Философия, мировоззрение, культура. Природа философских проблем

Сегодня начинает играть роль специфика не этнического не национально-государственного, а развития Востока и Запада.

Философия Востока и Запада, это такие мотивы знаний внутренне деференцированные что противопоставлять их можно по некоторым только принципам.

Чем они отличаются эти типы философского мышления, если мы соотнесем их с культурными традициями разных цивилизаций?

4.1. Из специфики развития – специфика культурных программ в формировании которых принимает участие философия (культурная программа Востока направлена на поддержание единства с внешним миром, Западная – на освоение мира, поэтому ядром этой культуры со временем становится наука).

Цивилизации Востока отличаются от цивилизаций Запада 1) для всех цивилизаций Востока характерно стремление к единению с окружающей средой, акцент в культуре на этот же момент, а в Западной цивилизации – подчинение природы, ее преобразование; в восточной цивилизации человек ощущает себя существом которое обязано восстановить и поддерживать связь с природой, поддерживая эту гармоническую связь, а на Западе человек ощущает себя противопоставлением природе, как существо отличное от природы, которое стремится к гармонизации засчет преобразования природы.

4.2. Специфика культ. программ разная – значит и специфика фил. разная(там на традиции здесь на инновации, там на поддержание гармонии с религией, здесь появление светской фил. , там фил. претендуюцая на воспроизведение духовного опыта в новых и новых поколениях, здесь появление новых желательных или не желательных моделей будущего развития общества, природы и человека)

Культура (это же геном цивилизации, она создает практики) – если задача обретение единения с природой то в культуре превалируют формы духовного освоения ориентирующие человека на этом пути, поэтому Восточная философия отличается традиционностью(никаких преобразований, страшатся преобразований, отсюда термин китайской философии «как страшно родиться во время перемен» ), традиция – суперценность, на Западе суперценность – новация, там инновационный путь развития, отсюда сверхвыражение этой ценности – гнига рекордов гинеса «кто дальше плюнул против ветра», эта цель острее проблемы, там традиция, здесь новация, следовательно философия Востока ориентирована на поддержание традиций, на воспроизведение традиций, поэтому философия Востока накрепко связана с религией, и там мы имеем дело с нерасчлененным философским комплексом. Что такое Даосизм – это и религия и философское учение. Итак религиозные и философские идеи связаны и переплетаются в единое целое. На Западе с тенденцией на инновацию, на изменение мира, на преобразование традиция отсупает на второй план, и философия как и культура занимается прорисовыванием картин возможных миров(Лейбниц называл математику – «наукой о возможных мирах» ). Итак в теоретическом мышлении в этой культуре прорабатываются новые возможные модели, и идет их расценка: хорошо – плохо, конструктивно – не очень, полезно – нет, будем воплощать в жизнь – нет (это специфика цивилизационного развития). Тогда философию характеризует то, что наряду с религиозной существует светская философия, и причем важнейшую роль начиная с античности играет разрыв между религиозным комплексом идей и философским.

4.3. Проблемные поля Восток челочек, запад человек – мир, мир и только потом человек.

Философию XX века не интересует проблема природы как таковой, это проблемное поле науки, фил. занимается исследованием того, как наука исследует природу.

