Научный психолого-педагогический журнал

Проблема психологии культуры в работах Государственной Академии Художественных Наук в первой трети XX века

Л.Ф. Баянова, БирГСПА, г.Бирск

Государственная Академия Художественных Наук (ГАХН) возникла как экспертно–консультативный орган, отвечающий запросам художественной политики советского государства. Историк Якименко Ю.Н. называет факт появления ГАХН компромиссом взаимодействия научного сообщества и государства [16]. Действительно, возникнув как экспертно-консультативный орган, ГАХН позднее стала учреждением, вобравшим в себя весь свет московской интеллектуальной мысли. Исторические и историко-психологические исследования о ГАХН возникли в конце 80-х начале 90-х годов. Заслуги академии как культурного центра Москвы тех лет отмечены в исследованиях Р.Н. Клейменовой [5], Т.М.Перцевой [8], С.П.Стрекопытова [11] и др. В числе исследований в области истории психологии – это, прежде всего, работы А.Н.Ждан [3], Т.Д.Марцинковской [7], Н.С.Полевой [10]. В частности, исследование Н.С. Полевой отражает полный анализ организационной структуры ГАХН, содержание исследований отдельных ее деятелей - А.В.Бакушинского, Г.И.Челпанова, А.Г. Габрического и Г.Г. Шпета, чьи работы были сопряжены с психологической тематикой.

Проблема взаимодействия человека и культуры в ГАХН обозначилась в трех аспектах: герменевтическом, философском и искусствоведческом. В рамках философского отделения ГАХН нашли свое развитие герменевтические и собственно философские исследования взаимодействия человека и культуры. Герменевтический путь проникновения в проблематику культуры, предложенный Шпетом, изначально выходит за границы одной единственной науки - будь-то лингвистика, история или психология. Ни одна из этих наук не казалась достаточной для объяснения природы культуры как мира значений - именно так понимал культуру Шпет [14]. Он был одним из немногих сотрудников ГАХН, который подвергся впоследствии репрессиям [21]. Для ученого становится очевидной необходимость поиска «онтологически очищенного» понятия культуры [14, с.37]. Семиотика как наука о значениях, изучающая «субъективированную объективность», по его мнению, трансформируется в герменевтику - в науку об истолковании значений, изучающую «объективированную субъективность». Совершенно очевидно, что для Шпета понимание культуры вне субъекта, «претворяющего» социально- культурный мир, невозможно. Именно введение категории субъекта в объяснительные модели обнажает диалектику категориальной системы герменевтики Шпета. Обратимся к анализу двух произведений ученого, написанных им в 20-е годы. Первое- «Введение в этническую психологию» было опубликовано в 1926 году, второе – «Внутренняя форма слова» в 1927 году в издательстве ГАХН. Это были годы активнейшей работы философского отделения академии. Заседания проводились по три- четыре раза в неделю, заслушивались методологические вопросы, затрагивающие проблемы искусствоведения, языкознания, мифологии, литературы.

Содержание работы «Введение в этническую психологию» может быть соотнесено с семиотическим уровнем понимания культуры, с ее онтологией [12]. Второе из названных произведений - «Внутренняя форма слова» - это герменевтический уровень понимания культуры, отражающий ее психологию [15]. Культура как «субъективированная объективность», представленная человеку как дух, становится «объективированной субъективностью», «выраженным значением», предъявлением самого человека культуре. Именно в этой трансформации онтологии культуры в психологию культуры отразилось понимание Шпетом диалектики взаимодействия человека и культуры. Еще в 1924 году в «Заметках к статье «Роман» он прямо отмечает исходную диалектическую трактовку действительности: «культурное = словесное, динамическое, диалектическое», - пишет он в своем план-конспекте [15, с.50]. Ключевые позиции «культурного» как словесного, динамического, диалектического нашли свое выражение в семиотических и герменевтических трактовках культуры, осуществленных Шпетом в вышеуказанных работах. Взаимодействие человека и культуры для ученого - это диалектическая трансформация субъективной объективности в объективную субъективность. Этой идее посвящена его работа «Внутренняя форма слова» [там же].

