Монография посвящена трагическим страницам в истории армянского народа в 1894-1991 гг., вызванным социальными потрясениями в стране проживания и во всем мире.

ПРИЛОЖЕНИЕ 19

АНДРЕЙ ШВЕДОВ

ЗАЧЕМ НАМ НУЖЕН ВТОРОЙ АФГАНИСТАН?

Я – русский поэт Андрей Шведов. Десять дней назад я вернулся из Карабаха, где я был вместе с группой депутатов России, Союза, Москвы и представителей Комитета солдатских матерей. Мы побывали в Степанакерте, Шаумяновском районе, Вернашене, Иджеване, где солдаты Советской Армии под руководством лейтенанта Демина расстреляли автобус с десятью армянскими милиционерами. Мы побывали в карабахских деревнях и селах Каринтаг, Атерк. Разговаривали с местными жителями, с представителями Советской Армии, с солдатами, а также с фидаинами – защитниками армянского народа.

Увиденное мной в Карабахе трудно описать. То, что в течение трех лет вся советская печать, включая и даже независимую, пытается подать читателям и зрителям как «межнациональную рознь», на самом деле – ничем не прикрытый и безнаказанный геноцид армянского народа Карабаха. Этот геноцид совершается при помощи Советской Армии. Главный преступник – это Советская Армия, которую здесь называют русской армией, и внутренние войска – в Степанакерте. Армия однозначно стоит на стороне азербайджанцев. Армия – Советская Армия – занимается грабежом, мародерством и бандитизмом, убивает мирных жителей армянских сел. Мы видели у советских солдат, захваченных в качестве заложников, большие суммы денег, рубашки, часы, французский одеколон. В БТРе был найден ковер. И тем не менее армяне обращались с ними по-человечески. Мы беседовали почти со всеми заложниками, и никто из них не жаловался на плохое обращение.

Заложников брали армянские женщины из села Атерк. Руководила этой операцией русская женщина, учительница Тамара. Это они сделали после того, как неоднократно в их село врывались солдаты и захватывали ни в чем не повинных мирных жителей. Захваченных мужчин солдаты продают азербайджанцам за десять, пятнадцать, двадцать тысяч рублей, а те потом изуродованного, изувеченного человека перепродают его родственникам. С этими жертвами я разговаривал лично. Последнего, Жорика Петросяна, обменяли на сорок солдат. Советское командование – генерал Стариков, полковник Жуков, генерал Шилов сказали, что для них сорок солдат – это капля в море, и что они солдат на боевиков не меняют. И, чтобы не допустить резни и полного уничтожения села, пришлось менять сорок человек на одного.

Я был там вместе с депутатами Смирновым, Шабадом, солдатскими матерями из Комитета солдатских матерей. Захваченные заложниками солдаты свидетельствовали, что их никто не трогал, и с ними обращались хорошо. А вот того человека, который был обменен на сорок солдат, мы тоже видели. Он не мог сказать двух слов. Он падал со стула. У него была отбита последняя почка, переломаны ребра, он мочился кровью. Короче, то, что творит в Карабахе азербайджанский ОМОН при поддержке Советской Армии – вообще не поддается описанию. Я видел многое в жизни, но, что я видел своими глазами в Карабахе, я раньше себе просто представить не мог.

Сажают на плиты маленьких детей. Сдирают кожу с людей, вырывают ногти, отрезают носы и уши, вырезают кресты на теле, вводят в почки и вены специальные лекарства, которые, как рассказывали жертвы, имеют запах бензина. После таких уколов человек не долго живет. То есть люди, которых потом азербайджанский ОМОН продает их родственникам, уже не жильцы, это в лучшем случае калеки, которые не могут даже толком разговаривать – боятся.

Местные журналисты лишены возможности работать: за любое правдивое слово их могут бросить в азербайджанскую тюрьму в Шуше, «за разжигание межнациональной розни». Так было с заместителем редактора газеты «Советский Карабах». Но ему еще повезло – его бросили не в Шушинскую тюрьму. А тюрьма в Шуше – судя по рассказам там побывавших – это самое страшенное место в мире.

В Карабахе человека могут в любое время схватить, бросить в тюрьму, избить, ограбить. Ночные облавы, так называемые «проверки паспортного режима», а на деле – разбой и насилие, и грабеж. При этих акциях происходит что угодно, но только не проверка паспортов. Это происходит следующим образом. Сначала в населенный пункт входит армия, Советская Армия. За ними – азербайджанский ОМОН. Забирают в домах все, что только можно забрать – одежду, магнитофоны, деньги, ковры… Потом входит азербайджанский ОМОН и забирает все остальное, что не забрали советские солдаты. И начинается издевательство. Азербайджанский ОМОН делает такие вещи, которые не снились, наверное, и палачам средневековья.