Еще один параметр – проблематика. Проблематика для Восточной философии остается практически одной и той же, это очень медленно развивающееся традиционное общество, и большое место среди проблем, уже потом это привлекает Западного человека в XIX в , он в своей культуре этого не находит, это проблема самого человека, философия обращена к миру через человека, мир интересен только через соотнесение с человеком, потому что человек вынужден гармонизировать отношения с этим миром, в Восточной фил. очень слабо выражена натурфилософия, есть какие-то элементы, но не более как отдельные идеи, а не целые концепции, целые проблемные поля. Западная фил. на протяжении долгого времени проблемы человека как таковой не сущесвовало, если взять античность, человек был интересен (у Сократа) тем как он познает мир, и потом в эпоху эллинизма «Как жить в постоянно меняющемся мире» – варианты: стоики, эпикурейцы, киники современные циники и больше ничего о человеке, философская антропология начинает складываться в середине XIX в. Философия нового времени к человеку безучастна, он ей в принципе не интересен. Проблематика, разнесение акцентов тоже различны. Западная философия античности – это зародыш в будущем техногенной цивилизации, там есть все что развивается в техногенной цивил., так безучастна культура к самому человеку, потому что она нацелена на переработку объекта и превращение его в продукт. И поэтому в истоках ее интересует именно внешний мир, а потом естествознание, следующий этап середина XIXв технознания, к концу XIX в научно-гуманитарное знание, а человек как проблема, это вторая половина XX столетия. Взрослеющая цивилизация понимает, что нужны знания не только о природе, но и об обществе, его устройстве, и о человеке, носителе этих преобразований, но это идет постепенно.

4.4.Философия Востока она безымянна за редким исключением, особенно это касается индийской философии (кстати китайская имеет своих авторов, здесь письменная история насчитывает около 5 тысяч лет, они все именовали, и все датировали, в индии перед нами свод текстов, который невозможно связать какими-то именами, и практически невозможно установить их хронологическую принадлежность какому-то времени, более того эти тексты представляют собой постоянное воспроизведение, трактовку, нюансировку уже имеющихся идей, основная задача воспроизвести духовный опыт учителя, не знания, а его духовный опыт, поскольку эти знания связаны практикой медитации, внутренней работой над собой, и усвоение не только информации в чистом виде, но и духовного опыта учителя, отсюда фигура гуру и ученика у его ног, который пытается максимально вписаться в эту систему и воспроизвести опыт учителя ). А на Западе уже в эпоху античности фигура учителя и отца разрываются, уже там появляются эти бродячие учителя мудрости, учитель и отец не в одной ипостаси, соответственно речь идет конечно о усвоении традиций, школа Платона существовала более тысячи лет, но основа в данном случае не традиция, а попытка эту традицию переосмыслить и «взломать», у этих «взломщиков» всегда есть имена, это постоянная привязанность к событиям в жизни об-ва, это всегда бесконечные новации, это всегда выбрасываем на культуру проекции разных миров – социального, культурного, человеческого, философия предлагает этот спектр об-ву и предлагает выбрать, оценить, поэтому в философии наибольшую ценность получает не решение вопроса, а постановка проблемы. Кстати и в науке тоже, запоминаются люди не только решившие вопросы, но и поставившие фундаментальные проблемы.

Итак : Характер развития цивилизаций, отсюда смещение акцентов по разным параметрам.

  1. Основные исследовательские стратегии в классической и постклассической западноевропейской философии.

1.Констатация того что философия многолика, но тем не менее этот массив может быть структурирован, выделена классическая и посткласическая философия.

1.Западно-европейская философия развивается на протяжении длительного отрезка времени, демонстрируя многообразие школ, подходов, методов, которые в конечном счете могут быть отнесены либо к классической либо к постклассической философии.

2. Хронологические рамки.

3. Отличительные особенности

4. Общее в классике и постклассике.

5. Констатация того что основные стратегии развития, не возможно вычленить на протяжении всего массива, поскольку точка разрыва, примерно середина XIXв, поэтому в классике одно основание для выделения, в постклассике другое, вытекающее из их специфики

Стратегии развития классики и постклассики.

Классика: основной вопрос философии

- что первично материя или сознание

- познаваем ли окружающий мир

Постклассика (течение, от чего отказываются в кл.ф.,какую цель выбирают):

- социально-критическая (Марксизм, отк. От созерцат., эмансипация ч.)

