Структурно курс состоит из 8 разделов и 30 тем. Раздел Введение в мировую культуру и искусство Тема Мировая культура и искусство как учебный предмет

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра «Социально-культурный сервис и туризм»

Специальность: 100103.65 “Социально-культурный сервис и туризм”.

Дисциплина: Мировая культура и искусство.

Статус дисциплины: относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и является обязательной дисциплиной.

Общая трудоемкость дисциплины: 128 часов, в т.ч. лекции – 40 ч., практические занятия – 24 ч., самостоятельная работа – 64 ч.

Семестр:I семестр.

Преподаватель: старший преподаватель Большакова Любовь Захаровна.

Телефон кафедры: 251-80-82

ОПИСАНИЕ КУРСА

1. Цель курса:

Целью изучения дисциплины “Мировая культура и искусство” является раскрытие особенностей развития мировой культуры и искусства, характеристика основных этапов их развития, выработать у студентов понимание взаимосвязи и взаимовлияния различных сфер культуры, единства мирового культурно-исторического процесса и недостаточность европоцентристского подхода.

2. Организационно-методическое построение курса:

Структурно курс состоит из 8 разделов и 30 тем.

Раздел 1. Введение в мировую культуру и искусство

Тема 1. Мировая культура и искусство как учебный предмет

Тема 2. Основные теории культуры и искусства. Основные понятия и термины культуры.

Раздел 2. “Утро человечества”: Материальная и духовная культура доклассового общества

Тема 3. Культура каменного века

Тема 4. Культура первых кузнецов

Раздел 3. Культура и искусство древнего мира

Тема 5. Культура древней Месопотамии (Двуречья)

Тема 6. Культура и искусство древнего Египта

Тема 7. Культура и искусство Финикии и древнего Израиля

Тема 8. Культура и искусство древней Персии

Тема 9. Культура и искусство древней Греции

Тема 10. Культура древнего Рима

Тема 11. Культура и искусство древней Индии

Тема 12. Культура и искусство древнего Китая

Тема 13. Доколумбовая Америка

Раздел 4. Культура и искусство эпохи средневековья

Тема 14. Культура и искусство Византии (IV–ХV вв.)

Тема 15. Культура и искусство Киевской Руси

Тема 16. Культура мусульманских народов (арабы, персы, турки и др.)

Тема 17. Традиционная культура народов Дальнего Востока: Китай и Япония

Тема 18. Тема 18. Культура африканских народов

Тема 19. Культура эпохи Великого переселения народов и раннего средневековья

Тема 20. Культура и искусство Романского периода (ХI–ХII вв.)

Тема 21. Культура и искусство в позднее средневековье

Раздел 5. Культура и искусство эпохи Возрождения

Тема 22. Культура и искусство эпохи Возрождения в Западной Европе (1350–1600)

Тема 23. Культура и искусство Восточной Европы ХV–ХVI вв.

Тема 24. Культура и искусство Русского централизованного государства конца ХV–ХVII вв.

Раздел 6. Культура и искусство эпохи Абсолютизма и Просвещения (1600–1789)

Тема 25. Культура и искусство эпохи Абсолютизма и Просвещения в Западной Европе (1600–1789)

Раздел 7. Культура и искусство ХIХ–начала ХХ вв. (1789–1914 гг.)

Тема 26. Культура и искусство эпохи Просвещения и Абсолютизма в России (ХVIII век).

Тема 27. Западноевропейская культура и искусство ХIХ – начала ХХ вв.

Тема 28. Культура и искусство России ХIХ – начала ХХ в.

Раздел 8. Культура ХХ–начала ХХI вв. Пути развития. Заключение

Тема 29. Основные направления развития культуры ХХ века

Тема 30. Проблемы и перспективы развития современной культуры. Заключение.

Виды занятий: лекции, практические занятия, самостоятельная работа.

Контроль успеваемости включает: текущий контроль, рубежный контрольипромежуточную аттестацию (экзамен).