Даже я, постоянный наблюдатель, которому ничего не грозило, был потрясен. Хотя, если бы что и грозило, то только со стороны армии. Генерал Стариков заявил группе депутатов, журналистов и представителей общественных организаций: «Даю вам пять минут. Убирайтесь или я введу внутренние войска». Мы в ответ заявили, что никуда из села не уйдем и разделим участь его жителей. Он, этот Стариков, видимо, испугался последствий. Я не верю, что он гуманист: этот генерал говорит, что он плачет вместе с армянскими женщинами, оплакивающими убитых. А потом приказывает обстреливать их. Как можно верить его словам? Интересно отметить изменения в поведении этого человека. Еще восемнадцатого августа, когда депутаты пригрозили генералу Старикову расследованием его деятельности, Стариков испугался и, кажется, пошел на попятную. Но уже 19 августа, когда в Москве произошел путч, поведение генерала Старикова и его подручных резко изменилось. Девятнадцатого августа с нами уже разговаривали наглые и высокомерные люди в угрожающем и безапелляционном приказном тоне. Так вот на них ободряюще подействовал ГКЧП…

Группе депутатов, журналистов и представителей общественных организаций удалось содействовать обмену заложников. Мы послали телеграммы матерям этих солдат, чтбы они были спокойны. Но мы не забывали при этом, что это – солдаты воинской части 5451, шаумяновской части, которая прославилась тем, что загадила школу. Вся школа была в дерьме, окна вдребезги, унитазы советские солдаты залили цементом. Фотографии всего этого есть, они будут опубликованы. После такого «боевого дежурства» части 5451 в здании школы был обнаружен дневник. Дневник этот тоже будет опубликован, чтобы те, кто говорит, «это же наши дети», видели, что вытворяют эти «дети» с мирным населением в Карабахе. В нем описана лишь часть того, что советские солдаты вытворяли, и как они издевались даже друг над другом. Материалов более чем достаточно…

Все нормальные люди, посторонние и независимые наблюдатели, которые побывали там, приходят к одному выводу: в Карабахе методично, с помощью армии уничтожается местное армянское население. Это – геноцид. То, что писалось и даже сегодня пишется и говорится в нашей прессе, даже и в независимой прессе, что это-де мол, «война двух народов», «межнациональная рознь», что не надо вмешиваться в этот конфликт – ложь. Это не только ложь, но и очень подлая позиция. Потому что Советская Армия осуществляет все это время самое неприкрытое вмешательство на стороне азербайджанцев. Депортировано двадцать шесть армянских сел и ни одного азербайджанского. Как можно это назвать, если не прямым вмешательством Советской Армии?

Первое, что должна сделать Россия – это убрать армию из Карабаха. Потому что бандитские действия Советской Армии порочат русскую армию и нас, русских. Нам в Карабахе многие говорили, что не могут и не будут стрелять в русских. И я отвечал им, что бандит, насильник и грабитель – не имеет национальности. Если в мой дом попытается войти бандит, я не буду смотреть, кто он – армянин, азербайджанец или русский. Я буду всеми средствами защищать свой дом, свою семью, свое имущество и свое право жить на своей земле. Поэтому противно, когда наши средства информации называют защитников «боевиками», «бандитами» и прочее. Самые настоящие бандиты – это садисты, одетые в военную форму, в форму Советской Армии и внутренних войск в Карабахе.

Азербайджанцы создают свои бандитские формирования под названием ОМОН, десятидневные курсы какие-то проходят и всем официально дают автоматы. Они еще к тому же пользуются оружием Советской Армии. Вот что главное. САМЫЙ ГЛАВНЫЙ ПРЕСТУПНИК, КОТОРЫЙ НАХОДИТСЯ НА ТЕРРИТОРИИ АРЦАХА, – ЭТО СОВЕТСКАЯ АРМИЯ. Это должны понять все. Все дело сейчас именно в Советской Армии, хотя советская – это не русская. Армия должна быть немедленно выведена. Стоят на границе между Арцахом и Арменией войска. Ни на какой границе в мире войск нет. Стоят только пограничники. Там стоит регулярная армия. Между Азербайджаном и Арменией. Что это значит? Азербайджанец, если он считает, что это его территория, пусть он свои войска и ставит. Муталибов «не хочет», чтобы на переговорах присутствовала третья сторона. Но он прекрасно использует «третью сторону» в качестве военной силы. Это как понять? Ни одна армянская машина не может проехать ни метра по азербайджанской территории. А азербайджанские машины под прикрытием БТРов спокойно едут через Степанакерт. Как это понять? Как понять, когда солдаты отсылают по 2-3 тысячи рублей денег домой? Когда уже их матери пишут письма, спрашивая, в чем дело, откуда у ее сына такие деньги? Как понять, когда у них золотые перстни, золотые цепочки? Когда офицеры, постоянно пьяные, когда вагонами Поляничко и Сафонов отсылают награбленное имущество домой? Как это понять? Откуда все это?

