Научный психолого-педагогический журнал

Причину этого они видят в отсутствии системности в работе и в специфике применяемых методов управления их профессиональной деятельностью. Следовательно, для решения проблем управления профессиональной подготовкой актуализируется потребность в содержательных коррективах сложившихся подходов к кадровому и психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса.

Педагогическое управление предполагает проникновение во внутреннюю структуру педагогических процессов и явлений, происходящих в вузе, где механизм движения и развития находится внутри педагогической системы и определяется её человеческими ресурсами. Новые формы педагогического управления должны привести к отказу от стереотипов, открыть путь к творчеству. Образующаяся при этом новая образовательная атмосфера обусловливает развитие у будущих специалистов важных способностей к действиям в нестандартных условиях, к принятию самостоятельных решений, требующих оправданного риска, к ответственности за такие решения, к самооценке своих действий. Именно в такой образовательной атмосфере прогнозируется рост качества профессиональной подготовки [5, С. 20].

Наряду с этим, главным противоречием военно-технического образования является то, чтов образовательном учреждении по-прежнему основным критерием оценки специалиста остаётся объём и качество знаний, умений и навыков, а у заказчика его «продукции» - реальная готовность выпускника к решению многоплановых задач профессиональной деятельности. Поэтому одним из важнейших элементов разрабатываемой системы управления качеством профессиональной подготовки (рис. 1) должен стать мониторинг ее состояния, унифицирующий уже существующие методы оценивания с инновационными разработками.


Рис. 1.Система управления качеством профессиональной подготовки

на основе его мониторинга

В отличие от традиционного контроля качества - это информационное обеспечение, под

которым понимается регулярное отслеживание состояния объекта исследования, фиксация или выявление проблем и анализ результатов управленческих воздействий. На наш взгляд, мониторинг качества профессиональной подготовки в военно-техническом вузе должен стать системообразующим фактором при разработке системы управления качеством.

Централизация сбора, обобщения и оценки информации может быть осуществлена группой профессионально-психологического отбора и лабораторией психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Такая работа позволит динамично и комплексно представлять информацию в управляющий орган для дальнейших управляющих воздействий во все подсистемы качества профессиональной подготовки.

Дальнейшая реализация разработанной гипотетической модели управления качеством профессиональной подготовки в военно-техническом вузе, унифицирующей основные компоненты качества образования на основе системы его мониторинга, требует уточнения перечня мероприятий реинжиниринга всей системы профессиональной подготовки, охватывающей изменения во всех подсистемах.

При решении структурно-штатного аспекта проблемы управления качеством мы исходим из принадлежности вуза к относительно консервативному министерству, не имеющему возможности в создании новых структур в период сокращения ВС РФ. Поэтому, проанализировав существующую линейно-функциональную структуру Военного инженерно-технического университета, мы пришли к выводу о целесообразности решения вопроса о её адаптации к внедрению модели управления качеством профессиональной подготовки.

Одним из наиболее целесообразных решений этого вопроса мы считаем создание условных внутривузовских адаптивных подструктур. Адаптивная организационная структура – это гибкая структура, способная изменяться (адаптироваться) в соответствии с требованиями среды (по аналогии с живыми организмами). Она может быть проектной и матричной. Проектнаяэтовременная организационная структура, которая представляет собой временное объединение специалистов внутри организации в одну команду для решения конкретной задачи и в короткий срок. Матричная организационная структура характерна для организаций, в которых проектная форма постоянна.

При адаптивной организационной структуре [4, С. 231] управление по отдельным сферам деятельности организации строится по вертикали, а по горизонтали осуществляется управление отдельными проектами. Для адаптивной структуры характерно создание непосредственных связей между специалистами и работа по решению задачи вне зависимости от их позиции в организации (включенности в конкретное подразделение). Для адаптивной организационной структуры свойственны активизация деятельности руководителей (за счет создания программных подразделений и резкого увеличения контактов с функциональными подразделениями) и гибкое использование кадрового потенциала организации.

