Научный психолого-педагогический журнал

Экранный контекст помогает расшифровывать аббревиатуры. При помощи телевидения они могут быть образно обыграны и расшифрованы невербально при помощи изобразительного ряда:

«- В нашем городке для удобства граждан и в целях экономии материальных и языковых средств мы часто используем аббревиатуры / Вот сш / средняя школа / вот УМ / универсальный магазин / вот АЗС автозаправочная станция//

- А что такое ОЗС?

- Простите / не помню // сейчас узнаем//

(Собеседники открывают дворовую калитку, и из нее с лаем вылетает злая собака») («Городок»).

Экранный комментарий может помочь увидеть в тексте прецедентное высказывание. В этом случае иногда цитата одного фильма может стать комментарием к цитате другого. В очень многих фильмах звучат выражения: «птичку жалко», «комсомолка, спортсменка и просто красавица» и т.п. Е.Л. Кудрявцева делит такие цитаты-высказывания на интраситуативные (не имеющие глубокого культурологического подтекста и требующие только знания о ситуативном контексте фильма-источника, из которого заимствована цитата («птичку жалко»)) и интерситуативные (неразрывно связанные с историей, культурой, бытовыми реалиями носителей языка и требующие от слушающего владения информацией, превосходящие контекстуальные рамки одного фильма («Наши люди в булочную на такси не ездят», «Что б ты жил на одну зарплату»… [7, с. 26-27].

Наконец, экранный комментарий действенен при знакомстве с паралингвистическими средствами языка. Так, например, в фильмах из цикла «Простоквашино» неоднократно встречаются жесты, которые непонятны иностранным студентам: палец у виска – жест, который можно передать словами «ты с ума сошел», удар кулаком по своему лбу – жест, передающий лексическое значение словосочетания «думать надо».

Итак, на основании вышесказанного типы комментария можно уложить в следующую схему:

Виды комментария

Когнитивный

(мотивирующий

познавательную деятельность)

Коммуникативный

(служащий для снятия лексических трудностей, устранения смысловых барьеров)

Разъяснительно-толкующий

Прагматический (пропедевтический)

Иллюстративный (экранный)

Объект комментирования

интраситуативный

(не имеющий глубокого культурологического подтекста)

интерситуативный

(неразрывно связанный с историей, культурой, бытовыми реалиями

носителей языка)

Фонетический, лексико-грамматический облик слов.

Словообразования. Новообразования. Заимствования. Прецедентные высказывания, фразеологизмы, штампы, метафоры, лингвострановедческие термины, связанные с бытовыми правилами, играми, игра слов и т.п.

Сюжет текста.

Замысел автора. Историко- культурный, социо-культурный, этно-культурный фактор

Семантическая сторона языковых единиц, обозначающих предметы, житейские и языковые правила.

Речевые образцы.

Источники прецедентных высказываний.

Паралингвистические средства языка

Способ комментирования

Экстернкомментарий

Получение информации от внешнего источника

Интернкомментарий

Самостоятельный вывод при помощи наводящих вопросов и заданий

Экстернкомментарий

Введение фоновых знаний историко-культурного, социо-культурного или этно-культурного характера

Стоп-кадр.

Фрагментарный просмотр от паузы до паузы

Литература:

1. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка / Толковый словообразовательный / Т.Ф. Ефремова – М., 2000 – Электронная версия «» , 2001, 2002.

2. Азимов Э.Л. Словарь методических терминов (Теория и практика преподавания языков) / Э.Л. Азимов, А.И. Щукин – СПб: «Златоуст», 1999 – Электронная версия «», 2002.

3. Караулов Ю.Н. Роль прецедентных текстов в структуре и функционировании языковой личности // Научные традиции и новые направления в преподавании русского языка и литературы. Доклады советской делегации на VI конгрессе МАПРЯЛ / Ю.Н. Караулов – М.: Русский язык, 1986 – С.105 – 126.

4. Бриченкова Е.С. Прецедентное высказывание как объект лингвокультуроведческого комментария на уроках РКИ – Русский язык за рубежом , 2007 - №3 – С. 72-75.

5. Васильев А.Д. Слово в телеэфире. Очерки новейшего словоупотребления в российском телевещании / А.Д. Васильев – Красноярск, 2000.

6. Ружицкий И.В. Текст в восприятии носителя иной культуры: проблемы комментирования // Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук – М.: МПГУ, 1994.

7. Кудрявцева Е.Л. Цитирование фрагментов речи персонажей художественных фильмов как необходимая составляющая изучения РКИ - Русский язык за рубежом , 2007 - №1 – С. 20-28.