Для Шпета, как и для всей философско - социологической мысли первой трети XX века, встает проблема сохранения человеком собственной субъектности в культуре. Эту задачу превращения объекта культуры в ее субъект Шпет решает по меньшей мере двумя способами. Во-первых, Шпет так же, как и Бердяев, вводит категорию «история» в смысле сохраняющегося во времени события как продукта общения. Категория «история» Шпетом вводится через идею о том, что наряду со значением слово имеет и вторую функцию - сообщения. В сообщении как историческом факте вместе со значением появляется его «со-значение». Со- значение, окутывающее сферу называемых вещей, в понимании Шпета - это привносимые субъектом переживания чувства, апперцепция. Если значение семиотично и онтологично, сконструировано культурой и существует как объективная данность, то со-значение связано с герменевтикой – истолкованием, основанном на субъективном переживании. Если «значение» принадлежит семиотике, то со-значение («значение второго порядка») принадлежит психологии. Герменевтика обнажает психологию культуры, истолкование «со- значения» обнаруживает ситуацию востребованности автора- субъекта.

В «Эстетических фрагментах» в 1922 году Шпет пишет о том, что слово есть не только сообщение, но и «принцип культуры» [13. с. 380]. Спустя несколько лет в работе «Внутренняя форма слова», в 1929 году он пишет следующее: «Слово в своей формальной структуре есть онтологический прообраз всякой культурно-социальной вещи, … слово есть единственный совершенновсеобщий знак, которым может быть заменен всякий другой знак, сколько мы вообще всякую социальную вещь рассматриваем как знак. И это непосредственно вытекает также из того, что слово как знак, есть во- вторых – средство общения, а во-первых – условие его» [15, с. 437].

Переход от целого к частному, от коллективного к индивидуальному, от онтологии к психологии в понимании культуры Шпет осуществляет с помощью вводимой им категории «субъект». Субъект у Шпета имеет функциональное предназначение творца культуры. В то же время ученый мыслит в русле антигегелевских настороений своей эпохи. У Шпета «абсолютному духу» противостоит «дух»- «претворенная действительность» как продукт творчества субъекта. В этом заключается преодоление феноменологии семиотики и вступление на путь психологии герменевтики. Шпет дает четкое определение категории субъекта в ее соотнесенности с культурой. Именно индивидуальная выраженность, творчество характеризуют субъект. Он есть «кто среди что», - пишет Шпет [там же, с. 467]. Субъективность всегда есть отражение субъекта вне самого себя, при этом «субъект должен иметь собственную онтологию. Ее подлинная сфера – в сущей и становящейся действительности, где только имеет место реализация идеи, замысла и прочего, реализация, осуществляемая «вещью» (субъектом) естественного порядка и действия, но социальной значимости, и «вещь» (продукт труда и творчества) социально- культурного творческого значения» [там же, с. 467-468]. В герменевтике Шпету удается определить отношения субъекта и культуры, используя диалектические конструкты. Он показывает трансформацию объективного в субъективное, сохраняющее черты объективного. Тезис и антитезис соединяются в синтезе - в субъекте, который есть и продукт культуры и ее творец, способный привнести смысл как сохраняющееся в истории со-значение, преобразующееся в социально- культурный мир.

С ГАХН было связано творчество А.Ф.Лосева. В 1924 году он был назначен заведующим музыкально- психологической комиссии, а в 1927 году – заведующим комиссии по изучению эстетических учений [18]. В докладе «Диалектика в немецкой эстетике конца XVIII века», прочитанном 15 октября 1925 года, Лосев обозначает диалектику как исходный метод. Проблема «человек- культура» в ГАХН тем самым вслед за герменевтическими объяснениями нашла свое развитие и в пространстве философского истолкования.

Лосев представляет культуру как «нечто целое, как жизнь единого всечеловеческого организма» [6, с.63]. Высказываясь в пользу диалектики как метода исследования культуры, философ пишет: «Диалектика обнаружила бы единство тех категорий, которые входят в структуру каждой культуры; и диалектика показала бы, что каждая культура отличается от всякой иной только своеобразием в комбинациях и акцентуации тех или других категорий, общих для культуры вообще» [там же, с.64]. В качестве исходного пункта диалектики Лосев рассматривает отождествление бытия и небытия. «Бытие - пишет он, - само порождает свое инобытие, так что оба они и абсолютно тождественны, и абсолютно различны» (там же, с.482). Основным вопросом диалектики Лосев считает вопрос о том, как бытие порождает свое инобытие, свое небытие. Исключительным местом обнаружения бытия в небытие Лосев называет миф. Миф для Лосева – «необходимое завершение диалектики» [там же, с.489].

