Научный психолого-педагогический журнал

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

В.И. Краснова, РВВДКУ, г. Рязань

Ключевые слова: компетентностный подход, организационно-педагогические условия, образовательные технологии.

Человек может успешно выполнять профессиональные функции, если он владеет способами их осуществления, представляет возможные последствия своей деятельности и имеет способности к их реализации. Все это обуславливает необходимость более глубокого изучения специфики компетентностного подхода, особенности организации образовательного процесса, выбора образовательных технологий и оценки результатов.

Формирование компетентности специалиста представляется сложным синтезом когнитивного, предметно-практического и личностного опыта и существенно отличается от формирования понятийного «академического» знания выпускника вуза. Обусловлено это, прежде всего тем, что формирование понятийного знания основано на запоминании, воспроизведении или служит для получения другого знания логическим или эмпирическим путем.

Ряд исследователей считает, что специфика компетентностного подхода к обучению со­стоит в том, что обучаемый усваивает не «готовое знание», а сам формулирует понятия, необходи­мые для решения задачи [2]. При таком подходе учебная деятельность, приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения. Компетентностный подход ориентирован на создание обучающимся личностно значимого продукта за счет того, что в учебном процессе моделируются способы профессиональной деятельности, создаются условия для реализации творческого потенциала каждого обучаемого и его субъективного опыта. Перечислим основные организаци­онно-педагогические условия реализации компетентностного подхода:

  1. формирование содержания образования, реально отражающего целост­ную профессиональную деятельность;

  2. учет специфики компетентностного подхода при выборе образовательных технологий;

  3. изменение способов оценки образовательных результатов обучающихся.

Первое условие предполагает формирование содержания образования, реально отражающего целост­ную профессиональную деятельность. Реализация этого условия в процессе изучения того или иного предмета требует пересмотра предметных образовательных программ, построения адекватных ситуацион­но-моделирующих технологий и разработки контрольно-измерительных материалов.

Отметим, что с по­зиций компетентностного подхода потребуют уточнения некоторые термины и определения, например, термин «предметные образовательные программы» обретает новый смысл - речь идет не только о научной области, но и о некоторой сфере деятельности, о практике. В структуре ориентировочной основы деятельности, отражающей изучаемую предметную область, ученые выделяют следующие элементы:

а) предмет и способы деятельности (мыслительной, организационной и др.);

б) понятийное знание о сущности создаваемого в этой деятельности предмета или процесса;

в) набор апробированных в собственном опыте способов деятельности;

г) опыт выполнения этой деятельности в проблемных условиях при неполноте задания условий задачи, дефиците информации, невыявленности причинно-следственных связей, непригодности известных вариантов решения;

д) механизм рефлексии, проявляющийся в своеобразном тестировании ситуации и собственного поведения в соответствии с их ценностно-смысловыми установками.

Приведем общие характеристики содержания компетентностно-ориентированной образовательной программы, представленные в работе В.Л. Болотова и В.В.Серикова [1]:

1) описание планируемого уровня компе­тентности обучаемого в некоторой области;

2) определение набора учебных задач-ситуаций, последовательность которых выстроена в соответствии с возрастани­ем проблемности, конкретности, практично­сти, межпредметности, ценностно-смысловой рефлексии и са­мооценки, необходимости сочетания фун­даментального и прикладного знания;

3) технологию процесса, в том числе последовательность предъявления обучающимся задач-ситуаций различных типов и уровней;

4) алгоритмы и эвристические схемы, организующие деятельность обучающихся ­по преодолению затруднительных ситуаций;

5) технологию консультирования и поддержки обучаю­щихся в процессе прохождения программы.

Компетентность как свойство индивида существует в различ­ных формах: в качестве степени умелости, способа личностной самореализации (привычка, способ жизнедеятельности, увлечение), некоего итога саморазвития индивида или формы проявления способности и др., следовательно, в учебном плане необходимо увеличить количество часов, отводимых на самостоятельную работу, реферирование, проектирование и т.д.