УЧАСТИЕ В ВОЛОНТЕРСКОМ ДВИЖЕНИИ – КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТА В ВУЗЕ

Э.Д. Ахметгалеев, доцент, декан социально-экономического факультета АСО (КСЮИ)

«Трудно привести к добру нравоучениями, легко примером»

Сенека

Современная Россия находится на переходе к становлению нового качества общественной системы, определяемого функционированием и взаимодействием таких подсистем как правовое государство, рыночная экономика и гражданское общество. Особенно активно в последние годы идут дискуссии по поводу становления гражданского общества в России: нет однозначных теоретических представлений по поводу его развития и формирования, каковы движущие силы, и каково место в этом процессе молодого человека, вступающего в самостоятельную жизнь?

Между тем обращение к международному опыту становления гражданского общества знакомит нас с таким ярким феноменом как добровольчество, «волонтерство». Наиболее существенными качествами добровольческого труда, которые проявляются во всем мире являются следующие: добровольцы работают не ради денег; они это делают по своей доброй воле без принуждения; этот труд должен приносить пользу обществу.

Американский университет им. Дж. Хопкинса в конце 90-х гг. ХХ века провел исследование в 22-х странах, которое показало, что суммарное количество времени труда волонтеров эквивалентно труду 10,5 млн. человек, работающих полный рабочий день. Число волонтеров только в 36 странах мира по подсчетам того же университета – свыше 130 миллионов человек.

Труд добровольцев давно получил высокую оценку ООН в силу своего мощного ресурсного потенциала, а тема добровольчества за последнее десятилетие неоднократно рассматривалась Генеральной Ассамблеей ООН. Американский ученый Лестер М. Саламон даже говорит о современной «глобальной ассоциативной революции», характеризующейся выплеском общественной активности - организованной добровольческой деятельности граждан – структурированной деятельности в рамках гражданского общества.

В современной России добровольчество пока не стало нормой повседневной жизни. Тем не менее, как показывают наши исследования и анализ специальной литературы, эти процессы набирают силу, становясь новым трендом современной российской реальности, что требует его адекватной теоретической оценки со стороны педагогической науки.

Еще пятнадцать лет назад, когда общественный сектор в России находился на стадии становления, несмотря на богатую историю российской благотворительности и общественного участия в советский период, понятие «добровольчество» только начинало входить в наш лексикон. Независимо от формы – уход за нуждающимися людьми, взаимопомощь, оказание услуг, прямая благотворительность или организация общественных кампаний – добровольчество выражает стремление людей помочь ближнему и добровольно трудиться на благо общества.

В современных российских гуманитарных науках этот феномен изучается мало и односторонне, чаще связываясь с социальной помощью и благотворительностью. Отсутствие социально-педагогической концепции добровольческого труда, волонтерства затрудняет выработку стратегии консолидации субъектов в построении гражданского общества, формировании его взаимодействий с государством и социальными институтами общества.

Мы встречали немногочисленные публикации, где ряд ученых анализирует влияние волонтерства на внутренний мир и ценности человека-гражданина. Однако широкий пласт социальной активности, самоорганизации людей для решения проблем сообщества практически не рассматривается российскими исследователями. Недостаточно, на наш взгляд, исследован и конструктивный зарубежный опыт развития волонтерского движения, в том время как изучение опыта решения данных проблем в других странах позволяет составить более осмысленное и адекватное представление об отечественной системе.

Современная социальная ситуация в России требует активного привлечения к участию в волонтерском движении учащейся молодежи. У волонтерства - очень много своих "плюсов" для подрастающего поколения. Волонтеры - не только альтруисты, они работают ради приобретения опыта, специальных навыков и знаний, установления личных контактов. Часто волонтерская деятельность - это прямой путь к оплачиваемой работе, всегда - возможность проявить и зарекомендовать себя.

Волонтерство позволяет человеку, "не ломая" свою жизнь, дополнить ее очень значимой частью - реализовать чувство личной гражданской ответственности за происходящее. Волонтерство для молодого человека - это возможность набрать социальный опыт, получить рекомендации для дальнейшего продвижения и карьерного роста.

Волонтерское движение представляется нам одной из наиболее прогрессивных форм проявления студенческой активности. Являясь уникальным социально-педагогическим феноменом, оно не может остаться без внимания отечественных педагогов: будучи формой оказания помощи нуждающимся в ней, волонтерское движение является мощным фактором воздействия на социально-профессиональное становление личности студента. Ведь за годы реформ в студенческой среде накопилось не только недовольство действительностью, но и немалый потенциал социальной творческой активности, и наблюдается растущее стремление к активному участию в жизни общества, во всяком случае, у части молодежи (при растущем же инфантилизме другой ее части). Молодые люди осознают необходимость "сеять разумное, доброе, вечное", но не верят в собственные силы изменить что-либо. Или ждут, пока их позовут - сажать деревья, ремонтировать ступеньки, устроить праздник, помочь соседу по дому. Всем им хочется задать один короткий вопрос: "Кого же вы ждете?" А что, если действительно начать сегодня?

