Монография посвящена трагическим страницам в истории армянского народа в 1894-1991 гг., вызванным социальными потрясениями в стране проживания и во всем мире.

(Нагорный Карабах.., 1988, с. 44, 46),

то в Нахичеванской АССР он был просто катастрофическим для армян:

1897 год

1979 год

азербайджанцы

56,95

95,83

Армяне

42,21

1, 42

(Масальский, 1897, с. 705; Брук, 1986, с. 787).

Национальная политика руководства Азербайджана не имеет только антиармянскую направленность. Давлению и попыткам ассимиляции подвергаются все национальные меньшинства. А когда эти попытки терпят крах, Баку прибегает к подлогу.

В 1926 году в Азербайджане проживало 90 тысяч талышей и 42 тысячи курдов (Бабанов, Воеводский, 1992, с. 5). Живут они там и сейчас. Но установить, сколько их в настоящее время в Азербайджане, невозможно, поскольку в официальных данных переписи 1979 года по Азербайджанской ССР они включены в группу "другие", общей численностью 56 тысяч человек. Наименьшая по численности нация, указанная в итогах переписи, – удины – 5 800 человек (Брук, 1986. с. 785). Стало быть, 1 января 1979 года в Азербайджане талышей и курдов проживало менее 5 800 человек. Одно из двух: оба эти народа за 53 года были уничтожены или изгнаны; какую-то часть талышей и курдов незаконно считают азербайджанцами.

Последнее предположение – не мой домысел. Из письма курдов Горбачеву: "Пробудившийся в сталинские времена пантюркизм действовал тайно, маскируясь знаменем марксизма-ленинизма. И сегодня официально отрицается существование в Азербайджане компактного курдского населения, фальсифицируется перепись, постоянно занижается численность курдов. Нет курдских писателей, артистов, художников, работников советского и партийного аппарата. Для того, чтобы занять ответственную должность, для курда непременным условием является отметка в паспорте об азербайджанской национальности. Разве можно назвать это равенством и братством? <..-> Вновь и вновь мы просим, требуем удовлетворить просьбу курдского населения Азербайджана, отнестись с уважением к нашему ходатайству и ввести граничащие с Арменией курдские районы в состав Армянской ССР и спасти их от белого геноцида, который был начат азербайджанскими властями с 1929 года и продолжается до сих пор" (Нагорный Карабах.., 1991, с. 45).

Проводится политика "белого геноцида" и по отношению к грузинам, проживающим в Азербайджане. В 1989 году один грузин, проживавший в то время в Азербайджане, рассказал мне, что при обмене паспорта в 1979 году в новом паспорте, выданном ему в районном отделении милиции, в графе "национальность" ему написали "азербайджанец", хотя в прежнем паспорте было "грузин". Обращение в различные инстанции (МВД, Прокуратура, Верховный Суд, Верховный Совет Азербайджанской ССР) в течение десяти лет ни к чему не привели. Так он и фигурировал в статистических данных "азербайджанцем". А сколько таких "азербайджанцев" всего?.. (Об "азербайджанизации" лезгин, талышей, курдов и татов см. также: Григорян, 1992).

Уничтожение армян и их выживание преследовали чисто прагматическую цель: поставить мировое сообщество перед фактом, что на этих землях армян нет и им не на что претендовать. Вспомним, что говорил А. Скачко в "1920 году:

Армении "придется отказаться от претензий на Ванский и Битлисский вилайеты, ибо в настоящий момент эти претензии должны быть признаны беспочвенными. Правда, в этих вилайета армянское население составляло около 40%, а в некоторых санджаках даже абсолютное большинство <...> Но также правда, что сейчас в этих вилайетах армянское население составляет едва 5-10%". Четверть века спустя, в 1945 году, этот "аргумент" приведет премьер-министр Турции Сарадж-оглу: "На этой территории нет ни одного армянина" (Сафрастян, 1991).

Но вернемся к Карабаху. После того, как в 1986 году, на апрельском Пленуме ЦК КПСС был провозглашен курс на "перестройку", армяне поверили (об их доверчивости я уже писал выше), что коммунисты действительно решили основательно перестроить все стороны жизни в СССР, а стало быть, и национальный вопрос, и возможность воссоединения Нагорного Карабаха с Арменией реальна. В НКАО и Армении идет сбор подписей с просьбой о воссоединении. Попытки воссоединения с Арменией имели место и ранее, особенно после смерти Сталина. Например, в 1965 году было собрано 45 тысяч подписей (Нагорный Карабах.., 1991, с. 42), но Кремль отвечал глухим молчанием.