Интерес к проблеме культуры и диалектического метода исследования ее истоков в таком невероятно общем для русской философской мысли тех лет был неслучайным. Интеллектуальный синтез, единство в оценке человека в его данности в культуре обусловлен для русских философов по большому счету общностью их судеб. Лосев посещал Религиозно- философское общество памяти Вл.Соловьева, где познакомился с Н.А.Бердяевым, С.Л.Франком, П.А.Флоренским и др. Позже, когда это общество было запрещено, он участвовал в работе основанной Н.А.Бердяевым Вольной Академии духовной культуры.

Итак, в ГАХН проблема взаимодействия субъекта и культуры была рассмотрена в трех аспектах - в герменевтическом, философском и искусствоведческом. В герменевтическом и философском направлениях был реализован диалектический метод, раскрывающий трансформацию человека из объекта культуры в ее субъект. Диалектический метод построен на противоположностях бытия и небытия, реального и идеального, объективного и субъективного. В третьем из аспектов рассмотрения культуры - в искусствоведческом, был реализован описательный, феноменологический подход, в котором культура представлена как мир эстетических ценностей - искусство. В строгом смысле здесь речь идет о диаде «человек- искусство».

В архивных материалах сохранились записи об участии Л.С.Выготского в работе ГАХН. 23 января 1928 года Выготский выступил с докладом «К изучению психологии творчества актера» на заседании подсекции психологии сценического искусства. На заседании присутствовали И.М.Клейнер, В.Д.Королев, И.Артемьев, Е.Закс, Н.И.Жинкин. В протоколе приводятся следующие высказывания Н.И.Жинкина: «Надо различать теорию искусства и психологию искусства. …. В театре есть совпадение творца и материала» [17]. К сожаленью, в протоколах не сохранился полный текст доклада Выготского, а лишь тезис, который звучит следующим образом: «Подход психологии к сценическим переживаниям как искусственным образованиям, недостаточно специфичен; это верно, пока утверждение носит общий характер. Но ведь возникнут сразу же проблемы культурной психологии, которые гласят: а как создано это образование, каковы средства, каковы его функции. Это уже создает специфичность» [там же].

В русле искусствоведческой трактовки культуры представлены работы А.В. Бакушинского, деятельность которого, как и ГАХН в целом, была освещена в исследованиях Н.С.Полевой [10]. На основе анализа работ А.В.Бакушинского Н.С.Полева выделяет три направления его искусствоведческой деятельности: определение периодов и фаз развития психики и творчества в развитии индивида и общества, психология художественного восприятия и методика художественного воспитания. Ключевой работой А.В. Бакушинского в гахновский период можно назвать книгу «Художественное воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств» [1]. Данная работа является яркой иллюстрацией феноменологической интерпретации взаимодействия человека и культуры, основанной на ассоциативных параллелях. Н.С. Полева отмечает, что А.В. Бакушинский проводит параллели в развитии детского творчества и мирового искусства. На наш взгляд, эти параллели намного шире, многоаспектнее и представляют собой системное видение автора, охватывающее и способы восприятия мира, и «стадии общепсихического развития», и «художественное содержание», и «художественную форму», и «оформление мира». Неслучайно А.В. Бакушинский пишет, что для него «становилось все более ясной, прежде всего, функциональная связь способов восприятия мира и его творческого оформления с художественной формой и художественным содержанием в искусстве» [там же, с.125].

