Рабочая учебная программа по истории медицины для специальности 060103 «педиатрия» Всего часов 90

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ставропольская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения

Утверждаю

проректор по учебной работе

доцент Ю.Филимонов

« » _______________ 200_

Согласовано

декан факультета

доцент Т. Некрасова

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по истории медицины

для специальности 060103 «педиатрия»

Всего часов – 90

В том числе:

Лекций – 16

Практических занятий – 44

Самостоятельных занятий -30

Отчетность – зачет, второй семестр

г. Ставрополь, 200_

Рабочая учебная программа разработана на основании типовой (примерной) учебной программы и государственного образовательного стандарта

Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры общественного здоровья и здравоохранения

« » _____________ 200_ года, протокол №___

Заведующий кафедрой доцент Л. Максименко

Рабочая учебная программа согласована с цикловой методической комиссией

« » _________________ 200_ года

Председатель ЦМК к.м.н., доцент

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Дисциплина история медицины является гуманитарной дисциплиной и предназначена для изучения истории, закономерностей и логики развития врачевания, медицины и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества.

Дисциплина изучается в объёме 60 часов с чтением лекций (16 часов), семинарских занятий (24 часа) и самостоятельных занятий (20 часов).

Лекции составляют основу теоретического обучения, систематизируют основы научных знаний по дисциплине, концентрируют внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, способствуют формированию творческого мышления. Лекции читают заведующий кафедрой, профессор и по отдельным темам старшие преподаватели кафедры.

Занятия по «Истории медицины» проводятся по типу семинарских и к каждому из них студенты готовят реферативные сообщения о становлении медицинских знаний в различные исторические периоды, а также о жизни и деятельности выдающихся врачей и ученых, внесших существенный вклад в развитие медицины. В результате они приобретают навыки самостоятельного поиска и анализа учебной информации, умение активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, отстаивать свое мнение. Подготовка студентов к семинару осуществляется на основе задания, изложенного в методическом пособии к семинарским занятиям разработанного на кафедре. Количество студентов в группе составляет 24-26 человек.

Учет знаний студентов проводится путем ежедневного опроса и тестового контроля, по окончании изучения всех разделов дисциплины проводится контрольное занятие. Полученные студентами оценки заносятся в журналы учета посещаемости и успеваемости студентов, которые хранятся на кафедре не менее 5 лет.

Работа студентов на занятиях оценивается в рамках внедренной на кафедре балльно-рейтинговой системы оценки образовательной деятельности студентов. По результатам учебной деятельности студенты в соответствии с набранными баллами, по решению кафедры, могут освобождаться от проведения итоговой аттестации с выставлением им соответствующей оценки.

Самостоятельная работа студентов имеет целью закрепление и углубление полученных знаний, поиск и приобретение новых знаний, а также выполнение учебных заданий. Самостоятельная работа проводится под руководством преподавателя в объеме бюджета времени, отводимого на изучение дисциплины. Она предусматривает разработку реферата и позволяет обучить студентов методам самостоятельной работы с учебными материалами.

Для решения задач образовательного процесса на кафедре разработан учебно-профессиональный (методический) комплекс, включающий в себя ряд элементов: федеральный государственный образовательный стандарт, примерная учебная программа, рабочая учебная программа, методические разработки для студентов и преподавателей по каждому практическому занятию, тексты лекций, перечень информационного и материального обеспечения образовательного процесса.

Дисциплина согласовано изучается с дисциплинами вышестоящего уровня. Предметом согласования является совместный протокол согласования.

Ряд студентов активно участвуют в студенческом научном кружке, посещают факультативные и элективные занятия. Воспитательные задачи на кафедре решаются в ходе учебной деятельности и направлены на воспитание у студентов обязательности, пунктуальности, толерантности, аккуратности, бережного отношения к имуществу, умению вести себя с сокурсниками, старшими и больными и др.

В процессе преподавания истории медицины, большое внимание уделяется формированию профессионального поведения на принципах медицинской этики и деонтологии. Это обусловлено возрастающими требованиями не только к профессиональному уровню подготовки медицинских кадров, но и к культуре медицинского обслуживания населения. При составлении плана воспитательной работы для студентов младших курсов, сотрудники кафедры исходили из того, что морально-этические нормы и требования к поведению врача разрабатывались многими деятелями – Гиппократом, Авиценной, М.Я. Мудровым, Н.И. Пироговым, С.П. Боткиным, Г.А. Захарьиным, Ф. И. Гаазом, Н.А. Семашко и другими. Научно-практическая и общественная деятельность выдающихся ученых мировой и отечественной медицины являет собой пример высокого служения врачебному долгу и народу, беззаветного и преданного служения науке. Изучение развития врачебной этики в условиях различных социально-экономических формаций входит в качестве непременной составной части в каждую лекцию, каждое занятие или выступление студентов. А воспитание чувства патриотизма, гуманизма, чести, достоинства врача на основе изучения опыта мировой и отечественной медицины, её положительных традиций, ознакомление с жизнью и заслугами лучших ее представителей является основной задачей преподавания общего курса истории медицины.