- аналитическая ( __ , от рассмотрения проблемы субстанции мира,

прояснение языка, а следовательно мира)

- социально-феноменологическая (нет человека вне мира, ОВФ снимается,

человек в жизненном мире)

6. И в заключение констатация того, что эти чистые линии развития накладываются друг на друга, что приводит к концу века к образованию гибридных комплексов, в частности примером является современная герменевтика

2.Классическая философия – до середины XIXв. , постклассическая – следующий этап. В середине XIXв. в развитии философии мы наблюдаем разрыв, и поэтому стратегии, единые, цельные тоже развиваются, и поэтому имеет смысл говорить о исследовательских стратегиях классической философии отдельно, и о постклассической тоже отдельно, потому что постклассическая ф. кардинально отличается от классической.

3.Основные отличительные признаки. классическая теория претендовала на охват всех проблем, строятся грандиозные системы в которых содержится знание о всех проблемах природного, социального, духовного развития. Для постклассики характерна фрагментаризация проблемных полей, постклассика в различных теориях направлена на решение отдельных «не больших » казалось бы, но очень важных проблем, проблемное поле диффиренцируется – философия права, философия политики, фил. науки. Поэтому непрерывная стратегия разрывается в этой точке.

Постклассику от классики отличает откат от одинарной позиции человек-мир которая характерна для классики.

Ее отличает понимание познания, в классике это беспредпосылочное знание, знание с чистого листа, осуществляемое биологическим субъектом, в постклассике это социальное существо, знания опираются всегда на традиции, есть некие априорные формы знания, которые идут от культуры, противопоставление человека миру вообще снимается.

И снимается преславутый вопрос «что первично материя или сознание, дух или природа» - этот вопрос не корректен для (пост(моя редакция))классической философии.

В классике рационализм доведенный до жесточайшей степени, а в постклассической философии идеи иррационализма, хотя рационализм тоже сохраняется, но он не занимает собой весь массив философского знания, иррационализм – признание внерационального или не рационального начала в мире.

Понимание исторического процесса и социальной реальности: классика – идея исторического прогресса, линейной направленности человеческая история, исторический оптимизм (рождается цивилизация XVIIIв ), постклассика – не линейные модели социального развития, в ряде случаев отказ от самого термина прогресс, в меньшей степени исторический оптимизм, в большей степени построение антиутопии, весьма пессимистического звучания, за этим различием скрывается перестройка оснований техногенной цивилизации, ее вхождение в новую фазу, кто говорит что это новая фаза, кто говорит что это новая цивилизация– информационное или постиндустриальное общество, но то что крупнейший цивилизационный сдвиг это очевидно, и этот сдвиг в нашем восприятии предстает в виде кризиса, кризис не как упадок, распад, кризис как перестройка оснований, ориентиров, это прежде всего духовный кризис, антропологический кризис, социальный кризис. В конце XX о кризисе мы знаем отовсюду – пресса, телевидение, значит цивилизация свой геном свои программы деятельности вынуждена перестраивать, иначе кризис экологический, инче деградация, иначе гибель. Это мироощущение отличается от мироощущения в XVIII в и в начале XIX в.

4. Если это и разные явления, то все равно есть общность. Общность в выполнении своей основной функции, своего основного предназначения – рефлексии над основаниями культуры, и оценивая эти основания, рисует картины возможных миров, т.е. философия осмысливает бытие, узнает она о нем из науки, из мира искусства, из всех фрагментов духовной жизни общества, она их переосмысливает и продуцирует возможные варианты развития. Пример: современная постмодернистская философия рисует картину мира в этой картине мы видим истоки того, что уже есть, на основе этого вырастает мир – хаос, мир-калейдоскоп, мир, в котором господствует случай, мир, в котором нет никакой закономерности, эти мотивы из реальности, в которой живет современный человек и современное общество, далее в этом мире нет никакого прогресса, нет никакого направленного изменения, образ– ризома: движение во все стороны сразу, движение нелинейное, человек понимается, как номад-кочевник, в мире формаций, виртуальном пространстве, в коммуникациях (Интернете), отсюда человек это номад испытывающих эйфорию в коммуникациях. Это образ не воплощенный целиком и полностью, где больше, где меньше, в нашем обществе еще нет, на Западе в большей степени, и когда фил. предъявляет такой образ обществу, это зеркало, в которой общество может посмотреться, нравится – прекрасно, движемся в том же направлении, не нравится, значит надо что-то делать, постмодернистская философия не учит как надо поступать, она говорит, как меняется мир, и в этом ее заслуга, она полна критицизма, она этот мир очень критически представляет в своих теоретических построениях. Так вот оснавная функция философии именно в этом, посмотреть на мир, мир природы, мир об-ва, мир человека, увидеть в нем зародыши этого будущего. Философия всегда плюралистична..