Проблемы, связанные с использованием матричной организационной структуры, как правило, заключены в ее сложности, связанной с необходимостью «увязать» большое количество вертикальных и горизонтальных связей в единое целое. Однако эти проблемы могут быть нейтрализованы выполнением принципа единоначалия при сильной централизации управления организацией. Следовательно, в военно-техническом вузе такие трудности могут быть сведены к минимуму как раз за счёт преимуществ военной системы управления.

Поэтому в условиях объективной необходимости интеграции «принципа единоначалия»и творческих инициативроль руководства вуза только усиливается [6]. Руководством вуза устанавливается единство цели, направлений и внутренней среды таким образом, чтобы создать обстановку, в которой сотрудники целиком и полностью были бы вовлечены в достижение целей организации. Его задачами становятся обеспечение атмосферы доверия, инициирование, признание и поощрение вклада людей, поддержка открытых и честных взаимоотношений. Такая атмосфера способствует раскрытию творческих возможностей сотрудников. Для этого необходимо решение проблемы власти, подразумевающей применение силы. В новых условиях прямое применение силы вызывает сопротивление, на преодоление которого расходуется энергия, время и другие ресурсы, необходимые для достижения более важных целей. Поэтому руководителю мало быть начальником, ему необходимо стать тем лидером, которому не надо пользоваться силой и преодолевать сопротивление, а достаточно лишь обладать властью, воплощенной в его полномочиях. При таком подходе исчезают многие привычные функции руководителя. Из администратора и контролёра лидер становится учителем, советчиком, помощником, даже тренером. При этом лидерские функции нужны на всех уровнях организации, при решении любых ответственных задач. Иначе трудно надеяться на создание атмосферы творческого подъёма, на энтузиазм и инициативу.

Начальник университета при таком подходе выступает в роли лидера по качеству - осуществляет руководство деятельностью в области качества, в том числе:

- определяет политику, цели в области качества и устанавливает обязательства;

- создает правовую основу для функционирования системы управления качеством профессиональной подготовки посредством утверждения и подписания нормативных и организационно-распорядительных документов;

- назначает представителя руководства по качеству и наделяет его соответствующими полномочиями;

- выделяет необходимые финансовые и материальные ресурсы для функционирования системы управления качеством профессиональной подготовки.

При таком подходе организационно-штатные мероприятия потребуют:

- приобретения руководителем системы управления качеством профессиональной подготовки статуса заместителя начальника университета, решение вопросов качества которым будет осуществляться напрямую с начальником университета;

- создания информационного центра мониторинга качества профессиональной подготовки на основе группы профессионально-психологического отбора;

- создания горизонтальных взаимосвязей между разно профильными подразделениями, имеющими различные функции при решении однородных задач;

- создания на всех уровнях управления университетом рабочих групп качества профессиональной подготовки выпускников;

- внедрения в должностные инструкции всех работников университета обязанностей, непосредственно связанных с совершенствованием качества профессиональной подготовки выпускников;

- внедрения в плановую и отчётную документацию всех подразделений мероприятий по качеству профессиональной подготовки выпускников.

На этапе формирования внутривузовской системы менеджмента качества образования, когда необходимо проектирование и внедрение документации по основным процедурам этой системы, информационный центр мониторинга качества профессиональной подготовки по своему профилю деятельности является преимущественно программно-целевым подразделением проектного типа [7]. В дальнейшем, по мере развития системы управления качеством профессиональной подготовки, это подразделение приобретает характер программно-целевого подразделения координационного типа с прочными горизонтальными связями по всей структуре учебного управления и с выходами на многие подразделения других линейно-функциональных блоков. Основные задачи центра мониторинга качества профессиональной подготовки:

- проверка и анализ результатов качества профессиональной подготовки;

- подготовка к проведению комплексной оценки деятельности университета и отдельных профессиональных образовательных программ;

- системное совершенствование и разработка методов оценки качества профессиональной подготовки в университете;

- формирование внутривузовской базы данных образовательного процесса и ее сопровождение.

