Программа вступительного экзамена по специальности 24. 00. 01. Теория и история культуры

УТВЕРЖДЕНО

на заседании Ученого Совета

ТГУ имени Г.Р. Державина,

протокол № ___

от «__» ______ 20__ г.

Ректор _________ В.М.Юрьев

ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

24.00.01. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

ТАМБОВ 2010

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

Пояснительная записка

Раздел 1. Сущность, структура, ценности культуры

Тема 1. Предмет, структура, задачи курса

Тема 2. Культура как предмет научного изучении

Тема 3. Историческое развитие понятия "культура"

Раздел II. Структура культуры 

Тема 4. Архитектоника культуры

Тема 5. Сферы культуры

Тема 6. Формы культуры

Тема 7. Ценности культуры: вера, воля, любовь-мудрость, мысль как доминанты культуры

Тема 8. Нравственная культура

Тема 9. Эстетическая культура

Тема 10. Религия как доминанта культуры

Тема 11. Наука как доминанта культуры

Тема 12. Функции культуры

Тема 13. Традиции и культурная преемственность

Раздел III. Историческое развитие культуры

Тема 14. Исторические типы культуры. Теории культурно-исторических типов

Тема 15. Культура Востока

Тема 16. Культура Запада.

Тема 17. Культура древних славян.

Тема 18. Древнерусская культура IX-XIII вв.

Тема 19. Русская культура XIV-XVII вв.

Тема 20. Pyсская культура XVIII в.

Тема 21. Русская культура первой половины XIX в.

Тема 22. Русская культура пореформенной России (1861-1917 гт.)

Тема 23. Культурная жизнь России начала XX в.

Тема 24. Развитие культуры в СССР

Тема 25. Культурная жизнь советской России второй половины XХ в.

Тема 26. Развитие культуры России в 90-х гг. XX в.

Раздел IV. Культура как социальное явление

Тема 27. Культура и природа

Тема 28. Культура и цивилизация

Тема 29. Культура и общество

Тема 30. Культура и город

Тема 31. Культура и народ-этнос

Тема 32. Культура и личность

Тема 33. Великие личности в истории культуры

Тема 34. Культура и досуг

Тема 35. Культура и быт

Раздел V. Будущее культуры

Тема 36. Культурная футурология

Tема 37. Культура человечества и планета Земля

Основные вопросы курса

Темы рефератов, контрольных и курсовых работ

Литература

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

 Пояснительная записка

 Значимость культуры в современный период чрезвычайно велика, гак как технический прогресс входит в завершающую стадию, Но параллельно с ним существуют образцы вопиющего невежества и агрессивности, (поэтому необходимость духовного прогресса, личностного развития общества - неоспоримое требование. Подъем культуры сегодня безусловный императив мировой цивилизации, который обусловливает выбор человечества - гибель или духовное единство. Поэтому культуру сегодня следует рассматривать как основной качественный объединяющий механизм-энергию, способный создать фундамент для формирования нового человека и нового мышления, В связи с этим основной целью курса “Культурология” становится изучение и демонстрация культуры как глобальною явления, без которого человечество не может обходится и в котором главной задачей становится развитие ее личностной формы, что и является основным критерием развития общества. Это всегда понимали все народы. На какой бы стадии развития они ни находились и всегда почитали мудрость и мудрецом (возвышая или уничтожая их). Отсюда и значимость курса “КУЛЬТУРОЛОГИЯ” нс может быть переоценена ни для специальных вузов, ни для других учебных заведений. Он состоит из разделов “теория культуры”, “история культуры”, “социология культуры”, в которых сквозной проблемой стало создание синтеза из восточно-западных теорий и рассмотрение отечественного вклада в каждой сфере. Культура рассматривается с позиций творческой деятельности, присутствующей во всех моделях жизнедеятельности человека, энергетических связей, вибрационного потока, закодированных в образцах искусства, науки, религии, что позволяет преодолевать традицию ее фрагментарного изучения и ортодоксального рассмотрения. Значительное внимание уделяется ретроспективе культурологических понятий и типов культуры, которая дает возможность проанализировать взаимоот­ношения человека - культуры - общества, трансформацию видения культуры на протяжении длительного времени, проследить изменения и в то же время стабильность вечных ценностей, их содержание, направленность, значимость в процессах цивилизации-окультуривания. Они анализируются с точки зрения архитек­тоники культуры, что представляется достаточно важным, так как позволяет дать возможность познакомится с детализированным анализом ее составляющих и понять, что в своем развитии их взаимоотношения каждый раз меняются.