Еще разок Философию классическую и постклассическую объединяет рефлексия над миром полученной информации, в основании культуры, она все время работает с базисными понятиями культуры: человек, общество, благо, свобода, субъект познания, объект познания – это базисные понятия культуры, они еще называются универсалии культуры, основополагающие сквозь призму которых мы воспринимаем мир, и философия все время к ним возвращается, критически переосмысливает содержание, это ее всегда объединяет в разных версиях.

  1. Классика базируется на противопоставлении человека внешнему миру, отправная точка – ОВФ, постклассика – проблема сама по себе соотнесение с классическим наследием и понимание своего предназначения – основания для выделения, т.е. не основной вопрос философии а другие параметры, если мы отталкиваемся от этих параметров, то круг вопросов, соотнесение с классикой, что принимаем, что отталкиваем, понимание предназначения, тогда 3 основные стратегии, характеристики стратегий по заданным параметрам

У классики свои стратегии развития, у постклассики свои. Они не могут быть общими, потому что принципиально отличаются друг от друга. Классика – основные стратегии:

Отправная точка классической философииОсновной Вопрос Философии – это отношение человеческого сознания к внешнему миру, человек – мир. Человека от всего мира отличает наличие внутреннего мира, сознания. Тогда ОВФ – это отношение сознания к внешнему (почему-то материальному, ну может быть для классической философии только к материальному), и тогда решения основного вопроса философии и задает стратегии. Первая сторона ОВФ – что первично материя или сознание, вторая сторона – познаваем ли окружающий мир, это и есть стратегии, в решении этого вопроса.

  1. Учебно-методическое пособие История и философия науки

    Учебно-методическое пособие
    В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки аспирантов и молодых ученых еще более возрастает. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности
  2. Программа минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь

    Программа
    В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки аспирантов и молодых ученых еще более возрастает. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности
  3. Программа-минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки Введение

    Программа-минимум
    В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки аспирантов и молодых ученых еще более возрастает. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности
  4. Программа-минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. №179 (1)

    Программа-минимум
    Данная программа предназначена для аспирантов и соискателей нефилософских специальностей и рассчитана на углубление общемировоззренческой и общеметодологической подготовки молодых ученых.
  5. Программа-минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. №179 (2)

    Программа-минимум
    В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки аспирантов и молодых ученых еще более возрастает. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности
  6. Программа-минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. №179 (3)

    Программа-минимум
    В современной социокультурной ситуации роль и значение философско-методологической подготовки аспирантов и молодых ученых еще более возрастает. Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности
  7. Программа-минимум кандидатского экзамена по философии и методологии науки Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г. №179 (4)

    Программа-минимум
    Программа–минимум кандидатского экзамена по философии и методологии наукиПриказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г.
  8. Учебное пособие для аспирантов

    Учебное пособие
    Философия и методология науки: Учебное пособие для аспирантов/ А.И. Зеленков, Н.К. Кисель, В.Н. Новиков и др. Под ред. А.И. Зеленкова. – Мн.: АСАР, 2007.
  9. Учебная программа для аспирантов и соискателей вузов и научных учреждений Республики Беларусь

    Программа
    Современные тенденции в развитии образования предполагают интенсивное освоение специализированных образовательных программ на постдипломном уровне. В соответствии с отечественными традициями такие программы реализуются в процессе подготовки

Другие похожие документы..