Исследования Бакушинского методически основаны на проведении параллелей между явлениями детского и мирового искусства. Мировое искусство для Бакушинского – это символическое выражение культуры, «творчески оформленное с художественной формой» [там же, с.125]. Бакушинский пишет о функциональной связи между человеком и искусством. Эту связь он считает объективной, поэтому мировое искусство для него представлено феноменологически как мир неизменных символически представленных художественных ценностей. Параллелизм, основанный на аналогии детского и мирового искусства, строится по ассоциациям продуктов изобразительного искусства детей и эстетическим приемам в мировом искусстве. «Здесь, - пишет он,- одни и те же основные линии творческой эволюции, порождая соответствующие типические художественные формы, повторяются в развитии разнообразных художественных культур на путях мировой истории. И только на твердом остове этой общей структуры появляются те индивидуальные особенности, которые обозначают специфический, неповторяемый характер каждой культуры [там же, с.127]. Эта мысль Бакушинского подтверждает и усиливает описательный характер его эволюционной теории взаимодействия человека и культуры. Автор не раскрывает источников развития и трансфера мирового искусства в индивидуальное. Не решая подобной задачи, он пишет, что «таинственными путями и способами кристаллизовался коллективный опыт и путь человечества» [там же, с.128]. Роль теории Бакушинского в разработке культурологической проблематики заключается в том, что он обозначил перспективы субъектности во взаимодействии человека и культуры в освоении ребенком не только содержания культуры (феноменологии искусства), но и приемов создания продуктов культуры.

Итоги развития культурологической мысли отечественной психологии первой трети XX века выглядят достаточно четко выраженным изменением содержания изучения данной проблематики. Постановлением СНК РСФСР 10 апреля 1931 года прекратила существование ГАХН, далее последовал ряд политических мероприятий, наложивших идеологическое вето на прогрессивную научную мысль того времени.

Развитие проблемы взаимодействия человека и культуры в первой трети XX века может быть подвержено достаточно четкому историческому анализу с точки зрения обусловленности политическим контекстом. Ситуацию в культуре России первой трети XX века описал Г.Г. Шпет в следующем отрывке в одной из искусствоведческих работ: «Действительно, мы - как погорельцы в лесу - строительного материала вокруг – изобилие, как строиться – мы знаем; только вместе с прочим домашним скарбом погибли в огне и наши пилы, топоры, молотки, вместе с нашим домашним уютом мы лишились и своих орудий труда» [15, c. 158]. Историки, исследовавшие период 20-х годов, отмечают, что это были годы «культурного сдвига», создания «истинно советской культуры» [4]. «Культурная революция» в советской России тех лет преследовала одну ключевую цель - реорганизацию человека [9]. Культурная политика в рамках культурной революции предполагала формирование новой «картины мира» у людей, что требовало привлечения деятелей культуры к созиданию нового государства. Возникла необходимость привлечения научного сообщества для достижения политических целей. В данных исторических реалиях возникла ГАХН, необходимость в существовании которой позже потеряла свою актуальность. Проблема взаимодействия человека и культуры стала одной из самых сензитивных к политическому контексту тем в истории отечественной психологии [2], где обсуждение необходимости введения культуры в предметную область науки является до сих пор актуальной.

Литература:

  1. Бакушинский А.В. Художественное воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств. – М.: Новая Москва, 1925.

  2. Баянова Л.Ф. Лекции по истории психологии. – Москва-Бирск, 2005.

  3. Ждан А. Н. Содружество искусствознания и психологии. Опыт совместной работы в ГАХН // Вопросы искусствознания. –1998. –№1. –С.295–302

  4. Кларк К. Становление советской культуры (из книги «Петербург: тигель культурной революции»). // Американская русистика: вехи историографии последних лет. Советский период. Антология, –Самара, 2001. –С.146-173

  5. Клеймёнова Р.Н. Общество любителей российской словесности. 1811-1930, –М., 2002. –С.428-592

  6. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. –М. Изд-во «Мысль–, 1993.

  7. Марцинковская Т.Д. Русская ментальность и ее отражение.- М., 1994.

  8. Перцева Т.М. О деятельности Академии художественных наук (1921-1930) // Проблемы истории советской архитектуры. Вып.3. –М., 1977. –С. 52-56

  9. Плаггенборг Шт. Революция и культура. Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма. –СПб., 2000

  10. Полева Н.С. Сравнительно- исторический анализ научной школы Государственной академии художественных наук./ Автореферат … дисс. канд. психол.н. –М., 1999

  11. Стрекопытов С.П. Социалистическая Академия при ВЦИК в 1918-1920гг. // Государственный аппарат России в годы революции и гражданской войны. –М.: 1997. –С.84-89

  12. Шпет Г., Введение в этническую психологию, – СПб, 1996

  13. Шпет Г.Г. Сочинения. – М., 1989.

