумом, разумом, который, опираясь на инструмент, изменяет жизнь. Но разум этот переносит инструмент за производство в жизнь и становится технологическим разумом. Технологическими становятся отношения, они выстраиваются как технология. Технологический разум становится репрессивным разумом, и он искажает человека, делает его одномерным человеком, придатком машины. Как выбраться отсюда? Экзистенциализм отсюда выхода не видит, философия жизни над этим не задумывается, а социально-критическая философия в лице Маркузе предлагает выход – надо вернуть человеку полноту, радость жизни. Что ему может это вернуть? Это обедненное, искаженное существование одномерного человека должно принести удовольствие чувства, а не только удовольствие мысли в эту жизнь. А удовольствие чувства должен принести Эрос – сексуальная революция.

Появляются подходы синтетического характера. Роль техники в них не отрицается. Техника не панацея от всех бед, она должна быть изменена. Ее роль в жизни общества должна принять гуманистическое измерение. Мемфор, Хабермас. Разрабатывается этика техники. Техника должна быть не угрозой человека, не средством репрессии, а приносить гуманную пользу. Если мы конструируем техническое устройство, то не просто так, как нам диктуют соображения технических расчетов, а оно должно быть сделано эргономичным, чтобы не вызывать утомляемость и другого отрицательного влияния на здоровье человека, который будет на нем работать. Эргономика! Целый ряд требований, которые составляют этос техники – мотив гуманизации, мотив ответственности и т.д.

51. Математизация и компьютеризация современного естествознания.

1. Одна из тенденций развития науки, становление естествознания – появление математизированного естествознания. Наука становится наукой, когда у нее появляется математический аппарат (Маркс).

2. Как меняется содержание научного знания и его инструментарий и социальный институт (наука как знание и как деятельность).

Математизация – применение количественных понятий, формальных логических методов, качественно разрабатывается содержание различных явлений (как расслышал). И нас интересуют количественные параметры и жестко регламентированные связи между ними.

Компьютеризация: закон дается не в форме формул (аналитическая форма), а в форме алгоритмов (процедурная или компьютерная форма). Еще есть лингвистическая форма закона, модельная форма закона.

Компьютеризация меняет характер научного поиска, меняет коммуникативные связи, расширяет объем информации доступный научному сообществу.

Математизация неравномерно проявляется в разных областях знаний, ярче всего в физике. Математизация позже приходит в химию, биологию и гуманитарное знание. В макромире в физике объекты проще. Предпосылка для математизации – однозначные понятия, которые фиксируют количественные параметры, и стремление выявить внутренние логические связи. Гуманитарное знание идет по той же дороге, к примеру, экономическое знание; т.к. очень сложные системы, то здесь модели не носят универсальный характер; дальше, психология тоже начинает математизироваться.

Тенденции к математизации: метод формализации, метод математической гипотезы, метод вычислительного эксперимента.

Какие открывает перспективы математизация, почему положительно окрашена: общественное разделение труда в науке, представление знаний, их передача и генерация упрощается и ускоряется.

Ограничения математизации: систематизация имеет предел, весь процесс творчества не может быть уложен в работу в математическом формализме, т.к. он состоит из двух составляющих – работы с символами в формализме (количественный подход) и мысленного эксперимента (качественный подход).

2. Социальный институт: Коммуникация расширяется, ускоряется, интегрируется, информационныересурсыувеличиваются.

58. Философско-методологические проблемы информатизации и медиатизации современного общества.

1. Понятие информации

2. Понятие информатизации, И.О.

3. Концепции

3.1. 1962 Машлуп – вперв. Использ термин

3.2. Дэниел Белл

3.3. Маршалл Маклюэн – глобальная деревня

3.4. Тоффлер ­–волны

3.5. Авраам Моль – мозаичный тип культуры

4. Преимущества и проблемы медиатизац об-ва

влияние на полит среду

влияние на соц среду

влияние на межличностные отношения

Информация (И.) – (от лат – ознакомление) – одно из ключевых понятий современной науки. До сер ХХ в. термин и использовался в обыденно-житейском смысле как сообщение, сведения. В математической теории информации и кибернетике (1948 г. К. Шеннон, У. Уивер) под И. Стали понимать те сведения, которые уменьшают степень неопределенности у получателя (по каналам связи). В синергетике И. Трактуют как «меру порядка», т.е. как противоположность энтропии, которая является мерой беспорядка, дезорганизации, хаотичности».