Совершенно ясно, армия подкуплена и полностью разложена. И эти люди, эти мальчики, они не обмануты. Даже такой умный человек, как Старовойтова, говорит, что они «обманутые мальчики». Никакие они не обманутые. Они полностью разложены. И когда они вернутся к нам в Россию, это будет нашей бедой. И мы заслужили эту беду. Они должны к нам вернуться, и мы должны их вытерпеть. Это – в основном готовые бандиты. Не должно быть никаких иллюзий на этот счет. Но мы сами их воспитали, мы сами их туда послали, мы сами все это устроили. Специально держится напряжение в районе. Почему? Потому что это «золотое дно». Торгуют всем. Я еще раз повторяю: от сигарет до людей. Существует торговля людьми, не говоря уже обо всем остальном. И поэтому я, как русский человек, как человек независимый, видевший все это своими глазами, знающий множество фактов, я буду писать для журнала большую статью. За этим я туда ехал. Все, что я знаю, все, что я думаю, я это выложу в большой работе.

А сейчас я обращаюсь к нашему Российскому парламенту, лично к Президенту Ельцину, к вице-президенту Руцкому, к нашему новому командованию. После кадровой смены необходимо, не слушая этих глупых рассуждений, что «мы не имеем права оставлять их один на один» – вывести армию. Немедленно вывести оттуда армию. Наша армия, не говоря уже о внутренних войсках, этих отбросах армии, не может быть сейчас буферной силой. Если одна или другая сторона захочет себе буфера, то пусть вводит войска ООН. Именно так в мире и делается. Наша армия должна быть выведена оттуда, выведена немедленно. Они занимаются там преступлением. Масса, тысяча людей, имея оружие в руках, имея бронетехнику, занимаются преступлением. И поэтому я обращаюсь и к нашему Правительству, ко всем людям доброй воли, чтобы они присоединились к этому требованию. Чтобы матери не дожидались, пока их сыновья вернутся к ним в цинковых гробах. А это точно будет. Народ Армении это сказал. Он не даст себя просто истреблять, он имеет право сражаться за свою свободу и жизнь. Не дожидайтесь, сейчас идите к Белому дому, идите к Ельцину, идите ко всем, кто имеет власть в России. Не надо обращаться к Горбачеву – кто такой у нас Горбачев, понятно, так же, как и что такое Верховный Совет СССР. Сейчас нужно обращаться к тем людям, которые действительно имеют народное доверие. Надо, наконец, открыть глаза, надо проснуться. Это все в конце концов, ударит по нам. Зачем нам нужен второй Афганистан? Зачем? Ради каких-то 2-3 тысяч рублей, ради того, чтобы ваш сын вернулся или с золотым кольцом или в цинковом гробу? Разве можно это допускать?

Записал Анушаван Погосян.

31 августа 1991 г. Москва»

(«Армянский вестник», 1991, № 14-15, с. 2).

ПРИЛОЖЕНИЕ 20

ПЕРЕЧЕНЬ УКАЗОВ ПРЕЗИДИУМА

ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР (ЦИК)

О ПЕРЕДАЧЕ НЕКОТОРЫХ ТЕРРИТОРИЙ

ИЗ СОСТАВА ОДНОЙ СОЮЗНОЙ РЕСПУБЛИКИ

В СОСТАВ ДРУГОЙ СОЮЗНОЙ РЕСПУБЛИКИ

1. О включении северной части Буковины и Хотинского, Аккернского и Измаильского уездов Бессарабии в состав Украинской Советской Социалистической Республики (Закон СССР от 2 августа 1930 г )

2. Об изменении границ между Узбекской ССР и Туркменской ССР в местах расположения совхозов Талимарджан и Нишан (Постановление ЦИК СССР от 27 апреля 1936 г).

3. О передаче территории Веринского, Надеждинского, Михайловского, Константиновского и Георгиевского сельских советов из Челябинской области РСФСР в состав Казахской ССР (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 11 ноября 1939 г )

4. О передаче части территории Степного района Актюбинской области Казахской ССР в состав РСФСР (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 11 нояб­ря 1939 г.).

5. О передаче части территории Адамовского района Чкаловской области РСФСР в состав Казахской ССР (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 фев­раля 1940 г.).

6. О передаче территории Красноярского сельского совета из Чкаловской области РСФСР в состав Казахской ССР (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1940 г.).

7. О передаче территории Дарьино-Ермаковского совета Красногвардейского района Ростовской области РСФСР в состав Украинской ССР (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 г ).