  14. Шпет Г.Г. Философско-психологические труды. (Отв. ред. Т.И.Артемьева, М.С.Гусельцева, В.А.Кольцова, Т.Д.Марцинковская). – М.: Наука, 2005.

  15. Шпет Г.Г.Искусство как вид знания. Избранные труды по философии культуры. Отв. Ред. – составитель Т.Г. Щедрина. – М.: Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2007.

  16. Якименко Ю.Н. Из истории «чисток аппарата»: Академия Художественных Наук в 1929-1932 гг. // Новый исторический вестник. –2005. –№1(12). –С.150-161

Материалы фондов Российского государственного архива литературы и искусства:

17.Выготский Л.С. Доклад «К изучению психологии творчества актера» / РГАЛИ. Протоколы №№ 1-13 заседаний подсекции сценического искусства и материалы к ним. Фонд 941 опись 4 ед хр. 39

18. Лосев Алексей Федорович. Личное дело. / РГАЛИ.- Ф.941. опись 10. ед.хр. 363.

19. Протоколы №№ 1-13 заседаний подсекции психологии сценического творчества и материалы к ним. / РГАЛИ.- Ф.941. опись 1. ед.хр. 39.

20. Протоколы №№ 25-47 заседаний подсекции музыкальной психологии за 1925-26 гг. / РГАЛИ.- Фонд 941. Опись №5.- Ед.хр. №19.

21. Шпет Густав Густавович. Личное дело./ РГАЛИ, ф. 941, оп. 10, ед. хр. 716, 776.

ANNOTATIONS:

Bulat R. E., Organizational aspects of military professional education quality management. There are specific features disagreement yet used possibilities of military engineering higher educational establishment’s quality management. The author offers the model of education quality based on its monitoring with the help creation of adaptable organizational structures. Such an approach strengthens the role of the higher educational establishment’s authority in creating the educational atmosphere which is characterized by creative initiatives and desire for self – consciousness and open mutual relations. Key words: management, professional training, Higher Military and Technical Educational Establishments, Organizational Structures

Krasnova V. I.The realization of competence-based education in learning process of the university.The article reveals the organizational-pedagogical conditions of competence-based education in the learning process of the university, describes the educational technologies in terms of the competence approach. Key words: competence-based education, organizational-pedagogical conditions, instructional technologies.

Abdrakhmanova I.E. The commentary as method of removal difficulty for perception Russian audio-visual culture on lessons of Russian language as foreign.In this article certain method of removal phonetic, vocabularies, stylistic and un-linguistic difficulty when foreign students percept Russian audio-visual culture are describing. Types, objects and methods commentaries are given in the article.

Soloviev V.P., Azarova R.N., Zolotareva N.M. The article is question shows the character of the approach concerning demands to the results of adoption of the basic educational program in course of metallurgy, discovering development and content of the investigated stages, marking of the perspectives works in the given approach.

Sharafutdinov D.K., Badrutdinov M.N.,Educational methodical complex for work safety training based on graphical design and informational technologies. Educational methodical supplement of the training process in form of visual graphical material, developed considering ergonomical and design requirements are important part in student’s cognitive work activation. Analysis of educational methodical complexes that are being used in training process reveals that they don’t fully comply with increased work safety guarantee requirements, training quality development, modern informational and pedagogical technologies available for their design and development. According to that, one of the scientific pedagogical objectives is professional education methodical supplement scientific substantiation, didactical means and new pedagogical technologies complying to increased occupational requirements design, development and use. Within this article authors consider training means as visually ergonimical, profession oriented informational training environment under which is comprehended as virtual subjective environment, that contributes to visual forms and conceptions origin and development, as training process base elements, essential for student and tutor interaction, and also student’s cognitive activity forming, under conditions of environment components subjective substation.

Slesarev Y.V., Analysis of educational elements related to manager professional training in the sphere of teaching complex.This article is devoted to the analysis of educational process in Penza State Technological Academy according to modular system of training managers. This system corresponds to multilevel educational program with using of on-line educational methods.

