Монография посвящена трагическим страницам в истории армянского народа в 1894-1991 гг., вызванным социальными потрясениями в стране проживания и во всем мире.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

АВЕТИС АГАРОНЯН

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СОВЕТСКОЙ РОССИИ Г-НУ ЧИЧЕРИНУ

Господин Народный комиссар!

Решиться на путешествие от Москвы до Армении – Еревана и Александрополя – Вас, судя по всему, толкнула категорическая потребность в обелении и оправдании политики Советской России в отношении Армении. Должно быть, на Вашей совести лежит груз, тяжелый настолько, что заставил Вас пуститься в трудное, полное лишений и неудобств путешествие, цель которого – произнесение оправдательных речей перед разгромленной, окровавленной и согбенной под вашим ярмом Арменией, ее народом.

Вопреки принципам провозглашенной Вами "открытой политики", Вы, с ловкостью политикана старой школы дипломатии, в своих речах тужитесь ответственность за армянскую трагедию возложить на Ваши же жертвы.

Произнесенная Вами в Александрополе речь всецело была направлена против Армянского Революционного Дашнакцутюн. Я являюсь одним из ветеранов этой партии и полностью разделяю ее общественную, политическую и национальную программу. Однако сегодня я беру слово не для защиты Дашнакцутюн.

Я говорю с Вами как армянский государственный деятель, как официальный представитель армянской нации, который отлично знаком с упомянутыми Вами событиями. Я обращаюсь к Вам не как к одному из лидеров коммунистической партии, а как к русскому государственному деятелю, являющемуся прямым преемником Лобанова-Ростовского и Столыпина, чью политику в отношении малых наций Вы продолжаете осуществлять. Итак, Председатель Делегации Армянской Республики от имени армянского народа обращается к Министру иностранных дел России.

В своей речи Вы заявили, что Армянский Революционный Дашнакцутюн, то есть Армянское национальное правительство, заключив Александропольский договор, "не только уступило Карс и другие районы, но и в действительности оставило Ереванский район ино­странному государству с тем, чтобы использовать силы иноземного государства против своих внутренних врагов".

Это, г-н Народный комиссар, – более чем оригинальное заявление.

Если побежденная Армения была вынуждена принять бесчеловечные условия предложенного турками в 1920 году мира, то только по той причине, что ваша союзница Турция действовала против нас, опираясь на вашу политическую и военную поддержку. В своей речи Вы ни словом не обмолвились о том, что на переговорах о заключении Александропольского договора Советскую Россию представлял Буду Мдивани, выступивший от Вашего имени. Может быть. Вы забыли, что в октябре того же года Вы этот договор подписали и ратифицировали?

Ваша ответственность не ограничивается этим. Судя по Вашим словам, для Вас политические отношения между Советской Россией и Арменией начинаются с Александропольского договора 1920 года. Однако этот договор – всего лишь последний акт армянской трагедии. Правдивая история в неискаженном и хронологически последовательном изложении нам нужна, не так ли?

Итак, надобно ли Вам напоминать, что, ввязываясь в 1914 году в войну против Турции, Россия со своими союзниками втянула в нее и армянский народ, обещав армянам освобождение их Родины. Армянский народ не без опасений ввязался в кровопролитную войну, став рядом с русской нацией и ее союзниками. Опасения армянского народа основывались на том, что известное всему миру варварство турок может привести к гибели находящихся под властью турок братьев. Однако армянский народ пошел на высокую жертву во имя идеала освобождения своей Родины. Вам известно, что полтора миллиона сыновей и дочерей армянского народа были принесены в жертву, что Западная Армения превращена в пепелище.

И когда столь дорогой ценой русские и армянские войска, отбросив турок от Эрзинджана и Трапезунда, заняли, наконец, измученные армянские провинции, когда беженцы-армяне стали возвращаться на Родину, – тогда, именно тогда, русская армия, поддавшись Вашей большевистской пропаганде, бросила Кавказский фронт и оставила маленькое и обессиленное армянское войско один на один против турок. Вот оно – первое предательство Советской России в отношении Армении. К этому предательству прибавилась издевка ленинского декрета, по которому Западная Армения, из которой были выведены русские войска, была провозглашена "свободной и независимой".

Можно было ожидать, что Россия, хоть и ставшая большевистской, оставив Армению в военном отношении, поддержит ее хотя бы дипломатически.