В отличие от инф. процессов природы, cоц. И. способна кодироваться и сохраняться в виде культуры. К-ра в этом смысле может пониматься как система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, которые несут необходимую для воспроизводства и изменения социальной жизни информацию. Совершенствование культурных механизмов, обеспечивающих циркуляцию информационных потоков в О. (коммуникацию), сохранение, передачу соц. И. придает О. динамизм и импульс к развитию.

2. В 80-х г.г. ХХ в. качественное изменение информационно-телекоммуникационных технологий привели к т. н. «информ. революции» ( информационная революция» – 2-й этап современной НТР, которая началась в сер. ХХ в.). Можно выделить такие фундаментальные ее направления, которые во многом определяют сегодня направление и качество развития социума и культуры – процесс информатизации и медиатизации общества.

Информатизацией можно назвать быстрый и всеобъемлющий процесс становления и распространения информационно-телекоммуникационных технологий, который становится объективной основой современных цивилизационных изменений общества, культуры и человека. Информатизация – объективная предпосылка формирования информационного, постиндустриального, общества (ИО).

Теоретическое осмысление процесса информатизации общества и его социальных и культурных последствий нашло свое отражение в ряде понятий и концептов – «информационный взрыв», «информационная революция», «информационное общество» «информатизация» и «медиатизация» общества и др., ставшие основой концепции информационого общества (И.О.)

Понятие И.О. обозначает: 1. социологическую и футурологическую концепцию, связывающую будущее человечества с производством и использованием информации, прежде всего научно-технической; 2. принципиально новую стадию существования человечества, общество, в котором информация становится решающим ресурсом развития и высшей ценностью. И.О. как теория – вариант социально-философской рефлексии над И.О. как становящейся новой социальной реальностью.

3.1. Концепция И.О. разрабатывалась рядом исследователей из различных областей обществознания и является вариантом концепции постиндустриализма. Сам термин "информационное общество" впервые использовал еще в 1962 году американский экономист Фрэнсис Машлуп. Машлуп первым обратил внимание на рост потребности в высоко квалифицированном (информационно насыщенном) труде во всех основных сферах промышленности США.

3.2. Дэниэл Белл рассматривал рост влияния информационных ресурсов в общественной жизни как решающий фактор становления нового "постиндустриального" общества, свободного от противоречий и недостатков предыдущих общественных систем. По мысли Белла, информатизация труда ведет к росту творческой активности и самостоятельности работника, освобождая его от стандартной работы на "глобальном конвейере" индустриального типа.

3.3. Маршалл Маклюэн, разбиравший влияние нового информационного порядка на общественные умонастроения, определил его как оформление "глобальной деревни". В такой "деревне" частная жизнь людей существенно зависит от многообразных и равно доступных источников информации, данные которых чаще всего принимаются на веру и не оцениваются критически. В глобальной деревне торжествует новая информационная мифология, которую создают масс-медиа.

3.4. Элвин Тоффлер, выдвинул идею "Третьей Волны" -- новой стадии существования культуры и человека в пространстве культуры. Третья Волна приходит на смену Первой (характерной для традиционно-аграрной культуры) и Второй (отражающей особенности индустриального общества). В первом случае человек в процессе социализации усваивал набор стандартов поведения в рамках "малого" культурного пространства своей семьи, деревни, общины и т.п. Во втором – столь же автоматически принимал ценности "большой" культуры своей страны, нации. Общество Третьей Волны, по Тоффлеру, дает человеку возможность свободного движения в пространстве культуры, право самостоятельного выбора жизненного сценария из многообразия информационных предложений. Мир теряет привычную целостность, но это естественная плата за прогресс.

В экономике процесс информатизации имеет несколько форм проявления. Во-первых,информация становится основным ресурсом общества вместо природных ресурсов. Как и производственные, эти ресурсы можно планировать, финансировать, контролировать через компьютерную базу. В обществе быстро развивается информационная индустрия, в которой выделяют «первичный информ. сектор» - информ. продукты (книги, передачи) и услуги, а также «вторичный информ. сектор» - те продукты и услуги, которые обеспечивают производство, переработку, хранение, распространение информации - информационные технологии. Во-вторых, процессы информатизации интегрируют мировую экономику в глобальную систему, четко скоординированную через телекоммуникации. Оба процесса взаимосвязаны и взаимообусловлены. Эти изменения в экономике инициируют потребности в соответствующих кадрах, правовом обеспечении, изменениях культуры и коммуникации и т.д.

