Научный психолого-педагогический журнал

4. Защита своего Я: уменьшение чувства вины или избавление от личных проблем.

5. Увеличение уважения: укрепление чувства собственного достоинства и уверенности в себе.

6. Выражение ценностей: действие в соответствии с общечеловеческими ценностями и забота о других.

Организуется волонтерское движение в вузах через клубы социальной направленности, волонтерские проекты и программы, а также молодежные общественные кампании, завоевывающие все большую популярность. Обычно кампанию в учебном заведении "запускают" для решения или привлечения всеобщего внимания к социально-профессиональной проблеме, требующей немедленного действия, массовой поддержки и затрагивающей интересы студентов и преподавателей. Чаще всего инициируют кампанию студенческие объединения в содружестве с бизнес-сектором, администрацией учебного заведения или СМИ. Яркие, оригинальные акции действительно могут "расшевелить студентов", заставить их задуматься, например кампания в поддержку государственных национальных заповедников, или озеленения территории родного учебного заведения, или марши «глобалистов».

Одновременно хотелось бы отметить, что не все акции волонтерского движения вызывают однозначное одобрение у российских граждан и международных экспертов, прежде всего, потому, что волонтерское движение не должно подменять профессиональную деятельность, например экологов, социальных работников или работников жилищно-хозяйственных служб, а должно иметь свою «нишу» для деятельности.

В настоящее время социальное становление личности для ее служения обществу признаны одними из наиболее актуальных, доминирующих идей воспитания. В то же время активная деятельностная природа личности студента, его стремление к участию в общественной жизни во всех ее многообразных проявлениях вступает в противоречие с недостатком опыта, знаний, умений и навыков для действенного участия в жизненном процессе, его природной и социально-пространственной незрелостью. Волонтерское движение, которое позволяет молодому поколению реализовать свои устремления через помощь слабым, поддержку прогрессивных начинаний и проектов в области здравоохранения, экологии, профилактики правонарушений и т.д., призвано разрешить это противоречие.

Социально-экономическая ситуация в России (последствия мирового экономического кризиса, неблагополучие многих семей, высокий уровень безработицы, ухудшение состояния здоровья молодежи, рост в молодежной среде наркомании, алкоголизма, межнациональной напряженности), неспособность государственных органов на данном этапе разрешить разом все эти проблемы делает актуальным движение волонтеров и с точки зрения его очевидной полезности для общества. Именно волонтерское движение может помочь «закрыть» образовавшиеся ниши в работе с трудными подростками, пенсионерами, гражданами, нуждающимися в социальной опеке и т.д., стать той реальной действующий незаформализованной общественной структурой, которой не хватает в сложившийся на сегодня социально-воспитательной системе.

В Республике Татарстан существуют множество организаций, занимающихся волонтерской деятельностью. Согласно материалам Министерства по делам молодежи, спорту и туризму в настоящее время в республике Татарстан насчитывается около 420 молодежных, волонтерских отрядов, которые проявили свое стремление и готовность оказать поддержку тем, кто в этом нуждается. Каждый из них направляет свои силы на решение проблем определенных социальных групп, тех, кто оказался слабо защищен в условиях резко меняющейся жизни. Работая в любом направлении, добровольцы могут улучшать жизнь вокруг себя. Но зачастую получается так, что каждая из этих организаций действует раздельно, самостоятельно от других.

Добровольческое движение как вид общественного движения в г.Казани сформировалось в 2007 году, в связи с объявлением этого года - годом благотворительности в РТ. Для дальнейшего развития и более эффективной работы добровольческой деятельности стало необходимым объединение малых волонтерских групп для совместной работы. До этого времени в структуре многопрофильных общественных организаций вузов (Казанский государственный медицинский университет, Академия социального образования (КСЮИ), Казанский филиал Российской академии правосудия и другие) существовали лишь отдельные волонтерские группы (отряды). 17 апреля 2007 года состоялся первый «круглый стол», на котором представители волонтерских групп высших и средних учебных заведений докладывали о проделанной работе, а также обсуждали возможные перспективы развития волонтерской деятельности в г.Казани. Понимая значимость и актуальность данного вопроса, в мае 2007 года Центр профилактики алкогольной и наркотической зависимостей «Выбор» при поддержке Комитета по делам детей и молодежи г. Казани реализовали проект «Ресурсный центр для добровольцев в г.Казани» (РЦД).

В период с мая по ноябрь 2007 года волонтеры различных ВУЗов города Казани при поддержке РЦД приняли участие во многих общегородских и республиканских акциях. На акции, посвященной «Дню защиты детей» добровольцы города встречали группы воспитанников из различных социальных приютов и детских домов и проводили с ними веселые игры и викторины. Волонтерами был организован сбор средств на сумму 148 тыс. 595 рублей.

