Ерситет (новочеркасский политехнический институт) комплексная система гарантии качества образования юргту (нпи) новочеркасск 2 011

80

М ИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(НОВОЧЕРКАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ)

КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА

ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ЮРГТУ (НПИ)

НОВОЧЕРКАССК

2 011

УДК 378.091.014.5:005.6

ББК 74.58

Щ 61

Рецензенты: Ткачев А.Н., докт. техн. наук, профессор;

Лачин В.И., докт. техн. наук, профессор;

Карпова Г.Ф. докт. пед. наук, профессор

Авторы-составители: Щербакова Л.И., Ревин И.А.

Комплексная система гарантии качества образования ЮРГТУ (НПИ) / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т. – Новочеркасск : ЮРГТУ(НПИ), 2011. – 73 с.

Комплексная система гарантии качества образования в ЮРГТУ (НПИ) представляет собой практическую модель реализации системы менеджмента качества университета, а именно исполнение разработанных нормативно-методических документов, определяющих содержание, технологии, методы и средства работы всех структур и должностных лиц, по повышению качества образования и формированию профессиональных компетенций выпускников. Анализируются аспекты реализации стратегии университета по улучшению качества образования и других видов деятельности с целью повышения удовлетворенности потребителей: обучаемых, их родителей, работодателей, государства и общества в целом.

В разработке концепции, структуры и содержания комплексной системы гарантии качества образования принимали участие руководители университета и отдельных подразделений. Предназначена для преподавателей, сотрудников, студентов, партнеров ЮРГТУ (НПИ).

УДК 378.091.014.5:005.6

ББК 74.58

 Южно-Российский государственный технический университет, 2011

 Авторы, 2011

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап развития системы высшего профессионального образования в качестве главного критерия оценки эффективности деятельности образовательных учреждений устанавливает позиции выпускника на рынке труда. Подготовку перспективного, конкурентоспособного специалиста можно осуществить только на основе повышенных требований к учебному процессу. Данное утверждение базируется перспективности развития человеческого капитала, который включает врожденные способности и таланты, состояние здоровья, экономическое благосостояние, а также образование и приобретенную квалификацию. Система образования становится важнейшим показателем уровня жизни населения и входит в расчет индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), рассчитываемого Организацией Объединенных Наций (ООН).

В XXI в. инвестиции в человеческий капитал - вложения денег и других видов ресурсов в образование, воспитание, культуру в целом молодого, подрастающего поколения в глобальном плане будут определять геополитическое положение государства. Новые образовательные стандарты ставят перед образовательными учреждениями задачи обеспечения необходимого уровня образования путем формирования внутренней системы качества, которая, с одной стороны должна базироваться на фундаментальности знаний изучаемых дисциплин, а с другой – максимальной ориентации на требования работодателей.

Вузы как открытые социальные системы должны определить внутренние компоненты системы гарантии качества образования, а также механизмы взаимодействия с заинтересованными социальными партнерами. Главная задача комплексной системы гарантии качества образования заключается в постоянном мониторинге образовательного процесса, направленного на выявление несоответствий требованиям стандартов и своевременное проведение корректирующих мер.

Внутренний мониторинг качества образования выступает как неотъемлемый этап подготовки вуза к внешней экспертизе со стороны потребителей образовательных услуг и профессионального сообщества - государственной и общественной аккредитации образовательного учреждения.

  1. ВУЗЫ И СИСТЕМА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

    1. Проблема качества образования: теория и практика

Расширение спектра образовательных услуг и развитие сектора негосударственных вузов на фоне демографического спада в России ставят задачу поиска оптимальных путей и способов обеспечения конкурентоспособности российских вузов на региональном, национальном и мировом уровнях. Одним из направлений ее решения является применение современных подходов к управлению качеством образования. Современный рынок образовательных услуг характеризуется высокой степенью конкуренции. Причем в среднесрочной перспективе она усилится, поскольку существенное воздействие будут оказывать стратегические приоритеты повышения доступности и качества образования, последствия интеграционных процессов в мировом образовательном пространстве, планируемое вступление России во Всемирную торговую организацию, а также уменьшение абсолютного количества абитуриентов в стране. В настоящее время успешность деятельности вуза и высокая конкурентоспособность его услуг определяется, прежде всего, не ценовыми факторами, а качественными характеристиками, которые являются его основными конкурентными преимуществами.