3.5. Французский исследователь Авраам Моль связывает становление И.О. с формированием принципиально нового типа культуры. Моль предлагает называть его "войлочным" или "мозаичным". Вся предшествующая культура строилась по принципу жесткой иерархичности и системности, стремясь обеспечить максимальную упорядоченность общественных отношений и ценностных ориентаций.

Современная «мозаичная» культура строится принципиально иным образом. Поскольку высшей ценностью в ней становится информация, социализация как процесс освоения определенной "культурной роли" превращается в погружение в хаос разноплановой, противоречивой информационной среды. Образованность больше не является условием успеха. Системность знания уступает место умению непринужденно передвигаться на различных уровнях информационного пространства. Культурная программа индивида постоянно меняется, не успевая стать частью личного опыта. Подобные трансформации в чисто практическом аспекте оказываются достаточно успешным, однако приучают пользователя к упрощенному, "рекламному" стилю отношения к действительности. Сведения о мире формируются на уровне поверхностного знакомства, «яркой картинки". Единственная объективная характеристика информационной среды – не качество, а плотность, насыщенность. Прежние поиски оптимальной формы управления обществом сменяются стремлением создать максимально эффективный "творческий беспорядок", возвращающий индивиду свободу выбора формы и содержания информационных контактов. Как отмечает А. Моль, распространение подобного стиля присутствия-в-культуре создает принципиально новые формы культурной идентичности – самоопределения личности в системе культуры. Для "мозаичной" культуры информационного общества характерен широкий спектр возможных ценностных ориентаций и стилей жизни. Основанием для "прописки" в культуре здесь становится выбор конкретной модели информационного обмена. Многообразие выбора (вербальное общение, кино, электронная почта, телевидение, кабельные сети, компьютер, правительственные базы данных, электронные информационные бюллетени, дискуссии on-line или chats, FM радио и т.п.) создает возможность самореализации в качестве партнера по сетевой игре, делового партнера, участника профессиональной группы, подписчика электронного бюллетеня, одного из группы сетевого общения – "чата" и т.п. В этой культуре разрушаются привычные системы ценностей, она хаотична и фрагментарна, в ней нет единого "плана" и четкой социальной иерархии. Характерной чертой современного информационного пространства становится его принципиальная нелинейность.

В таком обществе и культуре «информационный взрыв» сопровождается новым витком развития «4-й» власти (наряду с традиционными ветвями) средств массовой информации и коммуникации - масс-медиа, (СМИ). Материальной основой СМИ являются технические устройства, позволяющие быстро передавать и тиражировать информацию. СМИ выполняют просветительную, образовательную, воспитательную, коммуникативную, регулятивную функции в обществе: они формируют шкалу ценностей, влияют на моду и стиль общения, диктуют политический выбор и определяют объем продаж товаров и т.д.

4. Бесспорные преимущества новых информационных технологий – это оперативность, высокая скорость коммуникации, достаточно широкая база данных практически по всем сферам жизни общества и уникальная возможность построения бесцензурной культурной среды. Масс-медиа приобретают все более явный статус одного из основных культуротворческих факторов и факторов политической, экономической, социальной и культурной интеграции мирового сообщества. Вместе с тем процесс информатизации и медиатизации общества и культуры сопровождается рядом неоднозначных процессов.

Информатизация и масс-медиа влияют на политическую среду. С одной стороны, новый информационный порядок трактует массовость прежде всего как общедоступность и предельную демократичность информационных источников, что способствует контролю общества над государством и пресечению злоупотреблений властью. Однако при этом возникает феномен информационной цензуры. То, что не попало в масс-медиа практически не влияет на жизнь общества. "Этого не было, если об этом не рассказали в вечернем выпуске новостей". Если государство, например, является монопольным собственником масс-медиа (как в СССР), доступ людей к многообразию достоверной социальной и политической информации ограничивается, если не прекращается вовсе. Еще одна проблема связана с возможностью внешнего контроля за работой пользователя информационной сети путем отслеживания посещаемых им Web-страниц и адресов электронной почты, с созданием "информационного досье". Это создает возможность нарушения целого ряда естественных, гражданских, политических прав человека.