В 2008 году студентами-волонтерами было решено создать единый координационный орган, объединяющий волонтерские группы города Казани. В декабре 2007 года на базе лагеря «Байтик» при поддержке Комитета по делам детей и молодежи Исполнительного комитета г.Казани прошел первый Казанский слет волонтеров. В организационный комитет вошли сами волонтеры. Они принимали активное участие в подготовке мероприятий слета: организация мастер-классов, деловых игр и тренингов. В программе Слета было запланировано обучение волонтеров по теме «Работа с различными социальными категориями граждан», элементы тренинга, коммуникативные игры, упражнения на развитие организаторских качеств, утверждение плана работы на 2008 год. Казанский слет дал возможность получить новые знания, навыки и модели работы с различными категориями населения.

Именно Казанский слет послужил созданию Казанского совета волонтеров, и именно там был принят проект устава Казанского совета волонтеров, который был утвержден 4 апреля 2008 года. На сегодняшний день Казанский совет волонтеров (КСВ) является одной из крупных общественных организаций, осуществляющий координацию всех волонтерских групп города из всех высших и средних специальных учебных заведений, реализации социально значимых проектов.

С 2003 года в АСО (КСЮИ) при кафедре социальной работы организован и осуществляет добровольческую деятельность Молодежное волонтерское движение «Социальный дозор». Профиль деятельности отряда: проведение различных благотворительных акций в учреждениях социального обслуживания - в Реабилитационном центре для несовершеннолетних детей и подростков «Апрель», Городском социальном приюте для несовершеннолетних детей и подростков «Гаврош», Центре помощи семье и детям «Притяжение» Московского района, социально-реабилитационном центре для детей и подростков с девиантным поведением и т.д. При социально-реабилитационном центре для детей и подростков с девиантным поведением АСО (КСЮИ) создал попечительский совет.

Студентами всех курсов специальности «социальная работа» ежегодно в учреждениях социального обслуживания проводятся различные благотворительные акции, приуроченные к различным знаменательным датам. Волонтеры «Социального дозора» принимали участие во втором международном фестивале добровольчества «Планета важных дел» в Твери, в фестивале «Все различны, все равны» в Казани, в международном слете-обмене опытом, куда было привлечено пятьдесят активистов волонтерских организаций Татарстана, Московской области, Дании и Великобритании.

Таким образом, волонтерская деятельность молодежного волонтерского отряда «Социальный дозор» играет существенную роль в оказании помощи различным категориям населения и одновременно является важным фактором социально-профессионального становления студентов – будущих компетентных специалистов социальной сферы.

Есть мнение, что волонтёрская деятельность как проявление милосердия будет существовать до тех пор, пока сохраняется потребность людей в той или иной помощи и ограниченность возможностей государства удовлетворять потребности своих граждан в социальной поддержке. Россия сегодня не исключение в этом вопросе. Для нашей страны волонтёрское движение может стать тем посылом, который объединит усилия различных людей и снизит социальную напряженность в обществе.

Литература:

  • Воронков С.Г., Иваненков С.П. Молодежь и перспективы развития молодежной политики. - Москва, 2006.

  • Гершунский Б. Гражданское общество в России. –М.: «Педагогическое общество России», 2001.

  • Информационно-методический сборник материалов по развитию волонтерского движения в Республике Татарстан / Сост. Синеглазова А.Г., Хабибуллина Н.А. – Казань, 2006.

  • Орлова О.В. Гражданское общество и личность: политико-правовые аспекты. –М.: «Пресс», 2005.

  • Свиридов Р.А. Молодёжное волонтерское движение как фактор социализации подрастающего поколения. М., 2004.

ОДИН ИЗ ПОДХОДОВ К РАЗРАБОТКЕ ТРЕБОВАНИЙ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДВУХУРОВНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБЛАСТИ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ

Соловьев В.П.,проректор по учебной работе Московского института стали и сплавов, проректор по УМО, менеджер по качеству, кандидат технических наук, профессор,Золотарева Н.М.,кандидат педагогических наук, начальник отдела Управления стратегического развития, доцент кафедры управления качеством высшего образования Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов МИСиС,Азарова Р.Н.

Изменение формата (от квалификационного к компетентностному) федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (далее ФГОС ВПО) предопределило необходимость осмысления и пересмотра совокупности сопряженных с ним целевых, содержательных и процессуальных характеристик основных образовательных программ вузов.