В разделе “ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ” анализируются исторические вехи развития мировой культуры, обзорно показаны исторические модели культуры Запада и Востока и более легально - история культуры России. Такой подход, естественно, не может раскрыть все многообразие исторического развития культуры и громадный пласт - история мировой культуры -предельно сжат. Подобная позиция обусловлена рамками самого курса, который в стандарте высшего образования крайне мал. Поэтому студенты могут изучить его самостоятельно, руководствуясь собственными интересами и массой литературы, посвященной этим проблемам.

В разделе “КУЛЬТУРА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ” анализируются взаимоотношения культуры и общества, особенности использования ценностей культуры стратами населения, выявляет взаимоотношения крупных социальных составных, каждый из которых чрезвычайно автономен и культура по отношению к нему является и качеством и платформой.

В разделе "БУДУЩЕЕ КУЛЬТУРЫ" рассматриваются проблемы возможности планирования, прогнозирования, дальнейшего развития, культуры; субъектов (интеллигенцию и др.) этого процесса, понимания значимости духовных качественных ценностей для планетарного здоровья. Завершается программа перечнем вопросов, изучаемых в курсе, который студенты могут использовать для самопроверки, при подготовке к зачетам и экзаменам. Список литературы помещен в конце программы. Естественно, он не может быть исчерпывающим и должен в случае необходимости дополняться. 

 

РАЗДЕЛ I. СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ЦЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ

 

Тема 1. ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА, ЗАДАЧИ КУРСА

Культурология как научная дисциплина. Общественные процессы и задачи культуры. Роль культуры в формировании единого терминологического словаря социальных страт, народов, государств. Культурологическое мышление и гармонизация общества. Культура и культурность. Предмет культурологии. Культурология как научная дисциплина. Структура культурологии. Взаимосвязь и функции составных частей культурологии - истории, теории, философии и социологии культуры. Теория культуры как базовая методологическая дисциплина, исследующая сущность субстанций-доминант культуры, специфику их взаимосвязи друг с другом, внутреннюю динамику и механизмы культурных процессов.

Задачи культурологии, социальные задачи, гуманитарные задачи, духовные, профессиональные. Виды методологического анализа социальных явлении. Научная основа структуры культуры, ее доминант. Закономерности развития культуры и задачи каждого раздела в общем контексте изучения курса.

 

 

Тема 2. КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Множественность трактований культуры. Избыточность культуры. Культура как: уровень развития общества, совокупное качество всех явлений; духовная сфера; функциональный компонент; совокупность социальных институтов; энергетическая связь; творчество; развлечение. Научные трактования культуры. Культура как система приобщения к человеческому роду. Понятие «культура» в социологии, этнографии, типологии, философии. Специфика культурологического определения. Открытость категории «культура».

Категории и понятия теории культуры. Труд, деятельность, творчество, мышление - категории динамики культуры. Их место в существовании и развитии культуры,

Духовность, воля, вера-надежда, любовь-мудрость, мысль, мудрость - безусловные доминанты культуры. Наличие доминант и содержание культуры.

Личность в развитии культуры. Человек-личность как культурологический феномен.

Остальные субъекты культуры - общество, цивилизация, нация как категории теории культуры. Осмысление и обогащение многообразных форм субъекта культуры.