В конце 1987 года собранные подписи (называют 50, 75 и 100 тысяч) передают в ЦК КПСС. В январе-феврале 1988 года на всех предприятиях НКАО проходят собрания. 13 февраля в областном центре НКАО Степанакерте собирается грандиозный митинг граждан, а 20 февраля сессия Верховного Совета НКАО (110 – "за", 17 – "против", 13 – "воздержались") принимает решение "О ходатайстве перед Верхов­ными Советами Азербайджанской ССР и Армянской ССР о передаче НКАО из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР" (см. Приложение 16).

С 20 февраля митинги проходят и в Ереване. Я присутствовал на этих митингах в феврале и могу засвидетельствовать: никакой антиазербайджанской истерии. Вообще никакой истерии. Митинги носили исключительно мирный характер. Примечательный эпизод: на одном из митингов было зачитано заявление "воров в законе", в котором они доводили до сведения митингующих, что объявляют "забастовку" на две недели. Была ли это чья-то шутка – не знаю. Но "в Ереване резко сократилась преступность, не было зарегистрировано ни одной кражи. Даже заместитель министра внутренних дел СССР В. Трушин вынужден был признать, что в городе "не отмечено никаких нарушений общественного порядка" (там же, с. 10).

У митингующих было одно требование: удовлетворить просьбу о воссоединении Нагорного Карабаха с Арменией. Попытки ЦК Компартии Азербайджана в НКАО и ЦК Ком­партии Армении в Ереване воспрепятствовать митингам ни к чему не привели.

С 22 февраля в Нагорном Карабахе и Ереване начинаются забастовки, охватывающие все большее количество предприятий и учреждений. Число митингующих в Ереване 25 февраля достигает 1 миллиона человек. В Степанакерт и Ереван прибывают видные сановники ЦК КПСС, но вместо ответа по существу отделываются заявлениями о том, что ЦК решит этот вопрос в духе "ленинской национальной политики". Центральная пресса дает искаженную антиармянскую информацию об этих митингах, как о митингах "экстремистов".

25 февраля 1988 года Горбачев выступает с демагогическим "Обращением к трудящимся, к народам Азербайджана и Армении". В Ереван, в котором, как сказано выше, было исключительно спокойно в криминогенном отношении, тут же вводятся войска. В столицу Армении и позднее неоднократно вводились войска, хотя там ничего не происходило. Но зато и в Сумгаит, и в Баку войска почему-то "опаздывали".

Армянский народ продолжал требовать решения вопроса. И тогда Центр прибегает к испытанному методу – провокации. Предыстория ее такова. 22 февраля, когда многотысячная толпа азербайджанцев из города Агдам, перейдя границу НКАО, круша все на своем пути, шла на Степанакерт, она была остановлена у поселка Аскеран отрядом милиции и группой карабахских армян. Во время кровавого столкновения десятки армян и азербайджанцев были ранены, два азербайджанца – убиты. Об обстоятельствах гибели одного из них ничего не сообщалось. А другой, как показало следствие, был убит милиционером-азербайджанцем.

Вот что рассказал российскому публицисту А. Василевскому о гибели Али Гаджиева его родной брат Ариф Гаджиев: "В Али стрелял милиционер-азербайджанец. Брат умер мгновенно: выстрел был в упор, пуля прошла насквозь, попала в сердце. Между ним и офицером произошел спор. Потом Али схватился за Ульви Вахрамова, своего приятеля, и сказал: "Держи меня, "в меня стреляли". И упал. Ульви видел милиционера, который стрелял. Он его не знает, но он хорошо знает другого офицера – агдамского, который сразу посадил стрелявшего в машину и уехал" (там же, с. 78-79).

Однако в Азербайджане стали распространяться слухи о "зверствах" армян. Центр некоторое время пытался увещевать, но не азербайджанцев, а армян. Но после того, как ни визиты эмиссаров из Москвы, ни обращение Горбачева не смогли остановить мирного движения армян за воссоединение Нагорного Карабаха с Арменией, Центр решает наказать армян, извратив события в Аскеране.

27 февраля по Центральному телевидению СССР выступает заместитель Генерального прокурора СССР А.Ф. Катусев. Несмотря на просьбу первого секретаря Нагорно-Карабахского обкома КПСС Г.А. Погосяна не называть национальность погибших, так как это может привести к тяжелым последствиям, Катусев в своем выступлении сообщил, что в столкновении армян и азербайджанцев было убито два азербайджанца, не говоря, кем, хотя знал это. Выступление Катусева стало детонатором преступления в Сумгаите.