Таким образом, анализ особенностей управления качеством профессиональной подготовки в военно-технических вузах показал:

- при разработке и внедрении системы управления качеством профессиональной подготовки в военно-техническом вузе нельзя разделить процессы управления университетом и его качеством;

- реализация системного подхода при модернизации существующей практики управления качеством военно-профессиональной подготовки связана с реинжинирингом старых внутрисистемных связей в совокупности с построением новых связей с (и между) новыми подсистемами;

- решение проблем управления профессиональной подготовкой требует содержательных корректив в сложившихся подходах к кадровому и психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса;

- системообразующим фактором при разработке системы управления качеством в военно-техническом вузе должен стать мониторинг качества профессиональной подготовки;

- при внедрении системы управления качеством профессиональной подготовки в военно-техническом образовательном учреждении решение организационных вопросов наиболее целесообразно созданием адаптивной организационной структуры за счёт внутривузовских резервов;

- новые формы педагогического управления должны способствовать созданию новой образовательной атмосферы, характеризуемой творческими инициативами, стремлением к саморазвитию, доверием и открытыми взаимоотношениями.

Литература:

1. Чепуренко Г.П. Новые ориентиры современного образования. Информационные аспекты: Монография. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2002. -163 с

2. Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы / Руководитель авторского коллектива В.М. Филиппов. – М.: Логос, 2006. -488 с.

3. Коротков Э.М. Управление качеством образования: учебное пособие для вузов. – М., 2007. – 320 с.

4. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 560 с.

5. Булат Р.Е. Системный подход в управлении - фундамент качества образования // На страже Родины. № 59 (27593) от 20.10.2006. С. 4

6. Булат Р.Е. Аттестация качества образования как корпоративная задача университета // Военный инженер. 2008. № 4 (72). С. 10.

7. Булат Р.Е. Документационное обеспечение деятельности коллектива университета в системе управления качеством образования // Инженерное образование. – М. 2007. № 4. С. 136-139.

  1. Научный психолого-педагогический журнал: методология, теория, практика (1)

    Документ
    Учредители журнала: Институт среднего профессионального образования РАО (Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО), Казанский социально-юридический институт (Академия социального образования).
  2. Научный психолого-педагогический журнал: методология, теория, практика (2)

    Документ
    Зарегистрирован в Министерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РФ. Свидетельство о регистрации ПИ № 77-14181 от 20.12.
  3. Научный психолого-педагогический журнал: методология, теория, практика (3)

    Документ
    Шамсунов А.А. Организация непрерывного профессионального образования сотрудников как основа совершенствования кадрового обеспечения органов и учреждений уголовно-исполнительной системы
  4. Научный психолого-педагогический журнал: методология, теория, практика (4)

    Документ
    Ф.Г. Мухаметзянова, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и педагогической психологии Академии социального образования (КСЮИ), З.
  5. Концепция и стратегии воспитания студентов в культурно-образовательном пространстве педагогического института юфу: монография / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д, 2008. 5 п л (1)

    Монография
    В каталоге представлены основные научно-педагогические издания, а также издания учебников, учебных и учебно-методических пособий, подготовленных по результатам научных исследований в рамках комплексных программ Российской академии
  6. Концепция и стратегии воспитания студентов в культурно-образовательном пространстве педагогического института юфу: монография / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д, 2008. 5 п л (2)

    Монография
    В каталоге представлены основные научно-педагогические издания, а также издания учебников, учебных и учебно-методических пособий, подготовленных по результатам научных исследований в рамках комплексных программ Российской академии
  7. Краткий отчет по комплексной программе за 2009 год научное обеспечение модернизации профессионального образования

    Содержательный отчет
    Осуществлен психолого-педагогический анализ отечественного и зарубежного опыта профессионального образования в условиях экономики, основанной на знаниях.
  8. Концепция и стратегии воспитания студентов в культурно-образовательном пространстве педагогического института юфу: монография / Е. В. Бондаревская. Ростов н/Д, 2008. 5 п л. Бордовская, Н. В

    Монография
    В каталоге представлены основные научно-педагогические издания, а также издания учебников, учебных и учебно-методических пособий, подготовленных по результатам научных исследований в рамках комплексных программ Российской академии
  9. Педагогическая практика функции, цели и задачи педагогической практики Учебная программа педагогической практики по мпф

    Педагогическая практика
    Успешное развитие сложных задач обучения и воспитания молодежи в решающей степени зависит от учителя, его идейной убежденности, профессионального мастерства, эрудиции и культуры.

Другие похожие документы..