 

 

Тема 3. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА»

Первоначальные представления человечества о культуре. Мифологические, языческие представления. Специфика восточного и европейского понимания культуры. «Культ света», «связывание знаниями», «почитание мудрости» (Восток), «обработка почвы», «развитие ума» (Европа). Культура как блоки триединств: человек -деятельность - преобразование; вера (надежда) - любовь (мудрость) - воля; наука-искусство-религия; знания (мысль) - мудрость (интуиция) - понимание (прозрение).

Представления о культуре в «Бхагавадгите», Ведах, текстах пуран, трудах Аристотеля, Цицерона, Платона.

Средневековые представления о культуре. Богословие, его трактование. Культура как высшее проявление божественного духа, служение великой идее, великой религии.

Возрождение о культуре. Манетти о возможности свободного культурного развития человека. Цель культуры - богоравный человек, культура как цель, способ, качество развития богоравного человека. Формирование платформы «классической модели культуры».

«Классическая модель культуры». Гуманизм, историзм, рационализм. Представители направлений о культуре. Теоретики гуманистического направления о культуре. Руссо, Вольтер о культуре - просвещении, культуре - цивилизации. Истористы: их видение культуры, нравственности в моделях прошлого. Локальные общества прошлого как вершина гуманности, нравственности, культуры.

Кант, Гегель, Шиллер о культуре. Культура как идеальное построение, развивающееся по своим законам. Культура как элитарное образование-явление. Возможности взаимодействий толпы и культуры. Уровни-избирательности культуры.

Понимание культуры в работах Маркса и Энгельса. Идеи о труде, как основном источнике культуры. Субъекты культуры, степень их участия в се развитии. Возможности и задачи свободного времени. Свободное время - есть пространство для творчества, саморазвития. Социальная стратификация культуры, условия труда и степень отчужденности человека от культуры, возможности преодоления этих противоречий.

Русские мыслители о культуре. Русский вопрос, русская идея в культуре. Феномен русской культуры, русской нации, русской мысли. Специфика отечественного подхода к культуре.

Белинский, Герцен, Чернышевский об основе культуры, ее движущей силе. Философско-культурологические концепции западников и славянофилов. Пушкин и Лермонтов о роли поэта-пророка в русской культуре и ее влиянии на судьбы народов и их отношений друг с другом. Тургенев и Достоевский о нравственном выборе личности, противоречивости ее развития. Данилевский о динамике культурно-исторических типов.

Л. Толстой и его концепция культуры. Нравственный идеал, его поиск, духовность, вера, надежда, любовь как основные императивы русской духовной культуры.

Проблемы культуры в русской философии и культурологии конца XIX - начала XX вв. (Соловьев. Франк, Карсавин, Булгаков, Бердяев, Флоренский, Лосский, Гумилев), Центральные проблемы культуры - личность, народ, религия, творчество, интеллигенции, власть, нравственность, просвещение, этика. Вопросы культуры в русской социологии. Культура и природа, культура и право, культура и свобода, культура и психология, факторы культурною развития. Становление методологических основ развития культуры, интеграция и противоречивость основных теоретических направлений.

Развитие культурологической мысли в СССР. Основные стержни культуры. Диалектика национального и интернационального развития, классового и общечеловеческого факторов. Значение преемственности в планомерном развитии культуры. Понимание проблем культуры в работах Уайта, Вебера, Веблена. Проблемы взаимосвязи культуры и природы, построение теории идеальных типов культуры и личности. Культура как социальная система Сорокина.

Этнографические толкования культуры, «примитивные культуры» и их роль в развитии единой мировой культуры. Фрезер, Шмидт о культуре.

Праздничное понимание культуры. Жигульский, Хейзинга, Марктман о значении праздников как могучей созидательной объединяющей силе. Праздник-игра как психофизиологическая потребность объединения-разрядки людей. Система и функции праздников-игр в культуре.