Текущий контроль успеваемости проводится в ходе практических занятий в форме устного опроса.

Рубежный контроль имеет целью установить качество усвоения учебного материала и проводится в два этапа.

Прохождение первого рубежного контроля по разделу 3. “Культура и искусство древнего мира” (по всем темам раздела) и разделу 4 “Культура и искусство эпохи средневековья” (по всем темам раздела) проводится в форме тестирования.

Прохождение второго рубежного контроля предусматривает устные ответы на вопросы из разделов “Культура и искусство эпохи Возрождения” и “Культура и искусство эпохи Абсолютизма и Просвещения (1600–1789)”.

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по дисциплине. Проводится в форме экзамена.

Знания, полученные при изучении данной дисциплины, могут быть использованы при написании выпускной квалификационной работы.

3. Литература

3.1. Основная литература

  1. Акимова Л.И. Бусева-Давыдова Л.И. Виноградова Н.А. История искусства. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративно-прикладное искусство. М., 2003.

  2. Виноградова Н.А. Николаева Н.С. Искусство стран Дальнего Востока. М., 1979.

  3. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 2000.

  4. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М., 1999.

  5. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. пособие для вузов. М., 1999.

  6. Ильина Т.В. История искусств: Западноевропейское искусство. 3-е изд. М., 2002.

  7. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. М., 2002.

  8. Львова Е.П. Кабкова Е.П. Некрасова А.М. Мировая художественная культура. В 3 ч. СПб., 2007.

  9. Мир искусства: 500 мастеров живописи / Сост. И.Г. Лужин. СПб., 2005.

  10. Скворцова Е.М. Теория и история культуры. М., 1999.

  11. Универсальные синхронистические таблицы: История. Философия. Наука. Искусство. Литература. – Факты Имена. Даты. М., 2004.

3.2. Дополнительная литература

  1. Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. М., 1976.

  2. Античность: Словарь справочник по истории, культуре и мифологии / Под обшей ред. В.Н. Ярхо. Изд. 3. Дубна, 2007.

  3. Аронов А.А. История отечественной культуры. Век ХХ. М., 1998.

  4. Афанасьева В. Луконин В. Померанцева Н. Искусство Древнего Востока. М., 1976.

  5. Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. М., 1992.

  6. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение: Проблемы и люди. М., 1995.

  7. Белицкий М. Забытый мир шумеров. М., 1980.

  8. Бонгард-Левин Г.М. Индия в древности. СПб., 2001.

  9. Борисова Е.А. Стернин Г.Ю. Русский модерн. М., 1994.

  10. Бохм-Дюшен, Моника; Кук, Джанет. Современное искусство: Энциклопедический словарь. Пер. с англ. М., 2001.

  11. Брюнель-Лобрюшон Ж. Дюамель-Амадо К. Повседневная жизнь во времена трубадуров ХII–ХIII века. М., 2003.

  12. Буслович Д.С. Библия, миф, история и литературные образы в произведениях искусства. М., 1995.

  13. Вентури, Лионелло. Художники нового времени [2-е изд.] СПб., 2007.

  14. Вентури, Лионелло. От Мане до Лотрека. М., 1958.

  15. Вёрман, Карл. История искусства всех времен и народов. Европейское искусство средних веков. М., 2003.

  16. Виргинский В.С. Очерки истории науки и техники ХVI–ХIХ веков (до 70-х гг. ХIХ века. М, 1984.

  17. Виргинский В.С. Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники. 1870–1917. М., 1988.

  18. Гуляев В.И. Америка и Старый свет в доколумбову эпоху. М.,, 1968.

  19. Гуляев В.И. Древнеиндийские цивилизации Мезоамерики. М., 1972.

  20. Дмитриева Н.А. Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. М., 1989.

  21. Зезина М.Р. Кошман Л.В. Шульгин В.С. История русской культуры. М., 1990.

  22. Иванов К.А. Трубадуры, труверы, миннезингеры. М., 1997.