Составной частью занятий по истории медицины является выполнение заданий по УИРС, посвященных исследованию жизненного пути и деятельности видных ученых академии. При выполнении УИРС воспитание строится на конкретных примерах образцового выполнения врачебного долга и воплощения идей гуманизма, гражданственного и самоотверженного труда, активной деятельности и высокого профессионализма Ставропольских врачей. В комплекс воспитательных мероприятий также входит проведение дискуссий в студенческих группах на нравственные и морально-этические темы.

Цели и задачи дисциплины

На основе изучения основных понятий дисциплины подготовить специалиста,

обладающего знаниями закономерностей и логики развития врачевания, медицины и медицинской деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

  • Основные закономерности и тенденции развития мирового исторического процесса.

  • Этапы становления и развития медицинской науки; представление о медицинских системах и медицинских школах; учение о здоровом образе жизни.

  • Отличительные черты развития врачевания и медицины в различные исторические периоды (первобытное общество, древний мир, средние века, новое и новейшее время); достижения крупнейших цивилизаций в области врачевания и медицины в процессе поступательного развития их духовной культуры;

  • Вклад выдающихся врачей мира, определивших судьбы медицинской науки и врачебной деятельности в истории человечества

  • Основные правила и принципы профессиональной врачебной этики; морально-этические основы современного медицинского законодательства; права пациентов, обязанности, права, место врача в обществе; моральные нормы внутри профессиональных отношений; формы взаимоотношения «врач-пациент».

уметь:

  • Грамотно и самостоятельно анализировать исторический материал и ориентироваться в историческом процессе поступательного развития врачевания и медицины от истоков до современности;

  • заботиться о сохранении отечественного и мирового культурного наследия, стремиться к повышению своего культурного уровня;

  • понимать логику и закономерности развития медицинской мысли и деятельности на различных этапах истории человечества и применять эти знания в своей практике;

  • грамотно вести научную дискуссию по важнейшим вопросам общей истории медицины;

  • адекватно с позиции партнерских отношений взаимодействовать с пациентом, его родственниками, поддерживать рабочие отношения с другими членами коллектива;

  • использовать в своей врачебной деятельности и общении с пациентами знания по истории медицины, культуры и врачебной этики, приобретенные в процессе обучения;

  • постоянно совершенствовать и углублять свои знания по истории избранной специальности;

  • достойно следовать в своей врачебной деятельности идеям гуманизма и общечеловеческих ценностей.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

О жизни и деятельности выдающихся врачей и ученых-медиков Ставропольского края

ВЛАДЕТЬ:

Навыками политической, нравственной культуры, изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов, практического анализа логики различного рода рассуждений; навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения; аргументацией для решения проблемных этико-правовых вопросов медицинской практики.

ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ:

  1. способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать на практике методы гуманитарных, социальных, экономических, естественнонаучных, медико-биологических, и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОНК-I);

  2. владение культурой мышления, знание его общих законов, способность в письменной и устной речи правильно (логически) оформить его результаты (ОНК-2);

  3. способность и готовность к практическому анализу логики различного рода рассуждений, владение навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики (ИК-4);

  4. способность и готовность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ИК-5);

  5. способность и готовность к деятельности и общению, публичной и частной жизни, к социальному взаимодействию: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к толерантности, уважению и принятию Другого; к социальной мобильности (СЛК-1);

  6. готовность к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами (СЛК-4);

  7. морально-правовые компетенции - способность и готовность осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; соблюдения правил врачебной этики. Соблюдение законов и нормативных актов по работе с конфиденциальной информацией (СЛК-5);

  8. компетенции гражданского поведения - способность и готовность к соблюдению прав и обязанностей гражданина; к свободному и ответственному поведению (СЛК-6);

  9. компетенции саморазвития- способность и готовность к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации, личностной и предметной рефлексии (СЛК-10);

  10. компетенции самообразования- способность в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умение приобретать новые знания, использовать различные формы обучения, информационно образовательные технологии (СЛК-11);

  11. культурно-исторические компетенции - готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, быть способным приумножить отечественные и мировое культурное наследие, владеть понятийным аппаратом, знать историю цивилизации, развираться в психологии культурных архетипов (СЛК-12);