Второе организационно-педагогическое условие предполагает учет специфики компетентностного подхода при выборе образовательных технологий.

Современные исследователи отмечают, что к образовательным технологиям, поддерживающим компетентностный подход, относятся, во-первых, личностно ориентированные технологии: интерактивные и имитаци­онные игры, тренинги развития, рефлексивного взаимодействия, развивающая психодиагностика. Во-вторых, когнитивно ориентированные технологии: диалогические, семинары-дискуссии, проблемные, рефлексивные, задачные и др. В-третьих, деятельностно-ориентированные технологии: проектные, контекстное обучение, организационно-деятельностные игры, комплексные (дидактические) задания и др. [1]. Рассмотренные технологии универсальны по отношению к предметному содержанию и эффективны, поскольку: во-первых, стимулируют практиче­скую деятельность обучающихся, предоставляя возможность формирования всех компонентов образовательной компетентности; во-вторых, позволяют создать условия деятельности, максимально приближен­ные к реальным для формирования ключевых компетентностей обучающихся; а в-третьих, обеспечиваютосвоение новых способов деятельности на интегрирован­ном содержании. Введение перечисленных технологий в образовательную практику высшей профессиональной школы предполагает развитие у выпускников вуза определенного уровня универсальных умений, наличие которых способствует формированию профессиональной компетентности.

Одной из образовательных технологий, поддерживающих компетентностно-ориентированный подход в образовании, можно считать метод проектов. Под проектом понимается специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый обучающимся на основе субъективного целеполагания комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации. Метод проектов в нашем случае выступает технологией, которая позволяет преподавателю формировать педагогические ситуации по различным основаниям (ситуация неопределенности, кооперации и т.п.) и на основе различного предметного содержания. Компетентности, в свою очередь, как проявляются, так и формируются в ситуации. Поэтому метод проектов является наиболее очевидным способом формирования ключевых компетентностей обучающихся, поскольку универсален по отношению к предметному содержанию и, как показывает педагогиче­ская практика, эффективен.

Метод проектов всегда предполагает решение обучающимся какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использова­ние совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой — необходимость интегрирования знаний и умений из различных предметных областей. Поэтому, если речь идет о методе проектов, то имеется в виду именно способ достижения дидактической цели (субъектом которой является педагог) через детальную разработку проблемы (субъектом которой является учащийся) и ее решение, что должно завершиться реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Результаты выполненных проектов, которые получают обучающиеся, должны быть представлены: для теоретической проблемы — в виде конкретного решения, оформленного, например, с помощью средств информационных и коммуникационных технологий; для практической задачи - в виде информационного продукта. Результатом с позиции педагога является изменение уровня сформированности образовательной компетентности, который демонстрирует обучающийся в ходе проектной деятельности.

Немаловажное значение в реализации компетентностного подхода к образованию имеет применение «активных методов обучения» — дидактических и деловых игр. Применение хорошо продуманных игровых методик обеспечивает формирование у слушателей целостного опыта, который необходим им в будущей учебной и практической деятельности. Для профессионального обучения характерны такие типичные виды дидактических игр, как: технические «диктанты»; мини-конкурсы «кто лучше», «кто быстрее»; «технические бои»; комментированные взаимоопросы и т. п. В условиях подготовки квалифицированных специалистов значительная роль отводится деловым играм, их основной целью является — формирование и отработка конкретных умений действовать в четко определенных ситуациях. В ходе проведения деловых игр обучающиеся в специально смоделированных условиях учатся оперативно анализировать заданные условия, принимать оптимальные решения, выбирать наиболее целесообразный технологический процесс и т.п. К деловым играм с полным основанием можно отнести упражнения обучаемых на тренажерах, которые широко применяются в профессиональном обучении и предназначаются для выработки профессиональных навыков.