Цель сумгаитских погромов была проста – сжатую оценку ей дал 23 сентября 1989 года журналист Самвел Шахмурадян: "Цель преступления – блокировать возможные решения проблемы, запугать армян перспективой новых кровавых акций и заставить их отказаться от движения за Карабах" (Сумгаит... Геноцид.., 1990, с. 10). Это – не домысел Шахмурадяна. Буквально за день до начала погромов армян в Сумгаите в ответ на просьбу армянских писателей Сильвы Капутикян и Зория Балаяна удовлетворить конституционное требование населения Армении и Нагорного Карабаха лидер страны Горбачев угрожал им возможной расплатой: "А вы подумали о судьбе двухсот семи тысяч бакинских армян?" (там же, с. 11). Ни Балаяну, ни Капутикян, ни миллиону митингующих в Ереване не пришло в голову, что это не пустые разговоры.

27 февраля терпению руководства КПСС пришел конец. Свидетельница из Сумгаита, секретарь-машинистка Рузанна Авакян:

"28 февраля мама пришла с работы и стала нервно срывать с двери табличку "Авакян". Мы говорим: "Зачем ты срываешь? Стыдно ведь: соседи подумают, что мы испуга­лись". А мать отвечает: "Вы не знаете того, что я видела: в 3-м микрорайоне в квартиры врываются... на троллейбусной остановке я увидела убитую молодую женщину, а ее ребенку – грудному ребенку – завязали веревку на шее и тащили за собой..." В 6 часов вечера эти бандиты приехали на грузовике... пошли в соседний дом, поднялись на 4-й этаж, но там уже никого не было. Они выбросили оттуда все вещи и подожгли их... Потом поднялись на 5-й этаж, там тоже жили армяне... Девушку раздели донага, я своими глазами видела, как ее вывели... Мать и брата избили в подъезде... Девушку вывели догола раздетую. Она просила по-азербайджански: "Братцы мои! не надо, пожалейте меня..." Они говорят" "Какие мы тебе братья, сволочь!" Ее стали избивать, увезли в чайхану... издевались над ней... насиловали ее... обливали горячим чаем... потом стали сигаретами прижигать... От соседей мы узнали, что она сошла с ума" (Нагорный Карабах.., 1991, с. 48).

О погромах в Баку 27-29 февраля 1988 года в Сумгаите и 13-19 января 1990 года в Баку имеется громадное количество свидетельских показаний. Я сам беседовал со многими беженцами из Азербайджана и в спокойной обстановке, и в январские дни 1990 года в ереванском аэропорту Звартноц, принимавшем армян из Баку. Масштабы погромов в Сумгаите и Баку на несколько порядков ниже Сасунской резни 1894-1896 годов, Аданских погромов 1909 года и тем более геноцида армян 1915-1916 годов. Общее число погибших в Сумгаите и Баку, по сведениям армянской стороны (разумеется, не склонной к преуменьшениям), – немногим более 200 человек. По мнению живущего за рубежом Э. Оганесяна (1991, с. 567—568), – вероятно, не более 500 и уж во всяком случае - менее 1 000 человек.

Однако суть погромов в Сумгаите и Баку – та же, что и в Турции конца XIX – начала XX веков, – геноцид армян, ибо убивали не конкретных "врагов азербайджанского народа", а любого армянина и убивали его только за то, что он – армянин.

И способы убийств и истязаний – те же. Я не буду описывать их, как не делал этого и при изложении погромов в Турции. Вместо многочисленных свидетельских показаний я в Приложениях 18-и 19 даю пространные, но живые рассказы: один – армянина-водителя машины "Скорой помощи" в Баку, любезно предоставленный мне Мэри Юзбашян и нигде до сих пор не опубликованный; другой – рассказ русского поэта, опубликованный в малотиражном издании "Армянский вестник", недоступный широкому читателю даже в Армении.

То, что Москва спровоцировала Сумгаит и потворствовала погромщикам, подтверждается многими фактами, хотя, как и в случае убийства Кирова по приказу Сталина, искать документальные подтверждения приказов из Москвы бессмысленно.