Fedorova, E.N., Yanyushkina G.M., Yermakova L.I.Preparing students of the pedagogical university for professional activity. The basic approaches to perfection of professional training of the future teachers in pedagogical universities are considered in the article in the context of modern problems of modernization of education. Educational possibilities and reserves of the pedagogical practice are analyzed: subject personal experience of students, student teaching possibilities, design activity of students, integration of pedagogics and a subject technique, etc.

Kaurtsev M. N. Interactive methods of the teacher’s education in the education institution. The problem, has an influence on the quality of the graduating student education, is exposed in the first – step professional education – it is the absence of the teacher’s education for teachers of the special branch of the learning and masters of the professional education. That’s why it’s necessary to found the effective methods of the teacher’s and master’s improvement of the professional skill and professional – pedagogic education in the short terms at the work place. Key words: interactive education, model, teacher, master, professional education, improvement of the professional skill.

Chinkina N.Sh., Khuzin I.R. Factors of teacher’s pedagogical activity’s product quality improvement. In this article a problem of teacher’s pedagogical activity’s product quality improvement is considered on the basis of exposure of notions “stimulus”, “stimulus space”, activity stimulation function in relation to the theory of educational systems management. It is reasoned by the research data focused on disclosing of teacher’s pedagogical activity’s product quality improvement stimuli.

Salihova N.R., Soloviova S.A. Specificity of life-meaning conditions of a person in the course of professional training. In the article empirically found out types of parity between meaning of the life and its comprehension are described. Their specificity connected with substantial (hierarchy of values) and dynamic (level of intelligence of a life, a reliability of values) by aspects of valuable-semantic sphere of the person, and also with a relief of a mental condition is shown. It is revealed that level of intelligence of a life reflects the realized activity of the person in judgment of a life, whereas a reliability of values reflects the degree of satisfaction with it. Key words: life-meaning condition, comprehension of meaning of life, reliability of values, satisfaction with life, mental condition.

Kedrova I.A., Kazantseva N.I., Experimental studying formed separate displays of communicative competence at students of psychologists. In given article the basic structural components of communicative competence are considered and results of the forming experiment directed on their formation are resulted.

Maksutova L.A. Pedagogical activity of the teacher in conditions of a paradigm of free education.In the article reveal a role and functions of the teacher in Montessori-system. Results of interrogation of teachers of initial classes are presented, and also the reasons because of which creation of free schools till now is braked are described.

Pavlova I.Y. Ethnicculturalteachingin the contemporary education.This article presents a part of the thesis researching the issue of the ethnic cultural teaching in the contemporary education, particularly in the teaching practice in educational institutions in the Middle Volga-ethnic region. The relevance of this issue is explained, the teaching experience in educational institutions of different varieties in such republics as Tatarstan, Mariy El, is also presented. The article shows the object, main tasks, and the methodology of the ethnic cultural teaching and education by reference to the contemporary period.

Borisova N.V. The problems of education and formation in the work of I.A. Il'in. We analyze the main trends of Il'in's philosopho-psycological ideas in the field of education and formation in the work. Key words: education, morality, moral experience, family, spiritual love.

Bayanova L.F. The problem of the psychology of culture in the works of the state academy of arts in the first third of the xx-th century. The article presents the analysis of the psychological works of the researchers at the State Academy of Arts. Their research incorporates the issues of the interaction between man and culture as well as the problems of the transition from a philosophical to psychological assessment of culture.

Журнал включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий Высшей аттестационной комиссии (ВАК) Министерства образования и науки Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных результатов диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук.

КАЗАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

ISSN 1726-846X

К рассмотрению принимаются статьи, соответствующие профилю журнала, посвященные актуальной проблеме, с четко сформулированными выводами, оформленные в соответствии с нижеизложенными требованиями.

Технические требования

1. Статья представляется в бумажном и электронном виде.

2. Текст статьи в электронном виде представляется в редакторе MS Word. Параметры страницы для всего документа: верхнее, нижнее и левое поля – 2,5 см., правое поле – 1,7см. Шрифт: Times New Roman. Размер шрифта (кегль) – 14 пт. Междустрочный интервал – 1,5.

3. Объем статьи, как правило, не должен превышать 12 стр.