В данной статье мы хотим представить опыт развития волонтерского движения в вузе как целенаправленной и специализированной деятельности по социально-профессиональному становлению и удовлетворению разнообразных потребностей личности студента на примере организации волонтерского движения в Академии социального образования (КСЮИ).

Приведем некоторые ответы студентов на наш вопрос: "Почему ты до сих пор не волонтер?"

"Оно мне нужно?"

"Денег своих у меня нет, а просить у родителей, чтобы отдать их несчастному бомжу, глупо".

"В нашей жизни бесплатно не работают".

"Не знаю, куда обратиться, чтобы им стать, наконец".

"Иногда задумываюсь: смогу ли я быть действительно полезной? Ведь часто я сама себе помочь не в состоянии".

"Помогаю разным людям и буду помогать, но волонтером быть не хочу".

"Я бы стал волонтером при одном условии: сначала помогите мне так, чтобы денег и на других хватило".

"Только и будешь, что другим помогать. На себя времени не останется".

"Я не волонтер, потому что жизнь такая".

"Чтобы стать волонтером, нужны определенные навыки, умение общаться с людьми. Меня собственные родители не слышат и не воспринимают, что уж говорить о чужих людях".

"Самому нужна помощь".

"Вот вырасту, устроюсь на работу, накоплю денег и сразу начну помогать".

"Идея мне нравится, но какая-то она трудновыполнимая"…

Мотивы для вступления в ряды добровольцев у студентов и преподавателей - самые разные: убеждения нравственного и религиозного характера; потребность в общении, активности, реализации своих способностей, общественном и государственном признании; желание приобрести новую работу или профессию. На основе исследований, проведенных в АСО (КСЮИ), Казанском социально-юридическом колледже, Набережночелнинском педагогическом колледже и других учебных заведениях Республики Татарстан, было выделено шесть причин, которые объясняют, почему молодые люди добровольно оказывают помощь, ухаживая, например, за инвалидами, одинокими престарелыми или больными:

1. Потребность в знаниях: желание лучше понимать людей или чему-то научиться.

2. Карьера: расширить перспективы получения работы, благодаря полученному опыту и связям.

3. Социальная приспособляемость: стать частью какой-нибудь группы и добиться одобрения.

  1. Научный психолого-педагогический журнал: методология, теория, практика (1)

    Документ
    Учредители журнала: Институт среднего профессионального образования РАО (Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО), Казанский социально-юридический институт (Академия социального образования).
  2. Научный психолого-педагогический журнал: методология, теория, практика (2)

    Документ
    Зарегистрирован в Министерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РФ. Свидетельство о регистрации ПИ № 77-14181 от 20.12.
  3. Научный психолого-педагогический журнал: методология, теория, практика (3)

    Документ
    Шамсунов А.А. Организация непрерывного профессионального образования сотрудников как основа совершенствования кадрового обеспечения органов и учреждений уголовно-исполнительной системы
  4. Научный психолого-педагогический журнал: методология, теория, практика (4)

    Документ
    Ф.Г. Мухаметзянова, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и педагогической психологии Академии социального образования (КСЮИ), З.
  5. Концепция и стратегии воспитания студентов в культурно-образовательном пространстве педагогического института юфу: монография / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д, 2008. 5 п л (1)

    Монография
    В каталоге представлены основные научно-педагогические издания, а также издания учебников, учебных и учебно-методических пособий, подготовленных по результатам научных исследований в рамках комплексных программ Российской академии
  6. Концепция и стратегии воспитания студентов в культурно-образовательном пространстве педагогического института юфу: монография / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д, 2008. 5 п л (2)

    Монография
    В каталоге представлены основные научно-педагогические издания, а также издания учебников, учебных и учебно-методических пособий, подготовленных по результатам научных исследований в рамках комплексных программ Российской академии
  7. Краткий отчет по комплексной программе за 2009 год научное обеспечение модернизации профессионального образования

    Содержательный отчет
    Осуществлен психолого-педагогический анализ отечественного и зарубежного опыта профессионального образования в условиях экономики, основанной на знаниях.
  8. Концепция и стратегии воспитания студентов в культурно-образовательном пространстве педагогического института юфу: монография / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д, 2008. 5 п л. Бордовская, Н. В

    Монография
    В каталоге представлены основные научно-педагогические издания, а также издания учебников, учебных и учебно-методических пособий, подготовленных по результатам научных исследований в рамках комплексных программ Российской академии
  9. Педагогическая практика функции, цели и задачи педагогической практики Учебная программа педагогической практики по мпф

    Педагогическая практика
    Успешное развитие сложных задач обучения и воспитания молодежи в решающей степени зависит от учителя, его идейной убежденности, профессионального мастерства, эрудиции и культуры.

Другие похожие документы..