Переориентация высшего профессионального образования на формирование компетентностей  должна сопровождаться также и изменением способов оценки образовательных результатов обучающихся (третье организационно-педагогическое условие) и предполагает две технологии оценки их сформированности:

1) оценка уровня сформированности компетентностей, проявляющихся в творческой деятельности, через определение требований и проведение оценки на основании анализа портфолио проектной деятельности, презентаций, наблюдений за групповой работой и консультациями;

2) оценка компетентностей, сформированных по заверше­нии определенного этапа обучения, на основе тестовых заданий.

Технология «Портфолио», позволяющая преподавателю формировать педа­гогические ситуации по различным основаниям и на различных предметах, представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы с продуктами учебно-познавательной деятельности студентов, предназначенных для демонстрации, анализа и оценки, осознания и оценки ими результатов своей деятельности, для осознания собственной субъектной позиции. По мнению ряда экспертов, портфолио обучающегося может стать одним из способов формирования ключевой компетентности и объектом оценки сформированности данной компетентности. Способ оценивания на основе тестовых заданий представляется необходимым для выявления степени сформированности компетентностей. При этом следует иметь в виду, что формирование компетентностей может происходить не только в рамках творческой деятельности, но и в рам­ках традиционных форм обучения.

Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе вуза с учетом установленных организационно-педагогических условий будет способствовать формированию у выпускника вуза целостного опыта решения социальных и профессиональных проблем, повышению качества профессионального образования.

Литература:

1. Болотов, В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 8 – 14.

2. Громыко, Ю.В. Понятие и проект в теории развивающего образования В.В. Давыдова [Текст] / Ю.В. Громыко // Известия РАО. – 2000. – № 2. – С. 37

  1. Научный психолого-педагогический журнал: методология, теория, практика (1)

    Документ
    Учредители журнала: Институт среднего профессионального образования РАО (Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО), Казанский социально-юридический институт (Академия социального образования).
  2. Научный психолого-педагогический журнал: методология, теория, практика (2)

    Документ
    Зарегистрирован в Министерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РФ. Свидетельство о регистрации ПИ № 77-14181 от 20.12.
  3. Научный психолого-педагогический журнал: методология, теория, практика (3)

    Документ
    Шамсунов А.А. Организация непрерывного профессионального образования сотрудников как основа совершенствования кадрового обеспечения органов и учреждений уголовно-исполнительной системы
  4. Научный психолого-педагогический журнал: методология, теория, практика (4)

    Документ
    Ф.Г. Мухаметзянова, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и педагогической психологии Академии социального образования (КСЮИ), З.
  5. Концепция и стратегии воспитания студентов в культурно-образовательном пространстве педагогического института юфу: монография / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д, 2008. 5 п л (1)

    Монография
    В каталоге представлены основные научно-педагогические издания, а также издания учебников, учебных и учебно-методических пособий, подготовленных по результатам научных исследований в рамках комплексных программ Российской академии
  6. Концепция и стратегии воспитания студентов в культурно-образовательном пространстве педагогического института юфу: монография / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д, 2008. 5 п л (2)

    Монография
    В каталоге представлены основные научно-педагогические издания, а также издания учебников, учебных и учебно-методических пособий, подготовленных по результатам научных исследований в рамках комплексных программ Российской академии
  7. Краткий отчет по комплексной программе за 2009 год научное обеспечение модернизации профессионального образования

    Содержательный отчет
    Осуществлен психолого-педагогический анализ отечественного и зарубежного опыта профессионального образования в условиях экономики, основанной на знаниях.
  8. Концепция и стратегии воспитания студентов в культурно-образовательном пространстве педагогического института юфу: монография / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д, 2008. 5 п л. Бордовская, Н. В

    Монография
    В каталоге представлены основные научно-педагогические издания, а также издания учебников, учебных и учебно-методических пособий, подготовленных по результатам научных исследований в рамках комплексных программ Российской академии
  9. Педагогическая практика функции, цели и задачи педагогической практики Учебная программа педагогической практики по мпф

    Педагогическая практика
    Успешное развитие сложных задач обучения и воспитания молодежи в решающей степени зависит от учителя, его идейной убежденности, профессионального мастерства, эрудиции и культуры.

Другие похожие документы..