Однако и тут Вы и Ваше правительство бесчеловечно изменили нам. В то время Вы ковали Брест-Литовский договор, по условиям которого Вы оставили Турции не только Западную Армению, но так же и большую часть Кавказской Армении – районы Карса, Ардагана и Сурмалу. Вот – Ваше второе предательство, г-н Народный комиссар.

Опираясь именно на этот договор, турецкий командующий Вехиб-паша двинулся тотчас на Армению, требуя Каре, Ардаган, Сурмалу. Таким образом, Александропольский договор 1920 года явился следствием заключенного двумя годами раньше Брест-Литовского договора.

А теперь ответьте, кто отдал армянские территории туркам – мы или вы, руководители Советской России? Ведь мы пишем историю, г-н Народный комиссар, точную и беспристрастную историю, где нет места игре воображения, поскольку все еще свежо в памяти всех. И когда Вы произносили свою смелую обвинительную речь против Армянского национального правительства, задумывались ли Вы хоть на мгновение над этими фактами, г-н Народный комиссар?

Нет, г-н Народный комиссар, никто и ничто не сможет заставить мир забыть, что Брест-Литовский позорный акт – дело ваших, то есть большевиков, рук.

Вы не только бросили Армению на произвол судьбы В то время Вы уже начали вести в Москве дружеские беседы с турками, с такими палачами армянского народа, как Энвер-паша, который стал для Вас "товарищем Энвером".

Вас не было, когда шли кровопролитные бои с турками. Но после 10 августа 1920-го, рокового для Армении года, когда благодаря храбрости и стойкой энергии армянского народа, благодаря победе союзников, нация-мученица обрела, наконец, Хартию своей свободы – Севрский договор, признавший свободную, независимую и единую Армению, – вот именно тогда-то вы снова появились на Кавказе, но на этот раз рука об руку со своими союзниками – турками. И вы появились как враг освобождения армянского народа. Вот – Ваше третье предательство по отношению к Армении, г-н Народный комиссар.

С этого времени вы вместе с вашей союзницей Турцией непрестанно боролись против Севрского договора и независимости армянского народа. С целью разрушить этот договор и поставить на колени перед турками армянский народ в Александрополе, в 1920 году, после известного "конгресса народов Востока" в Баку, где председательствовал Зиновьев, Кязим Карабекир-паша получил от вас из Баку внушительную телеграмму – двигаться на Армению. И для успешного проведения турецкого нашествия вы одновременно своей подрывной пропагандой деморализовали армянскую армию, снабдили турок военными специалистами, боеприпасами, золотом и продовольствием. Ваши военные агенты усиленно содействовали падению Карса. Для разгрома нашего продолжающегося сопротивления ваша Красная Армия вошла в Армению с севера, в то время, как турецкая армия двинулась с юга. Вот этим двойным напа­дением, которое вы осуществили совместно с турками, вы обезглавили нашу Родину, став причиной сотен тысяч жертв и уничтожения армян Карсской губернии.

И эта Армения свою судьбу связала с судьбой русской нации, и армянская кровь текла и смешивалась с русской кровью».

Вот – Ваше четвертое предательство по отношению к Армении, г-н комиссар.

Затем вы попробовали обмануть армянский народ карикатурой "Армянской республики". И как когда-то царское правительство из Петербурга посылало в Армению своих полицейских и прочее чиновничество, также и вы из глубин России наводнили нашу страну своими агентами, настолько чуждыми армянскому народу, насколько и злоумышленниками. Вы заполнили тюрьмы нашими интеллигентами и нашими боевыми молодыми людьми, которых затем изрубили топорами.

Ваш режим, установленный в Армении, был жестоким до такой степени, что армянский народ, даже полуголодный и обескровленный, не в состоянии был терпеть его и 18 февраля 1921 года восстал против вас, выгнал из страны ваших агентов и вашу армию. Какое блестящее доказательство того, что мы не могли выносить ни вашего режима, ни вашу доктрину и ни вашего насилия! Но ваша политика не могла позволить, чтобы маленькая героическая армянская нация, которую вы бросили на растерзание туркам, смогла, наконец, жить независимо на малой части территории своей Родины. Чтобы подавить восстание. Вы снова залили нашу страну кровью. Вот Ваше пятое предательство, г-н комиссар!