С одной стороны, новая информационная реальность может привести к кризису общественных систем, основанных на доминирующей власти замкнутых правящих элит и идеологической монолитности. С другой стороны, национальные политические и экономические элиты сменяются транснациональными, контроль за которыми практически невозможен. Новая информационная среда формирует новый тип социального действия, основанный на активном поиске оптимальных условий для личностной самореализации. В качестве наиболее характерного образца культурного поведения "позитивный идеологический плюрализм" все чаще приходит на смену "тотальной лояльности стране и нации".

Меняющаяся медиа-среда существенно меняет среду социальную. С одной стороны, она становится основой для развития многообразных и доступных форм образования, меняя при этом качество и численность среднего класса. Масс-медиа информационного общества из "формовщика сознания" превращаются в создателей своеобразного поля возможностей, многообразия информационных предложений. С другой стороны, возникает структурная безработица, когда лишенными рабочих мест оказываются те, кто не владеет компьютером и не знаком с основами работы в Интернете -- Всемирной Паутине. Формируются новые формы профессиональной занятости, когда благодаря Интернету политические границы и географическая отдаленность перестают быть препятствиями для продуктивной совместной работы.

Информатизация и масс-медиа вторгаются в сферу межличностных отношений и процессы общения людей, меняют их поведение. С одной стороны, локальное информационное пространство как своеобразный "информационный двойник" индивида одновременно и защищает человека от нежелательного или ненужного /"агрессивно-репрессивного"/ воздействия социальной среды, и обеспечивает его необходимыми и подобранными "по росту" каналами социальной коммуникации. С другой стороны, идет сокращение числа "живых" человеческих контактов, перевод социальных отношений в виртуальную форму. Возникают и новые модели отклоняющегося поведения - хакеры,, сетевые авантюристы, дрейфующие по Интернету в поисках острых ощущений, сетевая порнография и так называемый "киберсекс", сетевое мошенничество, переброса крупных средств на чужие банковские счета путем "подбора" ключа или подделки данных подлинного пользователя.

Как мы видим, новые социальные реалии прямо не зависят от взаимоотношений масс-медиа и власти. Интернет и масс-медиа - не гарант демократических свобод, а лишь одна из их возможных предпосылок. Компьютеризация меняет структуру занятости, но не способна изменить политических или религиозных убеждений пользователя. Масс-медиа оказываются лишь средством, пригодным для действия в любом желаемом направлении. Новая информационная культура предлагает нам практически то же, что и традиционная: не саму гармонию, а ее возможность. В информационном обществе гармония становится личным делом каждого. В той мере, в какой индивид оказывается способным эффективно подключиться в медиа-систему и продуктивно регулировать свои взаимоотношения с ней. Таким образом, в контексте имеющихся тенденций развития передовых стран ИО можно определить как такое, в котором информация и уровень ее использования меняют качество жизни, перспективы экономического и социального развития.

  1. Учебно-методическое пособие История и философия науки

    Учебно-методическое пособие
    В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки аспирантов и молодых ученых еще более возрастает. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности
  2. Программа минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь

    Программа
    В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки аспирантов и молодых ученых еще более возрастает. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности
  3. Программа-минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки Введение

    Программа-минимум
    В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки аспирантов и молодых ученых еще более возрастает. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности
  4. Программа-минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. №179 (1)

    Программа-минимум
    Данная программа предназначена для аспирантов и соискателей нефилософских специальностей и рассчитана на углубление общемировоззренческой и общеметодологической подготовки молодых ученых.
  5. Программа-минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. №179 (2)

    Программа-минимум
    В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки аспирантов и молодых ученых еще более возрастает. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности
  6. Программа-минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. №179 (3)

    Программа-минимум
    В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки аспирантов и молодых ученых еще более возрастает. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности
  7. Программа-минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. №179 (4)

    Программа-минимум
    Программа–минимум кандидатского экзамена по философии и методологии наукиПриказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г.
  8. Учебное пособие для аспирантов

    Учебное пособие
    Философия и методология науки: Учебное пособие для аспирантов/ А.И. Зеленков, Н.К. Кисель, В.Н. Новиков и др. Под ред. А.И. Зеленкова. – Мн.: АСАР, 2007.
  9. Учебная программа для аспирантов и соискателей вузов и научных учреждений Республики Беларусь

    Программа
    Современные тенденции в развитии образования предполагают интенсивное освоение специализированных образовательных программ на постдипломном уровне. В соответствии с отечественными традициями такие программы реализуются в процессе подготовки

Другие похожие документы..