  12. историко-политические компетенции - способность и готовность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества, владеть исторической терминологией, умение сформировать новые личностные качества: критическое отношение к себе, к своим стереотипам и привычкам, осознание необходимости преодоления косных взглядов, сформировать ценностные ориентации, гибкое мышление, способность сотрудничать и вести диалог, быть нравственно ответственным за порученное дело, критически оценивать информацию, уметь и анализировать и синтезировать, способность творческой адаптации к реальной обстановки; знать историко-медицинскую терминологию(СЛК-13);

  13. философско-мировоззренческие компетенции - способность и готовность к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем,основных философских категорий, умение логически выражать свои мысли (СЛК-14);

  14. морально-экзистенциальные компетенции - способность и готовность понимать нравственные обязанности человека по отношению к другим людям и самому себе, к обществу и природе (СЛК-15);

  15. художественно-эстетические компетенции - способность и готовность понимать роль искусства в человеческой жизнедеятельности; развивать художественное восприятие, стремиться к эстетическому развитию и самосовершенствованию (СЛК-16);

  16. культурно-религиозные компетенции - способность и готовность понимать значение и роль религии и свободомыслия в истории и современной духовной жизни общества (СЛК-17)

С О Д Е Р Ж А Н И Е Д И С Ц И П Л И Н Ы

Введение

Краткие исторические сведения о дисциплине. Предмет и задачи дисциплины. Порядок изучения дисциплины. Отчетность. Литература.

РАЗДЕЛ 1. ВРАЧЕВАНИЕ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

  1. Рабочие учебные программы по английскому языку для специальностей 060101 − «Лечебное дело» 060103 − «Педиатрия» (1)

    Рабочая учебная программа
    Рабочие учебные программы по английскому языку составлены на основании типовой программы по английскому языку для студентов медицинских и фармацевтических вузов Российской Федерации и в соответствии с требованиями государственного
  2. Рабочие учебные программы по английскому языку для специальностей 060101 − «Лечебное дело» 060103 − «Педиатрия» (2)

    Рабочая учебная программа
    Рабочие учебные программы по английскому языку составлены на основании типовой программы по английскому языку для студентов медицинских и фармацевтических вузов Российской Федерации и в соответствии с требованиями государственного
  3. Рабочая программа По дисциплине «биология» Для специальности «060103 (педиатрия)» Квалификация специалист Форма обучения очная Кафедра биологии и генетики

    Рабочая программа
    Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития российской федерации
  4. Рабочая программа по патофизиологии (наименования дисциплины) для специальности 060103-Педиатрия (номер и наименование специальности)

    Рабочая программа
    Целевой установкой курса патофизиологии является формирование у студентов научных знаний об общих закономерностях и конкретных механизмах возникновения, развития и исходов патологических процессов, отдельных болезней и патологических
  5. Рабочие учебные программы по латинскому языку и основам терминологии для специальностей 060101 − «Лечебное дело» 060103 − «Педиатрия»

    Документ
    Рабочие учебные программы по латинскому языку и основам терминологии составлены на основании типовой программы по латинскому языку и основам терминологии для студентов медицинских и фармацевтических вузов Российской Федерации и в соответствии
  6. Рабочая программа по дисциплине «социология» Для специальности лечебное дело (06101), педиатрия (060103), медико-профилактическое дело(060104), стоматология (060105), фармация (060108),сестринское дело (06019)

    Рабочая программа
    Для специальности лечебное дело (06101), педиатрия (060103), медико-профилактическое дело(060104), стоматология (060105), фармация (060108),сестринское дело (06019).
  7. Рабочая программа по дисциплине «философия» Для специальности лечебное дело (060101), педиатрия (060103), медико-профилактическое дело (060104), стоматология (060105), фармация (060108), сестринское дело (060109), социальная работа (040101)

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для медицинских специальностей и 040101 – социальная работа, в соответствии с учебным планом.
  8. Рабочая программа по дисциплине: история татарстана для специальности лечебное дело (06101), педиатрия (060103), медико-профилактическое дело(060104), стоматология (060105), фармация (060108), социальная работа (040101)

    Рабочая программа
    Для специальности лечебное дело (06101), педиатрия (060103), медико-профилактическое дело(060104), стоматология (060105), фармация (060108), социальная работа (040101).
  9. Рабочая программа по дисциплине «Культурология»фармация (060108), сестринское дело (060109), социальная работа (040101)

    Рабочая программа
    Способствовать формированию в сознании обучающихся ценностных ори­ентации и мировоззренческих принципов, основанных на знании достижений общечеловеческой культуры.

Другие похожие документы..