В своей александропольской речи Вы умышленно обходите молчанием эти факты. Однако мой долг – раскрыть все это перед миром во имя справедливости, во имя армянского народа. Все это было сказано мною в 1922 году в Генуе, и будет справедливо, если сие напомнить армянскому народу и повторить это публично. Вы же отрицаете тайную дипломатию, не правда ли, г-н комиссар?

Вывод: с крушением турецкого государства пришел конец турецкому варварству, и Армения ценою огня и крови приобрела Севрский договор как наивысшее награждение за мученичество и освободительную борьбу. Только ваши предательства заставили армянскую нацию идти в Александрополь.

Мир не забудет никогда, что после турок только вы непосредственно ответственны за гибель армянского народа. Из-за вас наши героические и кровопролитные битвы стали напрасными.

Перед судом истории вы навсегда останетесь союзниками Энверам, Талаатам и Кемалям, вместе с которыми делали грязное дело убийства армянского народа. Напрасно теперь пытаетесь речами и заявлениями запутать мировое общественное мнение и здоровое национальное чувство армянского народа. Тот, кто разорвал Севрский договор – Хартию свободы армянского народа, – навеки враг армянской нации.

Заканчивая свое слово, я не обращаюсь к Вашей совести, потому что Ваша идеология отрицает всякую личную мораль и чувство справедливости. Я не обра­щаюсь к Вам во имя международной морали, в отношении которой Вы своими политическими методами показываете только пренебрежение. Не напоминаю Вам о праве наций на самоопределение, ибо сегодня народы, подчиненные Вашим законам, более несчастны, чем при любом другом режиме. Я только скажу, что армянский народ, жестоко лишенный права и беспощадно растерзанный из-за Вас, тем не менее не потерял веру в великую русскую нацию. Он хочет верить, что рано или поздно его мученичество не оставит равнодушными русские сознательные массы. Он верит, что грозный сосед, как старший брат, протянет Армении руку дружбы, что восстановление великой русской нации после бесчисленных испытаний явится опорой свободной, неза­висимой и единой возрожденной Армении.

Аветис Агаронян

25 мая 1925 года

("Армянский вестник", 1990, август, с. 3).

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

ПРОТЕСТЫ АРМЯН В СВЯЗИ С ПОДПИСАНИЕМ БРЕСТ-ЛИТОВСКОГО МИРНОГО ДОГОВОРА

Протест петроградских армян

"Брест-Литовский договор – смертный приговор для армян. Армения, залитая кровью, возвращается в свое прежнее положение. Известно, что армянская кровь лилась и льется не для славы великих состязателей за чуждые ей задачи. Армяне борются за свою тяжбу, человеческие права, которых они не могли добиться веками. Права армян признаны Европой. Они запечатлены международными актами за подписью держав, ныне воюющих между собой. Россия и Германия, в равной доле ответственные за судьбу армян, Брестским миром нарушили принятые на себя обязательства, закрепленные ими еще раз почти накануне войны 26 января 1914 года. Обе стороны нашли возможным вернуть вновь Армению под власть Турции, ни словом не об­молвившись об условиях, гарантирующих ее безопасность. Борьба армян против Турции за свое существование не есть война против ее союзников. И тут нет основания, чтобы они, связанные известными обязательствами, изменили свое отношение к армянам. Брестский договор, в части, касающейся Армении, представляет акт грубого насилия против справедливости и против прав Армении. Петроградские армяне протестуют против договора с требованиями о возвращении Армении под власть Турции и об удалении ар­мянских отрядов из Армении и занятии турецкими войсками. Протестуют против домогательств турецкого правительства заселить Армению мусульманами из пределов России, Протестуют против отторжения Батума, Карса, Ардагана. Протестуют против отказа Армении в праве самоопределения, признаваемого для отторгаемых округов. Петроградские армяне взывают к цивилизованному миру и представляют новую трагедию армянской жизни на суд общественной совести всех стран. Да возвысится голос человеколюбия на защиту попираемых основ гуманности и прав народа, тщетно порывающегося выбиться из тисков своего бытия на простор свободного строительства своей судьбы".