  23. Иванов К.А Средневековый замок и его обитатели. [2-е изд.] // Иванов К.А. Многоликое средневековье. М., 1996. С.9–150.

  24. Иванов К.А. Средневековый город и его обитатели. [2-е изд.] // Иванов К.А. Многоликое средневековье. М., 1996. С. 155–297.

  25. Ильина Т.В. Русское искусство ХVIII века. М., 1999.

  26. Иллюстрированный атлас цивилизаций далекого прошлого / Автор текста Энн Миллард. М., 2002.

  27. Каждан А.П. Византийская культура (Х–ХII вв.). СПб., 1997.

  28. Каптерева Т. Виноградова Н. Искусство средневекового Востока. М., 1989.

  29. Кашекова И.Э. От античности до модерна: Стили в художественной культуре. М., 2000.

  30. Кенделл, Энн. Инки: Быт, религия, культура. М., 2005.

  31. Керам, Курт Боги, гробницы, ученые: Роман археолога. СПб., 2001.

  32. Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. М.,1987.

  33. Кириков Б.М. Архитектура Петербурга конца ХIХ–начала ХХ века: Эклектика. Модерн. Неоклассицизм. СПб., 2006.

  34. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830–1910-х годов. М., 1978.

  35. Кленгель-Брандт Э. Путешествие в древний Вавилон. М., 1979.

  36. Краснобаев Ю.И. Русская культура второй половины ХVII в. М., 1983.

  37. Культура Византии: вторая половина VII–ХII в. М.: Наука, 1989.

  38. Леви-Провансаль Э. Арабская культура в Испании: общий обзор. М, 1967.

  39. Литература Востока в средние века: Тексты / Под ред. Н.М. Сазоновой. М., 1996.

  40. Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. 4-е изд. М., 2002.

  41. Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы: Средние века. Возрождение в Италии. 4-е изд. М., 2003.

  42. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. 4-е изд. М:, 2004.

  43. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. СПБ., 2005.

  44. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. В 3 т. М., 1993–1996.

  45. Мец А. Мусульманский ренессанс. [3-е изд.] М., 1996.

  46. Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство. М., 1973. (Малая история искусств).

  47. Мир искусства: Направления и течения от импрессионизма до наших дней. СПб., М., 2006.

  48. Монтэ Пьер. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов / Пер. с фр. М., 2002.

  49. Немилова И.С. Французская живопись ХVIII века. М., 1985.

  50. Никол Ч. Леонардо да Винчи. Полет разума. М., 2006.

  51. Очерки истории арабской культуры V–ХV вв. М., 1982.

  52. Муратова К.М. Мастера французской готики ХII–ХIII веков. М. 1988.

  53. Паршин С.М. Мир искусства. М., 1993.

  54. Перрюшо, Анри. Жизнь Ван Гога. Пер. с франц. М., 1973.

  55. Перрюшо, Анри. Эдуард Мане. Пер. с франц. М., 2000.

  56. Ривкин Б.И. Античное искусство / Под ред. Т.В. Алексеева. М., 1972. (Малая история искусств).

  57. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. М., 1976.

  58. Самосознание европейской культуры ХХ в. М., 1991.

  59. Россия и ХХI век. От века разрушения к веку созидания. Москва-Мюнхен, 1993.

  60. Рыбаков Б.А. История культуры Древней Руси. М., 1994.

  61. Сарабьянов Д.В. Русская живопись ХIХ века среди европейских школ. Опыт сравнительного исследования. М., 1980.

  62. Соди Д. Великие культуры Месоамерики. М., 1985.

  63. Соколов М.Н. Апокалипсис! О Западном искусстве 1980-х гг. М., 1991.

  64. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1986.

  65. Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. М., 1993.

  66. Уотт У.М. Влияние ислама на средневековую Европу. М., 1976.

  67. Фрай Р.Н. Наследие Ирана. Пер. с англ. 2-е изд. М., 2002.