Анализ сложившейся практики разработки основных образовательных программ показал, что традиционно целевые характеристики в большей степени детализированы для программ учебных дисциплин (место дисциплины в общей системе подготовки, цели и задачи дисциплины (обучающие, воспитательные, развивающие), требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки по дисциплине). Степень же детализированности целевых характеристик основных образовательных программ как целостной системы учебно-методических документов колеблется от простого соответствия требованиям квалификационной характеристики выпускника, зафиксированной в ГОС ВПО (без обоснованного дополнения целей в национально-региональном и вузовском компонентах программы), до наличия специального концептуального (поясняющего) обоснования, раскрывающего миссию образовательной программы, модели выпускника, новые технологии активного обучения и т.д., основанных на результатах специально проводимых исследований.

В контексте компетентностного подхода новым компонентом целевых характеристик являются результаты образования (или результаты освоения образовательной программы/модуля/дисциплины), которые представляют собой письменную формулировку того, что успешный студент, как ожидается, будет в состоянии делать/демонстрировать по завершению образовательной программы/учебного модуля/дисциплины [1].

 Ключевым аспектом дополнения образовательных целей и задач соответствующими результатами образования является «стремление к большей точности рассмотрения того, что именно в терминах знания и/или навыков приобретает обучающийся при успешном завершении некоторого обучения [1]».

 Назначение результатов образования принципиально отличается от прочих целевых характеристик и служит инструментом повышения ориентированности образовательного процесса на студента. Результаты образования связаныс достижениями студента, а не с намерениями преподавателя [1], в отличие от целей и задач образования, которые раскрывают только намерения преподавателя в части обучения, воспитания и развития студента. Цели и задачи образования имеют более общие формулировки по поводу того, что планирует достичь преподаватель, а результаты образования формулируются в терминах компетенций (или навыков и компетенций) для того, чтобы можно было их оценить, а студент мог их продемонстрировать.

В имеющихся рабочих программах дисциплин прообразом результатов образования выступает раздел «Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки по дисциплине», раскрывающий требования к знаниям, умениям и навыкам, у ряда преподавателей задачи обучения по дисциплине аналогичны в сегодняшней терминологии результатам образования. Однако выделение результатов образования как отдельной позиции в целевых характеристиках программ учебных дисциплин способствует повышению их деятельностной (компетентностной) направленности и усилению студентоцентрированности как новой характеристики образовательного процесса.

Компетентностный формат требований к результатам освоения основных образовательных программ является одним из проявлений повышения степени академической свободы вузов, так как большинство из зафиксированных в ФГОС ВПО компетенций может быть сформировано до разного уровня ее проявления (например, уровень сформированности компетенций может колебаться от решения простейших репродуктивных задач до решений творческих задач, предполагающих анализ, синтез и оценку).

С необходимостью большей детализации требований к результатам освоения основных образовательных программ мы столкнулись при сопряжении компетентностной модели выпускника вуза по направлению «Металлургия» с требованиями к результатам освоения программ отдельных дисциплин (они получили название «дисциплинарные компетенции»).

По итогам экспертизы совокупности дисциплинарных компетенций был сделан вывод о том, что, несмотря на то, что было приложено много усилий по достижению однозначности трактовки компонентов компетентностной модели, у ряда преподавателей все же присутствует неоднозначность понимания, какие действия составляют структуру той или иной частной компетентности, а также возникают сложности в установлении соответствия дисциплинарных компетенций с компонентами компетентностной модели, что снижает эффективность всего процесса проектирования.

Для разрешения данных затруднений мы обратились к активно развивающейся идее паспортизации (или картирования) результатов образования [3, 4 и др.], заключающейся в создании более или менее подробных, детализированных характеристик компетентностей, что позволяет всем потребителям и заинтересованным сторонам видеть конкретное содержание, скрываемое за ее названием, а также методы ее формирования и оценки.

Карта компетентности позволяет держать в поле своего внимания три важные характеристики образовательного процесса, обеспечивающие качество его проектирования: результат образования – методы его достижения – методы оценки степени его достижения в соответствии с уровнями ее сформированности. Она (карта) содержит:

- перечень признаков проявления частной компетентности, выраженных в действиях, определяющих ее суть (содержание), которые демонстрирует выпускник, подтверждая ее сформированность. Эти действия должны быть сформулированы в форме глагола 3-го лица единственного числа;

-  матрицу соответствия уровней сформированности частных компетентностей, типов учебных задач, ориентированных на ее формирование и соответствующих типов оценочных заданий (см. табл.2). Матрица соответствия позволяет уже на этапе проектирования четко зафиксировать требования к результатам освоения образовательной программы в соответствии с определенной классификацией уровней целей (таксономией) и содержит отличительные признаки (дескрипторы), соответствующие каждому уровню цели.