Протест донских армян

"Армяне, населяющие область войска Донского, в лице общинного совета гг. Ростова и Нахичевани на Дону, избранного всеобщим, прямым, равным и тайным голосованием, горячо протестуют против Брест-Литовского мира, отрицательно предрешившего вопрос о самоопределении, допустившего аннексию армянских областей и отдавшего армян на совершенное съедение туркам. Еще до начала войны актом 26 января 1914 года, великие державы и в том числе ныне договорившиеся державы: Россия, Германия и Турция признали минимум реформ, необходимых для мирного существования армян в пределах Турции. Бесконечен, длинен, чудовищен мартиролог армян-мучеников. В ужас придет Европа, когда узнает о всех наших мучениках, о всех наших страданиях и о миллионе растоптанных жизней и может прежде всего придет в ужас и содрогнется сама Германия, опираясь на моральную и физическую силу которой турки позволяли себе все эти бесчинства и зверства, чувствуя полную свою безнаказанность. Что же дает армянам Брест-Литовский договор? Области, густо заселенные армянами, отдаются от Батума до Карса включительно туркам. Расширяется зона возможности их зверств над армянами глубже, больше, дальше. И турки быстро двигаются уже теперь вперед. Они захватывают новые села, города и творят свои бесчинства в Закавказье. Зажжен новый факел нового, неслыханного пожара и вновь все армянское топчется, уничтожается и подвергается грабежу, убийству и поруганию. Уже получаются с Закавказья зловещие вести: армяне вырезываются, выселяются и бегут с тех мест, где мирно работали сотни лет, и маленький культурный народ, переживший Чингиз-ханов, Тамерланов, открыто отдан на уничтожение мирным Брест-Литовским договором, подписанным европейскими государствами, говорящими от имени и во имя свободных народов. Пусть вся Европа знает, как позорен этот мир, который равен убийству армян. Пусть наш этот крик донесется всюду, где есть человек, где есть человеческое достоинство, где не притуплены еще человеческие чувства и мысль".

(Чалхушьян, 1919, с. 138-141).

  1. Книга снабжена уникальным Именным указателем к I и II томам истории Русского народа в XX веке

    Книга
    Четвертая книга (в двух томах) из серии архивных исследований «Терновый венец России» открывает тайные и неизвестные страницы истории Русского народа в XX веке.
  2. История отечества с древнейших времен до наших дней

    Документ
    Энциклопедический словарь "История Отечества", выпускаемый издательством "Большая Российская энциклопедия", представляет собой первый опыт однотомного справочно-энциклопедического издания, освещающего все периоды
  3. Вэтой книге представлены биографии и воззрения ста крупнейших мыслителей всех

    Документ
  4. Методические материалы (Гайбарян О. Е., Ростовский гу) 307 История зарубежной литературы 17-18 веков 333 Сводный вариант лекций (Иванова Н. А., Стерлитамакская гпа) 334 (1)

    Методические указания
    "Уроженец афинского предместья Колона, Софокл был настоящим воплощением лучших сторон эллинства: прекрасный собой, сильный, здоровый, замечательно разносторонний в своих дарованиях и обаятельный в обращении, он во всеоружии своих
  5. Методические материалы (Гайбарян О. Е., Ростовский гу) 307 История зарубежной литературы 17-18 веков 333 Сводный вариант лекций (Иванова Н. А., Стерлитамакская гпа) 334 (2)

    Методические указания
    "Уроженец афинского предместья Колона, Софокл был настоящим воплощением лучших сторон эллинства: прекрасный собой, сильный, здоровый, замечательно разносторонний в своих дарованиях и обаятельный в обращении, он во всеоружии своих
  6. И тогда мастер словно в попытке изгнать бесов, порождаемых слепотой рассудка, стал писать самую простую из своих историй… Эта книга называется “ Все имена

    Книга
    «И тогда мастер словно в попытке изгнать бесов, порождаемых слепотой рассудка, стал писать самую простую из своих историй… Эта книга называется “Все имена”.
  7. Учебно методический комплекс по новой истории стран европы и америки для факультета башкирской филологии Составитель: к и. н., доцент Кантимирова Р. И (1)

    Документ
    Выпускник, получивший квалификацию учителя истории, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному
  8. Учебно методический комплекс по новой истории стран европы и америки для факультета башкирской филологии Составитель: к и. н., доцент Кантимирова Р. И (2)

    Документ
    Выпускник, получивший квалификацию учителя истории, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному
  9. Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История России. М 90 (1)

    Документ
    Авторы учебника — известные отечественные ученые, док­тора исторических наук, профессора ведущих вузов страны — ана­лизируют в своем труде сложные, противоречивые исторические процессы России, руководствуясь научными принципами объектив­ности,

Другие похожие документы..