Предпосылки формирования рыночных отношений в российской системе профессионального образования появились еще в период «перестройки» конца 1980-х годов. Первым шагом был отказ государства от централизованного финансирования системы дополнительного профессионального образования (ДПО) и перевод всех отраслевых институтов повышения квалификации на прямые договоры с потребителем услуги. Это было важно с точки зрения формирования рыночного качества, но реализация этой идеи совпала по времени с периодом первого передела собственности в России и с глубоким кризисом промышленности.

В высшем профессиональном образовании (ВПО) процессы коммерциализации и формирования конкурентной среды развивались не так резко. Начало им положили интенсивно создававшиеся в начале постсоветского периода коммерческие высшие школы и внебюджетная образовательная деятельность государственных вузов. Первоначально государство ограничивало количество внебюджетных студентов 25 процентами от общего годового контингента. Но трудности с бюджетным финансированием в конце 1990-х побудили учредителя снять с подведомственных государственных вузов этот барьер. Таким образом, рынок пришел и в систему ВПО, а в вузах во весь рост встала проблема управления качеством с учетом позиции рынка. Однако, переход системы образования на рыночные механизмы функционирования сопряжен с целым рядом проблем, связанных с самой спецификой образования как вида деятельности.

Безусловно, дать исчерпывающее определение термину «образование» весьма проблематично, вот только некоторые из них:

– родовая потребность в жизни современного человека (наряду с потребностями в питании, одежде, жилье и информации). Уровень его развития входит неотъемлемым компонентом в «индекс развития человеческого потенциала», являющегося основой международного мониторинга ЮНЕСКО (ООН) по качеству жизни в странах мира;

– основа жизни и адаптации, в том числе профессиональной, человека в современном «мире изменений»; реализация этой функции образования требует, чтобы оно стало непрерывным как в личностноориентированном (человекоцентристском), так и в институциональном (социоцентристском) аспектах («измерениях»);

– основа профессиональной конкурентоспособности человека на рынке труда (рынке специалистов), основа его профессиональной и квалификационной, соответственно и социальной, мобильности.

– основание воспроизводства культуры и науки.1

Социальный институт образования – важнейший институт духовного и материального воспроизводства жизни человека, а высшее образование – это еще и основа воспроизводства образования в целом, его качества, в том числе основа реализации непрерывности системы образования. Поэтому качество высшего образования в значительной степени определяет качество всей системы образования, качество воспроизводства интеллектуальных ресурсов, общественного интеллекта, кадров и на их основе – качество обеспечения воспроизводства технологического базиса экономики страны.

Проект ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 15.07.2011) содержит следующие определения:

Образование – общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» (Ст. 2 п. 9);

Качество образования – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и федеральным государственным требованиям (образовательным стандартам и требованиям, устанавливаемым университетами) и (или) потребностям заказчика образовательных услуг, социальным и личностным ожиданиям человека (Ст.2. п.6);

Образовательные услуги – оказываемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, или индивидуальным предпринимателем услуги по организации и осуществлению образовательного процесса в целях освоения обучающимися образовательных программ или программ отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) (Ст. 2 п.15).2

Термин «образовательные услуги» - сленг экономистов, так они квалифицируют тот продукт, которые предоставляет образование. Научный руководитель НИУ-ВШЭ, Е.Г. Ясин считает, что образование производит доверительный товар. В тот момент, когда вы этот товар получаете, вы не можете с уверенностью сказать о нем, что это именно то, что вам нужно. Пройдет какое-то время, в течение которого товар будет производиться совместно педагогом и учеником. Это довольно сложный процесс, можно по-разному называть продукт, но совершенно ясно, что он необходим обществу.3

В основе оценки образовательных услуг лежит понятие качества образования. Этот термин широко используется в современном образовании, однако можно с полной уверенностью сказать, что сущность и значении этого понятия до конца не раскрыты. Инвариантность трактовки понятия «качество» во многом объясняется разнообразием объектов, обладающих качеством, сложностью и особенностью природы качества предметов материального мира, контекстом проблем его исследования, степенью охвата сложной взаимосвязи и взаимоотношений данной категории с другими категориями (экономическими, социологическими и т.д.). Это обусловило существование большого количества определений содержания качества с позиций таких его аспектов, как экономический, управленческий, социальный, организационно-технический и технологический, психологический, правовой, экологический, личностный, стоимостный, системный и т.д.