8. Об утверждении изменения границы между Эстонской ССР и РСФСР (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 октября 1946 г.).

9. О частичном изменении границы между Узбекской ССР и Таджикской ССР (Указ Президиума Верховного Совета CССР от 8 сентября 1953 г.).

10. О передаче" Крымской области из состава РСФСР в состав УССР (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1954 г.).

11. О передаче Клухорского района Грузинской ССР в состав РСФСР (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1955 г.).

12. О частичном изменении границы между Казахской ССР и Узбекской ССР (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1956 г.).

13. О частичном изменении границы между Казахской ССР и РСФСР (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1956 г.).

14. О передаче части территории Душетского и Казбекского районов из Грузинской ССР в состав РСФСР (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 11 января 1957 г.)

15 О частичном изменении границы между Эстонской ССР и РСФСР (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 31 октября 1957 г.)

16. О частичном изменении границы между Узбекской ССР и Таджикской ССР (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1959 г.)

17. О частичном изменении границы между Казахской и Узбекской ССР (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 сентября 1963 г ).

18. Об утверждении изменения границы между Латвийской ССР и РСФСР (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 октября 1964 г.).

19. О передаче части территории Мзыкинского сельсовета из Смоленской области РСФСР в Могилевскую область Белорусской ССР и частичном изменении в связи с этим границы между РСФСР и Белорусской ССР (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 17 ноября 1964 г.).

20. О передаче части территории из Комсомольского района Кустанайской области Казахской ССР в состав Троицкого района Челябинской области РСФСР и частичном изменении в связи с этим границы между Казахской ССР и РСФСР (Указ Президиума Верховного Совета СССР от б декабря 1965 г.).

21. О частичном изменении границы между Узбекской ССР и Казахской ССР (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 июня 1971 г.).

22. О частичном изменении границы между Узбекской ССР и Киргизской ССР (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 28 января 1972 г.).

23. О частичном изменении границы между Таджикской ССР и Узбекской ССР (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 февраля 1972 г.).

(Статус Нагорного.., 1995, с. 93—96).

  1. Книга снабжена уникальным Именным указателем к I и II томам истории Русского народа в XX веке

    Книга
    Четвертая книга (в двух томах) из серии архивных исследований «Терновый венец России» открывает тайные и неизвестные страницы истории Русского народа в XX веке.
  2. История отечества с древнейших времен до наших дней

    Документ
    Энциклопедический словарь "История Отечества", выпускаемый издательством "Большая Российская энциклопедия", представляет собой первый опыт однотомного справочно-энциклопедического издания, освещающего все периоды
  3. Вэтой книге представлены биографии и воззрения ста крупнейших мыслителей всех

    Документ
  4. Методические материалы (Гайбарян О. Е., Ростовский гу) 307 История зарубежной литературы 17-18 веков 333 Сводный вариант лекций (Иванова Н. А., Стерлитамакская гпа) 334 (1)

    Методические указания
    "Уроженец афинского предместья Колона, Софокл был настоящим воплощением лучших сторон эллинства: прекрасный собой, сильный, здоровый, замечательно разносторонний в своих дарованиях и обаятельный в обращении, он во всеоружии своих
  5. Методические материалы (Гайбарян О. Е., Ростовский гу) 307 История зарубежной литературы 17-18 веков 333 Сводный вариант лекций (Иванова Н. А., Стерлитамакская гпа) 334 (2)

    Методические указания
    "Уроженец афинского предместья Колона, Софокл был настоящим воплощением лучших сторон эллинства: прекрасный собой, сильный, здоровый, замечательно разносторонний в своих дарованиях и обаятельный в обращении, он во всеоружии своих
  6. И тогда мастер словно в попытке изгнать бесов, порождаемых слепотой рассудка, стал писать самую простую из своих историй… Эта книга называется “ Все имена

    Книга
    «И тогда мастер словно в попытке изгнать бесов, порождаемых слепотой рассудка, стал писать самую простую из своих историй… Эта книга называется “Все имена”.
  7. Учебно методический комплекс по новой истории стран европы и америки для факультета башкирской филологии Составитель: к и. н., доцент Кантимирова Р. И (1)

    Документ
    Выпускник, получивший квалификацию учителя истории, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному
  8. Учебно методический комплекс по новой истории стран европы и америки для факультета башкирской филологии Составитель: к и. н., доцент Кантимирова Р. И (2)

    Документ
    Выпускник, получивший квалификацию учителя истории, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному
  9. Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История России. М 90 (1)

    Документ
    Авторы учебника — известные отечественные ученые, док­тора исторических наук, профессора ведущих вузов страны — ана­лизируют в своем труде сложные, противоречивые исторические процессы России, руководствуясь научными принципами объектив­ности,

Другие похожие документы..