Порядок оформления

Статья оформляется в соответствии с нижеприведенной формой:

1. Название статьи;

2. Инициалы и фамилия автора;

3. Полное и сокращенное название образовательного (научного) учреждения, место работы автора, должность, ученая степень и город;

4. Текст статьи на русском языке, оформленный в соответствии с техническими требованиями и библиографический список, сноски и примечания приводятся только в конце статьи и оформляются в соответствии с действующими стандартами. При цитировании и ссылке на источники указываются: фамилия и инициалы автора, название книги, место и год издания, конкретные страницы. Допускаются только общепринятые сокращения. Электронный носитель не возвращается;

5. К статье прилагаются: аннотации статьи на русском и английском (включают в себя ФИО и название статьи на английском языке) размещаются в конце статьи на отдельной странице, ключевые слова (не более 5) на русском и английском языках, сведения об авторе: адрес, ФИО полностью, официальное наименование места работы автора, должность, ученая степень, город, контактный телефон (факс), адрес электронной почты, почтовый адрес с индексом, рецензия, данная на статью кандидатом или доктором наук, компетентным в соответствующей отрасли науки, содержащая оценку статьи и рекомендацию по ее публикации.

Представляя в редакцию рукопись своей статьи, автор берёт на себя обязательства не публиковать её ни полностью, ни частично в ином издании без согласия редакции.

Авторы несут всю ответственность за подбор и достоверность приведённых фактов, цитат, экономико-статистических данных, имён собственных, географических названий и прочих сведений, а также за использование данных, не предназначенных для открытой печати.

  • При перепечатке ссылка на журнал обязательна.

e-mail: kpj07@

/tat_ru/science/ispo_rao/jornal.htm

  1. Научный психолого-педагогический журнал: методология, теория, практика (1)

    Документ
    Учредители журнала: Институт среднего профессионального образования РАО (Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО), Казанский социально-юридический институт (Академия социального образования).
  2. Научный психолого-педагогический журнал: методология, теория, практика (2)

    Документ
    Зарегистрирован в Министерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РФ. Свидетельство о регистрации ПИ № 77-14181 от 20.12.
  3. Научный психолого-педагогический журнал: методология, теория, практика (3)

    Документ
    Шамсунов А.А. Организация непрерывного профессионального образования сотрудников как основа совершенствования кадрового обеспечения органов и учреждений уголовно-исполнительной системы
  4. Научный психолого-педагогический журнал: методология, теория, практика (4)

    Документ
    Ф.Г. Мухаметзянова, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и педагогической психологии Академии социального образования (КСЮИ), З.
  5. Концепция и стратегии воспитания студентов в культурно-образовательном пространстве педагогического института юфу: монография / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д, 2008. 5 п л (1)

    Монография
    В каталоге представлены основные научно-педагогические издания, а также издания учебников, учебных и учебно-методических пособий, подготовленных по результатам научных исследований в рамках комплексных программ Российской академии
  6. Концепция и стратегии воспитания студентов в культурно-образовательном пространстве педагогического института юфу: монография / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д, 2008. 5 п л (2)

    Монография
    В каталоге представлены основные научно-педагогические издания, а также издания учебников, учебных и учебно-методических пособий, подготовленных по результатам научных исследований в рамках комплексных программ Российской академии
  7. Краткий отчет по комплексной программе за 2009 год научное обеспечение модернизации профессионального образования

    Содержательный отчет
    Осуществлен психолого-педагогический анализ отечественного и зарубежного опыта профессионального образования в условиях экономики, основанной на знаниях.
  8. Концепция и стратегии воспитания студентов в культурно-образовательном пространстве педагогического института юфу: монография / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д, 2008. 5 п л. Бордовская, Н. В

    Монография
    В каталоге представлены основные научно-педагогические издания, а также издания учебников, учебных и учебно-методических пособий, подготовленных по результатам научных исследований в рамках комплексных программ Российской академии
  9. Педагогическая практика функции, цели и задачи педагогической практики Учебная программа педагогической практики по мпф

    Педагогическая практика
    Успешное развитие сложных задач обучения и воспитания молодежи в решающей степени зависит от учителя, его идейной убежденности, профессионального мастерства, эрудиции и культуры.

Другие похожие документы..