Во многом благодаря многомерности и многоаспектности категории «качество» представление о ее содержании менялось на различных этапах развития научной мысли. Это находит свое отражение в эволюции методологических подходах к определению содержания понятия «качество», которое меняется от субстратного до интегрального:

- субстратное: характерно для древних культур развития человечества и сводится к характеристике основных космических стихий и стихий бытия: огонь, вода, земля и т.п.;

- предметное: обусловлено влиянием развития научных и технических дисциплин и сводится к рассмотрению вещей и свойств предметов;

- системное: объектами научных исследований и практической деятельности являются системные образования;

- функциональное: выражает тенденцию определить качество через количественные показатели;

- интегральное: Ориентирует на синтетический, целостный охват всех сторон и факторов качества.

За последнее десятилетие массовые представления россиян о качестве высшего образования изменились. В 2007 г. по данным Фонда общественного мнения треть опрошенных полагают, что вузовская подготовка в нашей стране соответствует мировым стандартам (28%) или даже превосходит их (7%), а 41%, напротив, убеждены, что отечественное высшее образование – ниже мирового уровня. Между тем в 2001 г. о высоком качестве подготовки наших специалистов – соответствующем мировому уровню или превосходящем его – говорили 39% респондентов, а доля их оппонентов составляла 35%. По мнению 12% респондентов, в России хорошо готовят экономистов; 6% низко оценивают их подготовку; 9% высоко оценили качество подготовки юристов, противоположное мнение прозвучало от 6% опрошенных. Что касается подготовки врачей, то ее чаще оценивают как плохую (16%), нежели хорошую (7%). Отрицательно оценивается и подготовка педагогов (4% оценили ее высоко, 7% - низко).4

Естественно, что в условиях модернизации государство столкнулось с острой нехваткой квалифицированных специалистов и, прежде всего, инженеров, способных работать в инновационных сферах экономики. С одной стороны, весьма заметен перекос между выпускниками вузов и реальным рынком труда, поэтому работодателям и соискателям приходится тратить дополнительное время и ресурсы на профессиональную переподготовку или повышение квалификации. С другой стороны, остро стал вопрос о повышении качества подготовки специалиста с высшим образованием в рамках двухуровневой образовательной системы «бакалавр-магистр», переходя на компетентностный подход подготовки. Качество образования, подготовки и повышения квалификации - это не только результат на выходе, но и качество самого образовательного процесса, качество и цена средств достижения целей, качество условий. Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только студенты и учащиеся, но и преподаватели как участники образовательного процесса. Качество оценивается по степени достижений целей, поставленных самим университетом, факультетом, кафедрой (при условии оценки качества самих целей).

Таким образом, качество образования - это степень соответствия результата образования ожиданиям различных субъектов образовательной деятельности (учащихся, педагогов, родителей, работодателей, общества в целом) или поставленным ими образовательных целей и задач. Важнейшей особенностью этого понятия является динамичность, его вариативный и деятельный характер. Это означает, что качество образования определяется в системе его употребления в практике, прежде всего в практике мониторинга качества и в процессе его наращивания.

Согласно документам ЮНЕСКО на качество высшего образования наиболее существенно влияют:

1) качество персонала, гарантируемое высокой академической квалификацией преподавателей и научных сотрудников вузов, и качество образовательных программ, обеспечиваемое сочетанием преподавания и исследований, их соответствием общественному спросу;

2) качество подготовки студентов, которое в условиях, когда массовое высшее образование стало реальностью, может быть достигнуто только на пути диверсификации образовательных программ, преодоления многопланового разрыва, существующего между средним и высшим образованием, и повышения роли механизмов учебно-профессиональной ориентации и мотивации молодежи;

3) качество инфраструктуры и «физической учебной среды» высших учебных заведений, охватывающее «всю совокупность условий» их функционирования, включая компьютерные сети и современные библиотеки, что может быть обеспечено за счет адекватного финансирования, возможного только при сохранении государственного подхода к высшему образованию как общенациональному приоритету.

Очевидно, что удовлетворение приведенных выше требований невозможно без эффективно действующей системы контроля над качеством знаний студентов, профессиональным уровнем преподавателей и организацией учебного процесса. Именно поэтому создание внутривузовской системы управления качеством подготовки специалистов рассматривается как одно из определяющих направлений совершенствования образовательной деятельности. Особое внимание необходимо уделить формированию контрольных процедур, разработке методов оценки качества образования для различного типа образовательных программ.

  1. Темы для сообщений Наш край (город) в пореформенный период. 2

    Список учебников
    Эти проблемы в значительной степени порождались половинчатым, непоследовательным характером крестьянской реформы 18 1 г.

Другие похожие документы..