Символизм и семиотика в культуре. Периоды символизма и периоды реализма. Функции символизма-реализма и их влияние на развитие культуры.

Социобиологическис концепции развития культуры, Гумилев, Эфроимсон, Лоренц о социобиологической предрасположенности личности в культуре и зависимость от нее уровневого развития. Человек в культуре и обществе. Поиски идеалов, частичность развития, противоречивость развития. Влияние культуры на моральный выбор человека. Концепции маскультуры.

Космология в развитии культуры. Концепции Бейли, Ошо Раджнеша, Д. Неру, Ганди, Тагора, Шри Ауробиндо. Культура как школа, качество, метод жизни космического взаимодействия. Необходимость достижения высоких уровней культуры, обязательность реализации культурных императивов - добра, любви, справедливости как основы взаимопонимания цивилизаций. Человек как психофизическая конструкция с заранее запрограммированными параметрами, должная выполнять свое предназначение. Свобода выбора и плановость развития человечества под руководством новаторов и духовных учителей человечества. Идеи безусловности общего добра, справедливости, терпимости, освобождение мыслей от агрессии. Мысль как самая мощная производительная сила. Качество мысли и качество жизни человечества. Арнольдов, Межуев, Лихачев, Иконникова, Соколов, Маркарян, Злобин, Ерасов, Орлова, Ахиезер. Выделение собственно теории культуры, истории культуры, социологии культуры. Культурология как учебная дисциплина (1963 г. в институтах культуры); трансформация ее в обязательную учебную дисциплину (1990 г.) для всех учебных заведении.

Развитие культурологической науки России 1990 гг.

 

 

  1. Программа вступительного экзамена по специальности 12. 00. 01 Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

    Программа
    Предмет теории права и государства. Теория права и закономерности возникновения, становления, развития государственно-правовых явлений. Составные элементы теории права: философия права, социология права; соотношение и сочетание теории
  2. Программа вступительного экзамена по специальности 12. 00. 01 Теория и история права и государства: история учений о праве и государстве

    Программа
    Предлагаемая программа имеет целью содействовать приобретению глубоких и упорядоченных знаний в области теории и истории права и государства, места и роли указанных основополагающих дисциплин теоретического и историко-правового профиля
  3. Программа вступительного экзамена по специальности: 22. 00. 01- теория, методология и история социологии социологические науки Раздел

    Программа
    Цель и задачи курса «Социология», его роль и значение в социогуманитарной подготовки кадров системы высшего образования. Проблема парадигмального статуса социологии.
  4. Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 24. 00. 01 Теория и история культуры Программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Культурология»,

    Программа
    Программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Культурология», «Искусствоведение»
  5. Программа вступительного экзамена теория и история культуры по отрасли 24. 00. 00 Культурология

    Программа
    Социо-культурогенез: переход от биологической структуры животного к человеческой форме бытия. Формирование культуры как универсального механизма самоорганизации общественной жизни, генетически ненаследуемой памяти человечества, системы норм и запретов.
  6. Образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности 12. 00. 01 Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве по отрасли

    Образовательная программа
    1.2. При условии освоения основной образовательной программы послевузовского профессионального образования и успешной защиты квалификационной работы (диссертации на соискание ученой степени кандидата наук) присуждается учёная степень
  7. «Концептуальные интерпретации нигитологии культуры» 24. 00. 01 теория и история культуры

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 13 июня 2011 г. в часов на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.199.23 в Российском государственном педагогическом университете имени А.
  8. Методические указания для подготовки аспирантов по специальности научных работников 12. 00. 01 Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

    Методические указания
    Содержанием специальности 12.00.01 – «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве» являются идеи, представления, конструкции, понятия и категории, гипотезы и прогнозы, отражающие современный уровень знаний
  9. Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 12. 00. 01- теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

    Программа
    Программа предназначена для поступающих в аспирантуру Московского городского педагогического университета по специальности 12.00.01 – Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве.

Другие похожие документы..