  68. Фильштинский И.М. Шидфар Б.Я. Очерк арабо-мусульманской культуры (VII–ХII вв.). М., 1971.

  69. Харди У. Путеводитель по стилю ар нуво. М., 1988.

  70. Хафнер Г. Выдающиеся портреты античности. 337 портретов в слове и образе. М., 1984.

  71. Шелаева А.А. Петербург в русской культуре ХVIII века: Учебно-методическое пособие. СПб., 2005.

  72. Шелаева А.А. Петербург в русской культуре ХIХ века: Учебно-методическое пособие. СПб., 2007.

  73. Широкова Н.С. Культура древних кельтов. Л., 1983.

  74. Шифман И.Ш. Ветхий Завет и его мир: Ветхий Завет как памятник литературы и общественной мысли Передней Азии. М., 1987.

  75. Шпаковский В.О. Рыцари средневековья. М., 1997.

  76. Эрши А. Живопись интернациональной готики. Будапешт, 1984.

  77. Яковкина Н.И. История русской культуры. ХIХ век. СПб., 2002.

  1. Центральный федеральный округ Белгородская область паспорт культурной жизни (1)

    Документ
    Белгородская область входит в состав Центрально-Черноземного экономического района и Центрального федерального округа Российской Федерации. На юге и западе она граничит с Луганской, Харьковской и Сумской областями Украины, на севере
  2. Учебно-методический комплекс история экономики высшее профессиональное образование специальность 080507. 65 Менеджмент организации москва, 2011

    Учебно-методический комплекс
    Курс «История экономики» входит в цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Изучает основополагающие принципы существования экономических моделей (типов), в которые организуется хозяйственная деятельность человека,
  3. Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой экономики, протокол от 26 января 2011 года №5 Рецензент Чередниченко Л. Г., доктор экономических наук, профессор

    Учебно-методический комплекс
    Курс «История экономики» входит в цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Изучает основополагающие принципы существования экономических моделей (типов), в которые организуется хозяйственная деятельность человека,
  4. Учебно-методический комплекс подготовлен Махалин В. Н., кандидат экономических наук Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой Менеджмента протокол от 24 января 2011 №5 Рецензент: Самойлова К.

    Учебно-методический комплекс
    Материалы учебно-методического комплекса по дисциплине разработаны в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлению подготовки 080500.
  5. Структурно курс состоит из 8 разделов и 25 тем. Раздел Введение в мировую культуру и искусство Тема Мировая культура и искусство как учебный предмет (1)

    Документ
    Целью изучения дисциплины “Мировая культура и искусство” является раскрытие особенностей развития мировой культуры и искусства, характеристика основных этапов их развития, выработать у студентов понимание взаимосвязи и взаимовлияния
  6. Структурно курс состоит из 8 разделов и 25 тем. Раздел Введение в мировую культуру и искусство Тема Мировая культура и искусство как учебный предмет (2)

    Документ
    Целью изучения дисциплины “Мировая культура и искусство” является раскрытие особенностей развития мировой культуры и искусства, характеристика основных этапов их развития, выработать у студентов понимание взаимосвязи и взаимовлияния
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Р. 01 Введение в специальность (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
  8. Данное пособие представляет собой дополненный вариант печатного издания: Марченя П. П (1)

    Учебно-практическое пособие
    Курс "Культурология" читался автором П.П. Марченя в Московской финансово-юридической академии в 2 -2006 гг. Авторский курс (программа и пособие) издавались в МФЮА в 2002, 2004 и последующих годах, инновационные авторские разработки
  9. Данное пособие представляет собой дополненный вариант печатного издания: Марченя П. П (2)

    Учебно-практическое пособие
    Курс "Культурология" читался автором П.П. Марченя в Московской финансово-юридической академии в 2 -2006 гг. Авторский курс (программа и пособие) издавались в МФЮА в 2002, 2004 и последующих годах, инновационные авторские разработки

Другие похожие документы..