1. 24 февраля 1988 года ТАСС следующим образом информирует о событиях в Нагорном Карабахе: "В последние дни в Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР имели место выступления части армянского населения с требованием о включении НКАО в состав Армянской ССР. В результате безответственных призывов отдельных экстремистски настроенных лиц были спровоцированы нарушения общественного порядка" (Сумгаит... Геноцид.., 1990, с. 35). Ни слова о решении областного Совета НКАО, чтобы в дальнейшем оценить действия азербайджанских погромщиков как ответную реакцию на действия "экстремистски настроенных армян".

2. Нагнетание антиармянской истерии – выступление 27 февраля 1988 года по Центральному телевидению Катусева. Его выступление – тягчайшее уголовное преступление и должно быть квалифицировано как "распространение заведомо ложных измышлений", отягченное "деятельностью, направленной к подготовке или совершению особо опасных государственных преступлений", – согласно советскому уголовному законодательству, карается большим сроком заключения вплоть до смертной казни. Однако вместо предания его суду имеющий диплом юриста Горбачев спустя некоторое время назначает Катусева Главным военным прокурором СССР. Вне всякого сомнения, это – благодарность за блестяще выполненное поручение.

Руководитель следственной группы, который вел "Сумгаитское дело", В. С. Галкин вместо однозначной оценки действий своих подследственных как геноцид, ввел в оборот совершенно немыслимое и не употреблявшееся до 1988 года в советской юриспруденции определение "убийство из хулиганских побуждений" и умело похоронил это дело. В. С. Галкин был высоко оценен властями и именно ему, после отстранения Т.X. Гдляна и Н.В. Иванова, было поручено похоронить так называемое "Узбекское дело", с чем он так же блестяще справился (Сумгаит... Геноцид.., 1990, с. 8: Гдлян, Иванов, 1994, с. 342-343).

  1. Книга снабжена уникальным Именным указателем к I и II томам истории Русского народа в XX веке

    Книга
    Четвертая книга (в двух томах) из серии архивных исследований «Терновый венец России» открывает тайные и неизвестные страницы истории Русского народа в XX веке.
  2. История отечества с древнейших времен до наших дней

    Документ
    Энциклопедический словарь "История Отечества", выпускаемый издательством "Большая Российская энциклопедия", представляет собой первый опыт однотомного справочно-энциклопедического издания, освещающего все периоды
  3. Вэтой книге представлены биографии и воззрения ста крупнейших мыслителей всех

    Документ
  4. Методические материалы (Гайбарян О. Е., Ростовский гу) 307 История зарубежной литературы 17-18 веков 333 Сводный вариант лекций (Иванова Н. А., Стерлитамакская гпа) 334 (1)

    Методические указания
    "Уроженец афинского предместья Колона, Софокл был настоящим воплощением лучших сторон эллинства: прекрасный собой, сильный, здоровый, замечательно разносторонний в своих дарованиях и обаятельный в обращении, он во всеоружии своих
  5. Методические материалы (Гайбарян О. Е., Ростовский гу) 307 История зарубежной литературы 17-18 веков 333 Сводный вариант лекций (Иванова Н. А., Стерлитамакская гпа) 334 (2)

    Методические указания
    "Уроженец афинского предместья Колона, Софокл был настоящим воплощением лучших сторон эллинства: прекрасный собой, сильный, здоровый, замечательно разносторонний в своих дарованиях и обаятельный в обращении, он во всеоружии своих
  6. И тогда мастер словно в попытке изгнать бесов, порождаемых слепотой рассудка, стал писать самую простую из своих историй… Эта книга называется “ Все имена

    Книга
    «И тогда мастер словно в попытке изгнать бесов, порождаемых слепотой рассудка, стал писать самую простую из своих историй… Эта книга называется “Все имена”.
  7. Учебно методический комплекс по новой истории стран европы и америки для факультета башкирской филологии Составитель: к и. н., доцент Кантимирова Р. И (1)

    Документ
    Выпускник, получивший квалификацию учителя истории, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному
  8. Учебно методический комплекс по новой истории стран европы и америки для факультета башкирской филологии Составитель: к и. н., доцент Кантимирова Р. И (2)

    Документ
    Выпускник, получивший квалификацию учителя истории, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному
  9. Мунчаев Ш. М., Устинов В. М. История России. М 90 (1)

    Документ
    Авторы учебника — известные отечественные ученые, док­тора исторических наук, профессора ведущих вузов страны — ана­лизируют в своем труде сложные, противоречивые исторические процессы России, руководствуясь научными принципами объектив­ности,

Другие похожие документы..