Первоначально мы планировали использовать для разработки матриц соответствия таксономию Б.Блума [5], согласно которой выделяется шесть уровней целей: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Однако в процессе работы пришли к выводу, что для целостной характеристики результатов образования должна быть добавлена их эмоционально-ценностная составляющая. Поэтому таблица соответствия имеет две составляющие: «Когнитивный и операциональный компоненты компетентности» (здесь мы использовали таксономию Б.Блума) и «Эмоционально-ценностные компоненты частной компетентности» (при его выделения мы опирались на идеи И.А.Зимней о пятикомпонентной структуре компетентности: 1) знание, 2) опыт применения (умения, навыки), 3) ценностно-смысловое отношение, 4) готовность, 5) эмоционально-волевая регуляция [6]).

В примере (табл. 1) представлена таблица соответствия только для уровня «бакалавр», в дальнейшем мы планируем с использованием такой матрицы «развести» требования к результатам образования бакалавра и магистра по каждой частной компетентности. После разработки карт частных компетентностей будет инициирован следующий цикл перепроектирование рабочих программ.

Пример:

Карта частной компетентности «Способность планировать и организовывать эксперимент» компетентностной модели выпускника МИСиС по направлению «Металлургия»

Перечень признаков проявления компетентности:

  • формулирует цель эксперимента;

  • планирует совокупность опытов многофакторного эксперимента;

  • выбирает методику экспериментального исследования;

  • выполняет в ходе эксперимента измерения (анализы) с требуемой надежностью и точностью;

  • определяет факторы, влияющие на процесс, и разделяет их на значимые и малозначимые;

  • осуществляет отсев малозначимых влияющих факторов;

  • проводит статистическую обработку данных (с использование информационных технологий) и пр.

На основании выявленных нами признаков проявления компетентности представим матрицу соответствия уровней сформированности компетентности, типов учебных задач, ориентированных на ее формирование, и соответствующих типов оценочных заданий (табл.1).

  1. Научный психолого-педагогический журнал: методология, теория, практика (1)

    Документ
    Учредители журнала: Институт среднего профессионального образования РАО (Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО), Казанский социально-юридический институт (Академия социального образования).
  2. Научный психолого-педагогический журнал: методология, теория, практика (2)

    Документ
    Зарегистрирован в Министерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РФ. Свидетельство о регистрации ПИ № 77-14181 от 20.12.
  3. Научный психолого-педагогический журнал: методология, теория, практика (3)

    Документ
    Шамсунов А.А. Организация непрерывного профессионального образования сотрудников как основа совершенствования кадрового обеспечения органов и учреждений уголовно-исполнительной системы
  4. Научный психолого-педагогический журнал: методология, теория, практика (4)

    Документ
    Ф.Г. Мухаметзянова, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и педагогической психологии Академии социального образования (КСЮИ), З.
  5. Концепция и стратегии воспитания студентов в культурно-образовательном пространстве педагогического института юфу: монография / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д, 2008. 5 п л (1)

    Монография
    В каталоге представлены основные научно-педагогические издания, а также издания учебников, учебных и учебно-методических пособий, подготовленных по результатам научных исследований в рамках комплексных программ Российской академии
  6. Концепция и стратегии воспитания студентов в культурно-образовательном пространстве педагогического института юфу: монография / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д, 2008. 5 п л (2)

    Монография
    В каталоге представлены основные научно-педагогические издания, а также издания учебников, учебных и учебно-методических пособий, подготовленных по результатам научных исследований в рамках комплексных программ Российской академии
  7. Краткий отчет по комплексной программе за 2009 год научное обеспечение модернизации профессионального образования

    Содержательный отчет
    Осуществлен психолого-педагогический анализ отечественного и зарубежного опыта профессионального образования в условиях экономики, основанной на знаниях.
  8. Концепция и стратегии воспитания студентов в культурно-образовательном пространстве педагогического института юфу: монография / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д, 2008. 5 п л. Бордовская, Н. В

    Монография
    В каталоге представлены основные научно-педагогические издания, а также издания учебников, учебных и учебно-методических пособий, подготовленных по результатам научных исследований в рамках комплексных программ Российской академии
  9. Педагогическая практика функции, цели и задачи педагогической практики Учебная программа педагогической практики по мпф

    Педагогическая практика
    Успешное развитие сложных задач обучения и воспитания молодежи в решающей степени зависит от учителя, его идейной убежденности, профессионального мастерства, эрудиции и культуры.

Другие похожие документы..